=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 30 апреля 2010 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе - ВОЗНЕСЕНИЕ Господне. литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53.
С праздником!
> И восшедшего на небеса...
> "И восшедшего на небеса, — продолжает Символ веры вслед > за исповеданием воскресения Христа из мертвых, — и сидящего одесную > Отца" (то есть, в переводе с церковнославянского, "по правую руку > от Отца"). Наш следующий вопрос, таким образом, — это вопрос о том, > что в нашей вере, а также и в нашей жизни выражают, к чему призывают > эти слова, это утверждение вознесения Христа на небо. Здесь > необходимо остановиться на христианском смысле, христианском > "звучании" слова "небо". Необходимо потому, что словом этим > пользуются враги религии, недобросовестно толкующие его > как сохранение христианством первобытного, донаучного понимания > неба — как неба, так сказать, "физического", как места во вселенной, > где находится и восседает Бог.
> Между тем это древнее верование не имеет ничего общего > с христианским пониманием, ощущением и употреблением слова "небо". > Да, конечно, оно взято из того натурального пространственного > символизма, который присущ всем культурам, и в этом смысле его нужно > рассматривать по аналогии с нашим употреблением таких слов, > как "высокий" и "низкий", "широкий" и "узкий" и тому подобное. > Ведь когда мы говорим про один поступок, что он "высокий", > а про другой — что он "низкий", для каждого очевидно, что речь здесь > идет не о пространстве, а о нравственной, духовной оценке данных > поступков, так же, как определение человека "широким" или "узким" > самоочевидно не имеет ничего общего с его телесным сложением. > Так вот, слово "небо" на языке всех почти народов всегда имело > кроме своего "натурального" смысла также и смысл символический > или духовный, как символ высокого, чистого и даже запредельного. Да, > в своих первобытных представлениях о мире, о космосе примитивный > человек часто понимал этот символизм буквально. Первобытная > космология делила мир, вселенную на три этажа: небо, земля, > преисподняя, и, естественно, святое, божественное, высокое поселяла > на небе, а злое, греховное и страшное — в преисподней, так как и > в физическом мире, в физическом опыте небо "естественно" прекрасно, > светозарно, чисто, возвышенно. Но о том, что христианство не имеет > к этой космологии никакого отношения, свидетельствуют хотя бы слова > апостола Павла, призывавшего христиан "помышлять о небесном, > не о земном", или же слова святого Иоанна Златоуста, радостно > говорившего: "Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом..."
> Таким образом, повторяю, всякая попытка уличить христиан при помощи > слова "небо" в ненаучности, примитивности, глупом суеверии — это > не только попытка с негодными средствами, но и попытка, > прежде всего, нечестная. И, однако, не может быть никакого сомнения > в том, что слово, что символ неба имеет в христианской вере > действительно ключевое значение. Прежде всего, в рассказе о творении > мира Богом мир определяется как "небо и земля". "В начале, — > так открывается Библия, — сотворил Бог небо и землю". Таким образом, > небо — это в христианской вере не что-то вне-мирное, не другой мир. > Это — присущее миру, присущее творению духовное, так сказать, > вертикальное измерение его. Небо — это в мире то, что высоко, чисто, > духовно, это то, что в человеке называет христианство его духом, > душой. Не верующие в Бога материалисты отвергают самое наличие > присущей миру духовной, высокой, святой реальности. Для них всё > в мире объясняется снизу, из материи, из ее чисто физических > безличных законов. Но для верующего не земля, то есть не материя, > а небо мерит собою жизнь и ее смысл, не землей понимается небо, > а небом — земля и земное. Носитель же неба в мире, по христианской > вере, — человек. Человек создан "по образу и подобию Божьему", > человеку дан ум — и, следовательно, сила знания, человеку > дана совесть — и, следовательно, знание добра, человеку дан дух — и, > следовательно, возможность постигать красоту и совершенство. > Но в свободе своей человек может отпасть от небесного в самом себе, > может захотеть жить только землей, только земным, или, говоря > образно, опустить глаза свои — и это значит свой духовный взор, > свое сердце — вниз. Вот это и называет христианство грехом > и падением. Христианство верит и утверждает, что именно от этого > греха, от этого отпадения вниз, от этого отрыва от неба и пришел > нас спасти Христос.
> В Своем пришествии в мир, в Своем "вочеловечении" Христос снова явил > "небо на земле", образ жизни, обращенной ввысь, к Богу, то есть > к высокому, чистому, доброму, истинному, прекрасному — ко всему, > от чего оторвался человек в своей редукции, в своем сведении жизни > к земле и земному. Христос открыл нам, даровал нам небо, указал нам > Собою смысл жизни как подъема, восхождения, вознесения и силой, > правдой, Божественным совершенством неба наполнил не только землю, > но и самую, говоря на языке примитивных символов, преисподнюю.
> Христос снизошел на землю. Он снизошел в смерть. Но со Христом > и в Нём и в жизнь и в смерть было возвращено небо, открыт путь > к победе над всем тем, что только земля, только земное и чье > конечное и безнадежное завершение — тьма смерти. Совершив всё это, > Христос "вознесся на небо". И это значит для христианской веры, что > во Христе на небо вознесен человек, что человек приобщен к небесной > правде, и это значит — вернулся к Богу, к знанию Бога, и в Нём — > к единственной подлинной, а потому вечной жизни. Каждый раз, когда > в Символе веры мы утверждаем: "И восшедшаго на небеса", — мы говорим > не только о Христе, мы говорим и о самих себе. Если мы верим > во Христа, если мы со Христом — то и мы на небе, или, во всяком > случае, к небу, ко Христу, к Богу устремлены наша вера, наш дух, > наша любовь. Мы знаем небо как нашу подлинную жизнь, и в этом знании > осмысленной и радостной становится и наша земная жизнь, так как она > во Христе стала восхождением к вознесению. [ свящ. Александр Шмеман. из бесед на Символ веры, оп. в сб. "Воскресные беседы" // М.: "Паломник", 2002. www.messia.ru/r2/2/155b.htm#0 ]
+ + + его же беседа на Вознесение + + + краткая беседа www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_54.htm#3 + + + различные материалы: krotov.info/yakov/essai_vera/ev_mt/mk_16_19.html + + + В.Н. Кузнецова: Вознесение согласно Евангелию от Луки www.messia.ru/rasylka/009/2420.htm#0 + + + из православного богослужения (Великой вечерни): Господь вознесся на небеса, чтобы послать Утешителя миру www.messia.ru/rasylka/008/2213.htm#0 + + + cвящ. Александр Мень: Завершился мессианский путь Сына Человеческого www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0 (+ссылки!) + + + Общество друзей Священного Писания: Не ваше дело знать времена и сроки [Деян.1:1-26] www.bible-center.ru/book/acts/000
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100513/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=5&day=13
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Однажды, сидя с учениками за столом, Он повелел им не покидать Иерусалима: - Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня слышали. Иоанн омывал водою, а вы вскоре будете омыты Святым Духом. И вот собравшиеся стали спрашивать Его: - Господь! Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство? А Он ответил им: - Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец! Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы пол`учите силу и станете Моими свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до самых пределов земли. После этих слов Он стал у них на глазах возноситься на небо. Облако скрыло Его из виду. Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез. И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах, они сказали: - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо? Этот самый Иисус, взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел! Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной, возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12 — из апост. чтения праздника) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2566.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
|
![]() |