=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Продолжаем тему выпуска №2585.
> 1. На кресте распято Тело Богочеловека.
> Богочеловеческую природу Церкви являют её апостольство и святость. > Вертикальный брус креста соединяет землю и небо. Нижним основанием > этот брус укоренён в человеческой истории: Христос избрал апостолов, > дал им власть связывать и разрешать, послал благовестить и крестить, > собирая воедино Свою Церковь ото всех концов земли. Верхняя сторона > вертикали являет святость Церкви, укоренённую в Святом Духе, > пребывающем в Церкви со дня сошествия на апостолов в день > Пятидесятницы, как обещал Христос своим ученикам.
> 2. «Слишком многим руки для объятья > Ты раскинул по краям креста» > (Б. Пастернак).
> Оба конца горизонтального бруса символизируют два других > симметричных и тождественных признака Церкви: единство и соборность. > Символ Веры формулирует догмат о Церкви в таких же синонимичных > категориях, как и догмат о Святой Троице. Два греческих синонима: > философский термин «усия» и обиходное слово «ипостась» - выражают > в догмате о Святой Троице тождество сущности, соединяя три > необратимо различных Лица, не поглощая их различие единством, > но даруя нам новую реальность - христианское откровение личности > в божественном и человеческом бытии. Через крещение во имя > св. Троицы все христиане в равной мере приобщаются > к богочеловеческой природе Церкви.
> Если таинство Святой Троицы можно лишь благоговейно созерцать, то > в богочеловеческой сущности Тела Христова мы пребываем и должны > не только переживать свою причастность, но осознавать содержание > его преображённой жизни. В первосвященнической молитве Христос > просит Бога Отца, чтобы множество человеческих личностей осуществило > в Церкви своё единство во образ св. Троицы: «Да будут вси едино: > как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас > едино». {Иоанн 17,21}
> Единство и соборность выявляют природу Церкви - единое Тело Христово > во множестве ипостасей по образу Святой Троицы. Символ Веры > определяет догмат о Церкви, описывая «целое» - Тело Христово - > в терминах единства и соборности. Они одновременно соотносятся > как синонимы и антонимы, определяя сущность Церкви в антиномии > единства и множества. Как единство являет в идеале Целостность > (Тело), так множество осуществляет в идеале полноту. Соборность > обозначает сплоченное множество. Частное бытие, прежде замыкавшееся > в своей индивидуальности, приобщается к церковной полноте, > завершаемой единством любви. Сплочённость не окаменела > в однородности монолита, поглотившего множественность ипостасей. > Монолит исключает соборность: там, где пребывает одна единственная > глыба, нечего собирать воедино. Соборность сохраняет в Целом > множество ипостасей, «во едино сонмище совокупившихся», > ибо первоначально они были «по миру рассеянные». > {Стихира в неделю Ваий}
> Соборное единство Церкви не видится однородной глыбой, подавляющей > и растворяющей личность. Это качественное понятие, выражающее > преимущество личности перед обезличенной сплоченностью массы: > казармы или толпы. Единство выражается в сознательном и свободном > воцерковлении личности, отозвавшейся на призыв Христа. > Целое является в таком единстве как «глава Христос, из которого > всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно > скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает > приращение для созидания самого себя в любви». {Еф.4,16} Каждая > из многих ипостасей, живущих в организме Христовой жизни, > может сказать: «Живу же не к тому аз, но живёт во мне Христос». > {Гал.2,20}
> В истории понимания Символа Веры заметна тенденция к размыванию > онтологического смысла екклезиологических определений. Понятие > единства Церкви может выражать две различные идеи. Единство можно > рассматривать как онтологическую категорию. И в нём можно видеть > лишь исключительность положения и служения Церкви среди прочих > христианских конфессий. Первое понимание имеет в виду единую > Церковь, собранную из множества членов, как тело состоит > из отдельных органов. В основе такого понимания лежит буквальный > текст Священного Писания о Церкви как «созидании Тела Христова, > доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия». > {Еф.4,12-13} «Вы - Тело Христово, а порознь - члены». {1Кор.12,27} > Идея организма Христовой жизни предшествовала Символу Веры.
> Она родилась из новозаветного Откровения, опосредована евангельскими > и апостольскими текстами и органично вписалась в Символ: «Верую > во единую...»
> Вторая идея «единственности» опосредована опытом исторической > жизни Церкви. Она сформировалась в концепцию «единственности» Церкви > среди множества христианских не-церквей. Логика подсказывает: > если Церковь является Телом Христовым, она должна быть > «единственной». Христос имел одно Тело, в котором «воплотился > от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился». Поэтому Церковь может > быть лишь одна-единственная. «Умоляю вас, братия, именем Господа > нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между > вами разделений,, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних > мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, > братия мои, что между вами есть споры... у вас говорят: «я Павлов»; > «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? > Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» > {1Кор.1,10-13}
> Христос не может разделиться. Поэтому всё, что отделяется от Церкви, > утверждается как ересь или схизма.
> Концепция «единственности» Церкви опосредована истолкованием текстов > Священного Писания, богословскими созерцаниями и логическими > умозаключениями, а главное, оценкой исторического опыта > конфессиональных отношений. Идея «единственности» явилась > вполне человеческой: опытной и рассудочной. Она сформировалась > значительно позднее Никео-Цареградского Символа, > когда многочисленные разделения: ереси и расколы - разрывали > Тело Христово и ставили вопросы об екклезиологическом качестве > новообразований. Особенно заострили проблему Великий Раскол > 1054 года и последовавшая за ним Реформация.
> Для православного сознания только одна-единственная православная > Церковь является подлинным Телом Христовым. Для католического > сознания только одна-единственная католическая Церковь является > подлинным Телом Христовым. Дилемма - кто же прав? - не может иметь > однозначного решения, поскольку за каждым стоит веками > выкристаллизовавшаяся ментальность, исповедующая одно и то же > Откровение, один и тот же Символ Веры, по-разному осознанные в своём > культурноисторическом опыте. За тысячу лет эта концепция выросла > на Западе и на Востоке в две трудно различимые, но жёстко > противопоставленные друг другу церковные традиции, поддержанные > с обеих сторон именами святых отцов и авторитетных богословов. > Обе опираются на Символ Веры, исповедующий «единую Церковь». > Конфессиональное понятие «единственности Церкви» смещает в неологизм > изначальный смысл Символа, поскольку оно пришло не из Символа, > а из несходного исторического опыта. [ протоиерей Павел Адельгейм. из главы 1 книги "Догмат о Церкви в канонах и практике" www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=971&art_id=9430 ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! Я всегда благодарю Бога моего за вас, потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса, благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе. И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров, пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос. Это Он укрепит вас до конца, чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа. Потому что верен Бог, призвавший вас к общению со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9/*/) * * * *Иисус рассказал им еще одну притчу: 'Чему подобно Царство небес? Представьте: человек засеял отборным зерном свое поле. Ночью пришел его враг, когда спали все, сорные травы посеял в пшенице и удалился. Когда ж поднялись посевы и стал наливаться колос, сорняки показались. Слуги хозяина дома пришли к нему и сказали: "Господин наш, ты ведь отборным засеял зерном свое поле. Откуда взялись сорняки?" - "Это дело рук врага", - ответил хозяин. Они говорят: "Хочешь, пойдем мы и выполем их?" Он отвечает: «Не надо, иначе во время прополки вы вырвете с сорняками пшеницу. Пусть и то, и другое растет до жатвы. А в жатву я прикажу жнецам: "Сперва соберите сорные травы, свяжите в вязанки и сожгите, а пшеницу свезите в закрома»"'.* (Мф.13:24-30/**/) * * * "Вера — это непрестанное взирание исключительно на Христа — Победителя греха и смерти". (Лютер) *********************************************
/*/ из апостольского чтения вторника. /**/ из евангельского чтения вторника. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2581.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |