=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Этот выпуск рассылки посвящен стихам 18:33 - 19:30 Евангелия от Иоанна. ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#18:33 )
> У Пилата
> Иисус был препровожден Синедрионом на суд Пилата по обвинению > в политическом преступлении: возмущении народа, призыве не платить > подать кесарю и усвоении Себе достоинства Христа-Царя. С такою > исчерпывающею точностью формулировано это обвинение в Лк. (23:2). > То же, хотя и менее ясно, говорят и другие Евангелисты > (ср. Мф.27:11, Мк.15:2, Ин.18:33). В своей политической части, > обвинение было неоправданное. Его заведомая недобросовестность > вытекает, хотя бы, из ответа Иисуса на искусительный вопрос о подати > кесарю. Но политическое обвинение было необходимо, чтобы получить > от Пилата утверждение приговора. И Пилат, после ряда колебаний, > о которых свидетельствуют Евангелисты, послал Иисуса на смерть, > как претендента на мессианское достоинство, т. е. как политического > преступника. Это ясно, прежде всего, из надписи на кресте, которая, > по самому своему смыслу, содержала указание преступления (Мф.27:37, > Мк.15:26, Лк.23:38). В Ин. спор о надписи (19:19-22) показывает > только то, что у Пилата было желание этою надписью уязвить иудеев, > вынудивших от него беззаконный приговор. И Евангелисту была дорога > эта формула, как выражение догматической истины. По существу, Пилат > не мог не принимать формулу первосвященников: конечно, не Царь, > а претендент на царское достоинство. Замечательно и то, что Пилат, > делая попытку освободить Иисуса, был поставлен перед альтернативою, > кого отпустить — Иисуса или Варавву (Мф.27:15-26, Мк.15:6-15, > Лк.23:17-25, Ин.18:39-40). Для Евангелиста Иоанна противоположение > Иисуса и Варравы было, как нам может казаться, противоположение > Праведного, Человека в идеальном значении этого слова (ср. 19:5), > и злодея: “был же Варавва разбойник” (18:40). Но из более конкретных > указаний синоптиков вытекает, что Варавва был политический > преступник. По свидетельству Евангелиста Марка, Варавва был в узах > вместе с другими мятежниками, которые во время мятежа совершили > убийство (15:7, ср. Лк.23:18-19,25). Заслуживает внимания, что > и слово разбойник, употребленное в Ин. и имевшее для его Ефесских > читателей — так же, как и для нас — общее значение, было техническим > термином, который применялся в Палестине к вооруженным противникам > Римской власти, обычно называвшимся “зилотами”. Пилату предстояло > сделать выбор между двумя обвиняемыми в политическом преступлении. > Агитация Синедриона в народе заставила его сделать выбор в пользу > Вараввы. Но эпизод Вараввы еще раз подтверждает, что Иисус > был предан суду Пилата и осужден Пилатом на смерть по обвинению > в политическом преступлении. Такова формально-юридическая сторона > вопроса. Однако, для того, чтобы понять, как дошло до приговора, > надо постараться войти в психологию Пилата. Евангелисты дают нам > для этого достаточный материал.
> Нужно признать, что первое впечатление, которое производит на нас > образ Пилата в Евангелии, — скорее симпатичное. Евангелисты > подчеркивают настойчивое желание Пилата отпустить Иисуса. > Может быть, он, действительно, испытывал невольную симпатию > к Иисусу. Во всяком случае, в планы Евангелистов входило > эту симпатию оттенить. Расположение Пилата заставляло > яснее проступать непреклонную вражду членов Синедриона. С другой > стороны, с распространением христианства в Римской Империи, > авторитетным представителям Церкви было небезразлично подчеркнуть, > что официальный носитель Римской власти был убежден в политической > лояльности Иисуса. Эта апологетическая забота, может быть, особенно > чувствуется в Лк., где простое сопоставление текстов 23:2 и 20:20-26 > должно показать читателям всю необоснованность политического > обвинения. Апологетическая забота Луки сквозит и в Деян. В Мф. > (27:19) упоминается жена Пилата: много пострадав за Иисуса во сне, > она старается предостеречь Пилата против неправедного приговора > в тот самый момент, когда он вершит суд. Предание разукрасило > ее образ и даже сохранило ее имя: Клавдия Прокула (или Прокла). > Древние писатели говорили о ее обращении в христианство. Ни одно > из этих утверждений не может быть доказало. Интересно, что уже > в Евангелии известная симпатия к Пилату распространяется даже > на его жену. Между тем, духовный облик Пилата отмечен отрицательными > чертами, которые проступают, при внимательном чтении, > и в евангельском повествовании.
> Пилат был суровый и беспощадный правитель. Об этом свидетельствуют > внехристианские источники, которые получают подтверждение и в Лк. > (ср. 13:1): Господь во время Своего пути из Галилеи в Иерусалим > был осведомлен о галилеянах, кровь которых Пилат смешал > с их жертвами. У него было чувство права и несомненный > государственный инстинкт. Это вытекает из его повторных попыток > освободить Иисуса, в невинности Которого он был убежден. Но чувство > права не покоилось у Пилата на твердом моральном основании. > В глубине своего существа, он был скептик и оппортунист. Когда Иисус > ему сказал, что Он пришел в мир свидетельствовать об истине, Пилат > Ему ответил: “что есть истина?” (Ин.18:38). Этим ответом он показал, > что для него не существовало абсолютной истины. Его согласие — > против совести — послать Иисуса на смерть выражало то же отношение > к объективным ценностям. При этом, необходимо иметь в виду, что > своим положением Пилат был обязан покровительству Сеяна, фаворита > императора Тиверия. Но к тому времени, когда на суд Пилата привели > Иисуса, Сеян подвергся опале, и тем самым, Пилат потерял ту точку > опоры, которую он имел в Риме. В случае поступления доноса > на Пилата, ему не на кого было опереться.
> Суд Пилата рассказан с особыми подробностями в Ин. (18:28-19:16а), > но на нем останавливаются с вниманием и другие Евангелисты > (Мф.27:11-26, Мк.15:2-15 и Лк.23:2-25). Рассказ Ин. представляет > особый интерес не только потому, что отличается большею > обстоятельностью, но и потому, что ясно показывает, как дело дошло > до смертного приговора. Пилат тотчас же видит неосновательность > политического обвинения, выдвигаемого против Иисуса. Иисус > не отрицает Своего царского достоинства, но суждение о Царстве > не от мира сего не входит в компетенцию Пилата, а в существование > абсолютной истины, как только что было отмечено, он не верит. Иисус > в глазах Пилата - безвредный мечтатель и больше ничего. Он хочет > отпустить Иисуса. Праздник Пасхи представляет для этого > благоприятный случай. Но иудеи просят отпустить не Иисуса, а Варраву > (18:28-40). Тогда Пилат делает попытку вызвать в иудеях чувство > жалости. Поношение, которому он подвергает Иисуса в этот момент, > наилучшим образом объясняется именно этими побуждениями. Он выводит > Иисуса к народу и говорит: “се Человек.” Для Евангелиста в словах > Пилата раскрылся глубокий догматический смысл: свидетельство — > устами язычника! — о явлении идеального человека в лице Воплощенного > Слова. Сам Пилат хотел сказать другое: посмотрите на этого > несчастного! Но и эта попытка Пилата заставить Синедрион отказаться > от своего решения не имеет успеха. Первосвященники продолжают > настаивать на распятии (19:1-6). Они выдвигают новое обвинение. > Иисус усвоил Себе богосыновнее достоинство. Это — богохульство, > которое, по закону, карается смертью. На Пилата это новое обвиненье > имеет действие, противоположное тому, на какое рассчитывали > первосвященники. “Он больше убоялся.” Кого? Не первосвященников, > а Иисуса, Который не отвечал на его вопросы и считался с властью > Пилата над Ним лишь постольку, поскольку она была дана ему свыше. > Римляне были суеверны, и в сознании Пилата должна была мелькнуть > мысль: а что, если Иисус, действительно, Сын Божий? Он укрепляется > в своем желании отпустить Его (19:7-12а). Дело первосвященников > кажется проигранным. Пилат твердо стоит на своем. Тогда они пускают > в действие последний аргумент. “Если ты Его отпустишь, ты не друг > кесарю: всякий делающий себя царем противник кесарю.” Смысл угрозы > не вызывает сомнений: иудеи намекают Пилату на возможность доноса. > Пилат слишком хорошо помнит, что Сеян — в опале. Он уступает > и предает Иисуса на распятие (19:12в-16). Он это делает против > убеждения, из личных интересов. Он старается выместить свой гнев > на иудеях. Он повторно называет Иисуса их царем. Возражая ему, > они заявляют, что у них один только царь — кесарь (ст. 15). > Они отрекаются от своих мессианских чаяний. Выше было указано, что > и в споре о надписи на кресте (19:19-22) Пилат проявил то же желание > уязвить иудеев. Его чувство права не мирилось с тем беззаконием, > которое его заставили совершить. Но первосвященники добились своего: > приговор Синедриона получил утверждение прокуратора.
> Суд Пилата сопровождался поношением. Мы видели, что, по Ин. > (ср. 19:1-5), поношение имело место до вынесения приговора. По Мф. > (27:26-31) и Мк. (15:16-20), Иисус был подвергнут поношению > после вынесения приговора. Надо признать, что эти два свидетельства > друг друга не исключают. Вообще, повествование Ин. о суде Пилата > не противоречит повествованию синоптическому, но согласование > обоих повествований в частностях, а именно, расположение отдельных > эпизодов, Иоанновских и синоптических, в хронологической > последовательности представляет некоторые трудности. И потому > будет правильнее ограничиться указанием тех эпизодов суда Пилата, > которые сохранены синоптиками и не нашли места в Ин.
> Так, в Мф. упоминается вмешательство жены Пилата (27:19), и Пилат, > при вынесении смертного приговора, умывает руки перед народом > (27:24-25). Первый эпизод представляет интерес с точки зрения > характеристики Пилата. Второй относится к тем, которые должны > подчеркнуть непримиримость иудеев и лежащую на них ответственность. > Он должен быть поставлен рядом с рассказом о самоубийстве Иуды > и о страже у Гроба. Исторически, гораздо важнее рассказ Лк. > (23:6-12, ср. 15) о суде Ирода, не имеющий параллелей в других > Евангелиях. Пилат послал Иисуса к Ироду, когда узнал о галилейском > происхождении Иисуса. Этим он оказал внимание Ироду, и вполне > возможно, что правы те исследователи, которые этим актом внимания > объясняют примирение Ирода и Пилата. Сам Лука смотрел, конечно, > глубже: примирение тетрарха и прокуратора являло солидарность > грешного мира перед лицом Божественного Добра. Но и для Пилата, > конечно, главное заключалось не в той любезности, которую > он оказывал Ироду. Заключение Ирода имело для него значение > экспертизы. Пилат не был достаточно знаком с иудейскими делами, > и мнение Ирода, представляло для него объективный интерес. Ирод > не поскупился на издевательства над Иисусом, и блестящая одежда > шутовского царя, в которую он облек Его, была одним из проявлений > этих издевательств. Но ею он отвечал Пилату и на тот вопрос, > с которым Пилат послал к нему Иисуса. Экспертиза Ирода > была благоприятна для Иисуса. Приведенные показания синоптиков > только усиливают то впечатление, которое мы вынесли из рассказа Ин. > Посылая Иисуса на смерть, Пилат поступал против своего убеждения. > Так или иначе, его решение было принято, и тем самым смерть Иисуса > предопределена. [ Епископ Кассиан Безобразов. из книги ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ (Часть I. Евангельская История) www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html ]
+ + + Дороти Ли Сэйерс: Царь Израиля и правители века сего www.messia.ru/rasylka/010/2548.htm#0 полностью: "Князья века сего" www.pharisai.boom.ru/librar/sayers10.htm + ее же пьеса "Царь скорбей" www.pharisai.boom.ru/librar/sayers11.htm +++ свящ. Александр Шмеман: Крест, как тайна греха и тайна победы над ним www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 + + + Крестный путь. Размышления и молитвы Вселенского Патриарха Варфоломея на четырнадцати остановках Крестного пути, свершенного Папой Иоанном Павлом II в Страстную пятницу римского обряда 1994 года www.doroga-vmeste.ru/2007/2007_1_krestnyj_put.html + + + свящ. Александр Шмеман: О смерти Христа за нас www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_238.html + + + митрополит Сурожский Антоний: Служба "Двенадцати Евангелий" Страстного Четверга www.mitras.ru/inname/in_94.htm + + + он же: СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА www.mitras.ru/inname/in_95.htm + + + он же: "О Жизнь вечная, како умираеши?" (+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД (+ссылки) www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Пусть никто себя не обманывает! Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире, пусть станет глупым, чтобы стать мудрым. Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ... Так вот, пусть никто не хвалится людьми! Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше, но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу. ... Раз среди вас есть соперничество и раздоры, разве это не значит, что вы плотские и ведете себя, как люди этого мира? Когда один говорит: "Я - Павлов", а другой: "Я - Аполлосов", то кто вы? Люди этого мира! В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел? Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере, и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин. Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог! Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает. Значит лишь Бог, который взращивает! И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело. И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.* (1Кор.3:18,21-23/*/) * * * *Ничему не вынос`ите приговора до времени, пока не придет Господь. Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке, и сделает явными даже тайные помыслы. Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу. ... И действительно, кто тебя отличил? Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога? Ну, а если получил, как можешь похваляться, словно ничего не получал?!* (1Кор.4:5,7/**/) * * * *Вера в Бога — это доверие, почти невероятное доверие тому, что, в высшей степени отдавая себя в любви, мы будем не постыжены, а «приняты», что Любовь есть основа нашего бытия, к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.* (Дж.Робинсон) *********************************************
/*/ из апостольского чтения четверга. /**/ из апостольского чтения пятницы. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2588.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |