=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 06 августа 2010 г. ст.ст., Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Литургические чтения: 2Пет.1:10-19; Мф.17:1-9.
С праздником!
> Преобразился Ты на горе, Христе Боже, > показав ученикам Твоим славу Твою, > насколько это было для них возможно. > Да воссияет и нам, грешным, > свет Твой вечный, > по молитвам Богородицы. > Податель света, слава Тебе! (Тропарь, глас 7)
* * *
> Соединив в Себе две природы неслиянно, > Ты показал нам на горе Фаворе / уголь горящий Божества, > сжигающий грехи, но души просвещающий, > и тем изумил Моисея с Илиею / и верховных из учеников. * > Придите ко мне и веруйте, народы! > На гору святую, небесную взойдя, > станем духовно во граде живого Бога, / и будем созерцать умом > невещественное Божество Отца и Духа, / в Сыне Единородном сияющее.
> Ты привлек меня любовью, Христе, > и изменил божественным к Тебе стремлением. > Но сожги огнем невещественным грехи мои > и насытиться наслаждением в Тебе сподоби, > чтобы я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой. (из Канона 2, св. Иоанна Дамаскина)
[ Из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия (Тимрота) www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr01.htm ]
* * *
> Молитва – одновременно искание Бога и встреча с Ним, которая > перерастает в общение. То есть молитва является и деятельностью, > и состоянием, а также определенным взаимоотношением с Богом > и определенным отношением к тварному миру. Она рождается > из осознания того, что мир, в котором мы живем, не просто двухмерный > мир, жестко ограниченный временем и пространством, “плоский” мир, > где мы встречаем то, что нас окружает, лишь как поверхность, > однообразную толщу, под которой – пустота. Молитва рождается, когда > мы открываем, что мир имеет глубину, что мы не просто окружены > видимым, но погружены в невидимое и пронизаны им. И это невидимое – > одновременно Присутствие Божие, высшая и предельная реальность, > и глубинная сущность человека. Видимое и невидимое не противостоят > друг другу, но и не просто накладываются; они присутствуют > одновременно, взаимопроникаясь, как огонь и раскаленное железо. > Они взаимодополняются в той тайне, которую английский писатель > Чарльз Уильямс называет “со-присущностью”: присутствие вечности > во времени, будущего в настоящем мгновении; но также непреходящее > присутствие мгновения в вечности, в эсхатологическом совпадении > прошедшего, настоящего и будущего, которые содержатся одно в другом, > подобно тому, как дерево содержится в семени. Жить лишь видимым – > это жить поверхностно, не замечая или отстраняя не только Бога, > но и глубины тварного мира. Такая поверхностная жизнь обрекает нас > и в видимом мире замечать лишь то внешнее, на чем останавливается > наш взор. Если пытаться проникнуть дальше, то мы обнаруживаем > отсутствие содержания; в конечном итоге, в сердцевине вещей > мы достигаем точки равновесия, конечной, никуда не ведущей точки. > За пределом этой сердцевины нет ничего; внутри геометрического > объема нет глубины. Это последний предел. Мир внешних форм может > расширяться, но не способен углубляться. Однако сердце человека > глубоко (Пс.63:7). Когда мы достигаем той точки, откуда ключом бьет > жизнь, мы обнаруживаем, что источник ее – еще глубже. В сердце > человека есть глубина, которая открывается на невидимое, – > не на невидимое глубинной психологии, а на бесконечность, > на творческое Слово Божие, на Самого Бога. Войти в себя не означает > погрузиться, подобно интроверту, в собственные глубины, а выйти > за пределы своей ограниченности. Святой Иоанн Златоуст говорит: > “Найди двери собственного сердца, и ты увидишь, что это дверь > в Царство Небесное”. Это обнаружение своего глубинного “я” > происходит одновременно с признанием того, что и другой человек, > каждый, кто рядом с нами, также имеет свою неизмеримую глубину > безмерности и вечности. Я сознательно употребляю слово > “безмерность”: оно указывает, что глубину эту нельзя измерить – > не потому что на это не хватит наших мерок, а потому что ее сущности > чуждо самое понятие измеримости. Эта глубина соразмерна призванию > человека стать +причастником Божественной природы+; обнаруживая > собственную глубину, человек тем самым открывает Бога, Того, > Кого можно было бы назвать “незримым Ближним”: Он – Дух, Христос, > Отец. А в окружающем нас мире предметов и живых тварей > мы обнаруживаем то, что, наряду с человеческими глубинами, > принадлежит безмерности и вечности. На этой грани и устанавливается > молитвенное отношение: признание, что мир имеет три измерения, – > он расширяется в пространстве, течет во времени и обладает > устойчивой, но вместе с тем бесконечно изменчивой глубиной.
> Следовательно, молитва – отношение, которое устанавливается > между человеком, между видимым и лежащим в его основе невидимым – > целым глубинным миром, который включает всё существующее, > /перед лицом ситуации, где живет и действует человек/. Вот почему > я сказал, что молитва – искание, исследование этой области > невидимого и мира наших собственных глубин, который ведом одному > только Богу, который только Он и может нам открыть. И через молитву, > сначала на ощупь, в проблесках нового видения, мы ищем и открываем > Бога и человека в их взаимосвязи. Позднее, когда в ярком сиянии > света нам открывается то, что мы способны познать о невидимом > и о преображенном видимом, которое стало светоносным, просияло > собственной безмерностью и вечностью в Боге, молитва становится > состоянием, хотя не перестает быть тем, о чём я говорил в начале. > В мире поиска, частичной слепоты и частичного прозрения, наши первые > шаги в молитве состоят из восторженного изумления, благоговейного > трепета и чувства трагичности. Изумления, когда мы открываем себя > самих, познаем Бога, изумления при виде того, как мир > разворачивается перед нашим взором до пределов Божественной > бесконечности. Благоговейный трепет, внезапное озарение, > охватывающее нас радостью и ужасом, когда мы оказываемся > в присутствии святости и красоты Божией. Но также и чувство > трагичности – нашей личной и всеобщей: трагично быть слепым, > трагична наша неспособность непреткновенно жить в полноту > своего призвания, всё время ощущать себя пленником > своей ограниченности, ослепления. Трагично видеть мир сбившимся > с пути, без-божным, колеблющимся между жизнью и смертью > и неспособным выбрать раз и навсегда жизнь, раз и навсегда уйти > от смерти. Восторженное изумление и чувство трагичности – вот > два источника молитвы. Оба они рождаются из нашей встречи > с глубинами мира, которые стали прозрачными, до конца проницаемыми. > Без этой встречи мир предметов, мир стихийно бушующих сил, > непонятный и часто уродливый мир, в котором мы живем, может породить > в нас страх, недоумение, ужас.
> Итак, в сердцевине того основного взаимоотношения, которое > мы называем молитвой, – тема встречи. Эта тема – основоположная > категория откровения; ведь само откровение есть та встреча с Богом, > которая дает новое видение мира. Всё – встреча, как в Священном > Писании, так и в жизни. Эта встреча одновременно личная > и универсальная, единственная и показательная. Она всегда > двойственна: встреча с Богом и, в Нём, со всем творением; встреча > с человеком, с глубинами человека, укорененного в творческой > воле Божией, устремленного к последнему завершению, когда +Бог будет > всё во всём+. Это встреча личная, потому что каждый должен пережить > ее сам: ее невозможно познать извне или понаслышке. Она принадлежит > нам лично; но вместе с тем имеет и всеобщее значение, потому что > в ней мы перерастаем свое поверхностное и ограниченное “я”. > Эта встреча единственная, потому что при глубоком подходе > мы незаменимы и единственны как для Бога, так и для других; каждая > тварь знает Бога по-своему, каждый из нас знает Бога так, как никто > другой Его никогда не познает, кроме как через нас. И одновременно, > поскольку каждый из нас принадлежит всечеловеческой природе, каждая > встреча показательна: она есть откровение для всех того, что каждый > знает лично.
<.....>
> Христиане слишком привыкли, как только встает проблема, как только > возникает опасность, обращаться к Богу с криком: “Господи, заступи, > спаси, защити меня!” Как часто, вероятно, Господь глядит на нас > с грустью и неслышно отвечает нам на том языке, который мог бы > коснуться нашего сердца, если бы оно не было так озабочено > собственным страхом: “Я же =тебя= послал в эту ситуацию, =ты= должен > сражаться за Меня; разве ты не принадлежишь войску, авангарду > Царства Небесного, которое Я послал на землю? Не сказал ли Я Своим > ученикам: +Как Меня послал Отец, так Я посылаю вас+ – жить > и умирать? Неужели вы забыли пример и заветы апостолов?” =Мы= должны > быть присутствием Христовым на земле, то победоносным, > то распинаемым, всегда отдающимся, никогда не стремящимся избежать > этого пути. В силе Христовой всё нам возможно, но пролить > <свою> кровь должны мы сами; =мы= должны трудиться и действовать, > а не Он должен снова проходить весь крестный путь. Не в этом ли > смысл диалога Христа с Петром, который встречает Его у ворот Рима, > откуда уходит, чтобы избежать гонения: “Куда идешь, Господи? > Quo vadis, Domine?” – “Иду в Рим пострадать вместо тебя…” > Наше призвание – быть там, где мы нужны, а не укрываться > в безопасном месте. На протяжении дня, начатого во имя Божие, мы > не раз будем задаваться вопросом о его содержании, значении > различных его событий. Мы должны суметь размышлять в безмолвии, > вдумываться в канву событий, в которых не умеем разобраться > до конца – пока вдруг не увидим в них руку Божию. Наша ошибка почти > всегда в том, что мы думаем, будто человеческая мудрость, > подкрепленная назойливо-просительной молитвой, позволит нам > разрешать проблемы вечности. Потому что все, вплоть до самой > незначительной детали, как бы является частью вечности, становления > мира, частью которого мы являемся. На самом деле человеческая > мудрость должна уступить место способности вглядываться, погружаться > взором в стоящую перед нами тайну, пытаться различить незримый > след Божий, Его премудрость, столь отличную от людской умудренности; > божественную мудрость, живущую в сердце человека. Мы должны > научиться в сумятице жизни быть местом покоя, устойчивости, должны > уметь дождаться момента, когда вдруг до нас дойдет понимание. > Английская писательница Эвелин Андерхилл сравнивает совершенного > христианина с собакой пастуха, с овчаркой. Овчарка, – говорит она, – > как только заслышит голос хозяина, замирает на месте, смотрит ему > в глаза, приникает к его взгляду и голосу, чтобы угадать его волю. > Затем, как только она поняла, без малейшего колебания она бросается > исполнять волю своего хозяина. И (добавляет Э. Андерхилл) у нее есть > свойство, редкое среди христиан: она без устали виляет хвостом.
> Мы должны уметь путем созерцательного молчания, в молитвенном > ожидании различить в основе нашей жизни, в ее сумятице, ее видимом > беспорядке – Божий замысел. Мы должны научиться в молитве же > находить мужество, силу, вдохновение и необходимое руководство. > Так весь день станет непрестанной молитвой. Но это – идеальное > состояние, в которое мы не можем вступить сразу, потому что > не привыкли к молитве, к постоянному вниманию, мы не умеем сохранять > трезвение среди окружающей нас жизни, которая пронизывает нас, > вливается в нас. Мы должны вступать на этот путь постепенно, начиная > с нескольких часов, иногда и того короче, потому что если будем > принуждать себя слишком долго и напряжено сосредотачивать > свое внимание, наступит момент, когда наши силы истощатся; это > не значит, что благодать привела нас к ошибкам, а что человеческий > инструмент еще слишком хрупок. Тогда нас отхватит отвращение, > усталость от молитвы; самые живые слова станут пеплом у нас > на устах, засохнут, окажутся сухим песком, нам будет казаться, что > этот день мы живем не в Боге и не для Бога. В такие моменты, когда > мы раздавлены, потому что жили не в свою меру, надо уметь смиренно > признать свое поражение, признать, что мы не доросли до того, чтобы > жить в постоянном Присутствии Божием. Тогда следует уметь проявить > духовное воздержание и ограничить свои молитвенные порывы, особенно > словесное их выражение; надо знать, что, раз испросив > Божие благословение на этот день и стараясь жить нерассеянно, > без суеты, мы пребудем в том состоянии молитвенности, о котором > говорилось выше. А затем постепенное, внимательное воспитание > нашего сердца и ума позволит нам проводить целые дни не только > в этой молитве для начинающих, уже сплетшейся с жизнью, но еще > не имеющей силы ее преобразить, но и в молитве гораздо более > осознанной, более глубокой, о которой мы еще поговорим.
> Всё это приводит нас к проблеме, которую трудно разрешить > начинающим: о роли усилия, месте подвига, трудничества в молитвенной > встрече. Легко молиться в восторге, легко молиться в тоске; гораздо > труднее молиться в обычные, тусклые дни, когда к этому нет > ни внешнего, ни внутреннего побуждения. Тогда надо уметь принуждать > себя к молитве. Почему? Потому что наша молитвенная жизнь должна > быть выражением не только наших непосредственных чувств, но и наших > постоянных, прочных, неотъемлемых убеждений. Это относится ко всем > наших душевным состояниям. Бывают моменты, когда, обессилев > от усталости, мы неспособны ощущать глубоко привязанность к самым > любимым нами людям; если бы нас о ней спросили, мы могли бы > с уверенностью ответить, что она есть, но слишком далеко ушла > в глубины, мы ее не ощущаем, а усталость – вот она, одолевает. > Чувство есть, но порой жизненный напор, сила, способность отозваться > как будто погасли. Нашей жизнью движет только воля. А воля > в сочетании с ясными убеждениями, к которым мы относимся > ответственно, с порывом, свободным от страсти – главный двигатель > жизни. Если усилие основано только на общественных условностях, > оно мертвит, а не животворит душу. Усилие, впрочем, состоит > не только из жесткости, оно не безжалостно, оно может сочетаться > с большим пониманием себя и других, с большим милосердием. > Что касается молитвы, усилие возникает, когда живому чувству > недостает интенсивности и яркости, чтобы собрать все душевные силы. > Тогда мы должны стать перед Богом актом чистой веры; мы знаем, что > Он есть, и знаем, кто Он. Мы идем поклониться Ему с благоговейным > страхом, без которого невозможно приблизиться к святости. Собранным, > постоянным усилием надо вкладывать в эту встречу всё внимание, > всю глубину, каких она заслуживает, и прежде всего, надо принуждать > себя к этой встрече, потому что цель всякой встречи с Богом – > не столько непосредственная радость этой встречи, сколько радость, > которая постепенно рождается от длительного труда, по мере того как > общение с Богом преображает нас, и мы начинаем жить божественной > жизнью, как бы переливающейся через край из Его природы. То есть > надо, не пытаясь обманывать себя, еще менее – Бога, встать перед Ним > и приносить Ему каждое слово, каждое выражение нашей молитвы > из глубины цельного убеждения ума и воли.
> Это означает две вещи. С одной стороны, что мы ищем не радости > этой встречи, а глубокого преображения, которое только Бог может > совершить в нас; что мы готовы, по слову Отцов Церкви, +дать кровь, > чтобы принять Дух+. И с другой стороны, что слова нашей молитвы > выражают с предельной точностью наши подлинные убеждения. Когда > мы молимся собственными словами, молитва наша должна быть трезва, > внимательна, безыскусна, она должна выражать как реальность данного > момента во всей ее наготе и убожестве, так и наши четкие убеждения > и твердую устремленность. Это требует большого, напряженного > самоотречения, но само оно – один из существенных элементов > этой встречи. Если мы употребляем “готовые” молитвы (а они родились > из чувства трагичности и живого порыва великих душ), мы должны быть > внимательны, чтобы не солгать Богу под тем предлогом, будто приносим > Ему достойные Его молитвы. [ митрополит Сурожский Антоний (Блум). из беседы МУЖЕСТВО МОЛИТЬСЯ www.mitras.ru/molitva/muzhestvo.htm; ср. www.messia.ru/r2/1/027.htm#0;
+ + + митрополит Антоний: им хотелось остаться в этой радости www.messia.ru/rasylka/009/2454.htm#0 + + + он же: Христос сказал им: "Пойдем отсюда..." www.messia.ru/rasylka/007/1936.htm#0 (+ссылки) + + + он же: ученики увидели, Кто Он есть... www.messia.ru/rasylka/003/526.htm#0 + + + преподобный Ефрем Сирин: Преображение Господне www.messia.ru/rasylka/008/2278.htm#0 + + + из православного богослужения праздника www.messia.ru/rasylka/005/1238.htm#0 (+ссылки) + + + еп. Каллист (Уэр). Духовная борьба в современном мире www.kiev-orthodox.org/site/spiritual/2039/ (1. Преображение.)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100819/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=8&day=19
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания - через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью, благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями этого мира. И по этой причине приложите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель - знанием, знание - выдержкой, выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием, благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью. Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным и бесплодным. Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов. Вот почему вы, братья, с еще большим усердием старайтесь подтвердить свою призванность и избрание. Будете так поступать - никогда не споткнетесь! Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом, даже если вы и так всё это знаете и уже утвердились в той истине, что явилась вам. Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке, постоянно будить вашу память напоминаниями. ... Когда мы поведали вам о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе, мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок. Нет, мы сами стали очевидцами Его величия! Он принял от Бога Отца честь и славу, когда донесся к Нему голос величественной Славы: 'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'. И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали, когда были с Ним на святой горе. Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова пророков. Вы поступите правильно, если будете относиться к ним, как к светильнику, что горит в потемках, пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.* (2Пет.1:3-13,16-19/*/) * * * *Хотя мы и живем в этом мире, но воюем не так, как в этом мире принято. В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием, а оружием Божественной мощи - оно сокрушает твердыни. Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие, восстающие против познания Бога, и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу. И когда ваша покорность Христу станет совершенной, мы будем стоять наготове, чтобы наказать любую непокорность. ... Если кто-то убежден, что он Христов, пусть подумает о том, что мы тоже не меньше его Христовы.* (2Кор.10:3-7/**/) * * * "Предай Господу путь твой, и уповай на Него, - и Он совершит..." (Пс.36:5) *********************************************
/*/ из апостольского чтения праздника. /**/ из апостольского чтения среды. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2605.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |