=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 14 сентября 2010 г. ст.ст. (понедельник), Воздвижение Честн`ого и Животворящего Креста Господня. литургические чтения: 1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35. {Преставление свт. Иоанна Златоуста (407)}
> О честном и животворящем кресте и о преступлении первых людей
> <.....> Я желаю сегодня предложить вам духовную трапезу, не тело > питающую, но укрепляющую дух, лучше же сказать: и тело питающую, > и душу очищающую. Такова – трапеза духовная; она не то, что трапеза > прожорливых людей, производящая пресыщение. Слово – духовно, > оно дышит благоуханием, потому что, вспоминая о нём, человек, как бы > поглощающий миро, испускает некоторое благовоние, не только > себя самого награждая благоуханием, но делая так, чтоб и стоящие > возле него исполнились того благовония. Внимайте же – я желаю > произнести слово. Есть и такие водолазы, что бросаются с корабля > в море, ходя всюду по морскому дну, желая извлечь себе жемчужную > раковину; мы же, вместо корабля имея Ветхий и Новый Завет, вместо > руля – крест, вместо кормчего – Христа, вместо подкормчего – Отца, > вместо <западного ветра> – Святого Духа, вместо паруса – благодать, > вместо корабельщиков – учеников, вместо пассажиров – пророков, – > бросимся с корабля в море мыслей, не для того, чтобы извлечь себе > жемчужную раковину, но то, что драгоценнее жемчуга. Внимайте же мне, > умоляю, доставьте мне послушание; я, как уже сказал, намереваюсь > извлекать из глубины мыслей нечто ценнее жемчуга. Итак, > не отнеситесь к себе с пренебрежением и не поступите с собой, > как неразумные животные. Ведь написано: "Не бросайте жемчуга вашего > перед свиньями и не давайте святыни псам" (Мф.7:6). Когда же > ты услышишь о свиньях, то не сочти их бессловесными животными; > и когда услышишь о собаках, то не сочти и их за собак. Свиньями > Писание называет живущих в распутстве; собаками же называет > необдуманно беснующихся против Господа. Итак, сделайте самих себя > достойными того жемчуга, который намереваюсь вам сегодня предложить. > Земледельцы не бросают безрассудно своих семян, если сначала > не запрягут волов и не провлекут плуга, и не извлекут терновника, > и не прорежут борозд, – тогда только бросают свои семена на землю, > чтобы дождь, найдя их, унес в пустоты земли; и тогда земля, взяв их, > рождает колос. Но те семена выжидают и зиму, и лето, и небесный > дождь, и лучи солнца, и время жатвы, – тогда только они собираются > в житницы; я же не выжидаю ни зимы, ни лета, ни солнечных лучей, > ни дождя, ни запрягаю волов, ни влеку плуга, ни прорезываю борозд, > ни извлекаю терновника, сегодня сею, сегодня и жну, потому что > обрабатываю не неразумную землю, но землю разумную, > не бесчувственную, но чувственную, не бездушную, но одушевленную. > И какой земли я, счастливец, избран возделывателем! Да, я тогда > счастлив, когда говорю в уши слушающих, и опять (Писание) говорит: > преслушание производит смерть (сравн. Втор.8:20). Итак, я блажен; > блаженны и вы, потому что Иисус в Евангелии говорит ученикам: > "Блаженны вы, когда исполняете" Мое слово (Ин.13:17). Внимайте же, > обращайте внимание на то, что говорится. А желаю я вам с помощью > образов показать, чтО есть Бог? Пользуясь <ино>сказанием, говорю: > Бог подобен человеку, сидящему на утесе и созерцающему всё море, > корабли, ходящие по нему, море – непостоянное, возбуждаемое > треволнениями, вследствие того, что в нём дуют жестокие ветры; > вот некоторый прекрасный кормчий, соперничая с волнами, пытается > ввести корабль в спокойную гавань, потому что застигает позднее > время, – пытается ввести, боясь, чтобы корабль не утонул, так как > иные корабли идут по прямой дороге, а другие вследствие сильного > натиска ветров погружаются в воду и погибают, причем некоторые люди > умирают, а некоторые остаются в живых и достигают земли, схватившись > за какой-нибудь жалкий руль и выбрасываемые на сушу весьма сильными > волнами; а также бывают выбрасываемы тела и умерших уже. Всё же это > созерцает сидящий на утесе; это – Бог, и, как я прежде сказал, > я говорю, пользуясь <ино>сказанием. А когда я скажу о Боге, сидящем > на высоких местах, то не думай, что Он находится только на высоких > местах, но думай, что Он присутствует и всюду. Он не <от>деляется > от чего-либо расстоянием места, Сам будучи Своим местом, Сам > всё вмещая, а Его не вмещает ничто. И что может вместить природу > бестелесную и невещественную, и беспредельную, и неисследимую, > и неподверженную гибели, и нетленную, и непостижимую? По мнению > благочестивых людей таким-то образом дОлжно мыслить Бога. Это – > наша надежда, как написано: "Сия же есть жизнь вечная, да знают > Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" > (Ин.17:3). <...> Когда же ты услышишь о Христе, то не считай Его > одним только Богом, и не думай об одном только домостроительстве > во плоти, но о том и другом вместе, и о Боге – Слове и о плотском > домостроительстве. Я знаю, что Христос алкал, знаю также, > что Христос с помощью пяти хлебов и двух рыб напитал пять тысяч > человек, кроме женщин и детей; знаю, что Христос жаждал, знаю также > и то, что Христос превратил воду в вино; знаю, что Христос плавал > на корабле, знаю и то, что Христос ходил по водам; знаю, что Христос > умер, знаю и то, что Христос воскрешал мертвых; знаю, что Христос > предстоял Пилату, знаю и то, что Христос сидит вместе с Отцем; знаю, > что Христос терпел от иудеев оплевания, знаю и то, что Христу > покланялись ангелы; и одно привожу, доказывая Его божество, > а другое, доказывая Его человечество. Поэтому сказано то и другое > вместе, так как я знаю, что Христос родился от Марии, и знаю, > что Христос существовал прежде веков. Итак, прославим Иисуса Христа, > несокрушимую стену, основание, утвержденное на скале. Он сам говорит > Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада > не одолеют ее" (Мф.16:18). Подобным же образом говорит и Павел: > "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, > которое есть Иисус Христос" (1Кор.3:11). Итак, умоляю вас, чтобы нам > со всей кротостью обращать внимание друг на друга. В настоящей жизни > мы прельщаемся пищей и питьем, и разнообразными удовольствиями, > а в будущей – суд и наказание. Итак, не дадим места для диавола. > "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, > против властей, против мироправителей тьмы века сего" (Еф.6:12). > Поспешим же убежать от вечного наказания. Бог не сотворил наказания, > чтобы подвергнуть ему нас, но – чтобы тебя, впадшего в него, > исторгнуть; ведь мы имеем такового – человеколюбивого и милосердного > Бога. Давид свидетельствует, говоря: "Бог - судья праведный > и крепкий, и долготерпеливый, и не наводящий гнев ежедневно" > (Пс.7:12). "Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой > Он натянул и приготовил его, И в нём приготовил орудия смерти, > стрелы Свои сделал для сожигаемых" (ст.13-14). Это говорит Бог, > не для того, чтобы судить нас, но – чтобы мы не сделались > более беспечными. Если бы Он желал погубить нас, то не пролил бы > за нас Своей крови. Он умер, чтобы даровать тебе бессмертие; > взалкал, чтобы напитать тебя Своей плотью; возжаждал, чтобы напоить > тебя Своей кровью; садился на корабль, чтобы посадить тебя превыше > херувимов; Он был крещен, чтобы просветить тебя; был <бит по щекам>, > чтобы освободить тебя; путешествовал, чтобы сделать тебя неутомимым; > плавал на корабле, чтобы соделать тебя бесстрашным; спал, > чтобы сделать тебя свободным от печалей; <родился от женщины>, > чтобы проявить сострадание к преступлению Евы в раю; назван > человеком, чтобы назвать тебя Богом; назван Сыном человеческим, > чтобы назвать тебя сыном Божиим; восприял наше и даровал нам Свое; > молился, чтобы сделать тебя верным, как говорит о Лазаре: "Отче! > прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя"[1] (Ин.17:1). > "Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю" (Ин.12:28). > "Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, > здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня" (Ин.11:42). > Итак, если что потерпел Он, то потерпел не ради Себя самого > и не ради Своего Отца, но – чтобы чрез крест спасти человеческий > род. И если ты, возлюбленный, желаешь узнать силу креста и то, что > я мог бы сказать о кресте в похвалу его, то слушай. Крест – надежда > христиан, крест – восстание мертвых, крест – путеводитель слепых, > крест – надежда потерявших надежду, крест – путь заблудившихся, > крест – мститель за обижаемых, крест – посох хромых, крест – > утешение бедных, крест – удило для богатых, крест – низложение > горделивых, крест – покаяние распутных, крест – <оружие, > обращающее в бегство> демонов[*], крест – победа над диаволом, > крест – учитель детей, крест – изобилие для недостаточных, крест – > кормчий плавающих, крест – гавань обуреваемых, крест – стена > для тех, на кого нападают неприятели, крест – отец сирот, крест – > защитник вдов, крест – судья неправедных, крест – столп праведных, > крест – успокоение страдающих, крест – страж детей, крест – глава > мужей, крест – конец старцев, крест – свет сидящим во тьме, крест – > великолепие царей, крест – человеколюбие варваров, крест – свобода > рабов, крест – мудрость необразованных, крест – закон беззаконных, > крест – проповедь пророков, крест – возвещение апостолов, крест – > похвала мучеников, крест – подвижничество монахов, крест – > целомудрие дев, крест – радость иереев, крест – основание церкви, > крест – безопасность вселенной, крест – низложение храмов, крест – > низпровержение алтарей, крест – удаление тука жертвоприношений, > крест – соблазн <для> иудеев, крест – погибель нечестивых, крест – > сила бессильных, крест – врач болящих, крест – очищение прокаженных, > крест – укрепление расслабленных, крест – хлеб алчущих, крест – > источник жаждущих, крест – одежда нагих; всякий же раз как скажу > о наготе, говорю не о телесной, а о наготе веры. Когда ты, > уверовавши, будешь крещен, тогда назовешься облеченным. И послушай, > что говорить Павел: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа > облеклись" (Гал.3:27). Когда же услышишь о Христе, то не подумай > только о Боге, ни об одном только плотском домостроительстве, но > о том и другом вместе. Я часто говорил, и теперь не перестану > говорить: ибо "для меня" говорить "не тягостно, а для вас > назидательно" (Флп.3:1), так как я хочу, чтоб все были учителями. > Итак, Христом Он назван потому, что облекся в плоть; назван Иисусом > Христом, – имя Его по плоти; назван Словом потому, что слово – > от кого-либо; Сыном потому, что от Отца; Единородным потому, > что один только и от одного только Бога; Богом потому, что Творец. > И слушай, что говорит Иоанн: "В начале было Слово, и Слово было > у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него > начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" > (Ин.1:1-3). Видишь ли, что это – Тот, Кто словом простер небо > и украсил разнообразное собрание звезд, и показал небо, как бы луг? > Это – Тот, Кто возжег солнце и установил для него пути; это – Тот, > Кто определил появление луны при закате солнца; это – Тот, Кто > на водах основал землю; это – Тот, Кто повелел земле произвести > былие травное и источникам изливать воды, и рекам течь, и озерам > собраться вместе, – Кто чрез посредство песка положил пределы морю > и повелел водам произвести живые души и ветрам – дуть, и горы > взвесил на весах, облакам повелел двигаться, скотам четвероногим, > пресмыкающимся, пернатым бегать по земле. А что мне сказать > об ангелах, архангелах, престолах, херувимах, серафимах, началах, > властях, порядках, временах и годах, и месяцах, и седмицах, и днях, > и часах, и ночах, и свете, и мраке, и сущностях вещей? Сотворив же > человека последним, по образу и по подобию Своему, Он поместил его > в раю. Увидев же, что человеческий род побеждается злобой диавола, > Он пожелал облечь на Себя наши начатки и пригвоздить их на древе. > чтобы, как чрез древо произошло преступление, так опять чрез древо > произошло и спасение. Итак, диавол, позавидовав, что, между тем как > он низвергнут с неба, Адам был в раю, – воздействовал на него, > воспользовавшись змеем, как бы оружием; и таким образом беседодовал > с ними, когда они были в раю, потому что бестелесный не мог > беседовать с телесными; и говорит Еве: это дерево – прекрасно > и спело для вкушения, и: "В день, в который вы вкусите их, откроются > глаза ваши, и вы будете, как боги", все знающие (Быт.3:5). Убедив > Еву, он обманул; затем та убедила и своего мужа, и они вкусили > от дерева. Когда же они вкусили, то оказались наги; и говорит > Бог Адаму: "Где ты?" (ст.9). Когда услышишь: "Где ты?", то не вмени > Богу неведения. Говорил же Он: "Где ты?", потому что диавол говорил > им: "В день, в который вы вкУсите, будете, как боги"; так как > они полагали, что <им предстоит> сделаться, как боги, поэтому > Бог говорил ему: "Адам, где ты?". Это значит: ты вкусил и остался > человеком; не возвестил ли Я тебе, чтоб ты не вкушал от этого > дерева? Но ты вкусил, и явился преступником; это значит: "Где ты?" > Листьями же смоковницы они были облечены, покрывая образ греха. > И что говорит Адам: "Голос Твой я услышал в раю, и скрылся" (ст.10). > И говорит Бог: "Что ты сделал?" И Адам говорит Богу: "Жена, которую > Ты мне дал, она" обольстила меня (ст.12). Потом Бог говорит Еве: > "Кто прельстил тебя?" И что говорит та? "Змей обольстил меня" > (ст.13). "О, Ева, ведь Я дал тебя мужу твоему, – ужели Я дал тебя > и ЗмЕю?" Приводили же они это в свое оправдание, потому что желали > устранить себя самих от наказания. И говорит Бог Адаму: "Проклята > земля за тебя, терния и волчцы произрастит она тебе; в поте лица > твоего будешь есть хлеб" (ст.17-19). Потом – жене: "В болезни будешь > рождать детей; умножая умножу скорбь твою, и к мужу твоему влечение > твое, и он будет господствовать над тобою" (ст.16). Затем – ЗмЕю: > "Ты будешь ходить <...> чреве твоем, и будешь есть прах во все дни > жизни твоей и человек будет господствовать над тобою; Он будет > поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (ст.14-15). > <.....> Так как преступление произошло от дерева, как я раньше > сказал, то поэтому Он пожелал пригвоздить эти начатки на древо, > чтобы, подобно тому как чрез древо произошло преступление, > так чрез древо же произошло и спасение. За всё же это воспошлем > славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. > Аминь.
[*] В переводе стОит: "трофей против демонов". (Прим. ред. рассылки) > [1] Эти слова произнесены Спасителем не о Лазаре, а во время > Тайной Вечери о Своих Крестных страданиях. Здесь автор > смешивает сразу три разных события – и.И.
[ О честном и животворящем кресте и о преступлении первых людей. Приписывается свт. Иоанну Златоусту www.krotov.info/library/08_z/zlatoust/02_02_06.htm#10; www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_2/Z02_2_55.htm Эта беседа в издании Миня (Migne) относятся к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемых свт. Иоанну. Набор и обработка текста инока Ираклия (Криворучко). ]
+ + + митрополит Сурожский Антоний: Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня www.messia.ru/rasylka/009/2465.htm#0 + + + из богослужения праздника. перевод с греческого: иером. Амвросий (Тимрот) www.messia.ru/rasylka/008/2305.htm#0 (+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100927/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=9&day=27
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- * Крест возносится - и демоны прогоняются, * разбойник же врата Эдема открывает; * смерть умерщвлена и ныне ничтожной явилась, * Христос же возвеличен. * Потому веселитесь, все на земле рожденные: * проклятие отменено! ** Придите, все боголюбивые, * Крест священный видя возносимым, * возвеличим вместе и славу воздадим * единому Искупителю и Богу, взывая: * "Распятый на древе Креста, * не презри нас, Тебе молящихся!" * * Крест возвышаемый / всё творение побуждает * воспевать пречистое страдание Вознесенного на нём. * Ибо Умертвивший на нём нашего убийцу / умерщвленных оживил, * и сделал их прекрасными, * и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный, * по преизбытку благости. * Потому, радуясь, вознесем имя Его * и возвеличим Его крайнее снисхождение. * * Древу Креста Твоего поклоняемся, Человеколюбец, * ибо на нём Ты пригвожден был, жизнь всех; * Ты рай отворил, Спаситель, * с верою приступившему к Тебе разбойнику, * и он наслаждения удостоился, исповедуя Тебя: * "Помяни меня, Господи!.." * Прими, как его, и нас, восклицающих: * "Согрешили мы все, / по милосердию Твоему не презри нас!" * * О трижды блаженное Древо, * на котором был распят Христос, Царь и Господь, * чрез которое пал обольстивший древом, / сам уловленный Богом, * на тебе пригвожденном плотию, / дарующим мир душам нашим! * Тебя, прославленное древо, * Крест, на котором простерт был Христос, * устрашился вращающийся меч, Эдем охранявший, * а грозный Херувим отступил / перед пригвожденным на тебе Христом, * подающим мир душам нашим. * Враждебные силы преисподней / трепещут знамения Креста, * начертываемого в воздухе, / в котором они витают; * а род небожителей и на земле рожденных * преклоняет колена пред Христом, / подающим мир душам нашим. * Божественный Крест, * в чистых лучах явившись * и светом божественным озарив * народы, омраченные обманчивым заблуждением, * усвояет их пригвожденному на нём Христу, * подающему мир душам нашим. * * Вознесенный на Крест добровольно, * соименному Тебе новому народу * милости Твои даруй, Христе Боже; * возвесели силою Твоею верных людей Твоих, * подавая им победы над врагами, - * да имеют они помощь от Тебя, * оружие мира, непобедимый знак победы. * * До третьего неба вознесенный в рай * и услышавший неизреченные и божественные слова, * которые невозможно пересказывать языками человеческими, - * что он Галатам пишет, * как прочли и узнали вы, любители Писаний? * "Чтобы я, говорит он, хвалился, - да не будет, * разве только одним Крестом Господним, * на котором пострадав, Он убил страсти". * Так и мы все будем твердо держать его, * Крест Господень, как похвалу; * ибо для нас это спасительное Древо - * оружие мира, непобедимый знак победы. * * Крест - хранитель всей вселенной, / Крест - красота Церкви, * Крест - царей могущество, / Крест - верных утверждение; * Крест - Ангелов слава / и демонов поражение. ** Крест сегодня воздвигается / и мир освящается; * ибо Ты, Христе, сидящий со Отцом и Духом Святым, * на нём простерши руки, / весь мир привлек к познанию Тебя. * Удостой же на Тебя надеющихся / божественной славы. * * В сей день Владыка творения и Господь славы * ко Кресту пригвождается / и в ребра пронзается; * желчи и уксуса вкушает Услада Церкви; * венец из терний возлагается / на Покрывающего небо облаками; * в одежду посмеяния облекают * и бьют по лицу созданной из земли рукою * Создавшего Своей рукою человека; * по спине бичуют / Одевающего небо облаками; * принимает оплевания и раны, / оскорбления и удары * и всё терпит ради меня, осужденного, / Искупитель мой и Бог, * да спасет мир от заблуждения, как Милосердный. ** В сей день Неприступный по существу * доступным мне становится * и терпит страдания / Освобождающий меня от страстей; * подающий свет слепым / оплевывается беззаконными устами * и за пленников подставляет спину ранам. * Его видя на Кресте, * чистая Дева и Матерь мучительно вещала: * "Увы Мне, Дитя Мое, что Ты это сделал? * Цветущий красотою более всех людей, * бездыханным, невзрачным являешься, * не имеющим ни вида, ни красоты. * Увы Мне, Свет Мой, / не могу спящим видеть Тебя, * терзаюсь внутренно и страшный меч сквозь сердце Мое проходит. * Воспеваю страдания Твои, / поклоняюсь милосердию Твоему; * долготерпеливый Господи, слава Тебе!" (из богослужения праздника. перевод с греческого: иером. Амвросий (Тимрот)) * * * *Премудрость на улице восклицает...: 'Сколько можно простакам коснеть в простоте, наглым -- наглостью тешиться глупцам -- ненавидеть знание?'* (Пр.1:20,22) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2620.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |