=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
12 |> 25 Беспокойство изнуряет сердце человека, |> а доброе слово – веселит. |> 26 Праведник укажет путь ближнему, |> а на стезях нечестивцев заблудишься. <...> |> 28 Стезя правды – к жизни, |> а кривые пути – к смерти. |> 13 1 Мудрость сына – от отцовских наставлений, |> а наглец упреков не слышит. |> 2 Человек вкусит добрый плод своих речей, |> а коварные живут насилием. |> 3 Кто свои уста стережет – жизнь сбережет, |> а кто несдержан на язык – себя погубит. <...> |> 5 Ненавидит праведник любую ложь, |> а нечестивец осрамится, опозорится. |> 6 Праведность выведет на прямую дорогу, |> а нечестие грешника с пути собьет. <....> |> 9 Свет праведных радостно горит, |> а светильник нечестивых гаснет. <.....> |> 13 Кто сказанным пренебрежет – себя погубит, |> а кто почитает заповедь – получит награду. <...> |> 15 Здравый разум одаряет милостью, |> а путь коварства ведет к погибели. <.....> |> 21 За грешником ходит беда, |> а праведнику воздается добром. |> 22 Богатство достойного детям и внукам достанется, |> а что нажил грешник – праведнику пойдет. |> 23 Пусть и обилен урожай бедняка, |> беззаконие его похитит. <...> |> 25 Праведник ест досыта, |> а в животе у нечестивых пусто. 14 <...> |> 2 Кто боится Господа, ступает прямо, |> а кто Его презирает – петляет. |> 3 Болтовня гордеца – это плеть для него, |> а речи мудрецов – это стража для них.
[ Из глав 12-14 книги Притчей. Перевод и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной. // ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. / М.: Изд-во ГРРУ, 2000. ]
(ср. паремии среды и четверга)
* * *
> 14 Слушайте же слово Господа, вы, болтуны, > правители народа иерусалимского! > 15 Вы говорите: > "У нас договор со смертью, > мы союз заключили с Шеолом! > Когда нахлынет гибельный поток, > нас он минует. > Ложь нам прибежищем стала, > обман — укрытие наше". > 16 Так говорит Владыка Господь: > — Я закладываю камень на Сионе, > глыбу гранитную, крепкую, > камень краеугольный кладу в основанье стены. > Кто будет верить — тот не дрогнет. > 17 Справедливость Я сделаю мерной веревкой, > правосудие будет отвесом. > И град пойдет — он разрушит ложь, прибежище ваше, > укрытие ваше смоют воды. > 18 Ваш договор со смертью будет расторгнут, > рухнет ваш союз с Шеолом! > Когда нахлынет гибельный поток, > по вам он проложит свой путь. > 19 Каждый раз, как нахлынет он, будет он вас уносить — > каждое утро, днем, ночью! > Когда эту весть вы поймете, затрепещете вы!
[ из гл. 28 книги пророка Исайи. Перевод и комментарии А. Э. Графова. // КНИГА ИСАЙИ / М.: Российское Библейское Общество, 2004. ]
(из паремии четверга)
* * *
> 1 Во всём мире в ту пору был единый язык, одни и те же слова. > 2 Идя с востока, люди достигли равнины в стране Шинар и там > поселились.
> 3 — Сделаем из глины кирпичи и обожжем их в огне, — сказали они друг > другу.
> И они стали использовать кирпичи вместо камня, а вместо известкового > раствора — асфальт.
> 4 — Построим город с башней до неба, — сказали люди. — Так > мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться по свету бесследно.
> 5 Господь сошел вниз посмотреть на город и башню, над которыми > трудились люди. 6 И сказал Господь:
> — Единый народ, у всех один язык. И ведь это только начало их дел! > За что ни возьмутся — им всё под силу! 7 Так сойдем же к ним > и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать друг друга!
> 8 И рассеял их Господь по свету — так они и не достроили > свой город. 9 (Потому этот город и называется Вавилон — Господь > смешал там речь всех жителей земли и рассеял оттуда людей по всему > свету.)
[ из гл. 11 книги Бытия. Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. // Книга Бытия. / Издательство ГРРУ, 1999. ]
(из паремии четверга)
* * *
|> 2 Ежечасно я Господа благословляю, |> хвала Ему всегда на устах моих. |> 3 Прославляет Господа душа моя - |> бедняки меня услышат и обрадуются. |> 4 Славьте Господа вместе со мной, |> будем вместе воспевать Его имя. |> 5 Я обратился к Нему и ответил Он, |> от всех страхов меня избавил. |> 6 Сияют лица тех, кто смотрит на Него, |> и этих лиц не покроет срам. |> 7 Взывает бедняк - его слышит Господь, |> от всех бед спасает его. |> 8 Ангел Господень стражу несет, |> вокруг чтущих Его - и хранит их. |> 9 Вкусите и увидите, как благ Господь, |> счастлив тот, кто уповает на Него. |> 10 Чтите Господа, все святые Его, |> у тех, кто чтит Его, ни в чём нет нужды. |> 11 Львы терпят бедность и голод, |> кто ищет Господа - не знает нужды. |> 12 Подойдите, дети, послушайте меня, |> я научу вас Господа чтить. |> 13 Кто из вас хочет жить, |> желает увидеть счастливые дни? |> 14 Пусть тот удержит язык свой от зла, |> и уста - от лживых речей. |> 15 Пусть отвернется от зла и творит добро, |> ищет мира и стремится к нему. |> 16 Очи Господа к праведным обращены, |> Его уши слышат их зов. |> 17 Свой гневный взор на злодеев Господь устремит - |> так, что и памяти на них не останется. |> 18 Кто к Нему взывает, тех слышит Господь, |> из любой беды выручает. |> 19 Господь рядом с теми, чье сердце разбито, |> и спасет тех, чей дух сокрушен. |> 20 Много бед праведного ждет, |> но от всех его спасет Господь. |> 21 Хранит в целости все кости его, |> ни одна из них не сломается. |> 22 Зло само грешника умертвит, |> кто ненавидит праведника - поплатится. |> 23 Господь вызволяет жизнь Своих рабов, |> кто уповает на Него - избегнет кары.
[ Псалом 33. // Новый Завет. Псалтирь. Притчи: Современный русский перевод - М.: РБО, 2011. ]
> Стих 18. «Воззваша праведный, и Господь услыша их и от всех скорбей > их избави их».
<...>
> Конечно, в устроении временной судьбы всякого человека и самых > праведников много непостижимого. Но это потому, что как Сам Господь > в существе Своем и Своих свойствах непостижим, так непостижим > Он для нашего слабого ума и в действиях промышления Своего. > Истина же внимания Божия к праведникам и особенного блюдения их > не перестает быть истиною оттого, что мы не постигаем: по каким > законам и в каком виде совершается сие Господом.
> На этой мысли останавливает внимание свое блаженный Августин. > «Праведны были, - говорит он, - три отрока. Почему, когда воззвали > к Господу из пещи, огнь остыл от хвалебных песней их. Пламень > не коснулся и не опалил хваливших Господа невинных и праведных > отроков. Но скажет <кто-нибудь: они были праведники>, и услышаны; > а я взываю, и не избавляет меня Господь. Или я не праведен > и не делаю, что Он повелевает, — или, может быть, Он не видит меня. > Не бойся, только делай повеленное Им. Если не подает Он тебе > избавления в телесном, то всячески подает спасение душевное. > <Решения> Его дивны и неисследимы. Тот же Бог, Который спас > трех отроков в пламени, не спас Маккавеев от огня? Те в пламени > пели хвалебные песни, а эти испустили дух. Бог трех отроков > не есть ли Бог и Маккавеев? Но тех Он избавил, а этих нет. Или, > вернее, Он избавил тех и других; только трех отроков избавил так, > что и плотские люди вразумились, а Маккавеев не сим, а иным образом > избавил, чтоб гонители их пошли в горшие муки. Избавил Он Петра, > когда пришел к нему Ангел в темницу и сказал: «Востав, изыди». > Тотчас спали оковы; он последовал за Ангелом и избавился от готовой > смерти (см.: Деян.12,7). Ужели же святой Петр потерял праведность, > что после Бог не избавил его от смерти на кресте? А я скажу, что > в последнем случае Бог больше услышал его, нежели в первом. Тут он, > точно, был избавлен от всех скорбей, потому что переселен туда, где > нет печалей и воздыханий; а после первого избавления сколько > ему приходилось потерпеть в своей жизни?!»
<>
> Стих 19. «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом > спасет».
> <...> Помышляющему о том, что Бог видит и слышит, всё еще > представляется, что Он вдали находится, а праведник остается один, > окруженный тем, что враждебно ему, и потому не может быть свободен > от страха и смущения. Святой Пророк говорит здесь: не бойся, > <близко> Господь! Ты под кровом Его; десница Его покрывает тебя, > и никакой враг не может приблизиться к тебе. Сие же и Сам Господь > говорит у пророка Иеремии: «Неужели Я лишь поблизости Бог? Разве > Я не Бог вдали?>» (ср.: Иер.23,23). То же обещает Он в 90-м псалме, > говоря о праведнике: <«Я с ним в беде» (Пс.90,15)>. Так мать > утешает <пугливое> дитя, говоря ему: 'Я с тобою, не бойся!'
> <Близок> Господь всюду, <ибо Он вездесущ>! Но здесь > <подчеркивается Его особенная близость> к праведным. И сия > особенность зависит от той особенности, с какою сердца праведных > обращаются ко Господу. Это их сокрушенное и смиренное сердце > привлекает Господа близ и от Него извлекает обилие милостей. > Самоуверенный, самонадеянный и близкого Господа делает далеким > от себя; оттого все опоры его ломаются, как трость <сломанная>. > «Высок Бог, говорит блаженный Августин, <посему да умаляется> > христианин! Если хочешь, чтоб высокий Бог был <рядом с тобой>, > уничижись и смирись. Великое здесь таинство! Бог - над всем <>. > Сколько ни будешь <возвышать> себя, не достигнешь Его. Смирись, > и Он сам низойдет до тебя». Святой Василий Великий такую речь > влагает <в уста Давида (комментируя Псалом)>: «Близ Господь! > <Вам> говорю сие, смиренные и сокрушившие свое самомнение, чтоб > вас обрадовать и ввести в долготерпение. Кто чужд всякого надмения > и ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом > смирен». <...>
> Сокрушенный сердцем есть и тот, у кого сердце разбито горем, — > и смиренный духом тот, у кого дух уничижен тяготою бед. > В совокупности же тем и другим термином <обозначается> человек, > который и в себе, и вокруг себя видит всё разоренным, который > никакой для себя опоры не находит ни в себе, ни в чём-либо вне себя. > Почему в сокрушении и смирении, всё упование свое возложив > на единого Господа, Ему день и ночь вопиет о помощи. Это-то > совершенное <возложение> всей надежды на единого Господа > и привлекает к нему Господа и делает Его особенно близким к нему, > скорым на помощь; ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» > (Пс.50,19). <Рядом> Господь, и спасает. «<Я защищу его>», - > говорит Сам Он, «<приду на помощь> и прославлю его» (Пс.90,14—15); > показывая, что праведных людей в <пору притеснений> и гонений > в сокрушении сердца взывающих к Нему, Бог не оставляет, > но неотступно, благодатью Своей пребывает с ними, подавая терпение > и небесным утешением растворяя <его>, дабы они могли мужественно > сносить <случившиеся> страдания; а то и совсем <избавит> их > от всяких <притеснений> и бедствий и после мрака печалей светом > радости <осветит> их ().
> <Поскольку> грехи наши становятся <преградой, отделяющей> нас > от Бога, <а разрушается эта преграда> покаянным сокрушением > и смиренным исповеданием грехов, то, когда говорится, что Господь > <рядом с сокрушенными> сердцем, ничто не препятствует помышлять, > <что речь идет> о той близости, которой <удостаиваются> кающиеся. > Удаляемся от Бога, когда предаемся греху и страстям. Возвращаемся > к Нему, когда каемся, смиряемся и сокрушенно оплакиваем грехи. > Тогда и милостивый Господь <выходит навстречу>, принимает > в отеческие объятия Свои, лобызает и возвращает всё потерянное. > Сокрушающимся о грехах и надобно сильнее напоминать, что Господь > <рядом с ними>, потому что в минуты сильного сокрушения враг нередко > <сеет> отчаянные мысли: 'Пропал ты; отверг тебя Господь'. Вот > и напоминается такому: как только ты сокрушился, <уже рядом с тобой> > Господь. Не отчаивайся. Начавшись в покаянии, сокрушение сердечное > не оставляет потом <познавшего страх Господень> и на всех путях > жизни исправляющейся или исправной. Почему святой Василий Великий > говорит: «сокрушение сердца есть истребление человеческих помыслов. > Кто презрел настоящее, предал себя воле Божией и владычественное > в себе (ум) посвятил помышлениям вышечеловеческим и Божественным; > тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвой, > <которую Господь не отвергнет>».
> <Здесь будет не лишним> привести замечание святого Василия Великого > о странном порядке, или беспорядке, замечаемом в <понятиях> > человеческих: «собственно смирен (унижен) тот, кто ходит во грехе, > потому что ничто так не смиряет, как грех. Те, которые утратили > высокость души, низложены грехом на землю и как бы пригвождены > к земле, изгибаются подобно <ползающей змее> и уже не в силах прийти > в прямое положение, те собственно смирены (унижены, попраны). Между > тем сами они всё <возвышаются> и никак не согласны <признать> > своего унижения. Напротив, избавленные благодатью из плена <греха> > и усовершившиеся в добре, следовательно, возвратившие себе истинное > свое достоинство, — те смиряют себя добровольно, со Апостолом > называя себя самих рабами всякого человека <во> Христе > (см. 2Кор.4,5), <отбросами общества, мусором для мира> > (см. 1Кор.4,13). Между тем как они, будучи последними по чувствам > о себе, суть первые в очах Божиих. И Господь называет их > блаженными, говоря: «<блажены нищие> духом» (Мф.5,3)».
<>
> Стих 20. «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь».
> <....> Пусть <много бед ждет праведных> на земле: таков уж порядок > жизни сей; но от всех их избавит их Господь. <Псалмопевец> > не сказал, что праведных не коснутся скорби; ибо <это невозможно>, > а напротив, <как раз потому> и не миновать скорбей праведным, что > они праведны, как говорит Премудрый, что, приступая > <служить> Господу, дОлжно душу свою готовить <к испытаниям> > (см. Сир.2,1). <Псалмопевец> не сказал так, а прямо открыл, > что <много бед праведного ждет>, только прибавил к тому утешительное > обетование, что «<но от всех его избавит> Господь».
> Как избавит? Так, что во всех их, как бы они ни были велики, > сохранит их целыми, не допустит их пасть под тяжестью их, даст силы > перенести и преодолеть их; праведники пройдут сквозь сии скорби > непобежденными и выйдут из них победителями. Праведника, > благоволением Своим воодушевив, покровом Своим обнадежив и силою > Своею укрепив, выводит Господь на борьбу с <враждебными > действиями противников> правды, враждебными силами, видимыми > и невидимыми. СтоИт праведник непоколебимо в своей праведности, > среди всех напастей, как утес среди моря, обуреваемый волнами. > Не утес сокрушается, а волны, <нападающие на него>, сокрушаются > и отбегают. Так и в борьбе праведников: не праведники сокрушаются, > а все враждебные силы сокрушаются о непоколебимую твердость > их праведности. <Именно это> избавление и обещается праведным. Так > и Господь предрек Апостолам, что они в мире <их ждут скОрби>; только > в утешение им тотчас прибавил: «<но вы мужайтесь: Я победил > этот мир!>» (ср. Ин.16,33). Не бойтесь! Эти скорби мира ничего > вам не сделают. Я победил <этот> мир; <этой Моей побеждающей силой> > и вы будете побеждать и одолевать мир, при всех его на вас нападках. > Почему святые Апостолы все скорбели; но, скорбя, исповедали, что > хоть <теснимы>, но «не <загнаны в угол>» (ср. 2Кор.4,8), и всех > воодушевляли, говоря: <«Бог верен! Он не допустит испытаний, > которые были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании > Он даст и выход из него, и силы для его преодоления» (1Кор.10,13)>. > К сему блаженный Феодорит говорит: «<Бог хотя и> попускает праведным > вступать в борьбу, но Сам <поддерживает их> и являет их > превозмогающими встречающиеся <им> напасти, подкрепляя и делая > твердыми их <мысли>».
> <Вот> почему, «если видишь когда праведников в болезнях > с поврежденными членами, покинутых своими, в ранах, в бесчестии, > в совершенной скудости и лишении необходимого; то помни, что > так <необходимо> по премудрым порядкам Божиим. Утверждающий, > что скорбь неприлична праведнику, говорит одно с утверждающим, будто > борцу неприличен противоборник. Но борец, не входящий в подвиг, > будет ли иметь какой повод к получению венцов?» (Василий Великий).
> Избавление праведных от скорбей, как в предыдущем стихе спасение > смиренных духом, есть собственно <их способность устоять>, при всём > напоре скорбей, в порядке праведной жизни, в верности заповедям > Господа и правилам веры. Прекратятся ли скорби их в этой жизни > или будут тяготеть над ними до самой смерти, — это в очах Господа, > как и в мысли праведных, не имеет решительного значения. Бывает, > что они прекращаются или обычным своим течением, или особенным > действием промышления Божия. Но хотя бы этого и не случилось, > <во всяком случае> Божие избавление и спасение сопутствует праведным > неотступно; и из мрака скорбей, сквозь сень смертную, <выводит> их > на свободу и вводит в жизнь, полную отрады, где только она и уместна > в истинном своем значении и виде. «Люди неправедные, говорит > блаженный Августин, меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят. > Но те после небольших или никаких скорбей пойдут на вечное мучение, > от коего уже не избавятся никогда: а праведники после многих скорбей > <войдут> в вечный покой, где никогда уже не коснется их никакое > зло».
[ Святитель Феофан Затворник. Толкование на некоторые псалмы ]
+++ к паремии среды из кн. Бытия: * "За что Ной проклинает Хама?" www.bible-center.ru/note/20110330/orth
+ + + к чтениям четверга: (Бытие:) * Свящ. Александр Мень о значении рассказа о вавилонской башне www.messia.ru/trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0 * Митр. Сурожский Антоний: к чему призван человек? башня от земли до неба www.messia.ru/rasylka/003/390.htm#0
(Исайя:) * "Камень краеугольный, драгоценный - это Христос" www.bible-center.ru/note/20100311/orth
Эти дни в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=30; www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=31;
www.mospat.ru/calendar/2011/03/30; www.mospat.ru/calendar/2011/03/31
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Проницательный таит свое знание, / а глупцы выставляют свою дурь напоказ. Прилежной руке - править, / ленивой руке - нести повинность. ... Лодырю добычи не видать, / а у прилежного - богатство и достаток. ... Лентяй всё ждет, да не дождется, / зато прилежный насытится. ... Один, ничего не имея, притворится богачом, / а другой, при богатстве немалом, - бедняком. Богатство сохранит человеку жизнь, / зато бедный упрека не услышит.* (Пр.12:23-24,27; 13:4,7-8/*/) *********************************************
/*/ новый перевод РБО; из чтения среды.
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2688.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |