=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 2 мая 2011 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе (посвященное беседе Христа с самарянкой). литургические чтения: Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.
к
апостольскому чтению:
> Мы встречаем в новозаветном языке выражение: +церковь+ и +церкви+, > причем <имеется в виду>, с одной стороны, мистическое единство > Церкви, как тела Христова, а с другой – частные поместные общины, > в которых эта жизнь осуществляется. И у нас теперь сохраняется > то же словоупотребление, притом не только в указанном смысле, > но и еще в особом: именно мы говорим о церквах еще и в смысле > различных христианских вероисповеданий. Правда, подобное > словоупотребление иногда нас шокирует, ибо про себя мы думаем > (а иногда и вслух выражаем), что есть только +одна+ Церковь, именно > православная (или для католиков – католическая), а то, что находится > за пределами Православия, не есть Церковь. Однако свидетельство > гения языка не может быть сведено к простой вежливости или лицемерию > ради приличия и любезности перед неправославными – оно в себе > содержит прямую мысль о некоей +церковности+ этих не-церквей, > которые в самом деле отличаются же для нас от не-христианского мира, > находясь между собой и с нами в каком-то единстве. Церковный > институционализм, знающий Церковь лишь как установление – видимое > и замкнутое общество с определенными границами, ограничивается здесь > в своей безусловности и обличается в своей относительности > той непосредственной очевидностью, что Церковь есть и вне церковной > ограды, и поверх ее: «Идеже два или три собраны во Имя Мое, там > и Я посреде их», т. е. там и церковь. В евангельском > повествовании мы уже отмечаем эту относительность в идее > церковности. Господь, пришедший не нарушить Закон, но исполнить, > сам принадлежал к Иудейской церкви, был верным израелитом, > соблюдавшим ее установления <...>. Он выступает как +учитель > Израиля+, который свидетельствует о Себе жене-сирофиникиянке > (Мф.15,24): «Я послан только к погибшим овцам Израиля», и даже > еще более жестко: «Нехорошо взять у детей и воврещи псам» (15,26). > Посылая учеников на проповедь, Христос дает им наставление, > начинающееся словами: «На путь языческий не идите и в град > самарянский не входите, идите же наипаче к погибшим овцам > дома Израилева». И даже в беседе с самарянкой, хотя и косвенно, > подтверждается та же мысль об исключительности призвания Израиля: > «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, ибо спасение от иудеев» > (Ин.4,22). Но рядом с этой исключительностью тут же видим мы > и ее преодоление. «Поистине и во Израиле не нашел Я такой веры» > (Мф.8,10), – с удивлением говорит Иисус о сотнике, как и хананеянке > сказал: «Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему» > (Мф.15,28). Но торжественное свидетельство +Вселенской+ Церкви > (помимо слов апостолам по поводу желания Иакова и Иоанна свести > огонь на самаритян: «Не знаете, какого вы духа») мы имеем, конечно, > в беседе Христа с самарянкой у кладезя Иаковля. Здесь одинаково > выразительны и самый факт этой беседы, поражающий учеников > (Ин.4,27), и вселенский благовест слов Христовых: «Поверь Мне, > что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме > будете поклоняться Отцу. Настанет время, и настало уже, когда > истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, > ибо таковых поклонников Отец ищет Себе» (4,21,23). И ей, самарянке, > открывает, что Он есть Христос.
> Все события жизни Христовой имеют не временное только, > но и универсальное значение, в частности и беседа Христа > с самарянкой. Ибо и ныне мы стоИм у кладезя Иаковля и ведем беседу > о вере, и вопрошаем Христа, где и как нужно поклоняться Господу. > И ныне мы, «иудеи», знаем, чему кланяемся, «ибо спасение от иудеев» > (nulla salus extra ecclesiam/*/). Но и ныне Господь открывает > Себя самарянке и всех призывает к поклонению в Духе и истине. > Жесткий и негибкий, неумолимый институционализм единоспасающей > Церкви сталкивается со служением в Духе, который «дышит где хочет, > и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» > (Ин.3,8). Между Церковью и церквами существует отношение не только > взаимной исключаемости, но и взаимной сопряженности. За оградою > Церкви для нас не пустое место, но простирается христианский мир, > которому во всяком случае присуща церковность, однако вне Церкви. > И это вЕдение, которое с несомненностью присуще христианству, > в частности и православию (как и католичеству), > есть непосредственное откровение о существующем +единстве+ Церкви, > которое есть одновременно и данность, и заданность – и факт, > и постулат. Ни одна историческая церковь не может в себе замкнуться > настолько, чтобы не знать и не чувствовать христианского мира > за своими пределами, или же такое нечувствие составляет > ее собственную болезнь или по меньшей мере ограниченность. Зов > к единению раздается из глубины церковного самосознания, и даже > самые явления +ереси+ или +раскола+ имеют место только в жизни > Церкви – язычники и иноверные не являются для нас еретиками > или раскольниками. Можно различно представлять себе пути > к церковному единению, но уже сама эта цель предполагает наличие > единства, существующего ранее объединения. Церковь едина, как едина > жизнь во Христе Святым Духом, только причастность к этому единству > имеет разные степени или разную глубину. Поэтому и в отношениях > Православия и инославия естественно имеются два аспекта: > отталкивание в борьбе истины с полуистиной, искажением, > но и взаимное влечение любви церковной. История и печальная > современность больше знает первую сторону отношений, именно взаимное > противление. Дух схизмы и ереси (т. е. разделения) живет ведь > не только у «еретиков» и «схизматиков» (каковыми себя, конечно, > никто не сознает, так что эта квалификация всегда применяется лишь > в +третьем+ лице). Воля к разделению есть тот злой гений, который > расколол сначала западный и восточный мир и продолжает дальше > и дальше свое недоброе дело... Он живет иногда и в таких иерархах > (как и мирянах), которые почитают себя самыми ревностными > хранителями ортодоксии, но к которым, однако, относится > слово Христово: «Не знаете, какого вы духа». Однако может ли > действительно умолкнуть в нас хотя на мгновение сознание > своей церковной правды, а следовательно, и неправды +ино+-славия, > +ино+-мыслящих? И не явится ли это, в свою очередь, > грехом холодности, маловерия, эклектического прекраснодушия, > ищущего укрыться от исповедания своей правды и, если нужно, > страдания за нее? Таким образом, в притяжении и отталкивании, > в единстве и разделенности, в любви (церковной) и не-любви > (также церковной) мы имеем своеобразную диалектику церковности, > в которой сопряжены тезис и антитезис, причем, чем более напрягается > один, тем более обостряется другой. Путь «экуменической» > церковности, ищущей церковного единства, сопровождается одновременно > сознанием и уточнением вероисповедных различий, но и растущим > сознанием своего единства. «Экуменизм» сам по себе есть +опыт+ > такого единства, новое о нём откровение. Из этого +да+ и +нет+, > тезиса и антитезиса как будто нет исхода, который бы снимал > и преодолевал, а не просто бы упразднял или насиловал антиномию. > Но Дух Божий, благодать Св. Духа может действительно снять > эту антиномию в некоем новом синтезе – не через соглашение > или компромисс, но новым вдохновением, его же чаем. Различие > исповеданий проявляется прежде всего в догматических разногласиях, > а затем и в вытекающих из них религиозно-практических различиях. > Они являются предметом догматического обсуждения, относительно них > ведутся споры и ищутся соглашения. Они лежат на поверхности и всеми > ощутимы. Но то, что составляет +единство+ церковное, как данное > уже, существующее основание стремления к единению, – это лежит > в глубине, оно нелегко может быть найдено и ощупано. А между тем > это есть одновременно и долг любви церковной и практической > целесообразности – ощутить и выявить положительную духовную основу > христианского «экуменизма» не только как идею, но уже и как > существующий, благодатный факт. Его нам дано опытно переживать > как благодатное веяние Духа Божия, как явление Пятидесятницы, когда > люди начинают взаимно понимать друг друга в разноязычии своем. > Эту-то положительную основу существующего единства христианского > мира и попытаемся выявить здесь в кратких чертах.
> 1. =Молитва.= Совершившееся церковное разделение, каково бы оно > ни было в своем происхождении, сопровождается разобщением > в молитве – это есть и глубочайшая скорбь, а вместе и отрава. > Конечно, внешнее разделение может и не устранять взаимной молитвы > внутренней – это есть дело широты христианского сердца. Однако > видимый разрыв в молитве остается больной и неисцельной раной > на теле церковном. Вся история церкви (так же как и наша > трагическая русская современность) полна таких разрывов, церковное > единство (даже в пределах одной и той же церкви) – увы! – > осуществляется через свое отрицание, как уровень океанических вод > существует лишь в качестве средней подъема и падения волн. Такова > логика нашего немощного естества, неспособного вместить истину > иначе, как только частично, через отступление от нее. Разобщение > в молитве, однажды возникнув, стремится закрепиться, сделаться > длительным и постоянным. Мы имеем теперь странное и соблазнительное > зрелище, что христиане молятся Богу и Спасителю своему Господу > Иисусу Христу в отдельных, не сообщающихся между собой обществах: > единство веры не ведет к единству молитвы. И даже больше того. > Разделение это закрепляется и утверждается в церковных правилах, > правда, возникших в IV – V веках, но доселе имеющих силу > действующего закона, не отмененных формально, хотя и отменяемых > жизнью. Именно 10,11,45-е правила – так называемые «Апостольские» – > запрещают молиться с «отлученными от общения церковного», а клирики, > епископ, пресвитер и диакон, с еретиками только молившиеся, > отлучаются. <...> общая мысль этих правил есть устранить > «безразличие, причину зол» (прав. св. Никифора Исповедника, > вопр. 10) принятием мер оборонительного характера, соответствующих > острой стадии борьбы с ересью или расколом. Но оборона теряет > свое значение там, где уже отсутствует наступление, что мы и имеем > в ряде междувероисповедных отношений в наши дни. Нам надлежит знать > не только то, что нас разделяет, но и то, что +остается+ общим, > +несмотря+ на разделения. Эта возможность жизненного опознания > того, что является достоянием всего христианского мира, есть великое > и благодатное достижение современного «экуменизма», > т. е. движения, направленного к единению церковному. Встреча > христиан разных исповеданий как +христиан+ есть великая радость, > посылаемая в наши дни Духом Святым, и новое откровение вселенской > Пятидесятницы. Конечно, нет ничего легче, как критиковать > это «панхристианство», указывая, что нет христианства вообще, > а существует лишь единая Церковь в нерушимой конкретности > и целостности своей. Это, конечно, верно в том смысле, что полнота > богопочитания в установленном и боговдохновенном культе возможна > только при единомыслии и, главное, при отсутствии > явного разномыслия. Однако же и при этом остается +христианство+ > как вера в Господа, любовь к Нему и молитва, и это христианство > для нас существует не только в православии, но и вообще как таковое, > т. е. и вне его, как нечто такое, что может быть неким образом > выведено за скобки, как общее для всех исповеданий. Это со всей > ясностью сознается в миссионерской работе, в которой христианам > приходится, стоя перед лицом язычества, глубже и полнее сознавать > свое христианство. И, несмотря на то, что культ или богослужение > есть самое конкретное в жизни вероисповедания, все же остается место > для общехристианской вневероисповедной молитвы вне культа и устава > или, лучше сказать, со своим собственным, вновь слагающимся уставом. > В настоящее время общая молитва христиан разных вероисповеданий > в храмах и вне храмов становится всё более и более обычным фактом. > В частности, православные давно уже +молятся с инославными+ > в соответствующих случаях. Молятся с инославными и католики, > конечно также при наличии соответственных обстоятельств. Эта новая > практика не есть только вольность или любезность, недопустимая > при строгой и ответственной дисциплине (как это доселе и думают > многие), но общехристианское достижение, умение соединиться в том, > что является +реально+ общим. И этой нашей общей христианской > радостью и утешением является, конечно, прежде всего молитва > молитв – молитва Господня, включенная в св. Евангелие. В ней > соединяются +все+ христиане, конечно, без всякого исключения. > В расширенном смысле сюда же относятся и другие евангельские > молитвы, прямо или косвенно взятые из Евангелия.
<....>
> 2. =Слово Божие.= Святое Евангелие составляет общее достояние всего > христианского мира. Через Евангелие с душой человеческой говорит > сам Христос, и душа узнаёт Его, внемлет и поклоняется Ему. Обычно > в нашем отношении к инославным мы недостаточно оцениваем эту силу > Евангелия, как будто забываем о нём. В Четвероевангелии мы имеем > чудесный, Духом Божиим начертанный образ Спасителя, Его словесную > икону, которая непосредственно печатлеется в душе. Когда Вечная > Книга читается не умом только, но и сердцем, когда душа склоняется > «над Евангелием», тогда совершается +таинство Слова+, рождающегося > в этой душе. Эту прямую действенность Слова Божия (efficacitas > verbi), обращенного ко всякой душе, иногда как будто умаляют, > преувеличенно подчеркивая значение церковного предания для его > уразумения (которого, впрочем, в известной мере отнюдь не отрицают > и протестанты). +Практически+ это значение предания в +живом+ > осприятии Слова Божия действительно не следует преувеличивать. > Оно относится более всего к богословию, и в нем к определенным, > пререкаемым вопросам догматического характера. Притом важность > предания отнюдь не исключает, а даже предполагает непосредственное > восприятие Слова Божия, которое имеет свою жизнь в Церкви, как > в соборном ее сознании (предании), так и в личном разумении. И, что > особенно важно, +личной+ жизни с Евангелием (а далее и со всем > Словом Божиим как Ветхого, так и Нового Завета) ничто не может > заменить. Надо сказать правду, что среди православных народов > личное чтение Слова Божия распространено значительно менее, чем > у протестантов (это восполняется, хотя только отчасти, богослужебным > его употреблением). Тем не менее Библия и Евангелие являются > общим христианским достоянием, и весь христианский мир, в данном > случае без различия исповеданий, склоняется над Евангелием. Святое > Евангелие и ныне соединяет разделившиеся исповедания. На всех > языках мира проповедуется оно в самотождественности своей. Говорят, > что истинное разумение Евангелия дается только в Церкви. Это, > конечно, так. Но что именно это означает? Разве существует, > в самом деле, особое, +церковное+ изложение и истолкование > Евангелия, которое раз навсегда определило бы собой, заключило бы > в себе, исчерпало бы собой Слово Божие? Конечно, не существует > и не может существовать, как не дано временному ограничить вечное. > И не справедливее ли думать обратное, что искренние и благоговейные > читатели Евангелия чрез то +уже+ в Церкви, – в Церкви единой, > Евангельской.{}
> 3. =Духовная жизнь.= Христианин, живя в Церкви, имеет необходимо > и свою личную жизнь во Христе, свое общение с Ним, которое является > одновременно и личным и церковным. Догмат и догматические > особенности не могут отражаться на этом личном опыте. Однако > при отсутствии христологических различий, т. е., проще говоря, > при наличии веры во Христа как Сына Божия, Спасителя и Искупителя, > существует чрезвычайно широкая общность христианской жизни даже > и при существовании догматических различий. Разве «разделился > Христос» для теперешнего православного, католика, верующего > протестанта? В любви к Господу нашему и в стремлении к Нему > все христиане суть едино. Поэтому является общим и для всех > доступным язык +мистиков+, как и их опыт. Духовная жизнь, в которой > происходит касание божественной реальности, и сейчас гораздо больше > соединяет христиан, нежели догматическое сознание. Когда > мы чувствуем трепет этих касаний, на него отзывается наша душа > независимо от вероисповедного соотношения. В живом общении > представителей разных исповеданий создается возможность такого > взаимного познания, которое действует более убедительно, > чем словА, – оно связывает и обязывает. Ибо узнается, что «Христос > посреде нас», ощущается веяние Духа Святого. Это есть, может быть, > самый важный результат взаимообщения разных исповеданий, который > не отражается в формулах и постановлениях и, однако, представляет > собой духовную реальность. В течение Лозаннской конференции/&/, > в особенности в начале и в конце ее, это чувство некоего общего > духовного опыта, единения во Христе достигало чрезвычайной > напряженности. Для всех было ясно, что +нечто произошло+ поверх > и помимо всего закрепленного в отчетах и постановлениях. И чем выше > напряжение духовной жизни, тем естественнее оно переливается > за вероисповедные грани и соединяет людей. С другой стороны, помимо > такого опыта вообще, и не может быть христианского единения. > Напротив, это последнее только и бывает осуществляемо в христианском > вдохновении, новом явлении Пятидесятницы, которого чаем, но частично > уже и обретаем. Это единение во Христе, устанавливаемое сродством > христианского опыта, есть некое +таинство+ духовной жизни, как бы > духовное сопричащение единого Христа задолго до того, когда может > совершиться фактическое причащение из одной чаши. Это реальное > тожество или во всяком случае сродство опыта всего христианского > мира при всей его множественности, вообще говоря, отнюдь > недостаточно сознается, но фактически оно существует. Разве мы > не поучаемся и не назидаемся духовно из сочинений «инославных» > авторов, разве их благочестие, их любовь к Христу нас не трогает > и не вдохновляет? К сожалению, сознание наше гораздо легче выделяет > догматические несогласия и вероисповедные отличия, нежели это общее > христианское достояние. Мистический и, если можно так выразиться, > идейный Interkommunion/**/ христиан всегда существовал и существует, > и в наши дни более, чем раньше. Взаимное общение представителей > богословской мысли, обмен идей, работа научного и богословского > исследования, некая общая жизнь «над Евангелием» – всё это делает > разделение христианских вероисповеданий в известной мере давно уже > частично не существующим. Для его поддержания нужно было бы > отгородиться совершенно от всего инославного мира, что по милости > Божией стало уже окончательно невозможным. «Символическое > богословие» также всё более становится из «обличительного» > сравнительным, и еще более надо это сказать про сочинения > мистического и духовно-назидательного, аскетического характера, как > и про житийную письменность, ибо образы святых составляют достояние > всего христианского мира. С какой внимательностью и набожностью > всматривается западный мир (хотя бы современное англиканство) в лики > русских святых, или, наоборот, с каким вниманием и мы всматриваемся > в образы великих западных святых – св. Женевьевы, св. Франциска > Ассизского и др. И это духовное взаимообщение, которое, > естественно, всё более возрастает, мы должны сознательно в себе > культивировать. Не нужно бояться, что через это мы духовно теряем > самих себя, растрачиваем свое духовное достояние. Напротив, через > это мы его скорее приумножаем, во-первых потому, что усвояем > себе дары, данные другим (ибо дары различны и служения различны), > во-вторых потому, что через сравнение опознается полнее и глубже > и наше собственное естество. Не познаем ли мы сами ныне православие > яснее и глубже чрез то, что входим в соприкосновение с инославием?
> Итак, существует даже и теперь некое духовное единство > и взаимообщение всего христианского мира, хотя и не выраженное > ни в каких согласительных формулах. Зато оно не боится и никаких > запрещений и анафематствований. Но к этому мистическому, > алогическому, адогматическому единству христианского мира нужно > еще присоединить и наличность его догматического единства. > Вследствие известной односторонности, исторически, может быть, > и понятной, христиане разных исповеданий остро воспринимают > свои догматические разногласия, но не ощущают в такой мере своего > согласия – первым для них совершенно поглощается второе. > Определение «еретик», относящееся лишь к определенным чертам > мировоззрения, распространяется и на +всего+ человека, который > +всецело+ анафематствуется за эту частную ересь. Так было > в продолжение всей истории христианства, однако это еще не дает > заключить, что это правильно. На самом же деле это совершенно > неправильно и может объясняться некоторой слепотой ревности к вере > и догматическими страстями. Кроме того, в древности гораздо менее > стеснялись в выражениях, чем в наше время, но усвоять нам теперь > при нашей современной психологии этот язык совершенно > несоответственно. И если мы проверим наши фактические разногласия > в догматах, они, конечно, не станут менее существенными, но они > не заслонят для нас столь же существенные пункты и нашего +согласия+ > с «еретиками», ибо пора наконец это громко сказать и признать: > +не существует еретиков вообще, но лишь в частности+, в определенном > отношении. Такой смысл в числе других имеет и слово апостола Павла: > «Подобает быть ересям (разномыслиям) между вами, да откроются > искуснейшие» (1Кор.11,19). Конечно, частная ересь представляет > собой и общую болезнь, повреждающую духовную жизнь, однако ее > не убивающую. И нам трудно и, может быть, невозможно определить > действительную степень этой поврежденности в ту эпоху, когда впервые > возникало данное догматическое разногласие. Не надо забывать > и того, что, кроме ересей сознания, существуют еще и +ереси жизни+, > состоящие не только в греховности, но и в жизненной неполноте, > +односторонности+ христианского пути (что и соответствует > подлинному, изначальному значению слова +ересь+). Можно, будучи > православным, практически монофизитствовать в сторону ли > докетического спиритуализма или манихейства, что чаще всего > наблюдается в восточном христианстве, или несторианствовать, > разделяя обе природы Христа (этим фактически является примирение > с «секуляризацией» культуры). И в этом смысле, +все+ окажутся, > может быть, еретиками в разной степени и в разном отношении. > Однако отсюда отнюдь не следует, чтобы не существовало Православия > и православных. Из этого только следует, что ересь, как таковая, > повреждает и ограничивает, но не уничтожает жизни во Христе и Церкви > Его. Само понятие ереси, как и раскола, существует только > в пределах церкви, а не вне нее, и оно означает ущербленность > церковной жизни. Поэтому ошибочно понимать даже догматическое > анафематствование как духовную смертную казнь, полное отделение > от Церкви. Подобным ужасным актом взаимно обменялись в свое время > восточная и западная Церкви в лице папы Николая III и патриарха > Михаила Керуллария (и можно поистине сказать, что анафемы эти > тяготеют до сих пор над христианским миром и над всеми нами, в них > неповинными). Однако даже и после этой анафемы не перестала для нас > Римская церковь быть христианскою Церковью, допустим даже > еретическою, как и мы для Римской. +Дисциплинарно+ для данного > церковного общества анафема есть смертная казнь, отсечение > от церковного общения. Однако эта дисциплинарная мера не может > и не должна быть распространена на всё церковное бытие, ибо – надо > и это громко сказать – и еретики находятся в церкви, и меру > гибельности для них их еретичества нам знать не дано.
> Отсюда следует, что если еретичество есть лишь частное повреждение, > то в нашем отношении к еретикам или разномыслящим должно > иметь значение не только то, что в них еретично, но и что > православно, в чем они продолжают пребывать в Церкви. В самом деле, > имея ересь в учении о церкви, перестают ли протестанты или католики > православно веровать во Св. Троицу и Господа Иисуса Христа? Имея > неправильную доктрину о filioque, перестают ли католики веровать > в искупительное дело Христово, в церковные таинства? И хотя это > как будто само по себе очевидно, однако нужно всем христианам > ответственно сознавать не только свои расхождения, но и свое > согласие, а это последнее установляется ни много ни мало общим > христианским исповеданием. Наш Символ веры, > Никео-Константинопольский (правда, искаженный filioque), вместе > с почитаемыми и в нашей церкви древними символами Apostolicum > и Athanasianum является общим исповеданием всех трех основных ветвей > христианства: православия, католичества и протестантства, и это > догматическое основание единства никогда не должно забывать.
> 4. =Таинства.= В настоящее время в таинствах христианские > исповедания наиболее реально разделены друг от друга. Общение > в таинствах остается еще лишь путеводной звездой, отдаленной целью, > которая хотя и достигается уже в пределах протестантского мира, > но остается совершенно неосуществимой в отношениях между тремя > основными ветвями исторического христианства: православием, > католичеством и протестантством. В отношении православия > и католичества к протестантству главным разделяющим препятствием > является отсутствие у протестантов законного священства, > апостольского преемства; для взаимных же отношений первых двух между > собой нет этого препятствия. В подавляющем большинстве христианских > исповеданий () признаются таинства, подаваемые Господом Иисусом > Христом во Св. Духе, и существует практика этих таинств при всём > различии в богословском учении о них. Как надо относиться > к реальности этих таинств и в какой мере является решающим здесь > то или иное их богословское истолкование? Хотя это последнее > и может оказывать влияние на действенность таинства (), тем не менее > при наличии +общей веры+, например, в таинство Тела и Крови, обычно > чрезвычайно преувеличивается значение доктринальных различий > в области евхаристического богословия.
<.....>
> Канонические и даже догматические повреждения в известных пределах, > по свидетельству Церкви, не уничтожают действительности таинств > и даже если они и повреждают или умаляют их действенность, однако > последнего не дано ведать человеку. Но отсюда проистекает огромной > важности вывод: Церкви, сохраняющие священство, хотя и разобщены, но > не разделены в жизни таинств. Иными словами, разделение Церкви > не проходит до глубины, +в своей таинственной жизни Церковь остается > едина+, по крайней мере это можно утверждать об отношениях > между православием и католичеством. Строго говоря, соединение > церквей здесь даже и не требуется, хотя, к сожалению, это единство > обычно и мало сознается. Что отсюда следует? Церкви, сохранившие > указанное единение в таинствах, разделены ныне канонически, в смысле > юрисдикции, и догматически, в смысле целого ряда различий, которые, > однако, остаются бессильны упразднить действительность таинств. > Что требуется для полного воссоединения и с чего начать? Обычно > считается, что для действительного соединения, которое могло бы > выразиться в общении в таинстве (Interkommunion), и в особенности > в общении евхаристическом, требуется прежде всего каноническое > общение, т. е. взаимное признание юрисдикций. Однако в этой > области отсутствует impedimentum dirimens. Ибо ни с восточной > стороны никогда не оспаривалась юрисдикция папы над западной > Церковью, ни с западной не оспаривались юрисдикции восточных > поместных Церквей в их собственной области, и разногласия > в канонической области относятся не к разграничению юрисдикций, > но к правам римской кафедры – папского примата, что есть вопрос уже > не канонический, а догматический. В области догматической > между Востоком и Западом существуют глубокие разногласия, и в учении > о Св. Духе filioque, и учении о Церкви (именно о месте папы > в Церкви), и целый ряд других догматических, а еще более > доктринальных различий (впрочем, что касается последних, то они ведь > могут существовать – и существуют – и в недрах единой православной > Церкви). <...> Здесь мы вступаем в область догматических споров > и разделений, доселе не изжитых. Обычно этим > догматически-доктринальным различиям придается решающее значение. > Сакраментальное единство догматически разделяющихся Церквей как бы > забывается или приносится в жертву этому их различию (которое обычно > также не только не сглаживается, но еще и преувеличивается). > Поэтому господствующая формула относительно соединения церквей > гласит: общение таинств, т. е. единение в тАинственной жизни, > должно иметь для себя условием +предварительное+ догматическое > соглашение. Но так ли бесспорна эта мнимая аксиома, которая никогда > не проверялась? Здесь на одной чашке весов мы имеем различие > некоторых христианских догматов и богословских мнений и веками > сложившееся и закрепившееся отчуждение и соперничество, но > на другой – единство тАинственной жизни, и прежде всего Трапезы > Господней. Почему же считается необходимым предварительно > согласиться во мнениях, а не наоборот, не в единстве ли таинства > надо искать пути к преодолению этого различия? Почему не искать > преодоления ереси учений чрез преодоление +ереси жизни+, каковою > является разделение? Не грешат ли ныне христиане тем, что не слышат > общего евхаристического зова и не следуют ему, охваченные > своими страстями и разделениями? А если так, то для православия > и католичества еще остается почва и путь для их соединения – > на почве общения в таинствах. Но для этого, конечно, должно > ощутиться веяние Духа Божия, оно лишь сделает явным, что искомого > единения следует искать вовсе не так далеко, как думают, ибо оно > уже есть существующий факт, который надо реализовать. > Но реализовать его надо честно и искренне, абсолютно без задних > мыслей, коварства и хитрости, единственно, чтобы явить и осознать > свое братство о Господе. Ни гордый и властный Рим, живущий > в католическом священстве, ни застывший в вековой самообороне > Восток, видящий врага и поработителя в каждом католике, не могли > и не могут до сих пор сделать этого шага, +забыться+ в порыве любви > церковной. Может быть, еще не пришло время, еще не совершились > судьбины Божии, еще не прогремел гром и не сверкнула молния, которые > расплавят исторические твердыни, а вместе и человеческие сердца. > Но путь к единению Востока и Запада лежит не чрез Флорентийскую унию > и не чрез турниры богословов, но чрез единение пред алтарем. > Священство Востока и Запада должно сознать себя единым священством, > совершающим единую Евхаристию, приносящим единую жертву, > и для воспламененного этим сознанием священства отпадут, > как картонные преграды, все препятствия к единению в таинстве.{} Сие > и бУди, бУди. А вслед за этим и в ответ на это будет достигнуто > и догматическое единение, точнее, взаимное понимание друг друга > в своих свойствах, односторонностях или даже различиях, если таковые > останутся: In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus > charitas./***/ И лишь до тех пор, пока не загорелись эти огненные > языки в мире, остается для нас долгий и стропотный путь искания > догматического единомыслия путем догматических споров... Но, как бы > история ни разрешила вопрос о путях к единению Церквей, > само единение в таинствах уже существует и не должно быть > нами забываемо и умаляемо и теперь, при разделении.
> Существующее +единство+ Церквей есть и положительное основание > к их +единению+, без первого невозможно было бы и второе. Сознание > своего единства как данности и разъединение как факт живою > антиномией присутствуют в душе христианина. Эта антиномия не может > оставлять человека в покое равнодушия, но должна искать своего > разрешения. И «экуменическое» движение наших дней выражает для нас > это искание. [ Протоиерей Сергий Булгаков. У кладезя Иаковля. О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и таинствах www.ecumenism.ru/books/book01/ch10.html; www.reshma.nov.ru/texts/bulgakov_kladez_iakovlia.htm ]
------------------------------------- /&/ см. www.messia.ru/r2/5/i05_096.htm#1927lk /*/ "Вне Церкви нет спасения" (лат., свщмч. Киприан Карфагенский, III в.) (примечания ред. рассылки). /**/ совместное причащение представителей разных христианских конфессий (нем.); см. www.krotov.info/spravki/temy/i/intercom.html. /***/ "В главном – единство, в спорном – свобода, во всём — любовь" (лат.); об истории и авторстве этой фразы см.: www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_unity.htm; www.bit.ly/aQ30Qp (англ.).
+ + + комм. епископа Кассиана (Безобразова) www.krotov.info/history/01/kern/page07.htm + + + протоиерей Георгий Митрофанов: Иисус и самарянка www.messia.ru/rasylka/010/2562.htm#0 + + + священник Александр Мень: самарянка у колодца www.messia.ru/rasylka/009/2415.htm#0 + + + свящ. Александр Мень - еще одна проповедь www.messia.ru/rasylka/008/2202.htm#0 (+ссылки) + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка www.messia.ru/rasylka/007/1840.htm#0 (+ссылки!) + + + его же др. проповеди www.messia.ru/rasylka/rzerv/p5-blum.htm#0 + + + Моррис Венден. Женщина у колодца www.otkrovenie.de/beta/xml/other/BogGovoritJaDumajy.xml/7#1_7_1 + + + разные авторы www.messia.ru/rasylka/rzerv/p5.txt
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=5&day=22; www.mospat.ru/calendar/2011/05/22
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Женщина говорит Ему: "Господин мой, я вижу, Ты - пророк. Наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где Ему надо поклоняться - только в Иерусалиме". Иисус говорит ей: "Верь мне, женщина: час наступает, / когда будете поклоняться Отцу не на этой горе / и не в Иерусалиме. Вы не знаете, чему поклоняетесь, / а мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение - от евреев. Но час наступает - / он уже наступил! - когда тех, кто Отцу поклоняется, наставит Дух Истины, как истинно чтить Отца. Ведь Отец Себе ищет таких - / тех, что так Ему поклоняются. Бог - это Дух, и Ему надлежит поклоняться, / как наставляет Дух Истины". ... Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!" Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете". Ученики стали говорить между собой: "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?" Иисус говорит им: "Моя пища - исполнить волю Того, кто послал Меня, и завершить Его дело. Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца - и наступит жатва'? Но вот, говорю Я вам, поднимите глаза, посмотрите на нивы, как они побелели, созрев для жатвы! Жнец получает и плату свою, / и урожай собирает для вечной жизни, так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет. Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один - жнет другой". Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы - там трудились другие, / а вы разделяете с ними / плоды их трудов".* (Ин.4:19-24,31-38 — из воскресного чтения) * * * *Оптимист - это тот, кто не предсказывает будущее, а работает на него* (Турчин) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2688.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |