=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 30 мая 2011 г. ст.ст., воскресенье. Пятидесятница - сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы. литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.
* 31 мая 2010 г. ст.ст., понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа. литургические чтения: Еф.5:9-19; Мф.18:10-20.
> ПЯТИДЕСЯТНИЦА
> Слово «Пятидесятница» (с греч. пэнтЭх`остЭ) указывает, что этот > праздник празднуется через пятьдесят дней после Пасхи. Содержание > этого праздника изменялось: сначала это был земледельческий > праздник, позже он был посвящен воспоминанию об историческом > событии - установлении Союза-Завета и наконец стал праздником > ниспослания <Святого Духа>, открывшего на земле эру Нового Завета.
> I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ИУДЕЙСТВО
> Пятидесятница, наряду с Пасхой и Кущами, - один из тех трех > праздников, когда Израиль должен являться пред лицо Ягве, в месте, > Им избранном для обитания Имени Своего (Втор 16.16).
> 1. Первоначально это праздник +Жатвы+, день радости и благодарения > (Исх 23.16; Числ 28.26; Лев 23.16 слл), в который приносят в жертву > начатки того, что произвела земля (Исх 34.22, где этот праздник > назван праздником Седмиц, - наименование, указывающее, что > он празднуется по истечении семи недель после Пасхи и принесения > первого снопа: ср. Лев 23.15).
> 2. Затем этот праздник стал отмечать определенную годовщину. > Союз-Завет был заключен дней через пятьдесят (Исх 19.1-16) > после исхода из Египта, празднуемого на Пасху; так Пятидесятница > естественно превращается в годовщину Союза-Завета, по всей > вероятности уже со II века до Р.Х., ибо в качестве таковой > она представляется общепринятой в начале нашей эры, судя > по раввинистическим писаниям и по Кумранским рукописям.
> II. ХРИСТИАНСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА
> 1. +Теофания.+ - <Дарование Святого Духа> с сопровождающими > его знамениями - ветром, огнем, - составляет как бы продолжение > теофаний в Ветхом Завете. Смысл этого события подчеркивает двойное > чудо: сначала Апостолы для восхваления дивных дел Божиих «начали > говорить на иных языках» (Деян 2.3-4); такой дар языков представляет > собою харизматическую форму молитвы, которая потом встречается > и в первохристианских общинах. Затем, хотя и непонятная сама > по себе (ср. 1Кор 14.1-25), эта речь на «иных языках» понимается > всеми присутствующими; это чудо понимания является знамением > вселенского призвания Церкви, так как слушатели происходят из самых > различных стран (Деян 2.5-11).
> 2. +Смысл события+
> а) Эсхатологическое излияние <Святого Духа> - Приводя текст из Иоиля > (2.28-32), ап. Петр указывает, что Пятидесятницей > исполняются Божии обетования: в последние времена Дух должен быть > дарован всем (ср. Иез 36.27). Предтеча уже возвестил, что пришел > Тот, Кто должен крестить Духом Святым (Мк 1.8). Иисус же после > Своего воскресения подтвердил эти обетования: «Будете крещены Духом > Святым по истечении немногих этих дней» (Деян 1.5).
> б) Увенчание Пасхи Христовой. - Согласно первоначальному > наставлению в вере, Христос, умерший, воскресший и вознесенный > одесную Отца, завершает Свое дело тем, что изливает Духа > на апостольскую общину (Деян 2.23-33). Пятидесятница есть полнота > Пасхи.
> в) Собирание мессианской общины. - Пророки возвещали, > что рассеянные будут собраны на горе Сионе и т. обр. собрание > Израиля объединится вокруг Ягве; на Пятидесятницу осуществляется > в Иерусалиме духовное единство иудеев и прозелитов из всех народов; > послушные учению Апостолов, они общаются в братской любви > за евхаристической трапезой (Деян 2.42 слл).
> г) +Община, открытая всем народам.+ - Дух дарован для свидетельства, > которое должно быть пронесено «до края земли» (Деян 1.8); чудом > понимания языков подчеркивается, что первая мессианская община > распространится на все народы (Деян 2.5-11). «Пятидесятница > язычников» (Деян 10.44 слл) показывает это окончательно. > Разделение, происшедшее у Вавилонской башни (Быт 11.1-9), находит > здесь свой антитезис и приходит к концу (ср. кондак Пятидесятницы).
> д) Начало проповеди. - День Пятидесятницы, в который была собрана > мессианская община, нужно считать и исходной точкой > ее посланничества. Проповедь Петра, «ставшего с одиннадцатью» > (Деян 2.14), представляет первое проявление посланничества, данного > им Иисусом: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, > и будете Мне Свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, > и даже до края земли» (1.8).
> Св. отцы сравнивали это «крещение в Духе Святом» (своего рода > «апостольскую инвеституру» Церкви, т.е. поставление Церкви > как проповедницы учения Христова) с крещением Иисуса - торжественным > богоявлением в начале Его общественного служения. Они указывали, > что на Пятидесятницу произошло дарование Церкви нового 3акона > (ср. Иер 31.33; Иез 36.27) и новое сотворение (ср. Быт 1.2): > эти истины не выражены прямо в Деян 2, но они имеют реальное > основание (внутреннее действие Духа и совершаемое Им новое > творение).
> 3. +Пятидесятница как тайна спасения.+ - Если внешняя сторона > Богоявления была преходящей, то дар, полученный Церковью, > окончателен. Пятидесятницей открывается время Церкви, которая > в своем странствии навстречу Господу непрестанно получает от Него > Духа, собирающего ее в вере и любви, освящающего ее и посылающего ее > на проповедь. В Деяниях, - «евангелии Духа Святого», - раскрывается > непреходящая актуальность этого дара, этой харизмы по преимуществу, > как через действие Духа в управлении Церковью и в ее миссионерской > деятельности (Деян 4.8; 13.2; 15.28; 16.6), так и через Его более > непосредственные проявления (4.31; 10.44 слл). Даром Духа > определяются «последние времена», период, который начинается > с Вознесения и получает свое завершение в последний день, > когда Господь придет опять. [ СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. Автор статьи Paul de Surgy. www.krotov.info/library/bible/comm/pyatides.htm ]
* * *
> Что-то обязательно происходит, когда Дух Святой наполняет человека. > Это совсем не всегда выражено так, как было у апостолов в день > Пятидесятницы, но всегда Дух приносит с собой какое-то изменение, > «настроенность» на благое (см. Еф.5:9). Кроме того, у Духа > есть совершенно определенные плоды, их перечисляет апостол Павел: > «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, > кротость, воздержание» (Гал.5:22). А что же принес Дух в апостолам > в день Своего сошествия? Они начали говорить на иных языках, но это > не было бессмысленным и непонятным окружающим шумом. > «Все изумлялись и дивились», потому что слышали каждый собственное > наречие, в котором они родились. Таким образом, Слово Божие > стало доступно всем, кто находился рядом и хотел слушать. И вот > мы видим, что такое действие Святого Духа объединило сразу большое > количество людей, которые осознали, что их тут понимают! Вспомнив > выражение «мы говорим на разных языках», мы можем сказать, что > ни один из заложенных в него смыслов не имеет отношения > к сегодняшнему отрывку. Дух объединяет! Он способен выстроить > отношения, помирить враждующих, подсказать необходимые слова. > Именно поэтому Господь призывает нас не полагаться только на свои > силы. И это касается даже такой мелочи, как простой общение > с человеком, сидящим рядом в метро. [ www.bible-center.ru/note/20081119/odp3 ]
* * *
> В праздник Пятидесятницы обратимся к тому, что думали и писали о нём > авторитетные церковные писатели позапрошлого тысячелетия. > Вот несколько текстов:
> Преподобный Косма Маюмский в каноне праздника подчеркивает, > что излияние Духа Святого становится началом нашего преображения, > началом нашего обОжения: «Приходящая ныне сила, Дух благой, > Дух премудрости Божией, Дух, от Отца исходящий и Сыном даруемый > верным, вселяется в них естеством святыни, в которой Он открывается > нам».
> Автор икоса призывает Бога соединиться с нами в излиянии Духа: > «Скорое утешение даруй рабам Твоим, Иисусе, когда унывает дух наш; > не разлучайся от душ наших в скорбях, не удаляйся от мыслей наших > в обстояниях, но всегда Сам [первый] приходи к нам; приблизься > к нам, приблизься, Вездесущий, как Ты всегда пребываешь с апостолами > Твоими, так и с любящими Тебя соединись, Щедре, да и мы, соединясь, > Тебе поем, и славословим Всесвятого Духа Твоего». Заметим, > что греческое слово, которое славянский текст переводит > как «приближися», скорее означает соединение или помолвку, > т.е. заключение завета. Именно такая близость, судя по словам > преп. Иоанна Дамаскина во втором каноне праздника, и составляет > суть замысла Божия:
> Пречистые Спаса уста изрекают: > Сиротами вас Я, друзья, не оставлю, > на вышнем Отеческом сидя престоле, > Духа Я вам изолью изобильно, > чтоб ждущим Его благодать воссияла.
> И еще Иоанн Дамаскин напоминает нам, что дар Святого Духа изливается > не иначе, как из ран Распятого Христа: «Омывая меня божественным > словом новой жизни, Единосущный, изливаешь мне струи благодати > из прободенного ребра Твоего, Слове Божий, полагая на мне печать > пламенем Духа Твоего». [ www.bible-center.ru/note/20040530/main ]
+ + + В.В. Сорокин: апостольская община явила миру в день Пятидесятницы Лик Святого Духа www.messia.ru/rasylka/010/2570.htm#0 (+ссылки!) + + + свт. Лев Великий: Праздник сошествия Святого Духа на апостолов www.messia.ru/rasylka/007/1858.htm#0 (+ссылки!) + + + из богослужения праздника Троицы - Молитва коленопреклоненная www.messia.ru/rasylka/007/1859.htm#0 (+ссылки)
+++ свящ. Александр Мень: Сила Духа www.messia.ru/rasylka/010/2571.htm#0 (+ сс. к апостольскому чтению Дня Св. Духа) + + + Источник жизни, Кому мы верим! www.messia.ru/rasylka/008/2223.htm#0 + + + о. Александр Мень, из бесед на Символ веры 1989 г. www.alexandrmen.ru/books/radvest/symbol4.html
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=6&day=12; www.mospat.ru/calendar/2011/06/12
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Когда они позавтракали, Иисус говорит Симону Петру: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня больше, чем они? - Да, Господь, ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Паси Моих ягнят, - говорит Иисус. И во второй раз спрашивает его: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? - Да, Господь, Ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Позаботься о Моих овцах. И в третий раз говорит ему Иисус: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? И больно стало Петру, что Он в третий раз спросил, любит ли он Его. - Господь, Тебе все известно, - сказал он Иисусу. - Ты знаешь, что я люблю Тебя. - Паси Моих овец, - говорит Иисус. - Говорю тебе истинную правду: когда ты был молод, ты сам одевался и шел, куда хотел. А когда состаришься, то раскинешь руки свои и другой тебя оденет и поведет, куда не захочешь. Этими словами Он давал понять, какой смертью тот прославит Бога. И, сказав это, говорит Петру: - Следуй за Мной!* (Ин.21:15-19 — из чтения субботы) * * * *Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе. И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра. Шум заполнил весь дом, в котором они находились. Они увидели нечто напоминающее языки пламени; эти языки, разделившись, сошли на каждого из них. Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом. В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран. Они удивлялись: - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так? А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима, как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы... И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!* (Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.) * * * *Плоды света - это доброта, справедливость и истина. Старайтесь дознаться, что приятно Господу. Не участвуйте в бесплодных делах тьмы. Наоборот, своей жизнью обличайте их! ... Только при свете становится видно всё то, что обличается, а всё, открытое свету, и само есть свет. Поэтому и говорится: Спящий, проснись! Встань из мертвых - и тебя осияет Христос! Так следите внимательно за своим поведением! Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные. Старайтесь хорошо использовать свое время, потому что дни теперь окаянные. Поэтому не будьте бестолковыми, но умейте понимать, в чём воля Господа. В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность, но наполняйтесь Духом! Беседуйте друг с другом словами псалмов, гимнов и духовных песнопений. Пойте и воспевайте Господа от всего сердца. Всегда и за всё благодарите Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа.* (Еф.5:9-11,13-20 — из чтения понедельника.) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2694.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |