=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
> СВЯТОСТЬ. Воплощенная суть> Христианство толкуют по-разному. Для одних оно прежде всего мораль, нравственный закон. Для других оно философия или идеология, объясняющая и разрешающая так называемые проблемы. Для третьих, наконец, оно быт, система обычаев, привычек, воспоминаний, украшающих жизнь и буквально помогающих жить. И, конечно, христианство есть всё это. Но оно и больше, и шире, и глубже всего этого. Ибо в Евангелии христианство провозглашается, прежде всего, как жизнь, как новая жизнь, обновляющая старую, греховную, как некая новая реальность. И, по существу, у самих христиан основным доказательством их веры как для самих себя, так и для других всегда была конкретная, живая жизнь, а не просто учение, мораль и богослужение. Апостолы проповедовали и это всегда нужно помнить не христианство, а Христа, Его жизнь, Его страдания, Его смерть и победу над смертью. И это значит, что проповедь их была проповедью конкретного, живого, единственного образа. Потребовались века, чтобы уточнить сложное и богатое христианское учение, чтобы воплотить это учение в изумительные по красоте и глубине формы христианского богослужения, чтобы наконец разработать во всех подробностях моральные и нравственные принципы христианства. И однако всё это не имело бы и не имеет никакого смысла без воплощения в жизни. И потому такое особое, исключительное значение имели всегда в христианстве святые, т.е. люди, которые как раз и воплотили в себе, в своей жизни саму суть христианства. И потому эта суть лучше всего раскрывается нам, когда мы вглядываемся в этих конкретных, живых людей. > Особенно же полезно это сейчас, когда многие, даже верующие, религиозные люди оказались как бы оторванными от живого знания святых. Произошло это, как это ни странно, из-за самого почитания святых. Вместо того чтобы стараться понять, почувствовать опыт святых, вдуматься, вжиться в него, люди стали просто прославлять святых, и они превратились в отвлеченное воплощение некоего сверхчеловеческого, сверхъестественного совершенства, которое нам-де, простым смертным, всё равно не под силу. Мы забыли, что святые это, прежде всего, такие же люди, как мы, и, значит, каждый из них индивидуален, не похож на другого. Что каждый святой, иными словами, это живая и уникальная личность, и важно в святых как раз то, что каждый из них своим путем, в единственных и неповторимых условиях своей жизни дошел до святости, до того воплощения в себе христианства, которое продолжает светить и нам. Мы забыли, далее, о великом многообразии святых, о разнице темпераментов, жизненных призваний, образований, интересов, путей, которые явили они. Святые для нас есть лишь некое собирательное совершенство. > Однако именно сейчас и именно нам нужно вспомнить о святых как о живых людях. Нужно потому, что в той борьбе, которая ведется кругом нас против христианства, против Церкви, против веры, как раз и используется, и притом очень искусно, отвлеченный характер религии, ее номинализм. Христианство оспаривают как учение, его разоблачают как мораль («Вы говорите одно, а поступаете по-другому, и, следовательно, вся ваша вера ложь!»), над ним издеваются как над культом. И можно без конца спорить с этим, можно и нужно защищать веру и как истину, и как мораль, и как культ, но защита эта не будет по-настоящему убедительной, если мы сами не увидим в христианстве жизнь, т.е. путь, которым шли тысячи, десятки тысяч людей, для кого он стал путем совершенной радости, всеобъемлющего смысла, полноты жизни и человечности. Правда христианства в его жизненности, в этой способности его рождать святых рождать их в каждую эпоху, в каждом народе, в каждой культуре. > У христианства, как у всего на земле, были периоды подъема, но и упадка, эпохи больших и меньших успехов. Христиане часто, даже слишком часто, изменяли тем принципам, которые сами провозглашали, и, с этой точки зрения, они дали немало оружия в руки своих врагов. Но сквозь всю эту человеческую, подчас «слишком человеческую» историю, остается неизменным то, к чему мы всегда можем и должны апеллировать и что составляет саму сущность христианства. Это образ Христа и потому образ всех тех, кто не на словах только, но подлинно всей жизнью приняли Христа, последовали за Ним и в ком христианство нашло свое оправдание. > Христианское учение об обожении человека, т.е. о его полном внутреннем преображении, о совершенной победе в нём любви, радости и свободы, остается и вправду только словами, голым утверждением, пока мы не укажем обоженного человека, действительно достигшего этого совершенства свободы, любви и радости. На протяжении веков в святых слишком часто видели только помощников, заступников, ходатаев. От них хотели и ждали лишь чудес, лишь сверхъестественной помощи. Но не наступило ли время вернуться к подлинному смыслу святости в христианстве? Смысл же этот лучше всего воплощен в слове, которым христиане назвали первых своих святых мучеников. Слово это по-гречески «мартис» (martuV), а по-русски «свидетель». Святой это прежде всего свидетель, т.е. человек, опытно увидевший, по-знавший, сделавший своей жизнью Христа. И потому ему, как свидетелю, не нужны доказательства и рассуждения. Он видел, он узнал, он принял. Он очевидец того, что для других еще только доктрина, только слова, только рассуждение. Вот почему мы хотим в нескольких следующих беседах постараться дать, пусть самое краткое, описание разных путей святости, разных образов святых в христианстве, чтобы возможно было почувствовать тот свет, который остался от них в мiре и продолжает не только светить и согревать других, но сам рождает в них жажду святости, жажду совершенства. И тогда, как сказано в Писании, придите и рассудим (Ис.1:18), что правда и что ложь в той борьбе, которая с таким напряжением ведется против христианства вот уже почти пятьдесят лет. [ протопр.
Александр Шмеман.
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый и Воскресший! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа. Это Он одарил нас, в единении нашем с Христом, полнотой духовных даров в небесных мирах. Он нас избрал, в единении с Ним, еще до сотворения мира, чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными и жили в любви. Он нас предназначил, через Иисуса Христа, стать Его сыновьями. Вот Его цель и добрая воля! Так восхвалим Его за величайшую Его доброту за дар, которым Он нас одарил через любимого Сына, кровью которого мы обрели, в единении с Ним, свободу и прощение грехов. Так безмерна Его доброта, что излил Он щедро на нас в совершенстве ума и мудрости! Это Он дал нам знать Свою сокровенную цель, по воле Его изначально в Христе воплощенную. Этой цели достиг Он, когда исполнилось время; Он замыслил всё, что есть на земле и на небе, соединить воедино в Христе, во главе с Ним. Благодаря Ему нам выпало стать Его народом; нам изначально было предопределено, согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению, стать хвалой Его славе, потому что мы первыми возложили надежды на Христа. Через Него и вы услышали слово истины Радостную Весть о вашем спасении, благодаря Ему вы поверили и были отмечены печатью обещанного вам Святого Духа, который есть залог того, что мы получим наше наследие, когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит, и станем хвалой Его славе. Вот почему и я, узнав о вашей вере в Господа Иисуса и о любви ко всему святому народу Божьему, не перестаю благодарить за вас, вспоминая в своих молитвах. Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы, дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его. Пусть просветит Он очи вашего сердца, чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал, каково богатство и великолепие наследия, которое вы разделите с Его народом, и сколь неизмеримо велика Его сила, что действует в нас, верующих в Него. Это те же сила и могущество, которыми Бог поднял из мертвых Христа и усадил Его по правую руку на небе выше Начал и Властей, Сил и Господств; а имя Его сделал превыше имен всех не только в нынешнем веке, но и в будущем. И Он всё покорил Ему под ноги и поставил Его, Владыку всего, главой Церкви. Она же есть Его тело, в ней вся полнота Того, кто наполняет Собой всё творение.* (Еф.1:3-23/*/) * * * *Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: "Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше. Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит. Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться. Так будьте же счастливы, / когда ненавидят вас люди и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят ваше имя - и всё это из-за Сына человеческого. Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждет на небесах великая награда! Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей. И, напротив, г`оре вам, богатые! / Вы уже натешились вдоволь. Г`оре вам, кто сыт теперь! / Вы будете голодать. Г`оре вам, кто смеется теперь! / Вы будете рыдать и плакать. Г`оре вам, когда хвалят вас все люди! Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей. Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я: люб`ите своих врагов, / делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте тех, кто вас проклинает, мол`итесь за тех, кто вас оскорбляет. Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь другую и, если кто отнимает плащ, / не препятствуй забрать и рубашку. Всем, кто просит у тебя, дай и, если отнимает твое, не требуй обратно. Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.* (Лк.6:20-31/**/) * * * *"Всё позволено!" Но не всё на пользу. "Всё позволено!" Но не всё способствует созиданию. Пусть каждый не своего добивается, а того, что идет на пользу другого. Всё, что покупаете у мясников, ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью. Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни". И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти, ешьте всё, что перед вами поставят, не допытываясь, со спокойной совестью. Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву", тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести. Я имею в виду не вашу совесть, а совесть другого человека. "А почему это моя свобода должна быть ограничена чужой совестью?" Если я благодарю Бога за пищу, как может кто-то меня порицать за пищу, за которую я благодарю?* (1Кор.10:23–30/***/) ********************************************* /*/ из апостольского чтения четверга и чтение пятницы. /**/ содержит часть евангельского чтения пятницы. /***/ Содержит рядовое апост. чтение субботы. В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3005.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |