=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 22 апреля 2012 г. ст.ст., воскресенье 4-е по Пасхе - посвященное расслабленному. литургические чтения: Деян.9:32-42; Ин.5:1-15.
> О РАССЛАБЛЕННОМ
> В третье воскресенье после Пасхи/*/ читается в церкви отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказано об исцелении Христом расслабленного. > "Был праздник, пишет евангелист Иоанн, и пришел Иисус во Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел..." > Вот евангельский рассказ. И многие, прослушав его, скажут, должно быть: опять чудеса, опять невероятное, не имеющее и не могущее иметь ничего общего с нашей жизнью, интересами, нуждами, запросами... Но вслушаемся, вдумаемся: Евангелие так по-детски просто, и евангельские рассказы так кратки, что современный человек легко обманывается этой краткостью и простотою. Ему всё кажется, что истина о нём и о его жизни должна быть сложной и громоздкой, потому что сам он сложен. Но, может быть, нестареющая сила Евангелия именно в том, что оно сводит всё к самому главному, первичному, основному добро и зло, тьма и свет, человек и Бог, жизнь и смерть. А ведь если подумать сосредоточенно, глубоко, и не только умом, а всем существом, то в конце концов речь всегда идет о главном. Ибо вся сложность жизни упирается в простоту вечных вопросов: добро и зло, жизнь и смерть, Бог и человек. > Так что же в этом рассказе вечно, непреходяще? В центре его так очевидно стоят слова расслабленного, обращенные ко Христу: "Не имею человека". Это поистине вопль того, кто на опыте познал страшную силу человеческого эгоизма. Каждый за себя. Каждый о себе. Вот все они всё это великое множество слепых, больных, иссохших, и все они "чают движения воды", то есть ждут помощи, участия, исцеления, утешения. Но... каждый ждет помощи себе и для себя. И когда возмущается вода, всякий бросается вперед, забывая о других... > В евангельской перспективе купальня эта конечно, образ мира, образ общества человеческого, символ самого строя человеческого сознания. О, конечно, в мире можно найти много примеров преодоления эгоизма, примеров доброты и самопожертвования. Но даже когда по видимости человек преодолевает свой эгоизм, он всё равно остается пленником себя и своего. Если не своя персона, то семья: и для своей семьи, для своих своя рубашка ближе к телу. Если не семья, то свой народ. Если не свой народ, то свой класс, своя партия. Свое, обязательно свое! И это свое противополагается чужому, а, следовательно, чуждому и враждебному. Но так, скажут, устроен мир, и ничего не поделаешь. Так неужели же, отвечу я, это и есть последняя, объективная, научная правда о человеке и человечестве? Неужели, в последнем счете, всё в мире построено на личном или коллективном эгоизме и всё им живет? Капитализм, говорят нам, есть зло, потому что он эгоизм. И вот его надо сокрушить во имя, скажем, коммунизма. Но коммунизм только и делает, что провозглашает свое: свое мировоззрение, свой класс, партию и так далее, то есть свое и себя против не-своего, другого... И нет, нет выхода из этого порочного круга. И вот, незаметно для себя, мы перестали задыхаться в этом мире, насквозь пропитанном всепоглощающим эгоизмом. Кровь, ненависть, страх, в лучшем случае равнодушие. Когда-то, в двадцатых годах <XX> века, молодой человек, почти мальчик, покончил самоубийством, оставив такую записку: "Я не хочу жить в мире, в котором все жулят..." Он задохнулся, не выдержал. А нас постепенно измором берет эта привычка, и ужас эгоизма мы перестаем ощущать как ужас... > Об этом евангельский рассказ о расслабленном. И все эти больные, немощные, иссохшие все они больны в первую очередь неисцелимым эгоизмом, который и приводит человека к воплю: "Человека не имею!" Нет человека! И это значит, что человек начинается там, где преодолен эгоизм, это значит, что человек это, прежде всего лицо, обращенное к другому человеку, это глаза, с участием и любовью всматривающиеся в глаза другого человека. Это любовь, сострадание и помощь. > Дальше Евангелие говорит: этот новый, подлинный человек явлен, пришел к нам во Христе. В Нём к одинокому и исстрадавшемуся человеку приходит не чужой, а свой; приходит, чтобы его страдание воспринять как Свое, его жизнь как Свою, и чтобы помочь и исцелить. "Хочешь ли быть здоровым?" Это вопрос не того, кто хочет что-то навязать, в чём-то убедить или же подчинить себе. Это вопрос подлинной любви, и потому подлинного участия. Религия, увы, тоже может стать эгоизмом, быть занятой только собой, своими. Но важно понять, что такая религия, сколь бы она ни прикрывалась христианством, по-настоящему не христианство... Ибо всё христианство в прорыве сквозь страшную твердыню эгоизма, в прорыве к той любви, которую, по словам апостола Павла, "излил Бог в наши сердца". Это его новая, вечная заповедь. Это то, о чём всё Евангелие, вся наша вера...
[ протопр.
Александр
Шмеман.
+ + + В.Н. Кузнецова: исцеление парализованного + + + расслабление и исцеление духа, души и тела (прп. Максим Исповедник; Яцек Салий; Яков Кротов) www.messia.ru/rasylka/010/2559.htm#0 + + + из богослужения этого дня www.messia.ru/rasylka/009/2413.htm#0 + + + митр. Антоний (Блум): "стану я таким человеком для других!" www.messia.ru/rasylka/008/2195.htm#0 (+ссылки!) + + + он же: Людей много, а человека нет... www.messia.ru/rasylka/007/1833.htm#0 (+ссылки!)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Савл по-прежнему дышал злобой и грозил смертью ученикам Господа. Придя к первосвященнику, он попросил у него п`исьма в Дамаск, к тамошним синагогам, чтобы иметь право арестовывать и отправлять в Иерусалим последователей Пути, всех, кого ему удастся обнаружить, и мужчин и женщин. Но по дороге, когда он уже был недалеко от Дамаска, его внезапно молнией озарил свет с неба. Упав на землю, он услышал голос, говоривший ему: - Савл, Савл! Что ты Меня гонишь? Савл спросил: - Кто Ты, Господин мой? - Я Иисус, которого ты гонишь. А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что делать. Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но никого не видели. Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не видел. Его взяли под руки и привели в Дамаск. И три дня он ничего не видел, не ел и не пил. ... В Дамаске был ученик по имени Анания, и ему в видении сказал Господь: - Анания! Тот ответил: - Я здесь, Господь! Господь сказал: - Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой. Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул. Он сейчас молится, и ему было видение, что в дом входит человек по имени Анания и возлагает на него руки, чтобы вернуть ему зрение. Анания возразил: - Господь! Я от многих слышал об этом человеке, я знаю, сколько зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме. У него и здесь полномочия от первосвященников арестовывать всех, кто призывает Твое Имя. Господь сказал ему: - Ступай! Я избрал его на служение Себе, и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями и народу Израиля. Я сам покажу ему, сколько страданий он должен будет перенести ради Меня. И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула руки, сказал: - Савл, брат мой, меня послал Господь - Иисус, который явился тебе в пути, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тут же у Савла как будто какая-то чешуя, покрывавшая его глаза, упала с них, и он снова стал видеть. Он тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы. В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус - Сын Божий.* (Деян.9:1-20 — включает часть апост. чтения пятницы) * * * <Иисус сказал:> - Вот что Я вам заповедую: любите друг друга! Если мир ненавидит вас, помните, что сначала Меня он возненавидел. Будь вы из этого мира, он бы вас полюбил - как своих. Но так как вы не из мира (Я, избрав, отделил вас от мира), за это вас мир ненавидит. Помните, Я вам сказал: "Слуга не больше своего господина". Если гнали Меня, и вас будут гнать. Если Мои слова исполняли, исполнят и ваши. Но они всё это вам сделают из-за Меня, потому что не знают Того, кто послал Меня. Если бы в мир не пришел Я и с ними не говорил, они были б тогда невиновны, а теперь греху их нет оправданья. Тот, кто Меня ненавидит, и Отца Моего ненавидит. Если б не сделал Я среди них дел, которых никто другой сделать не может, они были б тогда невиновны. Но теперь они видели их - и всё равно ненавидят и Меня, и Отца Моего. Но так и должно было быть, чтоб исполнилось то, что в Законе у них написано: "Ненавидят Меня без причины". Но когда к вам придет Заступник - от Отца исходящий Дух Истины, которого Я вам пошлю от Отца - он и будет Моим свидетелем. И вы тоже Мои свидетели, потому что вы с первых же дней были со Мною. Я сказал это вам, чтобы вера не дрогнула ваша. Вас изгонят из синагог; даже будет такое время, когда всякий, кто вас убивает, будут думать, что этим они служат Богу. Поступать они будут так потому, что не знали ни Отца, ни Меня. Но Я вам это сказал, чтобы вы, когда наступит их время, помнили: Я вам сказал. Я вначале не говорил вам об этом, потому что был с вами. (Ин.15:17-16:4 — включает еванг. чтение субботы) ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2794.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|