=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
> МУДРОСТЬ / ПРЕМУДРОСТЬ <....> Новый Завет> I. ИИСУС И ПРЕМУДРОСТЬ > 1. Иисус – учитель премудрости. – Перед Своими современниками Иисус предстает в различных аспектах: как пророк, призывающий к покаянию, но и более, чем пророк (Мф 12.41); как Мессия, но имеющий пройти через страдание Отрока Ягве, прежде чем принять славу Сына Человеческого (Мк 8.29 слл); как учитель, но не такой, как книжники (Мк 1.21 сл). Его метод учить более всего напоминает учителей мудрости в Ветхом Завете: Он часто пользуется теми же формами, что и они: изречениями и притчами, и подобно им преподает правила жизни (ср. Мф 5-7). Вполне понятно, что очевидцы изумляются этой несравненной премудрости, подтверждаемой чудесными делами (Мк 6.2), Лука отмечает ее даже уже в детстве Христа (Лк 2.40,52). Сам Иисус указывает на возникающую в связи с премудростью проблему: «Царица Южная приходила... послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона» (Мф 12.42 п). > 2. Иисус – Премудрость Божия. –
Иисус от собственного имени обещает дар премудрости
тем, кто с Ним (Лк 21.15). Непризнанный Своим
неверующим поколением, но принимаемый послушными Богу сердцами,
Он таинственно заключает: «Оправданием Премудрости были все дети
ее» (Лк 7.35; или: «были дела ее»,
Мф 11.19). Его тайна приоткрывается в большей
степени, когда Он строит Свою речь по образцу
ветхозаветных речей Премудрости Божией: «Придите ко мне...» (Мф 11.28 слл;
ср. Сир 24.21); «Приходящий ко мне не будет
алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда»
(Ин 6.35; ср. 4.14; 7.37; Ис 55.1 слл; > II. МУДРОСТЬ МИРА И ХРИСТИАНСКАЯ ПРЕМУДРОСТЬ > 1. Мудрость мира осуждена. –
В час этого высшего откровения Премудрости вновь
завязалась та драма, о которой уже возвещали
пророки. Став безумной, ибо она не признала Бога живого
(Рим 1.21 сл; 1Кор 1.21), мудрость мира сего
довела свое безумие до предела тогда, когда люди «распяли
Господа славы» (1Кор 2.8). Поэтому Бог осудил эту мудрость
мудрецов (1.19 сл; 3.19 сл), мудрость
«земную, душевную*,
бесовскую» (Иак 3.15); чтобы ее посрамить, Он постановил
спасти мир безумием крестной
смерти 2. Истинная премудрость. – Итак,
откровение истинной премудрости происходит парадоксальным
путем. Она дается не мудрым и разумным, а младенцам (Мф 11.25);
для посрамления горделивых мудрецов, Бог избрал то,
что в мире было безумным (1Кор 1.27). Надо
стать безумным в глазах мира, чтобы быть мудрым по Богу (3.18).
Ибо христианская мудрость приобретается не усилиями
человеческими, а откровением, исходящим от Отца (Мф 11.25 слл).
Она сама по себе божественна, таинственна и сокрыта,
неисследима для человеческого рассудка (1Кор 2.7 слл;
Рим 11.33 слл; Кол 2.3). Явленная историческим
свершением спасения (Еф 3.10), она только Духом Божиим
может быть сообщена людям, Ему покорным > III. РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОЙ МУДРОСТИ > 1. Премудрость и откровение. – Описанная нами христианская мудрость являет черты сходства с иудейскими апокалипсисами; она в первую очередь не правило жизни, а откровение тайны Божией (1Кор 2.6 слл), вершина религиозного познания, о котором ап. Павел молит Бога для верных (Кол 1.9) и от которого эти последние могут взаимно научаться (3.16), «словами, изученными от Духа Святого» (1Кор 2.13). > 2. Премудрость и нравственная жизнь. – Этим, однако, не устраняется нравственная сторона премудрости. Напротив, в свете откровения Христа, Премудрости Божией, все правила поведения, которые ВЗ связывал с мудростью по Богу, приобретают полноту смысла. Это так не только в отношении апостольского служения (1Кор 3.10; 2Петр 3.15), но и в том, что касается повседневной христианской жизни (Еф 5.15; Кол 4.5), где следует подражать поведению мудрых дев, а не безумных (Мф 25.1-12). Наставления практической морали ап. Павла в заключительных разделах его посланий приходят здесь на смену учению древних мудрецов. Это обстоятельство еще более очевидно в послании ап. Иакова, который именно в этом пункте противопоставляет ложной мудрости «мудрость, нисходящую свыше» (Иак 3.13-17). В эту последнюю входит и совершенная праведность. Надо стараться сообразовать с нею свои действия, в то же время испрашивая ее у Бога как дар (Иак 1.5). > Таков единственный план, в котором достижения гуманизма могут быть включены в христианскую жизнь и мышление. Если грешный человек хочет возродиться во Христе, он должен дать распять себя вместе со своей горделивой мудростью. Тогда все его человеческие усилия приобретут новый смысл, ибо будут совершаться под водительством Духа. [ Andre Barucq, Raymond Girard. Из Словаря библейского богословия ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Живите достойно Вести Христовой! ... ********************************************* /*/
содержит часть апостольского чтения пятницы.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3347.htm#0
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
| ![]() |