=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!* 5 декабря 2016 г. ст.ст., воскресенье
26-е по Пятидесятнице.
> 5.3-14 ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ
> 5.5
в Царстве Христа
и Бога — много разночтений: «в Царстве
Бога», «в Царстве Бога и Христа», «в Царстве
Христа Бога». > 5.3 Кол 3.5 5.4
Эф 4.29; Кол 3.8 5.5
1Кор 6.9-10; Кол 3.5 5.6
Кол 2.4,8; 3.6; Рим 1.18 > В этом отрывке можно выделить две части:
1) предостережение не иметь ничего общего
с языческими грехами, особенно с сексуальными
(ст. 3-7); 2) жизнь в свете <.....> > Ст. 8 — Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы — свет. Так живите, как подобает сынам света! — Здесь мы видим уже привычный дуализм света и тьмы. Уже в Ветхом Завете жизнь в Боге и исходящее от Него спасение часто называется светом, тьмой же всё то, что противостоит Богу и враждебно Ему. Тьма — это грех, смерть, Шеол. Когда язычники обратились, их жизнь изменилась и стала не тьмой, а светом. Апостол отождествляет людей, живущих во тьме, с самой тьмой, а тех, кто в свете — со светом. Ср. Рим 13.12-13: «Ночь проходит, близится день. Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света. Давайте жить так, как подобает при свете дня». См. также 1Фес 5.4-11. В Новом Завете особенно часто употребляется такая образность у евангелиста Иоанна (Ин 1.4,5,7-9; 3.19-21; 8.12; 9.5; 12.35,36,46; 1Ин 1.5; 2.8). Мы видим, как богословие Павла тесно связано с его учением о нравственности. Христиане — дети света, потому что, пока они живут в Господе, этот свет исходит от Него и озаряет их. И только в этом случае они способны приносить «плоды света». > Ст. 9 — А плоды света — это доброта, справедливость и истина — Это качества Бога, и человек, вышедший из тьмы и вошедший в свет, должен подражать совершенству и святости Бога. Свет уподоблен плодородной почве, которая приносит прекрасные плоды. Эти три добродетели есть в знаменитом каталоге Гал 5.22. > Ст. 10 — Старайтесь дознаться, что приятно Господу — Христиане должны научиться понимать, чего хочет воля Господа. См. Рим 12.2: «Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно». > Ст. 11 — Не участвуйте в бесплодных делах тех, кто принадлежит тьме — Этот стих по содержанию повторяет ст. 7, а кроме того, цитата из Рим 12.2 также объясняет, что участвовать в делах тьмы значит приспосабливаться к образу жизни этого мира. Дела тьмы бесплодны, только свет плодоносит. Наоборот, своей жизнью обличайте их! — Христиане должны выставлять напоказ эти бесплодные дела, но обличать таких людей не словами, но всей своей жизнью. Тем самым они покажут им, что их участие в бесплодных делах тьмы удаляет их от света. См. 1Петр 2.12: «Пусть ваше поведение среди язычников будет безупречным, и тогда люди, которые сейчас оговаривают вас как злоумышленников, видя ваши добрые дела, прославят Бога в День Его явления». См. также 1Кор 14.24-25; Ин 16.8. > Ст. 12 — Ведь о делах, которые творятся ими втайне, стыдно даже говорить — Вероятно, имеются в виду сексуальные грехи и разного рода извращения, которые даже грешники стараются скрывать, потому что такое поведение осуждалось окружающими. Ср. Ин 3.20: «Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не стали известны злые его дела». А христианам, как об этом говорилось в 5.3, должно быть даже стыдно вести разговоры на подобные темы. > Ст. 13-14а — Только при свете становится видно всё то, что обличается, а всё, открытое свету, и само есть свет — Этот текст — логическое продолжение ст. 12. Нельзя сказать, чтобы его смысл был очень понятен, вокруг него идут споры. Свет проявляет грехи. Так, есть пятна на одежде, которые видны только при солнечном свете. Некоторые из тех, кто видит свои прежние дела, оставляет их и идет к свету, и свет его преображает. Ср. Ин 3.19: «Вот в чём суд состоит: в мир пришел свет, но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела» и 3.21: «А кто по правде живет, идет к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершенные». Итак, у света двойной эффект: он делает видимым, обличает, но он же преображает. Это одно толкование, но есть и другое: верующие становятся светом, потому что пребывают в Христе, который есть Свет. Некогда они сами были «сотрудниками» тьмы, но потом, когда их дела были выставлены на свет, они с помощью Святого Духа изменились. Но то, что выставлено на свет, не изменяется само, а лишь отражает свет, пока оно остается в свете. Следовательно, верующие должны постоянно быть в свете Христа. > Ст. 14б — Поэтому и говорится: Спящий, проснись! Встань из мертвых — и тебя осияет Христос! — Слово говорится — традиционная формула, которая вводит цитату из Священного Писания (ср. 4.8; Иак 4.6). Но здесь происхождение цитаты, увы, не ясно. Есть некоторая близость с Ис 60.1: «Поднимись, воссияй, ибо зажегся твой свет, явилась над тобою слава Господа». Согласно другим мнениям, здесь, скорее, аллюзия на Ис 26.19: «Твои усопшие оживут! Тела умерших моих вернутся к жизни! Проснитесь, радостно восклицайте, лежащие в прахе!» И в том и другом случае сходство есть, но отдаленное, так что этот стих трудно назвать цитатой. Некоторые полагают, что здесь соединены эти два текста. Или перед нами не дошедшие до нашего времени тексты кого-то из пророков (Ильи, Иеремии или Еноха). Но это не может быть цитата из Ветхого Завета, ведь здесь очевидна христианская традиция. Климент Александрийский утверждал, что апостол приводит слова самого Господа, не зафиксированные в Евангелиях. Но, возможно, это отрывок из крещального гимна, в котором содержится и побуждение, и обещание. Приведенное мнение не единственное, но его придерживается большинство современных библеистов. А кроме того, некоторые толкователи видят здесь сходство со спящими учениками в Гефсимании. Спящий — Здесь сон — эвфемизм смерти, смерти духовной, в которой пребывали язычники до того, как они поверили в Христа (см. 1Фес 5.5-8; Рим 6.13; 13.11-14). Призыв проснуться означает побуждение к духовному воскресению. В таком смысле он употреблялся не только христианами, но и задолго до них в многих мистериальных культах. Отождествление Христа с сияющим светом напоминает нам сияние Бога, когда Он идет, чтобы спасти Свой народ (ср. Втор 33.2). В Новом Завете Христос очень часто называется светом (Лк 2.32; Ин 1.4,5,9; 8.12; 9.5; 12.46; Откр 1.16). Ср. слова Климента Александрийского: «Солнце воскресения, Тот, кто зачат прежде утренней звезды, Тот, кто дарует жизни Своими собственными лучами». [ В.Н.Кузнецова.
Из кн. "Письмо апостола Павла церкви в Эфесе. Текст и комментарий", // М.: ОПУ, 2016; стр.198-9,207-11 ]
+ Если
мы рискнём подольше остаться на свету... messia.ru/rasylka/008/2344.htm (+ссылки!)
к евангельскому
чтению: + + + митр.
Сурожский Антоний: Как редко
мы умеем благодарить!
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *... первым делом я прошу тебя, позаботься,
пожалуйста, о том, * * * *Всё, что создано Богом, хорошо, * * * *Своим ученикам Иисус сказал: * * * *Войдя в Храм, Иисус начал выгонять
торговцев, говоря им: * * * *Учителя́ Закона и старшие священники
... стали следить за Иисусом и подослали к Нему
несколько человек, якобы очень благочестивых, чтобы поймать
Его на слове, а затем передать под власть римского наместника,
ему на суд. Те спросили Иисуса: ********************************************* /#/
содержит стихи из апостольского чтения среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3470.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|
|
![]() |