=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
* 6 марта 2017 г. ст.ст., воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное. литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1.
/Как и в прошлое воскресенье, этот выпуск из двух частей, 2-я из которых не связана (впрочем, в нынешнем случае связь между текстами всё же есть) с церковным календарем и чтениями этого дня. Замысел был в том, чтобы это были 2 отдельных выпуска, но времени не хватает.../
к апостольскому чтению:
> [...] Утром, найдя хотя бы одну минуту среди обычных, повседневных дел и встав перед Его ликом, ты почувствуешь, как Он на тебя взирает с любовью и призывает тебя к труду. Благословение Божие с тобой в труде, каждую минуту жизни. Царство Божие, которое приходит в силе, водворяется в сердце, ибо Христос сказал: «Царство Божие внутри нас есть — возьми, пойди и пей живую воду Царства Божия» [ср. Лк 17,21; Ин 4,10-14]. А мы стои́м, как древние израильтяне, у этого источника, и вода нам кажется горькой, ибо нет у нас силы веры, которая бы превратила эту воду из горькой в живую. Горькая вода унылой, однообразной, полной монотонных трудов жизни течет и уходит в песок, и нет надежды, и нет проблеска, и нет спасения — уныние, болезни, немощи, огорчения, ожесточение, холодность сердца, бессмысленность жизни — вот «мерра», горькая вода нашего бытия без Креста Христова. > Но если есть у нас Крест и если есть у нас вера, тогда всё меняется, тогда каждый миг мы перед лицом Его, и Он касается нашего сердца. Только тогда зазвучит молитва, безмолвная или словесная — любая; она рвется из сердца благодарением, восхищением любовью Божией, потому что с нами Господь. Он к нам пришел и нас наполнил Своею благодатью — нас, непригодных, немощных и недостойных, посетил. > Живая вода Слова Божия, Креста Христова течет к нам, чтобы нас восстановить, нас оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший путь. [ прот. Александр Мень. Из проповеди
на Крестопоклонное воскресенье,
к евангельскому
чтению см.: + + + короткая
проповедь митр. Антония + + + свящ. Александр
Шмеман: Крест Христов. Грех как потребительство + + + свящ. Яков Кротов:
уметь умирать
* * *
> Радость, вызванная в Иерусалиме известием о нахождении Ковчега в Кириаф-Иариме*, и затем его восхождение к новому местопребыванию, которое должно стать окончательным, как будто ставят этот последний эпизод странствований Присутствия** вместе с его народом в связь с великим богоявлением, составляющим всю надежду Израиля. Долгие скитания, начавшиеся с Авраамом, кажутся законченными. Страна обетованная, Земля Ягве́, дана Его народу, и в этой стране Он Сам, наконец, проявляет Себя, чтобы навеки обеспечить ему обладание ею. Образование народа Божия кажется завершенным, строительство святого града — законченным; не обитает ли отныне божественное Присутствие, со всеми источаемыми им несравненными благами, в самом очаге собрания, как бы краеугольным камнем святилища-крепости, где его будут хранить под сенью Самого "Восседающего между херувимами"? Кажется, что всем этим восхитительным упованиям дается подтверждение в тот момент, когда Бог принимает от Соломона то, что Он отказался принять от Давида: построение постоянного Храма, вместо простого шатра, в котором Присутствие обитало до этих пор, как бы странником, готовым в любое мгновение двинуться в путь. При освящении Соломонова здания, можно было подумать, что всё свершилось и, по-видимому, так думали действительно. Как говорил царь в своей молитве, Имя Ягве имеет отныне жилище на земле.53 Конечно — и это снова говорится именно в этот момент, — Ягве как таковой, в противоположность земным богам Ханаана, не может иметь иного жилища как только на небе.54 Но Его Имя, высшее выражение Его присутствия (после Ангела, Лика и Шекины), выражение более духовное и более личное, чем все остальные, будет отныне там, где средоточие Израиля. И действительно, облако Славы в последний раз нисходит и наполняет святилище. Тогда Соломон подводит итог всей этой истории, в самых кратких словах, утверждающих одновременно трансцендентность и имманентность Ягве в их предельной парадоксальности: "Во мгле Господь пожелал обитать!"55 * * * > Именно из этого свершения исходят великие видения Иезекииля. Но они начинаются его кажущимся опровержением. Нет, Ягве не утвердил навсегда Свое жилище в Храме Соломоновом. Следовательно, и храм этот не неразрушим, и строительство Сиона не окончательно, как и утверждение Израиля в земле обетованной. Как мы видели, Шекина, изгоняемая неверностью народа, готовится сама покинуть святилище. Тогда город будет взят и разрушен, а обитатели его будут изгнаны. > Означает ли это, что грандиозная надежда, порожденная историей народа, рушится? Как раз наоборот. Еще раз — Присутствие, которого так желали и которое казалось до такой степени удовлетворившим всё, уходит лишь для того, чтобы дать место Присутствию еще более совершенному. Момент покинутости первым и есть тот самый момент, когда для веры, уже зарождается второе. Присутствие ушло из Сиона только для того, чтобы стать незримым и тем более близким и создать нерушимое святилище для удрученных, обездоленных, гонимых. И это семя будет прорастать. С ними Присутствие вернется и при этом последнем возврате радость от возвращения Ковчега в Кириаф-Иарим или от его первого установления в Кириаф-Иариме будет словно затмена новой радостью, несравненной и на этот раз неугасимой. > Иерусалим будет восстановлен и народ вернется в него. Он снова воздвигнет святилище, притом такое, которое уже никогда не будет осквернено. Ибо это будет уже народ перерожденный испытанием, которому Присутствие, также преображенное, даст себя самое в сиянии животворящего света, отныне недоступного сумеркам. > Действительно, вот, полное надежды, видение славного Присутствия, которым заканчивается книга, начавшаяся полным веры видением сокровенного Присутствия у пленников. > Пророк видит Святой Город и Храм восстановленными в идеальном совершенстве. Тогда Ангел, показывающий ему всё это, берет его и приводит <.>
> После того как Присутствие снова вошло в ворота, через которые никто больше не должен проходить,57 символический источник начинает течь из-под порога.58 Он обращается в поток, который разливается по всей Палестине и превращает ее в Божий сад, настоящий рай. Можно сказать, что Своим видимым возвращением к людям Бог восстанавливает творение в его первоначальной целостности, оживляемой собственной жизнью Творца. > На этой возрожденной земле, новый Израиль, окончательный народ Божий, которому предстоит утвердиться здесь навсегда, будет охватывать не одних только израильтян по плоти. Все иноплеменники, которые захотят присоединиться к нему, будут приниматься на равных правах и будут "считаться наравне" с двенадцатью коленами Израилевыми.59 > Последняя часть книги Исайи является откликом этих новых прозрений и развивает один за другим вытекающие из них выводы:
> Совершенно ясно, что содержание этих обетовании — проявление Присутствия, наконец становящееся полным, воссоздание святого града, совершаемое им сверхъестественным путем, собирающийся тут новый народ, в котором очищенный Израиль сплотит избранных всех народов, воссоздание всей вселенной, вокруг Сиона и для святого народа, — всё это безмерно превосходит, пусть даже очень радостную, действительность освобождения, возвращения и восстановления. Таким образом, с самого начала не может быть сомнения в том, что временное возрождение, происходящее благодаря Киру, персидскому покорителю Вавилона, представляет собою всего только предзнаменование и залог надежды. <Тем более>, что сама идея Присутствия, преобразованная первыми видениями Иезекииля, заранее превосходила все возможности всякого восстановления, ограниченного земными условиями. Не земному храму было вместить то явленное Присутствие, которое, еще оставаясь незримым, само стало святилищем для удрученных и плененных. Сам Иезекииль мог бы это вообразить меньше всех. В самом деле, вот что он пишет, развивая черты уже установленные Иеремией, чтобы изобразить тот союз, который должен быть скреплен вернувшимся Присутствием:
> Здесь, очевидно, описывается та же реальность, что была описана выше. Но то, что там было нам представлено в образах восстановленного Храма и обитающего в нём Присутствия, теперь становится внутренним явлением в сердце каждого человека, на которого сойдет Дух. > Это и развивается затем в следующей главе, где вместе
с тем подчеркивается, что речь идет действительно о том же
самом восстановлении Израиля, на которое в других местах
указывалось в выражениях градостроительства, тогда как тут оно выражается
в понятиях новой, сверхъестественной жизни. В самом деле,
37-ую главу книги занимает видение сухих костей. Иезекииль призывается
произнести на них пророчество, т.е. божественное Слово.
Тогда эти кости, представляющие собою "дом Израилев",
сближаются, соединяются, покрываются плотью. Наконец, сам Дух Божий,
вызывавший творческое Слово в устах пророка, входит в них
> Известно, каким образом тема Храма и тема воскресшего Тела были впоследствии соединены Христом. "<Разрушьте этот Храм>, — говорит Он, — и Я в три дня воздвигну его". И евангелист добавляет: "<А Он, говоря о Храме, имел в виду свое тело. И когда Он был поднят из мертвых, ученики Его вспомнили эти Его слова и поверили Писанию и тому, что сказал Иисус>".63 > Тему, таким образом объединенную, расширяет святой Павел, распространяя ее от Христа на всех живущих во Христе, которым он говорит:
> Перед этим же у него сказано:
> И еще:
> А заключение всему этому — не дано ли оно в откровении Иоанна Богослова? Там, в святом Граде, куда стекаются все народы, нашим взорам открывается живая личность: Невеста Агнца <(Ягненка)>; и в этом граде, называемом также "<Вот жилище Бога, Он будет жить вместе с людьми>", нет храма, "<ведь храм его — это сам Господь Бог Вседержитель и Ягненок>".
[ Луи Буйе. Из кн.
"О Библии и Евангелии",
из гл.
5
см. также:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Мудрый сын – на радость отцу, /
а сын глупый – матери на горе. * * * *Уста праведника источают мудрость, / а зловредный
язык будет отрезан. * * * *И вспомнил Бог про Ноя * * * *Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся
выше небес, * * * *Не теряйте мужества, оно приносит великую награду. * * * Душа моя, душа моя, восстань,
что ты спишь? ********************************************* /&&&/
новый перевод РБО; чтение четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3500.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru |
|||||
|
|
![]() |