=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
* 22 февраля 2018 г. ст.ст., среда 3-й седмицы Великого Поста. * 23 февраля 2018 г. ст.ст., четверг 3-й седмицы Великого Поста.
Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятим Нагорной проповеди (Мф.5-7).
Мф.5:6-8
> Ст. 6 – Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней (дословно "праведности"). В Евангелии от Луки Иисус объявляет счастливыми тех, кто голоден теперь, Матфей же, вероятно, добавил слово «праведность» с целью уточнения смысла. Но прежде всего надо установить, в каком значении евангелист употребляет это слово, ведь оно многозначно, а кроме того, у разных авторов Нового Завета употребляется по-разному. У Матфея мы уже встречали его в значении «исполнение заповедей Закона» (1.19) и «исполнение воли Бога» (3.15). Многие комментаторы полагают, что здесь это слово употреблено в его классическом значении «справедливость». Ведь бедняки – это люди, испытывающие недостаток не только в пище, но и, как правило, лишенные справедливости. Богачи отняли у них землю и тем лишили средств существования, они верховодят в судах, так что бедняки не способны помочь себе и могут только взывать к Богу с мольбой о восстановлении справедливости. Они просят Его о том, чтобы Бог установил или, вернее, восстановил на земле нормы и законы Своего царственного правления, при котором они «не будут терпеть голода и жажды» (Ис 49.10). >
Хотя Священное Писание обещает, что Бог в буквальном смысле насытит
голодных и нуждающихся (1Цар 2.5; Пс 107(106).36-41; Пс 146(145).7),
голод и жажда часто выступают в роли метафор, которыми описывается жажда
познания Бога, стремление к Нему: так, у пророка Амоса это жажда слышания
слов Господних (8.11), у Исайи жажда милости (55.1-2,7). См. также Пс 42.2 (41.3);
63.1 (62.2); 143(142).6. Дословно это Блаженство звучит так: «как счастливы
испытывающие голод и жажду в отношении праведности», то есть оно обращено
к людям, которые жаждут исполнения воли Господней больше, чем еды
и питья. Без пищи и воды человек не может существовать, но
«не только хлебом должен жить человек» (4.4), ср. также слова Иисуса:
«Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня» (Ин 4.34).
Иисус часто говорит об этом, пусть и иными словами: «Не беспокойтесь
о том, что для жизни нужны вам еда и питье…» «Стремитесь прежде
всего к Царству Бога…» (6.25,33). > И еще одно важное замечание. Слова Четвертого Блаженства обращены не к людям, уже достигшим праведности, но к тем, кто стремится к ней, кто добивается ее. Это люди с открытым и живым сердцем, не закостеневшие в холоде и равнодушии. Возможно, в этих словах присутствуют полемические ноты, содержится критика фарисеев, считавших себя праведными и презрительно называвших тех, кто был беден и не мог изучать Закон, «ам-хаарец» («люди земли»), и относящих их к разряду грешников. Ср. слова Иисуса: «Я ведь пришел призвать не праведных, но грешников» (9.13). Воля Божья никогда не может быть исполнена раз и навсегда, христианство есть длинный путь, и тот, кто призван первым, может оказаться последним и наоборот. > Жажду их Бог утолит – дословно: «они будут насыщены». Здесь также, <как и в ст. 4>, употреблен «божественный пассив». Недаром Царство часто метафорически описывается как пиршество, где люди будут есть и пить за Божьим столом (8.11; 22.1-3; Лк 22.30). В Откровении говорится, что они «никогда не узнаю́т ни жажды, ни голода, не опалит их солнце, не поразит их зной, потому что Ягненок с вершины престола будет пасти их и поведет к источникам, воду жизни несущим» (7.16-17). > Ст. 7 –
Как счастливы милосердные! В еврейской традиции милосердие всегда
ставилось чрезвычайно высоко. Во-первых, милосердным называли Бога, который избрал
себе народ Израиля не в силу его заслуг или достоинств, но
по Своей великой милости. Именно поэтому люди должны подражать этому свойству
Бога в своих отношениях с ближними. Это выражалось, прежде всего,
в том, что Бог ожидал от них деятельной любви и помощи нуждающимся
братьям. Обязанность делиться с неимущим, то есть раздавать милостыню,
распространялась на всех. Так, в Талмуде сказано, что даже человек,
живущий на милостыню, обязан давать милостыню. Во-вторых, милосердие выражается
в прощении, в любовном, терпеливом отношении к другим, ведь человек
должен был помнить, что ему самому Бог простил его грехи. Милость –
это центральная тема Вести Иисуса, Он призывал к любви и милосердию
по отношению ко всем: к женщинам, детям, грешникам, изгоям общества,
даже к врагам. В Его глазах самый страшный грех – это отказ
человека, прощенного Богом, простить своего ближнего. Особенно важно, что это Блаженство
следует сразу за Блаженством, в котором говорилось о жаждущих справедливости.
Все мы хотели бы, чтобы Бог судил нас не по справедливости,
а по милости. Следовательно, и от учеников Христа ожидается
такое же поведение (ср. 6.14; > И к ним будет Бог милосерд. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: что человек посеял на земле, то он пожнет на небесах. Ср. Иак 2.13: «Суд немилосерден к тем, кто сам не проявляет милосердия. А милосердию суд не страшен». > Ст. 8 – Как счастливы те, у кого чистое сердце! В еврейской антропологии представление о сердце было несколько иным, чем у нас сейчас. Там сердце было прежде всего органом ума и воли и лишь потом органом эмоций, так называемых высоких чувств. Пс 24(23).3-4 так определяет людей, чистым сердцем: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно, – тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» Только тот человек войдет в Царство, у кого дела совпадают не только со словами, но и с помыслами, то есть человек цельный, у которого нет двоемыслия (Иак 1.7-8). > Кроме того, под «сердцем» часто понималась внутренняя сущность человека, поэтому чистота сердца противопоставлена внешней чистоте, которая понималась как тщательное исполнение всех ритуальных предписаний. Иисус продолжает пророческую традицию в Священном Писании (Ис 1.10-17; Иер 4.4; 7.3-7). И дальше в проповеди мы увидим, что Иисус настаивает на том, что не подконтрольно Закону, но тем не менее оскверняет человека (5.28; 6.21-22). > Награда, которой удостоятся люди с чистым сердцем, высочайшая: это то, что является главным устремлением всякого верующего, целью всякой религии – они Бога увидят (см. 1Ин 3.2). Пока что это невозможно, об этом много раз говорится в Библии: Бога нельзя увидеть, Он недоступен человеческим глазам и человеческому уму, пока что Бога могут лицезреть только ангелы (18.10; Ис 6.5; Иер 24.7 и др.). Ведь слово «видеть» в древности означало также «познать, постичь» или «предстать перед лицом Бога». Но в новом бытии осуществится прежде невозможное: Бог будет жить вместе с людьми (Откр 22.4; 1Кор 13.12). [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий // М., 2002. # ]
+++
В.Н.Кузнецова: "Как счастливы"
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Когда Господь окончит то, * * * *Мудрый сын – на радость
отцу, / а сын глупый – матери на горе. ********************************************* /&/
перевод: А.Графов; включает чтение среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3627.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |