=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 24 июня 2013 г. ст.ст., воскресенье 2-е по Пятидесятнице. {память всех святых, в земле Российской просиявших} Рождество Иоанна Крестителя; литургические чтения: Рим.2:10-16;
Мф.4:18-23;
к ряд. апостольскому чтению: + + + H. Т. Райт: учение ап. Павла об оправдании + + + священник Георгий Чистяков: совесть + + + митрополит Сурожский Антоний: богообщение и совесть www.messia.ru/rasylka/008/2232.htm#0 (+ссылки!)
к ряд. евангельскому чтению: + + + В.Н. Кузнецова: Ловцы людей. Иисус привлекает к делу Божьему людей, делая их Божьими сотрудниками www.messia.ru/rasylka/010/2575.htm#0 (+ ссылки)
к Дню российских святых: + + + митрополит Сурожский Антоний: ...люди, которые выросли в полную меру того, что задумал о них Господь... www.messia.ru/rasylka/007/1871.htm#0 + + + проповеди митр. Антония (Блума): www.mitras.ru/archive/040613.htm www.mitras.ru/lubov/lub_vse_88.htm#11
к рождеству Предтечи: + + + В.Н.Кузнецова: евангелист Лука о рождении Иоанна Крестителя www.messia.ru/rasylka/007/1896.htm#0 (+ссылки) + + + Иоанн Креститель в кн. свящ. Александра Меня "На пороге Нового Завета" www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_33.html + + + СББ: Иоанн Креститель www.messia.ru/rasylka/007/1819.htm#0 (+ссылки) + + + свт. Лука (Войно-Ясенецкий). О настроении учеников Иоанна Крестителя и самого Предтечи www.ni-ka.com.ua/index.php?Lev=lukakrym#luka45 + + + еп. Кассиан (Безобразов). Свидетельство Иоанна Крестителя www.krotov.info/history/01/kern/page06.htm#02 + + + Иоанн, Предтеча и Креститель (+ ссылки)
* * *
>
<Мф.>5.1-12 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ
ЦАРСТВА > Ст. 3 – В начале Своей речи Иисус девять раз произносит: «Как счастливы!» В греческом оригинале сто`ит только одно слово – «мак`ариос», которое первоначально означало «счастливый, безмятежный, беззаботный, благополучный». Особенно часто так называли олимпийских богов, которые, по мнению греков, были беззаботно счастливы. В греческом переводе Библии этим прилагательным передавали еврейское существительное «`эшер» (контрактная форма множественного числа – «ашр`е»). И в греческой, и в еврейской литературе широкое употребление получили особые формулы, в которых кто-либо назывался по какой-либо причине счастливым. В научной литературе такие формулы принято называть макаризмами, а по-русски «блаженствами». Всякий, кто читал Священное Писание, неоднократно встречал их: например, так начинается Пс 1; см. также Пс 2.12; 32(31).1; 34.8 (33.9); 41.1 (40.2); 119(118).1; 127(126).5; Притч 14.21; Дан 12.12 и др.). Они часто употребляются и в Новом Завете (в письмах Павла, Иакова и других). Причем надо отметить, что существительное «ашре» здесь выступает почти что в роли междометия, и его можно перевести: «о, счастье того, кто..!» Как мы видим, это не утверждение, а эмоционально окрашенное высказывание, радостное восклицание. Кроме того, это не пожелание чего-то еще не существующего, но поздравление с тем, что у человека уже есть. Вот почему традиционное русское название «Заповеди Блаженства» неудачно, ведь заповедь – это то, что велят делать, то, к чему человек должен стремиться. > В еврейской литературе человека поздравляли с мудростью, удачей, процветанием, с дарами, которыми наделял верующего Бог. В Новом Завете это слово всегда означает религиозную радость. Интересно отметить, что в Священном Писании оно никогда не прилагалось к Богу, лишь позднее, под влиянием греческой мысли, в эллинистическом иудаизме (особенно у Филона Александрийского) так начинает называться Бог, а затем проникает и в некоторые тексты Нового Завета (1Тим 1.11; 6.15; Тит 2.13); только Бог – единственный, кого можно назвать вечно блаженным. > В параллельном тексте Луки употреблено 2-е лицо множественного числа, в то время как у Матфея, как и в подавляющем большинстве других мест Священного Писания и раввинистической литературы в блаженствах обычно употребляется 3-е лицо единственного числа. Вероятно, Лука точнее передает слова Иисуса, который, изменив традиционную форму, придает безличному «счастлив всякий» глубокое личное наполнение: «счастливы вы, именно вы, те, кто стоит сейчас передо Мной». > Иисус начинает Свою речь с того, что объявляет тех, кто назван Богом наследниками Его Царства, то есть стали причастны Божественному правлению. Это торжественное провозглашение начала царствования Бога. <..... /см. комм. к ст. 3b/> > Ст. 4 – Как счастливы те, что скорбят – как и Первое, Второе Блаженство тоже созвучно со словами Исайи (61.1-3). В греческом тексте пророка даже стоит одно и то же слово: «плачущие, скорбящие», а в варианте Луки говорится о «плачущих». Это еще одно описание бедняков, которых заставляют страдать угнетатели, они плачут от горя, им кажется, что Бог медлит защитить их, в то время как враги Божьи видимо торжествуют (см. Откр 6.10; ср. Откр 7.17; 21.4). Правда, еврейские богословы древности, как впоследствии и большинство Отцов Церкви, полагали, что скорбь наследников Царства объясняется сознанием своих грехов. В раннехристианской литературе иногда скорбящими называли праведников, которые оплакивали грядущее осуждение и гибель грешников. > Бог их утешит – дословно: «они будут утешены» ; о так называемом «божественном пассиве см. коммент. на 4.12. «Бог там, где в Нём нуждаются». {E. Schweizer, The Good News according to Matthew, p. 89.} Кроме всем понятного смысла слова «утешение», надо помнить, что оно тоже употреблять в более широком значении, иногда становясь синонимом слово «спасение». Хотя в позднейшем иудаизме Мессия иногда называется «Мен`ахем», то есть Утешитель, и некоторые тексты Нового Завета говорят о том же, конечное утешение даст Бог (ср. также Ис 12.1; 49.13; 51.3 и др.). Но Помазанник, действующий от имени Бога, тоже осуществляет это вековечное чаяние страдальцев в утешении (см. 9.15). <..... /см. комм. к ст. 5/> > Ст. 6 – Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней (дословно "праведности"). В Евангелии от Луки Иисус объявляет счастливыми тех, кто голоден теперь, Матфей же, вероятно, добавил слово «праведность» с целью уточнения смысла. Но прежде всего надо установить, в каком значении евангелист употребляет это слово, ведь оно многозначно, а кроме того, у разных авторов Нового Завета употребляется по-разному. У Матфея мы уже встречали его в значении «исполнение заповедей Закона» (1.19) и «исполнение воли Бога» (3.15). Многие комментаторы полагают, что здесь это слово употреблено в его классическом значении «справедливость». Ведь бедняки – это люди, испытывающие недостаток не только в пище, но и, как правило, лишенные справедливости. Богачи отняли у них землю и тем лишили средств существования, они верховодят в судах, так что бедняки не способны помочь себе и могут только взывать к Богу с мольбой о восстановлении справедливости. Они просят Его о том, чтобы Бог установил или, вернее, восстановил на земле нормы и законы Своего царственного правления, при котором они «не будут терпеть голода и жажды» (Ис 49.10). > Хотя Священное Писание обещает, что Бог в буквальном смысле насытит голодных и нуждающихся (1Цар 2.5; Пс 107(106).36-41; Пс 146(145).7), голод и жажда часто выступают в роли метафор, которыми описывается жажда познания Бога, стремление к Нему: так, у пророка Амоса это жажда слышания слов Господних (8.11), у Исайи жажда милости (55.1-2,7). См. также Пс 42.2 (41.3); 63.1 (62.2); 143(142).6. Дословно это Блаженство звучит так: «как счастливы испытывающие голод и жажду в отношении праведности», то есть оно обращено к людям, которые жаждут исполнения воли Господней больше, чем еды и питья. Без пищи и воды человек не может существовать, но «не только хлебом должен жить человек» (4.4), ср. также слова Иисуса: «Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня» (Ин 4.34). Иисус часто говорит об этом, пусть и иными словами: «Не беспокойтесь о том, что для жизни нужны вам еда и питье…» «Стремитесь прежде всего к Царству Бога…» (6.25,33). В 4-м Евангелии Иисус часто сравнивал себя с хлебом, дающим жизнь, и с живой водой. В таком случае слово «праведность» может означать праведность самого Бога или, иными словами, Его суверенное правление, то есть Царство Небес. Ни в коем случае это не может означать, что такой праведный порядок может быть достигнут усилиями самих людей, личной праведностью или революциями и социальными реформами. > И еще одно важное замечание. Слова Четвертого Блаженства обращены не к людям, уже достигшим праведности, но к тем, кто стремится к ней, кто добивается ее. Это люди с открытым и живым сердцем, не закостеневшие в холоде и равнодушии. Возможно, в этих словах присутствуют полемические ноты, содержится критика фарисеев, считавших себя праведными и презрительно называвших тех, кто был беден и не мог изучать Закон, «ам-хаарец» («люди земли»), и относящих их к разряду грешников. Ср. слова Иисуса: «Я ведь пришел призвать не праведных, нок грешников» (9.13). Воля Божья никогда не может быть исполнена раз и навсегда, христианство есть длинный путь, и тот, кто призван первым, может оказаться последним и наоборот. > Жажду их Бог утолит – дословно: «они будут насыщены». Здесь также употреблен «божественный пассив». Недаром Царство часто метафорически описывается как пиршество, где люди будут есть и пить за Божьим столом (8.11; 22.1-3; Лк 22.30). В Откровении говорится, что они «никогда не узнают ни жажды, ни голода, не опалит их солнце, не поразит их зной, потому что Ягненок с вершины престола будет пасти их и поведет к источникам, воду жизни несущим» (7.16-17). > Ст. 7 – Как счастливы милосердные! В еврейской традиции милосердие всегда ставилось чрезвычайно высоко. Во-первых, милосердным называли Бога, который избрал себе народ Израиля не в силу его заслуг или достоинств, но по Своей великой милости. Именно поэтому люди должны подражать этому свойству Бога в своих отношениях с ближними. Это выражалось, прежде всего, в том, что Бог ожидал от них деятельной любви и помощи нуждающимся братьям. Обязанность делиться с неимущим, то есть раздавать милостыню, распространялась на всех. Так, в Талмуде сказано, что даже человек, живущий на милостыню, обязан давать милостыню. Во-вторых, милосердие выражается в прощении, в любовном, терпеливом отношении к другим, ведь человек должен был помнить, что ему самому Бог простил его грехи. Милость – это центральная тема Вести Иисуса, Он призывал к любви и милосердию по отношению ко всем: к женщинам, детям, грешникам, изгоям общества, даже к врагам. В Его глазах самый страшный грех – это отказ человека, прощенного Богом, простить своего ближнего. Особенно важно, что это Блаженство следует сразу за Блаженством, в котором говорилось о жаждущих справедливости. Все мы хотели бы, чтобы Бог судил нас не по справедливости, а по милости. Следовательно, и от учеников Христа ожидается такое же поведение (ср. 6.14; 18.21-35). > И к ним будет Бог милосерд. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: что человек посеял на земле, то он пожнет на небесах. Ср. Иак 2.13: «Суд немилосерден к тем, кто сам не проявляет милосердия. А милосердию суд не страшен». > Ст. 8 – Как счастливы те, у кого чистое сердце! В еврейской антропологии представление о сердце было несколько иным, чем у нас сейчас. Там сердце было прежде всего органом ума и воли и лишь потом органом эмоций, так называемых высоких чувств. Пс 24(23).3-4 так определяет людей, чистым сердцем: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно, – тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» Только тот человек войдет в Царство, у кого дела совпадают не только со словами, но и с помыслами, то есть человек цельный, у которого нет двоемыслия (Иак 1.7-8). > Кроме того, под «сердцем» часто понималась внутренняя сущность человека, поэтому чистота сердца противопоставлена внешней чистоте, которая понималась как тщательное исполнение всех ритуальных предписаний. Иисус продолжает пророческую традицию в Священном Писании (Ис 1.10-17; Иер 4.4; 7.3-7). И дальше в проповеди мы увидим, что Иисус настаивает на том, что не подконтрольно Закону, но тем не менее оскверняет человека (5.28; 6.21-22). > Награда, которой удостоятся люди с чистым сердцем, высочайшая: это то, что является главным устремлением всякого верующего, целью всякой религии – они Бога увидят (см. 1Ин 3.2). Пока что это невозможно, об этом много раз говорится в Библии: Бога нельзя увидеть, Он недоступен человеческим глазам и человеческому уму, пока что Бога могут лицезреть только ангелы (18.10; Ис 6.5; Иер 24.7 и др.). Ведь слово «видеть» в древности означало также «познать, постичь» или «предстать перед лицом Бога». Но в новом бытии осуществится прежде невозможное: Бог будет жить вместе с людьми (Откр 22.4; 1Кор 13.12). <..... /см. комм. к ст. 9-10/>
[ В.Н. Кузнецова
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий // М., 2002. ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *Но и тебе нет извинения, друг, если судишь других - тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они. А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает. Не думаешь ли ты, друг, осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора? А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию? Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева, когда явится правый суд Бога, который каждому воздаст по делам его: тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, - вечную жизнь; себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, - гнев и ярость. Горе и страдание всякому человеку, делающему зло, во-первых еврею, потом и язычнику. Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых еврею, потом и язычнику. Ведь Бог беспристрастен! Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону. Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон. Когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона. Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.* (Рим.2:1-15/*/) * * * *Когда Иисус увидел т`олпы людей, Ему стало жалко их: они были изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха. Тогда говорит Иисус своим ученикам: "Велика жатва, а работников мало. Так прос`ите Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву". Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников, дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякий недуг.* (Мф.9:36-10:1/**/) ********************************************* /*/ включает чтение воскресенья. /**/ из чтения понедельника. В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2967.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |