=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!*
29 октября 2018 г. ст.ст., воскресенье 24-е по Пятидесятнице.
>
Святые. Апостол Павел часто обращается к своим адресатам, называя
их «святыми» (1.1). Это обращение заимствовано из Ветхого Завета,
где так именуется Израиль как целое. Соответственно и в посланиях
Апостола Павла это имя прилагательное никогда не встречается в единственном
числе, применительно к отдельному христианину. «Святые» – это
святой народ Божий. Святыми ефесские христиане именуются, <...> > Новое творение. Церковь, частью которой должны сознавать себя читатели, рассматривается как новое творение Бога через Иисуса Христа, созданное для добрых дел: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2.10). Призывая к добрым делам в увещательной части послания, Апостол снова напоминает христианам о необходимости «отложить прежний образ жизни ветхого человека … и облечься в нового человека, созданного по Богу» (4.22-24). Но наиболее важным в послании является функция символа нового человека – его использование для выражения корпоративного аспекта христианства и его единства. Церковь, к которой теперь принадлежат читатели-языкохристиане, – «один новый человек», который создал Христос Своею крестной смертью в Самом Себе, «упразднив вражду Плотию Своею, а Закон заповедей – учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (2.15). Это новое человечество объемлется личностью Иисуса Христа. Здесь можно вспомнить те места из других посланий Апостола Павла, где развивается параллель ветхого и нового Адама (1Кор 15.22,45-49 и проч.). Церковь – новое творение, которое заступает на место ветхого разделенного человечества. Новый человек – не просто механическое соединение старых элементов. В нём преодолеваются прежние этнические и религиозные категории. Церковь – новое единство, в котором упраздняется фундаментальное деление мира старого мира, и которое по своей природе воплощает в себе сам принцип единства. > Единство. Существенное единство Церкви подчеркнуто всем контекстом высказываний о том, что Христос – «соделавший из обоих одно» (2.14), чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом» (2.16), так что «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (2.18). В начале увещаний эта мысль о единстве подкреплена впечатляющим рядом из семи восклицаний, напоминающих читателям о фундаментальных единствах, на которых основано существование Церкви: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (4.4-6). Апостол Павел желает поддержать в читателях чувство единства и их отличительной идентичности. Именно в единстве Церкви ключ к пониманию того, что сказано о высокой роли, отведенной Церкви в откровении Божественного замысла космическим «начальствам и властям» (3.10). Не столько своей проповедью или богослужением, сколько самим своим существованием как единого нового человечества, состоящего из иудеев и язычников, Церковь показывает враждебным силам, что их разделяющей власти приходит конец, что во Христе космос восстановлен в своем единстве (1.10). <.....> > Тело Христово. В изображенном космосе ефесянам больше не надо пытаться задобрить сверхъестественные силы, они не должны мыслить о себе как об одинокой группе верующих, одной из многих в Малой Азии. Их существенное отношение к превознесенному и космическому Христу описано также некоторыми другими яркими образами, которые использует автор послания с целью утвердить христиан в их идентичности. Самый известный образ Церкви – Тело Христово. Этот образ встречается в послании десять раз (1.23; 2.16; 3,6; 4.4,12, 16 (дважды); 5.23,29) и характерен для Апостола Павла. Он образно описывает тесное единение верующих с Христом и базируется на древней идее солидарности того или иного общества. Но единение с Христом в образе Его тела не означает, однако, идентичности Церкви и Христа. Во всём послании этот образ используется для того, чтобы помочь верующим осознать себя как некое целое в тесном единении с восшедшим на небеса Христом как их главой. В конце молитвы благодарения говорится, что Бог «как главу над всем (hyper panta) дал Его (Христа) Церкви, которая есть Тело Его» (1.22-23, перевод еп. Кассиана). Здесь обращает на себя внимание то, что главенство Христа – над космосом, не над Церковью, но при этом Тело Христа – не космос, а Церковь как особая сфера Его присутствия. Эта особенность объясняется намерением подчеркнуть особое значение Церкви. В данном случае забота автора послания – показать, что господство Христа над всем космосом служит благу Церкви. Далее в послании образы Христа как главы и Церкви как Его Тела объединяются. Церковь как Тело Христово и подчиняется Христу, и обретает в Нём свою жизнь. А Христос как глава понимается и в смысле господства и в смысле источника, из которого Церковь берет свое существование. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. … Церковь повинуется Христу» (5.23-24). Глава – Христос, «из Которого всё тело … получает приращение для созидания самого себя в любви» (4.15-16). В прочих местах образ Тела используется для того, чтобы подчеркнуть единство и неделимость Церкви (например, в 2.16; 3.6; 4.4). Впрочем, Тело Христово – такое единство, в которое индивидуальные члены вносят различные вклады: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (4.7; ср. 4.16). Особенно отмечаются при этом служители слова, которые исполняют функцию «скрепляющих связей» между различными частями Тела (4.11,12,16). <....> >
Храм. В Ветхом Завете Божественное присутствие, хотя и пронизывает
весь мир, особым образом проявляется в храме. Поэтому неудивительно, что
в Послании к Ефесянам Церковь, как особое место динамичной полноты Христа,
тоже описывается символом храма. Церковь имеет «Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый
храм [
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
+
+ + архимандрит Ианнуарий. Воскр.
проповедь на апост. чтение
к евангельскому
чтению:
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.8:28-34; Мк.5:1-20;
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Когда
Иисус вышел на берег, Ему повстречался человек из города, одержимый
бесами. Он давно уже ходил без одежды, жил не в доме, а в могильных
склепах. Увидев Иисуса, он с воплем бросился к Его ногам и громким
голосом закричал: ********************************************* /#/ воскр. евангельское чтение (кр. 1 стиха). В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3716.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |