=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
* 9 марта 2019 г. ст.ст., пятница 2-й седмицы Великого поста.
*
10 марта 2019 г. ст.ст.,
2-я
седмица Великого поста:
к
евангельскому чтению:
>
3.7-11 Пс 95(94).7-11
3.8 Исх 17.7; Числ 20.2-5
3.11 Числ 14.21-23 3.14
Евр 3.6 > Для нового предостережения снова избран текст Писания. Это псалом, в котором отображены события, описанные в Книге Чисел 13–14. Целью Исхода была обещанная израильтянам земля Ханаана. Соглядатаи, посланные разведать ее, возвратились, устрашенные могуществом населяющих ее народов. Израильтяне, которые стояли лагерем на самой границе, у Кадеша, были напуганы их сообщением и отказались вступать в нее, что означало, что они отвергли Божье обещание и не захотели исполнять Его волю. Слово «Кадеш» стало символом неповиновения. > Ст. 7-10а — Поэтому, как говорит Святой Дух: «Сегодня, если голос Его слышите, сердцам своим не дайте стать строптивыми, как было в дни, когда те воспротивились, в дни испытания в пустыне — там, где отцы ваши Меня с пристрастием испытывали, хотя дела Мои видали сорок лет — Как некогда Святой Дух говорил об израильтянах, так и автор относит эти слова к своим читателям, призывая их не повторять горького опыта поколения израильтян во время Исхода. Автор разделяет убеждение всех еврейских верующих, а вслед за ними и христиан, что слова́ этого псалма принадлежат Святому Духу. Ведь именно Дух Божий вдохновляет пророков <....>. И здесь Святой Дух говорит через псалмопевца Давида. > Сегодня — это очень важное слово этого фрагмента, оно будет употреблено еще два раза (ст. 13 и 15), а кроме того, в 4.7. Бог говорит «сегодня», но то, что Он велит, должно звучать в христианской Церкви «изо дня в день» (см. 3.13 и комментарий <("Очень возможно, что члены этой общины действительно встречались ежедневно, и это может объяснять то, что для некоторых такие частые встречи становились обременительными (см. 10.25)")>). Конечно же, это то «сегодня», которое было в прошлом и о котором говорит псалмопевец, но это «сегодня» и в современной автору письма ситуации. «Святой Дух продолжает говорить и последующим поколениям христиан, призывая их постоянно, «ныне», обновлять свой слух, чтобы услышать Его голос и жить».[53] Это день исполнения обещания, данного Богом. Голос Его — то есть голос Бога или Христа, обращенный к верующим. Если слышите — Глагол «слышать» часто употреблялся в значении «слушаться». Недаром во время чтения Закона Моисеем народ отвечал ему: «Мы сделаем и услышим» (таков дословный перевод Исх 24.7). Так и здесь те, кто слушает Его голос, должны исполнять то, что Он велит, иначе они окажутся похожими на поколение Исхода, которое традиционно описывалось как строптивое, мятежное и неверующее. Сердце в библейской антропологии понималось как <вместилище> разума, воли и высоких эмоций, оно часто обозначало всего человека, его внутреннюю сущность. Строптивыми — дословно: «<.> жесткими». Греческий глагол «склероо» не означает ожесточения в современном смысле слова; он означает, что «сердце» (в переносном смысле) покрывается жесткой коркой, через которую не проходят внешние импульсы и поэтому не происходит понимания. Иногда такое сердце описывается как заплывшее жиром или слепое. В результате человек становится не жестоким, а тупым, непонятливым. В данном случае так описываются люди упрямые, которые отказываются слушать, то есть повиноваться. > Днями сопротивления и испытания названо событие, о котором повествуется в Исх 17.1-7: люди страдали от жажды и порицали Моисея за то, что он вывел их из Египта. По велению Бога Моисей ударил посохом по скале, и из нее потекла вода. Это место называлось по-еврейски Масса́ и Мерива́, что переводится как «испытание, искушение» и «спор, тяжба, взаимные обвинения».[54] Поэтому в этом отрывке псалма присутствуют такие же слова. Отцы ваши — то есть предки, но, вероятно, не только предки народа Израиля, но и всех тех, к кому обращается автор независимо от их этнического происхождения. Испытывали — то есть требовали от Бога подтверждения и доказательства, хотя Его дела́ говорили сами за себя. Так поступали и фарисеи, которые, испытывая Иисуса, требовали, чтобы Он явил им какой-нибудь знак, подтверждавший, что Он пришел от Бога. Подобного рода «испытания» говорят об отсутствии веры. Хотя дела Мои видали — Чудеса и другие могущественные деяния Бога во время исхода из Египта («казни египетские», переход через Красное море «как посуху», дарование манны и перепелов, вода из скалы и т. д., пребывание самого Бога с ними) оказываются недостаточными, чтобы пробудить веру и доверие к Богу (ср. Лк 11.29; Мк 8.11-13). Сорок лет — Столько лет длилось их блуждание по пустыне, так что число «сорок» стало символически означать время испытаний. > Ст. 10б — Тогда Я возмутился этим поколением и Я сказал: “Они всегда блуждают, Моих путей сердца́ их не постигли” — Бог, разгневавшись на упорное неверие народа, поклялся, что никто из них, включая самого Моисея, не войдет в ту страну, которую Он им обещал. Блуждают — Этот глагол метафорически означает «заблуждаются». Причем здесь есть оттенок того, что они делают это сознательно, потому что не хотят узнать волю Бога, или, согласно библейскому выражению, «ходить Его путями». Сердце в библейской антропологии всегда понимается как <вместилище> ума и очень часто выступает в значении «внутреннего человека», то есть самой сущности человека. > Ст. 11 — И так Я в гневе клятву дал: «Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой!» — Клятвы, обеты, благословения и проклятия очень важны в библейской мысли. Клятва имела такую силу, что ничто не могло ее отменить Например, когда Иаков получил благословение отца вместо Исава, отец, хотя и горевал, но уже не мог ничего изменить (Быт 27.1-37). Здесь сказано о клятве Бога, чтобы подчеркнуть, что Его решение неизменно и обязательно будет исполнено. В этом письме несколько раз будет сказано о клятвах Бога.[55] Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой — дословно: «они не вступят в Мой отдых». Первоначально под местом отдыха понималась ханаанская земля, которую Бог обещал израильтянам, мирная жизнь и безопасность. Ср. ИсНав 21.43: «Господь отдал израильтянам всю эту страну» и 21.44: «Господь даровал им мирную жизнь (буквально: “отдых”)». Об этом свидетельствует, казалось бы, странное словосочетание: «войти в отдых». Но позже это понятие трансформировалось и стало пониматься в духовном, а не в сугубо материальном смысле. См. коммент. на 3.18. <.....> > <Ст. 18> — Если первоначально страной отдыха была ханаанская земля, где народ Израиля отдохнул бы от скитаний в пустыне, то в этом письме переплетены две темы: Божьего отдыха после завершения Им всех Своих дел (Быт 2.2) и заповеданного Израилю субботнего отдыха — и отдыха Израиля в земле обетованной. Верующих ждет такой же небесный, духовный отдых, как у Бога. Выражение вступить в страну, где ждет отдых означает то же, что «вступить в жизнь» (Мк 9.43-47), «войти в Царство Бога» (Мк 10.15.23-25; Ин 3.5 и др.) и «войти в город» (Откр 21.27).{} Хотя на первый взгляд, можно было бы решить, что их наказание заключалось в том, что им не дано было войти в землю Ханаана, автор дает нам понять, что страна Его отдыха — грядущее Царство. Читатели должны задуматься над их судьбой и понять, насколько серьезно их собственное положение, если они, как и те, страдают неверием. Ср. 1Кор 10.1-12.
[
В.Н.Кузнецова.
к
апостольскому чтению:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Сын!
Храни отцовский завет * * * *Рано утром, еще до света, Он вышел
из дому, ********************************************* /&/
нов. пер. РБО, 2000г., содержит часть
чтения пятницы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3789.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
*************** Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |