=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
* 11 марта 2019 г. ст.ст., воскресенье 2-е Великого Поста. /память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского/ литургические чтения: Евр.1:10-2:3; Мк.2:1-12.
> Каждое воскресенье Великого Поста имеет два значения. С одной стороны, каждое из них входит в тот ритм, которым выявляется духовная «диалектика» Поста. С другой стороны, в течение исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскресенье обрело еще и второе значение. Так, в первое воскресенье Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843-м г., в Константинополе. Связь этого празднования с Постом чисто историческая: первое Торжество Православия произошло именно в это воскресенье. То же можно сказать о посвящении второго воскресенья Поста памяти св. Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено второе воскресенье Великого Поста. Хотя оба эти празднования очень важны, они сами по себе не зависят от Великого Поста как такового, и мы не будем здесь говорить о них отдельно. Память св. Иоанна Лествичника в четвертое воскресенье Поста и св. Марии Египетской в пятое воскресенье по существу имеют гораздо больше связи с Великим Постом. В обоих святых Церковь видит не только носителей аскетизма, но и самый совершенный его пример: у св. Иоанна Лествичника в его писаниях, а у св. Марии Египетской в ее жизни. Воспоминание этих святых во второй половине Поста явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига. И так как об аскетизме нельзя только вспоминать, но надо применять его на деле, и так как память обоих этих святых затрагивает наш личный постный подвиг, мы поговорим об этом отдельно <...>. > Первое же и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтениях Апостола и Евангелия. Чтобы понять их порядок, надо еще раз вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, т. е. смысл Поста как приготовления к крещению. Эти чтения действительно составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения; они объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения. Крещение открывает вход в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только возвещена и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает ее верой. Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещанное, исполнения которого сами они не увидели. > Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами (Евр.11:24-26,32-40; 12:2): «... <Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного... потому что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее>». > Что же
это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого > Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг. > Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье (Евр.2:1,3): «... <Поэтому нам следует еще усерднее и крепче держаться того, что услышали, не то нас снесет течением... разве избежим мы (праведного воздаяния), если станем пренебрежительно относиться к столь великой вещи, как спасение?>» > В Евангельском чтении второго воскресенья (Мк.2:1-12) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «... <Иисус, увидев их веру, говорит парализованному: "Сынок, прощены твои грехи!">». [
протопр. Александр Шмеман. (Пер. с англ. матери
Серафимы (Осоргиной).)
к апостольскому чтению: * Мессия и ангелы messia.ru/rasylka/010/2528.htm * Быть христианином... messia.ru/rasylka/005/1103.htm * сворачиваемые небеса messia.ru/rasylka/009/2388.htm
к
евангельскому чтению:
о свт.
Григории Паламе:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Когда
Бог приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит: ********************************************* /&/ содержит часть воскресного апостольского чтения. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3790.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |