=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
*
31 марта 2019 г. ст.ст., суббота
{5-ой седмицы Великого Поста}.
/выпуск посвящен также воскресному апостольскому чтению/
>
9.11
уже свершившихся — в некоторых рукописях: «будущих». > 9.11
Евр 3.11; 4.14; 6.20; 7.26; 8.1; 10.1
9.13 Лев 16.3, 14, 15; Числ 19.9, 17-19; Евр 10.4 > Ст. 11 — Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное Святилище, то есть не относящееся к вещам сотворенным — Титул Первосвященника как нельзя важен здесь, после описания ритуала, совершавшегося земным первосвященником в День Искупления. Уже свершившихся благ — Под этими благами понимается прощение грехов, освящение и доступ к Богу. Читатели письма живут в переходный период, когда еще действуют старые установления, но Христос уже принес себя в жертву, чем упразднил старый порядок вещей, сделав его отжившим, потерявшим силу. См. также 10.1 <..>. > Конечно, Христос входит в небесное Святилище, которое в отличие от земного не является частью тварного мира. Оно воздвигнуто Богом и поэтому вечно. Оно большее — в контексте этого письма это значит, что оно лучшее. Оно не сооружено людьми, пусть даже и по образцу небесного (см. также 8.2-5). Надо также помнить, что рукотворными чаще всего назывались храмы в честь языческих божеств, а также их изображения, идолы, так что понятие рукотворности имело отрицательное значение. Ср. слова Стефана в Деян 7.48: «Но не живет Всевышний в рукотворных домах!» Автору важно показать, что только небесное Святилище нерукотворно, хотя в те времена довольно часто утверждалось, что иерусалимский Храм воздвигнут самим Богом (Исх 15.17). Но всё же в большинстве текстов Библии утверждается, что истинное жилище Бога — на небесах, так что земное святилище можно называть Божьим домом с известной оглядкой. Небесное Святилище уже не копия, а реальность. Он прошел через... Святилище — Ср. 4.14 <..>. Была попытка понять его как тело самого Иисуса (Иоанн Златоуст, Августин, Амвросий и др.), но современные экзегеты подвергают сомнению такое понимание. > Ст. 12 — И вошел в Святыню Святынь раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, обретя для нас вечное искупление — Если в предыдущем стихе говорилось о преимуществе небесного Святилища над земным, то здесь — о превосходстве Христа над земным служителем. Тот имел право входить в Святыню Святынь единственный раз в году, но из года в год и с кровью жертвенных животных. <...> Телятами назывались молодые быки в самом расцвете сил, но еще не применявшиеся для работ. В следующем стихе они будут названы быками. Кровью животных первосвященник окроплял Ларец в Шатре, а позже, в иерусалимском Храме, где уже не было Ларца, стены Святыни Святынь. Христос же вошел в Небеса раз и навсегда, Он вечно восседает на Божественном престоле по правую руку Отца. С собственной кровью — Он принес в жертву самого себя. Хотя смерть на кресте являлась преимущественно бескровной казнью (руки и ноги казнимого чаще привязывались веревками, чем прибивались гвоздями), любая насильственная смерть называлась пролитием крови, потому что кровь — это жизнь и с ее пролитием наступает смерть. Окропление кровью жертвенных животных носило несовершенный, временный характер, дававший временную чистоту, но не очищавший совесть. Но эта жертва была совершенной, потому что она давала всем поверившим в Христа не временное искупление, но вечное. > Ст. 13-14 — Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу — В этом отрывке автор в очередной раз применяет риторический прием, который называется «от меньшего к большему». Здесь противопоставлено очищение с помощью крови животных, причем это очищение внешнее. В сравнении с этим внешним очищением насколько более великим является очищение, которое совершил Христос Своей собственной кровью! Кровью... быков — В предыдущем стихе быки названы телятами, то есть молодыми быками. Вместе с пеплом тёлки — Молодую корову рыжего цвета без внешних изъянов сжигали за пределами стана, а затем ее пепел смешивали с водой, которой окропляли людей, которые осквернились прикосновением к трупу (Числ 19.2-9). > Жертвенные животные должны были быть непорочными, но эта непорочность — лишь отсутствие внешних недостатков и изъянов. Жертва Христа — воистину непорочна, так как имеет отношение не к «плоти», а к Духу, она совершена посредством вечного, то есть Святого Духа. Слово «вечный» часто значит то же, что и «Божий» (ср., например, «вечный Суд», то есть «Божий Суд»). > Кровь Христа противопоставлена крови козлов и быков. Пророки не раз выступали против кровавых жертвоприношений, противопоставляя им жертву сокрушенного духа (Пс 51(50).18-19). Вот как говорит пророк Михей: «С чем перед Господом я предстану, поклонюсь Всевышнему Богу? Предстану ль со всесожжением, с телятами годовалыми? Тысячи ли баранов будут угодны Господу? Или пролить оливкового масла десятки тысяч рек? Не принести ли первенца в жертву за преступленье, плод моего чрева — за грех?» Сказано тебе, человек, что́ — добро, чего хочет Господь от тебя: лишь творить справедливость, любить милосердие и смиренно ходить перед Богом» (6.6-8). > Уже говорилось, что кровь была таинственной носительницей жизни, принадлежащей одному только Богу. Проливаясь на алтаре, она как бы делала жертвователя причастным к сокровенным силам самого Бога. Нам, людям, которые уже два тысячелетия живут без совершения жертв, непонятен этот механизм перенесения вины виновного человека на невинное животное, погибающее вместо грешника, но для древних это было само собой разумеющимся. Богословие крови Христа одновременно связывает воедино эти древнейшие обряды с мистической силой искупления, совершенного Христом, и одновременно отменяет их навсегда. «Жертвоприношение Христа совершилось в области реальности, столь же ощутимое и реальное, как кровь, столь же центральное и решающее, как жизнь (кровь). И всё же это не было жертвоприношением на уровне животного существования; оно преобразилось в вечное искупление, потому что было осуществлено благодаря вечному Духу... Бог победил человеческий грех и его последствия в виде страдания и смерти и тем самым через Своего Сына лишил смерть ее жала и ее победы». {А.С.Purdy. The Epistle to the Hebrews, p. 692.} > Бог назван Живым потому, что Он — источник всякой жизни, а кроме того, чтобы отличать Его от рукотворных языческих идолов. Служение Богу означает исполнение Его воли. [
В.Н.Кузнецова.
См.
также:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус
пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой. * * * *Христос вступил не в рукотворное
святилище, ********************************************* /&/
из апост. чтения субботы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3807.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |