=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
> Соотношение богословия Деяний с богословием Павла> Для большинства современных богословов нет сомнения в том, что с точки зрения богословия между Деяниями Апостолов и Посланиями апостола Павла существует принципиальная и глубокая разница. Богословие Деян принадлежит человеку иного поколения: «Подлинный Павел, каким его знали его последователи и враги, был заменен Павлом, увиденным глазами человека, принадлежащего более позднему времени».{} > Классической работой, в которой аргументируется эта точка зрения, является статья П.Вильхауера.{} Как подчеркнул И.X.Маршалл, «эта статья сыграла ключевую роль в том, чтобы убедить исследователей в неисторическом характере Деяний».{} Вильхауер поставил два вопроса: > 1) можно ли считать, что автор Деяний (которого он не считает врачом и спутником Павла) воспринял и передал идеи Павла, и если да, то насколько точно; 2) можно ли считать, что Лука модифицировал идеи Павла, и если да, то насколько кардинально. Вильхауер рассматривает поочередно четыре темы: естественное богословие, отношение к Закону, христологию и эсхатологию. > 1. Естественное богословие.> Вильхауер сопоставляет речь Павла на Ареопаге (Деян 17:22-31) и Рим 1:19 сл. В речи на Ареопаге почитание статуй рассматривается как проявление простительного невежества — ведь, поставив алтарь Неведомому Богу, афиняне, сами того не ведая, почтили истинного Бога. > Павел говорит о язычниках нечто совершенно иное: познав Бога, они не почтили Его как Бога (Рим 1:21), заменили истину ложью и служат твари вместо Творца (Рим 1:25). Из этого следует, что естественное богословие выполняет совершенно различные функции в Деян и Рим: в первом случае (Лука) оно оценивается позитивно как предшествующее вере: естественное знание Бога должно быть очищено и расширено, но его положительное значение не ставится под вопрос, во втором случае (Павел) оно демонстрирует ответственность людей за преступные деяния. > 2. Отношение к Закону.> Отношение Павла к Закону, как оно представлено
в Деян, характеризуется, с точки зрения Вильхауера, следующими чертами: > Деян рисуют апостола язычников как иудео-христианина, совершенно преданного Закону. Точнее, Павел предстает как подлинный иудей, который верит в то, что Иисус является Мессией, в отличие от тех иудеев, которые не разделяют этой веры. Такой портрет Павла в Деян в целом не противоречит, как считает Вильхауер, тому, каким предстает Павел в своих Посланиях, однако с несколькими принципиальными исключениями. > Решение Иерусалимского Собора не противоречит обычаю Павла начинать проповедь в синагогах. Согласно 2Кор 11:24, он пять раз принимал наказание бичеванием, т.е., будучи христианином, тем не менее подчинялся юрисдикции синагоги. Однако, согласно Павлу, исполнение Закона Моисеева не вело к спасению, равно как обрезание не было его условием, и таким образом несправедливое, с точки зрения Луки, обвинение, выдвинутое против Павла в Деян 13:38 сл. (отступление от Закона Моисеева), было вполне справедливым по отношению к Павлу, автору Посланий. Для Павла Моисей был не прототипом, а скорее антагононистом Мессии (2Кор 3:4-18). Если бы Павел последовал совету Иакова, то отрекся бы от своего убеждения в том, что только крест Христа имеет значение для спасения как бывших язычников, так и иудеев. Трудно также представить, чтобы Иаков, знавший Павла и его проповедь, предложил бы ему участвовать в обрядах. В Деян совет Иакова и принятие его Павлом преподносятся как совершенно естественные, а обвинения иудеев изображаются как клевета. Это хорошо согласуется с тем, что в Деян враждебность иудеев никогда не объясняется учением Павла о свободе от Закона (и соответственно обрезания). Но именно это учение и должно было служить причиной враждебности, поскольку оно сводит на нет абсолютное значение иудеев. Если изложение в Деян не является полным искажением исторической правды, то оно дает объяснение обстоятельств дела автором, который стремился показать, что Павел, говоря о Законе, никогда не говорил ничего, что могло бы задеть чувства иудеев. > То же самое относится и к обрезанию Тимофея: это действие противоречит богословию Павла, но соответствует точке зрения Луки: Закон имеет полную силу для христиан из иудеев. > Как полагает Вильхауер, Лука был знако́м с концепцией Павла об оправдании верой, но не понимал ее центрального места и абсолютного значения для богословия апостола. Лука полагал, что оправдание верой имеет значение, главным образом, для бывших язычников. В Деян Закон и Пророки — священные книги пророчеств о Мессии и как таковые являются общим достоянием иудеев и христиан. В той части, которая содержит ритуальные культовые предписания, она принадлежит иудеям и христианам-евреям. Будучи греком и христианином из язычников, Лука никогда не считал, что Закон ведет к спасению, и не понимал поэтому Павлову антитезу: Закон — Христос. Биографа Павла совершенно не беспокоил вопрос Павла: является ли Закон грехом? Лука говорит о недостаточности Закона, Павел — о конце Закона, которым является Христос (Рим 10:4). В учении о Законе, которое содержится в Деян, «миру Креста» нет места. Различие между Лукой и Павлом — в христологии. [ И.А.Левинская. Из кн. "Деяния Апостолов. Главы 9-28. Историко-филологический комментарий" // СПб., 2008. ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Есть
разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды
служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды
деятельности, но во всех действует для всех один и тот же
Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает
дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему,
тем же Духом — дар веры; или дар исцелять болезни —
тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать,
что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того —
истолкования сказанного на языках. Но всё это совершает один и тот же
Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению. * * * *Представьте себе, братья, *<Иисус сказал>: "Верно
вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе
и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе.
И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо,
Мой Небесный Отец даст им всё, о чём они ни попросят, потому
что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду
и Я". * * * Иисус сказал: ********************************************* /*/
содержит апостольское чтение вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3851.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |