=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 28 октября 2019
г. ст.ст.,
"Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос" – вроде бы апостол говорит только о себе... Но Церковь восприняла эти слова как "программу" для всякого христианина. Так в пасхальные дни в православных храмах поются слова: "Вчера я претерпевал распятие с Тобою, Христе, а сегодня вместе с Тобою восстаю из мёртвых". Но об этом лично мне трудно говорить... Есть те, кто уже сказал и может рассказать об этом...
Поговорим о спасающей вере. "... мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона, а только верой в Иисуса Христа". Из контекста видно: то, что имеет в виду тут под "верой" апостол – принятие Божьего дара спасения. Но если посмотреть шире, то есть смысл рассмотреть разные грани или аспекты "веры", ведь они связаны друг с другом: *
вера как правильная богословская, догматическая концепция (орто-доксия –
право-славие – означает именно это – правильное мнение о Боге!
Докса – это и "слава", и "мнение",
но изначальное значение слова "ортодоксия" – верное
мнение, учение о Боге.) *
вера как "уверенность в спасении". Никакого "страха Божия"!
Мы не "рабы Божии", а только Его дети! Идея "спасаться делами", идея "заслуг" сегодня имеет обычно др. форму, чем во времена ап. Павла... Сегодня это или обрядоверие – убеждение в том, что, исполняя определенные религиозные обряды, то, что можно назвать делами внешнего благочестия, человек "стяжает благодать". Есть ли смысл говорить об обрядоверии?.. Можно отменить все обряды... Но на их место придут новые – так устроен человек! И снова найдутся те, кто исканию лица Божьего предпочтет внешние ритуалы. (Кстати, в католицизме до сей поры существуют "индульгенции", хотя и без таких крайностей, против которых выступал Мартин Лютер... Как правило, отпущение грехов обещается за совершение паломничества в определенные места в определенный период времени.) И учение о "сверхдолжных заслугах" святых, которыми те могут поделиться с грешниками... С лютеранами Римский престол старается дружить... Но в то же время и "принципами поступиться не может"... вряд ли кто-то хочет просто платить дань Средневековью... Но ведь великие святые, столпы схоластики, учили об этом! Не так-то просто это перерасти... Другая форма, в которой воплощается идея "заслуг" – зарабатывание спасения добрыми делами, благотворительностью... Если человек верит в то, что спасение можно заработать, то, возможно, это выгодно, удобно и приятно для тех, кому такой человек оказывает благодеяния... Но это может быть губительно для самого благотворителя... Прежде всего потому, что его отношения с Богом построены на ложном основании, на песке... Возможно, идея "спасения делами" когда-то (в традиционных обществах) могла служить одной из нравственных, как теперь модно говорить, "скреп" общества... вроде как есть неплохой стимул у людей думать не только о себе! Но нам важно помнить, что, если Господь и спасает народы, то в первую очередь Он пришел спасать не их... "Пропавшая овца", которую ищет "Пастух" – не народы, а отдельные люди! (Кроме того, эта идея часто извращается... Сделал что-то выдающееся "для Бога"... сравнил себя с окружающими... возгордился!) В пользу "спасения добрыми делами" можно привести Господню притчу, которую, конечно, все помнят, – обычно ее называют "притчей о страшном суде" (хотя это и не вполне притча). Вот вроде бы где "суд по делам"! Там есть интересный момент: те, кто оправдан, не имели понятия о том, что они, творя добро, оказывали милость самому Спасителю! Т.е., похоже, речь идет о "язычниках" или неверующих... О тех, кого позже назовут "анонимными христианами". Напротив, осужденные в этой "притче" – это как раз те, кто в земной жизни говорил о Христе... Великое предостережение! Может показаться, что эта "притча" или речь – аргумент в пользу тех, кто говорит, что вера в догматическом смысле совершенно неважна... Но этот вывод ложен. Без веры как догматов нет Церкви, а значит некому нести миру Христову Радостную Весть! Несмотря на все ужасающие исторические перехлесты (это еще мягко сказано!), связанные с борьбой за ортодоксию, "правильное мнение" или учение о Боге и пути спасения – это краеугольный камень Церкви. (Не сто́ит вместе с водой выплескивать и младенца (или Младенца)!) В этой речи о великом суде Господь изобразил 2 крайности – не знавших Его на земле праведников – и говоривших о Нём людей, имевших пустую, поверхностную, бесплодную веру... И/или ложное представление о том, что "спасающая вера" – это только правильное богословие или способность именем Хритовым творить чудеса (что, как не чудеса, – лучшее свидетельство качества, силы, "количества" веры)... Есть такое учение – "об уверенности в спасении". Это неплохо как протвовес лжеучению о том, христианин должен жить страхом, постоянной неуверенностью в благоприятном ответе на великом Суде. Но в целом, если смотреть шире, "уверенность в спасении" – немного странная идея... Словно нам нужно верить в свою веру... ("Веруй, что ты веришь" называется книга одного известного проповедника харизматического направления.) Но вообще-то Радостная Весть призывает не к вере в веру, а к вере в вочеловечевшегося Бога и к радостной надежде на спасение. Как сказал поэт,
Нередко "спасающую веру" описывают и определяют как "соблюдение заповедей Христовых". Это во многом верно. Христовы заповеди или "закон Христов" – это не то, с чем боролся ап. Павел – он противостоял упованию на то, что, исполняя заповеди Ветхого Завета, человек может заслужить спасение. Но тут сто́ит обратить внимание на 2 момента. 1. Христовы заповеди не таковы, что их можно "исполнить" (если не обманывать самого себя), они скорее указывают направление, куда двигаться и расти. "Не в заповедях дело, а в том, чтобы через них приобщиться уму, и сердцу, и воле Божией" (митр. Антоний (Блум)). Цель запредельна. "Мой финиш – горизонт". (Кстати, возможно также, что "праведники" в "притче о страшном суде" – это христиане, для которых жизнь в служении другим настолько стала их природой, что они уже не отдают себе отчета в том, что вот, я сейчас исполняю заповеди, посещаю в темнице или в больнице самого Господа.) 2. То, что мы называем заповедями Нового Завета, иногда – вовсе не "заповеди". "Заповеди блаженства" – не предписания что-то делать или от чего-то воздерживаться, это описание тех, кому "повезло", если коротко, это о том, что жизнь тех, кого считают в мире сём несчастными, жалкими, неудачниками, на самом деле, как говорится, "удалась". (Снова речь о направлении, а не о конкретных действиях.)
"Для меня жизнь – Христос" – говорит ап. Павел в другом своем Письме (Флп.1:21). Вот это, казалось бы, личное утверждение апостола, возможно, является самым кратким объяснением того, что такое "спасающая вера". Да поможет нам Бог уразуметь это и помнить, и жить Христом! /мысли
к проповеди/ к апост.
чтению:
к евангельскому
чтению:
----------------------------------------------------- *
Параллели к еванг. чтению: Мф.8:28-34; Мк.5:1-20;
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *С
того самого дня, как услышали о вас, * * * *Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь
"грешники-язычники". Но мы знаем, что ни один человек
не будет оправдан делами Закона, а только верой в Иисуса Христа.
Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание
верой в Христа, а не делами Закона, так как делами Закона
"не оправдается никто из живущих". * * * *Поскольку у нас есть такая надежда, ********************************************* /*/
включает часть апостольского чтения
вторника, четверга, пятницы и понедельника
и чтение среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3872.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |