=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 27
января 2020 г. ст.ст.,
К
дню памяти новомученников:
об
апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее"
см.:
> Давайте пройдем вместе в зал суда, где разбирается гражданское дело. Я часто бывал в суде, но даже если вы там не были, наверняка вам приходилось видеть судебные слушания по телевизору, читать о них в газетах, описывающих светскую хронику. > Если б не вся серьезность этих дел, они напоминали бы спортивное состязание. Вот истец, пламенно заявляющий, что ответчик нанес ему урон. У него своя команда юристов, которые вникают в дело, спорят, ищут свидетелей, пытаются убедить судью в том, что их клиент прав. Против них окруженный адвокатами ответчик. Он и его команда стараются убедить судью, что прав он, а не истец. И хотя наблюдающие эксперты могут предугадать вердикт, он неизвестен до тех пор, пока судья, как арбитр, не подытожит всё и не объявит результат. > В древнееврейском суде, вполне напоминающем этот, рассматривались не только гражданские споры. Если кто-то вас обокрал, вы должны выдвинуть против него обвинение; вы не можете потребовать от полиции, чтобы она сделала это за вас. Если кто-то убил вашего родственника порядок тот же. Так что исход всякого судебного дела во времена Иисуса зависел от судьи, решавшего какую из сторон оправдать, а какую нет. «Оправдание» здесь означает поддержку одной из сторон и решение дела в ее пользу. Слово «оправдание», которое мы встречаем много раз у Павла, но редко находим в Евангелиях, означает именно это: решение судьей дела в пользу одной из сторон (см., напр. Рим 2:1-16; 3:21-31; Гал 2:16-21). > Хотя по сюжету эти две притчи и отличаются друг от друга, обе они говорят об оправдании. Первая более явно, так как действие происходит у судьи. Она несколько сбивает нас с толку, ведь судья, под которым Иисус, несомненно, подразумевает Бога, на Бога совсем не похож. Он не уважает самого Бога, и ему всё равно делать добрые дела для людей или нет. На самом деле смысл притчи таков: если даже испорченного судью можно своей надоедливостью заставить сделать справедливое дело, то, уж конечно. Бог, который есть сама справедливость и который с любовью печется о людях, поступит по справедливости и оправдает своих детей. > Эта притча предполагает, что Божий народ подобен людям, ведущим судебную тяжбу и ожидающим Божьего вердикта. А в чём суть этой тяжбы? Похоже, что эта тяжба об Израиле или, точнее, о новом Израиле, собранном вокруг Иисуса, ожидающем от Бога оправдания, которое придет, когда окончательно рассеются все те, кто противостоит Его вести. Иными словами, эта притча имеет тот же сценарий, что и в предыдущей главе: посредством окончательного разрушения города и Храма, противостоящих Иисусу, Его последователи узнаю́т, что Бог оправдал самого Иисуса и их как Его последователей. Хотя этот момент сам по себе ужасен, он станет тем освобождающим и оправдывающим приговором, которого Божий народ ожидал и о котором молился. И если это верно относительно последнего момента, то это верно и для таких отдельных моментов, которыми полна христианская жизнь. > Вторая притча поначалу выглядит так, будто она описывает некий эпизод из религиозной жизни, но и она оказывается еще одной картиной суда. Фарисей в Храме затеял тяжбу с мытарем: его «молитва», в которой он просто рассказывает Богу о том, какой он хороший, заканчивается, по сути дела, заявлением, что он, мол, здесь уместнее, чем «этот мытарь». Но мытарь это человек, чья вера видит широкое Божье сердце (ср. 17:6), и он всецело предает себя божественной милости. Иисус открывает слушателям, что скажет на этот счет божественный Судия: домой оправданным вернется не фарисей, а мытарь. > Две эти притчи вместе составляют мощное выражение того, что на языке Павла, названо «оправданием верой». Более широкий контекст это последний суд, на котором избранный Богом народ будет оправдан после жизни, преисполненной страданий, святости и служения. Пусть враги извне и изнутри угрожают ему и нападают на него. Бог начнет действовать и покажет, что это воистину Его дети. Но это не означает, что прямо сейчас можно уже сказать, кто конкретно избран Богом просто за внешние знаки добродетельной жизни и, особенно, за соблюдение мельчайших деталей иудейского Закона. Если вы хотите предвосхитить в настоящем это окончательное оправдание, ищите подлинного раскаяния, предайтесь всецело милости Божьей. «Этот пришел в свой дом оправданным» таковы одни из самых утешительных слов во всём Евангелии. [ Н.Т.Райт. (Перевод:
Андрей Лукьянов).
+
+ + протопресвитер Александр Шмеман: разрубить
узел собственного самопревозношения и гордыни (+ссылки!)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *Верны
слова: * * * *Всех, кто хочет жить свято, в единении
с Христом Иисусом, ********************************************* /&/
часть ряд. апост. чт-я
сб. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3904.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |