=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
*
23 февраля 2020 г. ст.ст.,
* 24 февраля 2020 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста /Торжество Православия/. литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51.
*
25 февраля 2020 г. ст.ст.,
к
апостольскому чтению субботы:
к
евангельскому чтению субботы:
Первое воскресенье Великого поста это день Торжества Православия. Торжество Православия в этот день, именно в этот день, понимается как торжество иконопочитателей над иконоборцами. Прошли годы, столетия, и с тех пор кое-что поменялось. Так что сегодня многие православные [даже] с трудом понимают, о чём собственно был спор. Потому что можно быть православным с иконами, можно быть православным без икон... Но святые отцы VII-го Вселенского собора понимали это. И некоторые сегодняшние православные, как и тогдашние православные а надо напомнить, что отцы VII-го Вселенского собора почти наполовину состояли из бывших иконоборцев, то есть многие православные люди и тогда говорили: какова цена вопроса? при чём здесь иконопочитание? ведь можно... Христос ведь духовен, и мы молимся Богу и поклоняемся и живем, икона здесь ни при чём, и если так настаивает Лев Исаврянин, можно и уступить ему. Другие же, понимая иконопочитание широко, говорили о том, что это не просто мы иконы защищаем, мы защищаем саму воплощенность Господа Бога, саму его изобразимость, само то, что Он не просто был материален, но и есть материален. Христос остаётся воплощённым, Христос остаётся частью человеческого естества, а потому материальность Его в этом мире обязательно должна быть. [Они говорили] о том, что есть две опасности: есть опасность: как и Бог, так и человек, может мыслиться слишком абстрактно, если Бога мы мыслим слишком абстрактно, то всё телесное, плотское, жизнь вся в целом, время, его течение, все события, кажутся излишним, кажутся мешающими абсолютной абстрактности, абсолютной духовности... И другое искушение, с которым, собственно, и боролся Лев Исаврянин с иконоборцами это искушение идолопоклонства, когда Бог воспринимается как нечто конечное, ограниченное, завершенное, как и икона воспринимается не как символ Бога, а едва ли не как сам Бог. И вот в этой дилемме для нас прежде всего важно то, что и человек, как и Бог, не должен мыслиться слишком абстрактно. Защищая иконопочитание, мы защищаем икону Богочеловека {икону Бога человека?}, и если в VIII-м веке больше мыслили об иконе Бога, и иконоборцы говорили о том, что нельзя изображать Бога, то сегодня важно подумать о защите иконы человека {иконы-человека?}. Человек не может быть пониматься слишком абстрактно! Когда мы говорим: "Человек [это] звучит гордо", или когда мы говорим о том, что человек пал, или же мы говорим о том, что ближнего надо любить, то все эти обозначения не должны быть бестелесны, всё должно быть немножко более материально. Любить надо ближнего, т.е. того, кто совсем рядом. Тот, кто приключился в жизни бок о бок. И человек, о котором говорит Церковь, это тот самый человек, сосед по подъезду, знакомый по работе, это тот человек, который есть у нас, и мы должны сохранять их иконы, их святой образ, который в нас может жить, может быть. В нашей душе должен быть маленький такой иконостасик людей, живых настоящих людей, которых мы повстречали на своём пути... И этот иконостасик нас и спасет... от той желчи и гнева, от того праведного негодования, которое всегда лежит после нашей души, всегда нами обладает. Некогда протоиерей Александр Шмеман, прожив долгую и людям отданную жизнь, проведя последние 8 месяцев в больнице, написал в своем дневнике: "Как благодарен я Богу за тех людей, которых Он мне дал! Какие светлые люди! Какое прекрасное время, которое я прожил!" И о больничных палатах он пишет: какие замечательные здесь доктора́, медсёстры, и какое время в больнице прекрасно провел я! Написал он за две недели до своей смерти. И вот здесь очень важно понять: именно это спасает человека не изощрённые попытки полюбить [абстрактного] негра, а нормальное и естественное стремление полюбить того, кто рядом, того, кто близко... И если человек соберет в себе этих людей, поблагодарит Бога за людей, которые Бог ему дал, за время, которое Бог ему дал, за силу и радость, которые Бог ему дал, и даже за скорби, которыми Бог его как каменщик отесал, как резчик, изваял из бесчувственного дерева, то это и будет защита подлинного иконопочитания Богочеловека! [ протоиерей
Вячеслав Рубский. Проповедь.
+++
протоиерей Алексаднр Мень: messia.ru/rasylka/009/2387.htm (+ ссылки)
к
апостольскому чтению вс:
К евангельскому
чтению вс:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *Над
насмешниками Он посмеется, а кротким дарует милость. * * * *Многократно и многообразно говоривший
в прошлом * * * *Благодаря вере Моисей, став взрослым, ********************************************* /*/
апостольское чтение субботы. /**/
апостольское чтение воскресенья. /&/ новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3916.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |