=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь?
*
23 марта 2020 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого
поста.
митрополит
Антоний о прп. Марии Египетской
Из
богослужения дня:
К
апост. чтению:
>
В данной статье доказывается, во-первых, обоснованность взгляда на Иисуса
Христа как на политического деятеля. Во-вторых, статья демонстрирует, что методы,
которые Он использовал в Своей политической деятельности, важны не только
для Церкви, но и удобны для реализации более широких социальных
программ. Под термином «политический» я подразумеваю общественную личность,
обладающую властью над определенной группой сторонников и использующую
эту власть для выполнения какой-либо конкретной социальной программы.
{Три замечания помогут прояснить мое употребление термина «политический».
Во-первых, греческое слово politeuomai (politeuomai)
означает ведение политически активного образа жизни (в Писании это слово
используется только в Деян.23:1 и Филип.1:27). Таким образом, политика
в древнем мире требовала не наличия государственного кабинета, а общественного
влияния. Во-вторых, разделение церкви и государства – это явление
современное, необъективное и противоречащее Писанию в применении его
к Иисусу. Восприятие отношения между политикой и религией у Иисуса
Христа и у Осамы Бен Ладена – двух ближневосточных монотеистов, –
скорее всего, весьма сходно. > Политическое учение Христа>
Исследование учения Иисуса четко показывает насколько Он был политически
ориентирован. {Для опровержения утверждения, что Христос
был политиком, обычно используются несколько евангельских фрагментов. (1) Иисус
говорит Пилату, что Его Царствие не от мира сего (Ин.18:36).
Конечно же, Он хотел сказать этим, что это Царство не функционирует
по земным законам, а не то, что оно не настанет на протяжении
земного существования. Ведь Господь к этому времени уже научил
своих учеников молиться: «Да приидет Царствие Твое» (Mф.6:10; ср. Ин.15:19;
17:16).* (2) Иисус отверг мировое
владычество, предложенное Ему сначала сатаной > Примечательно, что почти всегда этот термин употребляется именно Иисусом. {Крайне редко Царствие упоминается другими людьми (например, Лк.14:15) или же самими евангелистами в их рассказе (например, Mк.15:43; Лк.19:11). При этом термин «Царствие» употребляется намного чаще в евангелиях, чем в любых других библейских книгах. Исключительно Иисус, говоря о нём, использует слова «близко», «пришло», «ищите» и т.д. – Anthony E. Harvey, Jesus and the Constraints of History: The Bampton Lectures, 1980 (London: Duckworth, 1982), 85.} До Его прихода, на протяжении иудейской истории, термин этот не был принят: фраза «Царствие Божие» (basileia qeu) ни разу не встречается в каноническом Ветхом Завете, {«Слова "царствие" и "царство" (malkût) еще несколько раз встречаются в других контекстах, показывающих, что царство или власть принадлежат Богу. Однако никаких устойчивых выражений, содержащих эти слова, не существует: например, Пс.102:19 ("Царство Его"); 144:11,12,13 ("Царствия Твоего"); 1Пар.17:14 ("Мое Царство"). Родственное еврейское слово mĕlûkâ употребляется в Авд.21 и Пс.21:29, чтобы показать, что "царствие" принадлежит Яхве́. Другое еврейское слово, mamlākâ, в 1Пар.29:11 ("Твое, Господи [Яхве], царство"), также характеризует "царствие" как царственное правление, осуществляемое Богом. Это же касается арамейских эквивалентов: так, часть книги пророка Даниила, написанная на этом языке, также почти не содержит подобных примеров. Арамейское слово malkûtā ("царствие", "царственное правление", "царство") используется, когда речь идет о Боге во фразе "Его царство" в Дан.2:44 [3:33 в арамейской версии]; 4:34 [4:32 в арамейской версии] и 7:27. В Дан.2:44 речь идёт о "Боге небес", созидающем "царство"». – John P. Meier, Mentor, Message, and Miracles, Vol. 2 of A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus (New York: Doubleday, 1994), 243-44.} и лишь однажды – во второканонических книгах (Премудрости Соломона 10:10). {«Фраза "Царство Яхве" встречается только однажды и довольно поздно в 1Пар.28:5, когда царь Давид говорит о Соломоне, сидящем на троне "Царства Яхве" (malkût Yahweh). – Meier, Mentor, 243.} Нет его ни в псевдоапокрифах, ни в рукописях кумранской общины, ни у Филона Александрийского и Иосифа Флавия. {Ср. 2 Варуха [сирийский Апокалипсис Варуха] 73; 3 Варуха [греческий Апокалипсис Варуха] 11:2; Вознесение Моисея 10; Псалмы Соломона 17:4; 1QSb [Кумранский свиток – второе дополнение к «Уставу общины» под названием «Благословение отцов и князя»] 3.5; Мишна, Беракот 2.2,5; Иерусалимский Талмуд, Беракот 4a,7b.} Становится очевидным, что столь частое использование сочетания «Царствие Божие» – уникальная особенность служения Иисуса Христа. > Более того, и после земной жизни Иисуса слова «Царствие Божие» встречаются весьма редко. Кроме посланий апостола Павла (1Фес.2:12, Гал.5:21, 1Кор.4:20; 6:9-10 – дважды; 15:24,50; и Рим.14:17) и нескольких упоминаний в Откровении (Откр.1:9; 11:15; 12:10), слово «Царство» не употребляется. {Впрочем, оно довольно часто встречается в Деяниях Апостолов (Деян.1:3,6; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23,31).} > Вывод очевиден. В то время как символ Божьего правления можно найти во многих местах Ветхого Завета и в другой иудейской литературе, его определение в Евангелии как имманентного Царствия Божьего является уникальным явлением. Создается впечатление, что оно было введено именно Иисусом (учитывая при этом несомненную роль Его предтечи, Иоанна Крестителя). > Тем не менее, начиная со II века по Р.Х. и до настоящего времени христианство вновь и вновь склоняется к мысли, что Божье Царство находится на небесах; {Даже в посланиях Павла при упоминании Царства используются духовно-этические (ср. Рим.14:17; 1Кор.6:9-10; Гал.5:21; Еф.5:5; Кол.1:12-13) и эсхатологические термины (1Кор.15:24,50; 2Фес.1:5; 2Тим.4:1,18).} любое свидетельство о земном/политическом понимании Царства воспринимается как несовместимое с исторической фигурой Иисуса. Этому существуют два объяснения. Во-первых, едва ли Церковь, испытывающая гонения, стала бы намеренно делать заявления (или изобретать истории), которые могли бы послужить причиной причисления ее членов к политическим мятежникам. {Данное заявление подробно рассматривается в: Russell Moore, The Kingdom of Christ: The New Evangelical Perspective (Wheaton, IL: Crossway Books, 2004), 65-69. Ясно, что в ситуации, которую описывают Деян.17:7, именно по этой причине возникла большая проблема – иудеи из Фессалоники обвинили Павла и Иасона в том, что «они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса».} Во-вторых, было неудобно проповедовать о некоем политическом Царстве, когда этот термин не отвечал существовавшему восприятию данной концепции в обществе, в силу чего постоянно требовалось объяснять его «настоящее значение». > С учётом вышесказанного, существует два взаимосвязанных довода в пользу того, что необходимо рассматривать концепцию Иисуса о Царстве Божьем с политической точки зрения. Во-первых, любой еврей, проживающий во времена Иисуса и подвергшийся влиянию Ветхого Завета, а также литературы и истории периода между двумя заветами, естественно, воспринял бы «Царство Божье» как теократическую политическую концепцию. Если бы Христос намеривался учить лишь о духовном правлении Бога, он бы сделал Свое учение более ясным и убрал бы из Своих высказываний рассуждения о политике. Но Он этого не сделал. Таким образом, мы приходим ко второй части своей аргументации. Многие евангельские тексты, в отличие от тенденции их толкования ранней Церковью, включают в себя четкие политические последствия Царства Божьего. > Вопрос о том, как точно будет выглядеть Царство и кто <.> должен воплотить его в жизнь, остается открытым. Тем не менее, в основе иудейской веры лежало представление о том, что на самом деле именно Бог будет править Израилем. Молитва о приходе Царствия Божьего на самом деле является просьбой о смене политического режима (Мф.6:10; Лк.11:2). >
Кроме учения Иисуса о Царстве Божьем, существует еще пять четких политических
заявлений. (1) Иисус вел себя как небесный судья Израиля,
> Политическая организация Христа> Предтеча Иисуса, Иоанн Креститель,
в служении и в смерти оставался политиком. Когда он пришел, возвещая
в пустыне: «Приготовьте путь Господу!» – это было царственный
> Обратим внимание
и на то, как был одет Иоанн. Одежда из шкур животных, опоясанная
кожаным ремнем, являлась своего рода «опознавательным зна́ком» пророков.
В результате, Иоанн, облачённый в такое одеяние (Мф.3:4, Мк.1:6), воспринимается
подобным Илии. {Hartmut Stegemann, The Library of Qumran:
On the Essenes, Qumran, John the Baptist, and Jesus (Leiden:
Brill Academic Publishers, 1998), Translation of Die Essener, Qumran,
Johannes der Töufer und Jesus (Freiburg: Herder, 1993), 216.}
Любопытно отметить и то, что Иоанн, как и Илия, пострадал по злой
воле женщины. Наконец, Иоанн был обезглавлен в результате политических
>
Еще одним важным политическим шагом стало призвание двенадцати
К
еванг. чтению:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *...первый
договор имел свои правила богослужения, ********************************************* /&/ включает апост. чтение воскресенья. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3928.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |