=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
/предыдущие части текста: 12-14, 15/
> <Кол.>1.15-20 ГИМН ХРИСТУ>
15 Он — видимый образ невидимого
Бога, > 1.20 через себя — в некоторых рукописях эти слова отсутствуют. > 1.15 2Кор 4.4;
Евр 1.3; Ин 1.18; 1Тим 6.16 1.16 Ин 1.3,10
1.17 Ин 1.1; 8.58 <.....> > Ст. 16 — Потому что через Него было создано всё — и небесное, и земное, и видимое, и невидимое: Престолы, Господства, Начала и Власти — Этим еще раз подтверждается мысль, что Христос выше всего сущего, ведь Он сам принимал участие в сотворении вселенной. Поразительные слова! Мессия, который должен был стать Царем Израиля и править совсем небольшой частью земли, оказывается Владыкой всей вселенной, потому что Бог сотворил ее через Него. Через Него — Христос был той динамической Божественной силой, которая по воле Божьей создавала вселенную. Но греческий предлог «эн» может быть переведен также как «в». В таком случае Христос был той духовной сферой, в которой творился мир. Несомненно, автор подчеркивает Его тождество с Мудростью Божьей: она тоже пребывает с Богом вовеки (Сир 1.1; 24.3; Притч 8.23-30); Бог через нее творил мир. Ср. Притч.8.27-30: «Когда Он [Бог] утверждал небеса — я [Мудрость] там была, когда чертил круг на поверхности бездны, когда Он водружал облака наверху, когда укреплял источники бездны, когда Он полагал морю предел, которого не преступят во́ды, когда устанавливал основания земли — я была при Нём строительницей». См. также Прем 9.9: «Вместе с Тобою мудрость, она дела Твои знает, рядом с Тобой была, когда Ты творил мироздание». Создано — Страдательный залог глагола указывает на то, что Творцом был Бог, а Его любимый и единственный Сын — Его Слово и Его Мудрость — был, если можно так сказать, орудием Его созидательной деятельности. > Всё — и небесное, и земное, и видимое, и невидимое — Апостол уточняет, что именно имеется в виду под всем: это и небесное, то есть духовное, и невидимое, и земное, материальное и видимое. Затем объясняется, что значит невидимое: это духовные существа, чины небесной иерархии, вероятно занимающие самое высшее положение. Престолы, Господства, Начала и Власти — Скорее всего, они перечислены в порядке главенства. {Престолы — в еврейских текстах мы не находим такого класса ангелов, они упоминаются в Новом Завете, но особенно часто в средневековой литературе. Вероятно, представление о них возникло из описания пустых тронов вокруг Ветхого днями в Книге Даниила (7.9). Согласно апокрифическому «Завещанию Адама», они стоя́т перед престолом Господа. Господства известны из апокрифа — 2-й книги Еноха. Согласно Дионисию Ареопагиту, через них проявляется величие Божье. Начала — этот чин ангелов описан в 3-й книге Варуха и у того же Дионисия, который утверждал, что Началам поручено наблюдать за правителями народов и внушать им верные решения. Власти — космические силы, иногда связываемые со злом (Эф 6.12); например, папа Григорий Великий считал, что они начальствуют над демонами, но, по словам Дионисия Ареопагита, их задача — помешать демонам разрушить вселенную.} В Письме эфесянам другой порядок перечисления: Начала и Власти, Силы и Господства (1.21), а в Письме колоссянам в 2.15 — Начала и Власти. В еврейской традиции представление о духовных существах появилось довольно поздно, после возвращения из Вавилона. Вероятно, тогда евреи соприкоснулись с другими религиями и мифологиями (скорее всего с персидской), где уже было представление о различных добрых и злых небесных существах. Раз возникнув, ангелология и демонология стали бурно развиваться, эти духи получили имена, появилось представление и об их иерархиях. {Вопрос о том, сколько существует классов ангелов и каково их старшинство, продолжал волновать и позднейших христиан. Так, Ефрем Сирин выделяет десять чинов ангелов, Василий Селевкийский — семь, а Дионисий Ареопагит — девять, которые, в свою очередь, делятся на три группы: 1) престолы, херувимы, серафимы; 2) власти, господства, силы; 3) ангелы, архангелы, начала. См. Толковую Библию, т. 3, Послание к Колоссянам, с. 307.} Отношение к ним было разным. В околобиблейских легендах часто рассказывается о том, что не все ангелы стались верны Богу: часть их возмутилась тем, что Бог создал человека по Своему образу и подобию и поставил его выше ангелов; одни из них завидовали тому, что Бог дал Своему народу Закон, другие же, напротив, сумели извратить Закон. {Та же мысль есть и в Коране, где Иблис (= Сатана) не захотел склониться перед Адамом.} Нельзя не заметить, что апостол Павел относится к ним совершенно отчетливо с некоторой долей подозрительности. Всюду, где в его письмах упоминаются ангелы, они появляются в отрицательном контексте, а иногда даже как противники Христа. Так, в Письме галатам Закон Моисея недостаточно авторитетен отчасти потому, что он был вручен Моисею не Богом, а ангелами (3.19). {Любопытно, что в другом тексте Нового Завета, а именно в Деяниях апостолов Стефан укоряет противников Иисуса в том, что они не соблюли Закон, врученный им самими ангелами (7.53). Кроме того, известно, что некоторые еврейские богословы того времени, опасаясь, что Бог может показаться слишком антропоморфным, сознательно заменяли слово «Бог» словом «ангелы». Но позже они осознали, что в такой замене содержится неменьшая опасность: люди сочтут, что ангелы — тоже своего рода боги, хотя и менее важные, что может в конце концов привести к политеизму. Само же по себе еврейское учение об ангелах стало «прямым результатом еврейского трансцендентного богословия, которому необходима была посредническая система для преодоления всё расширяющегося разрыва между Богом и человеком». Цитируется по книге: Д.Гатри. Введение в Новый Завет, СПб., 1996, с. 436.} Особенно резко Павел высказывается в этом же письме чуть дальше (2.15). Эти духовные существа тоже обитали на небесах. Ведь люди были уверены, что на небе существует много уровней. Считалось, что на самых нижних «этажах», особенно в той сфере небес, что помещалась под небесами, обитали злые силы (см. Эф 2.2; 2Кор 4.4; Откр 12.7-9). >
Но почему так много места уделено тому, что Христос причастен к сотворению
небесного, невидимого, то есть ангельских иерархий, которые к тому же
еще и перечислены? С самого начала последователей Иисуса волновал вопрос,
кто Он. Мы знаем ряд ответов из текстов Нового Завета и из ранней
христианской традиции. Так, в первых главах Деяний апостолов Иисус назван
Служителем Бога, Святым, Праведником > Всё было создано через Него и для Него — Здесь не просто повторена мысль предыдущего предложения с целью усилить еще больше торжественность высказывания. Одновременно в этой фразе появляется еще одна очень важная и новая мысль: вселенная не только была создана «в Нём» и через Него, но Христос есть сама цель сотворения мира. Бог создал всё для Своего любимого Сына. Именно Он и причина творения, и цель творения. В Откровении Иоанна об этом сказано то же самое, хотя и иными словами: Иисус назван Альфой и Омегой, Началом и Концом, Первым и Последним (1.8; 2.8; 21.6; 22.13). В Библии не встречается мысль о том, что вселенная создана для Мессии или для кого-то иного. Но в более поздних еврейских текстах, относящихся примерно к III веку, целью творения названы Давид, Моисей и Мессия соответственно. Зато эта цепочка «в — через — для» довольно часто встречается у представителей стоической философии, например, у Марка Аврелия и Сенеки, цитировавшего Платона. Есть она и у Филона Александрийского, хотя он и не принадлежит к стоической школе мысли. Недаром некоторые ученые прямо называют ее стоической формулой. Но она есть у самого Павла: «Ибо всё от Него, через Него и для Него!» (Рим 11.36). Правда, там эти слова завершают славословие Богу и относятся к Нему. См. также 1Кор 8.6. [ В.Н.Кузнецова.
Из книги "Письма апостола Павла: Письмо церкви в Колоссах. Письмо Филемону. Перевод и комментарий" // М.: ОПУ оси. прот. А. Менем,, 2016 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Об
этом мы могли бы сказать многое, ********************************************* /*/ включает апост. чтение среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3995.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |