=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод) * 28 февраля 2022 г.
ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста
/Торжество Православия/. литургические чтения:
Евр.11:24-26,30-12:2;
Ин.1:43-51. к
апостольскому чтению вс: + + + архимандрит
Ианнуарий (Ивлиев): забег,
а не спокойное продвижение к цели + + + вера messia.ru/rasylka/008/2137.htm
(+ссылки) + + + К.Барт: нонконформисты
messia.ru/rasylka/007/1777.htm
(+ссылки) + + + Яков Кротов: Символ веры:
"Верую..."
messia.ru/rasylka/010/2525.htm К евангельскому
чтению вс: + В.Н. Кузнецова: "Сын
человеческий" (+ссылки) +
о. Яков Кротов: "Торжество
Православия" и Нафанаил (+ ссылки
к евангельскому чтению) +
он же: "Как увидеть
невидимого Бога?" >
Вера и традиционализм> Насколько православие аутентично? Аутентичность —
старое условие истинности, мшистый идол, мостящийся на место Христа. Чтобы
ему поклониться, Церковь должна походить на свое прошлое, повторять
свои тексты, озираться на старые страхи, побеждать мертвых оппонентов и торжествовать
древние победы («торжество православия» по поводу иконопочитания). >
Думаю, если бы в одночасье забылись все тексты, Церковь не утеряла бы
своей аутентичности: она бы невольно воспроизвела их в другой форме,
с другими акцентами, но с тою же целью. > Структурно всякая
проповедь состоит из идейной антитезы (инвективы, диатрибы), новизны и цели
самого высказывания. Антитеза — то, против чего утверждается идея,
может меняться и обязательно изменится. Новизна также должна меняться, ведь
люди любят новое. А цель высказывания всегда тождественна себе, ее-то единственно
и исповедуем. Так, например, аверроизм в истории не равен Аристотелю
и даже аристотелизму, а неоплатонизм не то же, что Платон, —
но без этих поздних философских течений мы едва ли знали бы об античных
философах. Вывод: чтобы нести христианскую весть, ее нужно переосмыслить.
Да, она перестает быть вполне аутентичной, но иначе невозможно передавать
ее всей душой. Диалог Великого Инквизитора со Христом у Достоевского
есть гениальная иллюстрация и, если угодно, апология этой неизбежности. Неверен
вердикт Лютера: «исказили — значит предали», нет, искажали —
значит передавали! > Православный философ и богослов Хри́стос
Янна́рас так оценивает соотношение традиционализма и духовности:
«Люди стараются утвердить себя посредством своих индивидуальных добродетелей...
На этом пути они превращают благовестие Церкви — иногда Писание,
иногда Предание, а иногда и их вместе — в объективный
„авторитет“, из которого они черпают метафизические и нравственные
истины, которые подпитывают их эгоцентрическую самоуверенность. Они делают
из Церкви „религию“, превращая ее в институцию, обеспеченную бюрократией,
которая управляет верой так, как будто вера — это идеология.
Авторитет институции и вес, присущий идеологии, гарантируют правильность
индивидуального выбора „веры“... Евхаристия перестает быть осуществлением евангельского
способа существования, явлением истинной жизни и превращается в индивидуальную
обязанность участвовать в общей молитве. Догмат, выражающий общий церковный
опыт, превращается в автономное идеологическое содержание, в рационалистический
дисциплинарный кодекс, защищающий индивида от незнания и ошибок. Богословие
подчиняется приоритету метода, превращаясь в построенную на доказательствах
„науку“, предлагающую интеллектуально несомненные факты. Аскеза верных —
акт и практика участия в динамике отношений, составляющих Церковь, —
кодифицируется как правила закона и принципы индивидуальной нравственности.
Таким образом, предание, вместо того чтобы быть передачей и восприятием живого
опыта, превращается в собрание окаменелых формул „православия“ (ортодоксии),
питающих индивидуальную самодостаточность, преданную мертвым схемам» (Подлинность
православного традиционализма. § 3). +++
протоиерей Вячеслав Рубский: мы
защищаем икону Богочеловека (+аудио) +++ его же др. проповеди: 2021
(видео); 2017
(видео); аудио: про гусей: fb/vk;
еще
3 проповеди (vk) +++ еп. Каллист (Уэр): Почитание
икон +++ протоиерей Алексаднр Мень:
"Не смотри, человек,
на грехи наши..." (+ ссылки) +++ он же о христианстве
в VIII веке +++ он же в
лекции "Великий пост" +++ его же проповедь
7 марта 1982 г. +++ его же общая исповедь 28 февраля 1988
(разные вар-ты расшифровки): в кн.
"Прости нас, грешных" / "Истина
и жизнь" №9, 2005 / в "Книге
о Великом посте" (заголовок – "Милостив буди
мне грешному...") /
АУДИО +++
священник Филипп Парфенов: Торжество
и нищета Православия (+ ссылки) +++ митр. Сурожский Антоний:
ожившие иконы. победа Божия над нами messia.ru/rasylka/010/2526.htm
(+ ссылки) +++ Бог – иконоборец (Клайв Льюис, Питер Крифт) messia.ru/rasylka/009/2387.htm
(+ ссылки) #
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
# Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm. | Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk |
-- Да благословит
вас Иисус Христос! редактор-составитель
рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol; мессенджер
Фейсбука; личное сообщение
в Vk; личное сообщение
в Твиттере] --------------------------------------------- *Над
насмешниками Он посмеется, а кротким дарует милость.
Мудрые обретут славу, а
глупцы погрязнут в позоре. Слушайте, сыновья, наставление отца, внимайте,
набирайтесь ума. Ведь я учу вас добру,
не пренебрегайте наказом моим. Были отец с матерью и у меня, был
и я для них любимцем ненаглядным. Вот
как отец поучал меня: сохрани в сердце мои слова,
соблюдай заветы мои – и будешь жить. Приобретай мудрость,
обретай знание,
не забывай и не отвергай того, что сказал я. Не покидай мудрости –
и она сохранит тебя,
люби ее – и она обережет тебя. В чём начало мудрости? Обретай
мудрость,
что бы ты ни копил, накопи разумение. Оцени мудрость –
и она вознесет тебя,
прославит тебя, если обнимешь ее. Великолепный
венок на главу возложит,
принесет тебе сияющий венец. Выслушай, сын, и прими мои слова –
и продлятся годы твоей жизни. Путь мудрости укажу тебе,
направлю дорогой прямой. Пойдешь – не собьется шаг,
если побежишь, не споткнешься. Держись этих правил, не отступайся,
храни их, ибо в них – твоя жизнь. На дорогу нечестивых не
вступай,
не следуй по пути злодеев: сверни с него, не ходи по нему,
пройди стороной, ступай мимо. Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
глаз они не сомкнут, если кого не погубили. Ведь питаются они злодейством,
как хлебом,
и
пьют насилие, как вино. Путь благочестивых – как свет зари,
что разгорается ярче с приходом дня. А путь нечестивых –
во мраке,
и неведомо им, где споткнутся. Сын, прислушайся к моим словам,
к речам моим будь внимателен. Да не ускользнут
они от тебя,
сохрани их в глубине сердца. Ибо станут они жизнью для того, кто обрел
их,
будут для плоти целительны.*
(Пр.3:34-4:22/&/) *
* * *Благодаря вере Моисей, став взрослым,
отказался называться сыном дочери фараона. Он предпочел делить
тяготы с народом Божьим вместо того, чтобы наслаждаться временными
удовольствиями греха. Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
он счел богатством бо́льшим,
чем сокровища Египта: ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева –
он был стоек, как человек, видящий Невидимого. Благодаря вере
он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул
первенцев израильтян. ... Но сто́ит
ли продолжать? У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне,
Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря
вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались
того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались
от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в
бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших
детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались
от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие
же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки.
Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они
скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную
лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали
в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили
от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того,
чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так
как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. И раз вокруг нас такая тьма
свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и
бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, не сводя глаз с Зачинателя
и Свершителя веры – Иисуса. Ради той радости, которая Ему
предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*
(Евр.11:24-28,32-12:2/*/) ********************************************* /*/
апостольское чтение воскресенья. /&/
новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
|