=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!*
20 мая 2022 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -
С праздником!
> Вообще говоря, о Вознесении Иисуса Христа нам повествует только один евангелист – евангелист Лука. Больше мы ни у кого о Вознесении не читаем. Причем, конечно, о пребывании Иисуса Христа на небе было известно и задолго до Луки, с самого начала христианства, о чём свидетельствуют другие тексты Нового Завета. Но вот о само́м факте в пространстве и во времени, видимом факте Вознесения – нам рассказывает только Лука, причем делает это из совершенно особых своих богословских соображений. > Первоначально, как показывают нам библейские исследования, факт Воскресения и факт Вознесения не отделялись друг от друга. То был как бы единый процесс, причем процесс, не носящий физический характер (мы не можем его измерить в сантиметрах, в метрах или в секундах, часах), потому что это переход уже из нашего мира в мир иной, где не действуют ни наши законы, ни наши меры. Поэтому мы нигде не найдем конкретных описаний Воскресения, никаких свидетелей мы не знаем. Единственное исключение – это евангелист Лука, и то он не описывает Воскресение, а описывает уже явления после Воскресения в течение сорока дней и Вознесение. Причем, как я сказал, он делает это из своих особых совершенно, богословских соображений. Каких соображений? > Следующих. Для раннего христианства была очень характерна вера в то, что наступил конец света. В этом и Евангелие Иисуса Христа! Помните, первые Его слова, которые произнес Он во время Своей публичной деятельности (Мк 1:15): «Исполнился срок, и приблизилось Царствие Божие» (то есть конец света – уже не царство сатаны, а Царство Божие). «Покайтесь и веруйте в это Евангелие». Какое Евангелие? То, что исполнился назначенный Богом срок, и вот уже здесь Царство Божие. > И, конечно, это Царство Божие подобно горчичному зерну. Но оно растет, горчичное зерно, и в скором времени оно вырастет в прекрасное большое дерево. Такие образы мы видим в Евангелиях. Все первые христиане были глубоко убеждены в том, что скоро уже наступит конец реальный и окончательный. То есть это горчичное зерно, наконец, вырастет в большое дерево, и будет Второе Христово пришествие. Этот мир упразднится, и новый мир возникнет, вот такое чудесное деяние. Об этом говорил Иисус Христос, и о временах и сроках нам не положено ни задумываться, ни мечтать, – всё это должно произойти внезапно, и Христос явится как тать в нощи. Всё это нам известно из христианского предания. > Итак, первые христиане очень остро жили именно этим ожиданием. Но жизнь-то тяжела была. Это мы сейчас живем в относительном комфорте. Поглядите вокруг себя. Даже чисто в историческом плане. Вот недавно отмечали годовщину Победы над фашисткой Германией. Представьте себе, вряд ли кто может из вас, может быть, только родители, а, может быть, кто-то из своего детства помнит военные и послевоенные годы, весь тот ужас, который люди переживали… А на фронте что было! Всякая война – это кошмар. Вот мы живем (большинство из нас, я не имею в виду тех, кто воевал в Афганистане, Чечне, в других «горячих точках») в комфорте уже многие десятилетия – это счастливое время, редкостное время. В истории вообще никогда такого не было! Ни в одной стране, тем более в России. И поэтому для нас вот эта острота бедствий, эта близость какого-то кошмара, смерти, скажем – к нам приходит эта мысль, но мы гоним ее от себя; большинство не задумывается даже… Даже в Средние века, во времена Возрождения, скажем, представьте себе жизнь Европы. Я уже не говорю об античных временах! Жизнь Европы, скажем, в XIV–XV веке, когда через каждые 5-10 лет случалась чума, которая косила каждые 2/3 населения: вот утром человек жив, а вечером его уже нет. И всё это поджидало на каждом шагу: болезнь, голод, страшный голод! Мы такого и не знаем сейчас! Смерть была всегда рядом, жизнь была ужасна, этот мир казался страшным, и тем более это было в те далекие времена, в античном мире. И, конечно, люди, особенно несчастные, бедные люди, задумывались над тем, когда же, наконец, придет конец этому и наступит царство справедливости, царство блага и добра, Царство Божие. Ждали. Ждали очень напряженно. > Но вот Христа уже нет. Вот образовалась Церковь. Вот проходит первое поколение, вот проходит второе поколение христиан. Да что ж такое? А Христос всё не приходит. Всё нет и нет Его. Как это осознать? Что об этом думать? Ведь все же ждали, а Он всё не приходит. Это надо было как-то объяснить, как-то переосмыслить вообще все свои представления об истории, о конце этого света и о Втором Христовом пришествии. Так постепенно и появляются такие сочинения, как Евангелие от Луки и Книга Деяний, которые появились где-то в <.> 80-е годы первого столетия, то есть спустя почти полстолетия после событий Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы. > И целью Евангелиста Луки было показать, что дело Христа на земле еще не закончено, и Христос продолжает еще жить на земле, только в другом виде, в другом образе – в образе Тела Христова, то есть Церкви. Он живет в Духе Святом, или Духом Святым. Иисус Христос и Его земная жизнь, воплощенного и вочеловечившегося Сына Божия, закончилась, началась Его небесная жизнь: воскресение, вознесение, седение Его одесную Отца, как мы и исповедуем в нашем Символе Веры. И теперь, как Он и обещал, Он послал Духа Своего Святого на Своих учеников и апостолов, чтобы Дух Святой вселился в них. Как мы сейчас молились: «Царю Небесный… прииди, и вселися в ны, и очисти ны…», так Дух Святой сошел на учеников и апостолов. Ведь смотри́те: как Дух Святой некогда сошел на Деву Марию, и Она зачала ребёнка Иисуса Христа – человека, во всём на нас похожего, кроме греха: со всеми болезнями, со всеми ограничениями человеческой жизни, вплоть до самой смерти. Так же теперь Дух Святой, по обетованию древних пророков, пророка Иоиля, в частности, по обетованию Иисуса Христа, сходит на людей. И это как бы второе уже зачатие, только теперь уже не Христос в Его конкретной единичности, а Тело Христово как Церковь, которая представляет собой коллективного Христа. И вот Церковь должна именно как вот такой коллектив, корпорация (от латинского слова «корпус» – тело), Церковь должна пройти от самого своего рождения до са́мого конца тот же путь, какой прошел Иисус Христос. Ну, по-своему, конечно, каждый христианин по-своему проходит путь от рождения до смерти, со своими несчастиями, со своими радостями, горестями, со своими ограничениями. Но если он останется верен до конца, то Тело Христово воскреснет, вознесется, и наступит Царствие Божие. [ архим. Ианнуарий
(Ивлиев).
см.
также:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Вознёсся
во славе Ты, Христе Боже наш, / и радость подарил ученикам, / * * * *Однажды,
сидя с учениками за столом, * * * *Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. "Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник", – говорил он". (Деян.17:2-3/#/) * * * *Павел, представ перед Ареопагом,
заговорил: * * * *Старшие священники и фарисеи
собрались на заседание Совета. * * * *Фарисеи говорили друг другу: * * * *Иисус сказал: ********************************************* /#/
из апост. чтения понедельника. /*/ из
еванг. чтения вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4185.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |