=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес! * 31 октября
2022 г. ст.ст.,
к
апостольскому чтению:
> Если мы посмотрим на композицию восьмой главы Евангелия от Луки, то сегодняшнему чтению предшествует рассказ об укрощении Христом бури на озере, и этот рассказ завершается вопросом учеников: кто же Он такой, если Ему повинуются ветер и вода? > Тот же самый вопрос вновь возникает перед лицом новой проблемы, но речь здесь уже идет о тех штормах и бурях, которые господствуют в душе́ человека. В некоторых душах они обретают такую силу и власть, что происходит потеря внутреннего контроля над самим собой. Возникает то, что на библейском языке называется одержимостью, когда человек выходит из области власти Бога, из области власти над самим собой и попадает под действие неукротимых сил зла. > Наверное, самое поразительное в сегодняшнем повествовании, — реакция жителей этого селения. Мы видим, что они привыкли к этому одержимому и они стремятся решить его проблему путем человеческого контроля, человеческой власти. Самый простой путь решения неразрешимой проблемы — вытеснить ее, убрать источник проблемы. > Мы видим, что этот человек живет не в доме, а в гробах — там, где хоронят мертвых. Он закован цепями, потому что его свобода может иметь непредсказуемые последствия для него самого и для окружающих. > В такой ситуации, находящейся под человеческим контролем, появляется Христос со Своей новой силой. И эта неожиданная сила приводит жителей города не к естественным эмоциям, которые, как нам кажется, должны здесь появиться — к радости о том, что этот человек исцелился, что он снова сможет <стать> частью человеческого общества, из которого так надолго был исключен, — но мы видим здесь реакцию ужаса и страха. > Тем самым гадаринские жители показывают, что все они не менее одержимы, чем тот человек. Они также одержимы своими внутренними страхами, своими внутренними проблемами, фобиями, которые, как им кажется, нужно просто не видеть, закрыть глаза и, не обращая на них внимания, продолжать жить так, как хочется. Жить с исключением всех тех, кто не вписывается в их «нормальность». > Бесноватый также отличается от других отсутствием одежды. Его нагота является указанием на первоначальную наготу человека в райском саду. С другой стороны, одежда — это всегда попытка людей продемонстрировать свой социальный статус. Жители гадаринские посредством одежды показывают, что они не такие, как он, — но боятся показать, что под своей богатой одеждой они такие же бедные, нагие, больные и одинокие. > Жители просят Христа удалиться. И здесь мы видим, что Христос, Который контролирует воду, ветер и властвует над злыми ду́хами, не может и не хочет контролировать человеческую свободу. Он не заставляет этих людей насильно, помимо их свободной человеческой воли, принять ту весть об освобождении, о новом качестве человеческой свободы, которую Бог приносит миру. > Действительно, по-человечески этих жителей можно понять. Поскольку, если Христос останется с ними, то, вероятнее всего, Он выявит в их быте много ненастоящего, лживого — множество демонов. Может быть, их будет даже больше, чем этот «легион», которым был одержим бесноватый. К ним Он также обратит вопрос: «Как имя твое?». Этот вопрос Он обращает к каждому человеку, призывая к честности, призывая взглянуть вглубь себя и понять, что же властвует и господствует надо мною, закрывая от меня пространство Божественной свободы? > Легион — это не только римское воинское подразделение, но и воплощение ненависти, воплощение готовности к насилию, которое мы видим в военное время. Некоторые исследователи полагают, что это аллюзия на десятый римский легион, на знаменах которого был изображен кабан. Этот легион находился в Сирии, поэтому текст можно прочитать в политическом контексте завоевания иудеев римлянами. > Однако Христос показывает, что человеческой силы недостаточно. Если у нее нет правильного вектора, то она обязательно приведет к этому срыву с обрыва, она обязательно приведет к пучине. Какой бы «сильной» эта человеческая силы ни была, если она не направлена в ту же сторону, что сила Божья, она обречена на погибель и смерть. > В конце Евангелия, по сути дела, Христос возьмет на себя судьбу этого человека. Он, в отличие от бесноватого, добровольно позволит наложить на Себя узы. Он добровольно позволит положить Свое уже умершее тело в гробницу, подобную тем гробницам, в которых обитал гадаринский бесноватый. Христос это делает не потому, что не может контролировать ситуацию. Господь делает это перед лицом той же человеческой ненависти, той же человеческой сплоченности, обращенной против Него — ведь все прежние враги: книжники, фарисеи, священники объединились против Него, — показывая, что Бог не заставляет никого насильно принимать Себя. Но в этом своем «бессилии» Он проходит путь человеческого страдания и смерти и дарует совершенно новый ответ на них — ответ Воскресения. > И это тот ответ, присоединиться к которому добровольно Он призывает каждого из нас. [ протоиерей Владимир Хулап. Проповедь 14.XI.2021 (+видео) ]
к евангельскому
чтению:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *А
я ничем не хочу хвастаться – ********************************************* /*/ из апостольского чтения воскресенья. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4249.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |