=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес! * 7 ноября
2022 г. ст.ст.,
> Эта огненная колесница, на которой Илия был восхи́щен на небо <{4Цар.2.11-12}>, сближалась раввинами с той, также огненной, колесницей, на которой в виде́нии Иезекииля восседает божественное Присутствие. Быть восхищенным огненными всадниками чтобы достичь этой колесницы — Меркабы, — восседая на которой Ягве царит над херувимами, — можно сказать, что это и стало высшим чаянием израильской мистики.{} > * * * > В конечном итоге, мы должны признать, что в этой мистике господствуют две образные мысли: Шекина́ и Меркаба́. Своею Шекиной, Ягве́ нисходит к Израилю, пребывает с ним под шатром в его земном странствовании и проявляет Себя ему настолько, насколько это возможно по отношению к человеку, еще связанному с землей. Между тем, на Меркабе херувимов, Ягве остается свободным от всех земных связей: Он витает выше самых высоких небес. Предельная же надежда заключается в том, что Он призовет в Свою близость и повелит огненным всадникам восхитить на небо того, кому Он уже на земле благоволил явить нечто от Себя Самого в светящемся облаке Своей Шекины. > Великий 17-й Псалом — по преимуществу псалом богоявлений уже подготовил нас к сочетанию этих двух тем. В нём Шекина летит на Меркабе. И она нисходит к человеку лишь для того, чтобы овладеть им и вырвать его из среды земных противоречий:
> Так и друзьями Божиими Енохом и Илией в этом мире овладевает Присутствие, которое сначала "ходит с ними" в Своей Шекине, пока это нужно чтобы достаточно ознакомить их с Собою в этом месте изгнания, а затем похищает их и возносит вслед за херувимами до сверх-небесного Присутствия. Сами пронизанные божественным огнем, они тогда познаю́т Лицо Божие, божественный лик, смутное подобие которого они носили в самих себе. Это позволяет нам понять, до какой степени Послание к евреям верно еврейской традиции, когда всё скитание народа по пустыне оно представляет как искание потерянного рая, или даже небесного града, где человек пребывает с Богом вовеки, тогда как завершение дела Христа оно видит в том, что Он Своим вознесением, как наш предтеча, вошел в небесное святилище. Ведь и сам ап. Павел, "восхи́щенный в рай"62, был, по вполне обоснованному пониманию отцов Церкви, достойным преемником Моисея или Илии.{} А как, с другой стороны, излагает он фессалоникийцам христианскую надежду? "Мы восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем"64. И, согласно ап. Павлу, уже теперь Бог "нас посадил на небесах во Христе Иисусе"65. > Мы могли сказать, что иоанновская тема Воплощения представляет собою последнее откровение Шекины. Не менее существенной темой 4-го Евангелия о вознесении Иисуса Христа через Его крест к Отцу66, о Его уходе от нас для того, чтобы приготовить нам место67, завершается и как бы исполняется мистика Меркабы, которая дает направление высшей надежде Израиля и порождает виде́ния апокалипсисов, почти современных Евангелию. > Отметим еще одну, последнюю черту. Во всех этих виде́ниях Божества, одно и то же слово повторяется по поводу дающегося ими Присутствия. Бог "проходит" подле Авраама, Он "проходит" перед Моисеем, "проходит" перед Илией. Равным образом, огненные кони уносят Илию вдаль от Елисея к Богу, Который не пребывает ни в каком доме созданном руками человеческими. Вспомним также, что творческий акт, божественным вмешательством положивший начало израильскому народу, был "пасхой", т. е. опять "прохождением" Ягве в Египте, немедленно вызвавшим "исход" Израиля. Наконец, согласно Евангелию от Луки, Христос на горе́ Преображения беседовал с Моисеем и Илией "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме"68. > Это, быть может, самая глубокая и наиболее отличительная черта израильской мистики. Всякая неподвижность ей чужда. Само божественное Присутствие является в ней тем, что по преимуществу неуловимо. Меркаба Иезекииля символизирует его вполне: строго говоря, "на небе", понимаемом как некое сверхъестественное место, Бог есть не больше чем в каком угодно месте на земле. Он сама свобода. Космические ду́хи, составляющие Его престол, являются огненными конями и колесами: престол этот — колесница, непрестанно двигающаяся, даже, когда она кажется неподвижной. Оттого и для Божиих людей кочевничество оказывается естественным состоянием в отношении к земле, где всё затвердело, застыло в смерти. "Не имеем здесь постоянного града", говорит еще послание к Евреям, "но ищем будущего"69... И Воплощение, понимаемое согласно Писанию, отнюдь не должно водворить Бога на земле, оно низводит Его на землю лишь для того, чтобы нас, видящих Его "сзади" как Моисей, увлечь следом за Ним в восхождении, о котором прекрасно сказано в Комментарии к Песне Песней св. Григория Нисского: "Подлинно подымающемуся придется подыматься всегда; бегущему к Господу никогда не будет недостатка в широком пространстве. Итак, восходящий не останавливается никогда, идя от начала к началу, через начала, которым нет конца".70 [
Луи Буйе. Из кн. "О Библии и Евангелии", из гл.
7 "Еврейская мистика".
см. тж.
к апост. чтению:
к еванг.
чтению:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *И
вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов, ********************************************* /*/ включает воскресное апостольское чтение. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4251.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |