=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь?
24-25/11-12 марта, 26-й и 27-й дни Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем цикл размышлений о евангельских текстах.
㉑ Увидев
это, фарисеи стали говорить ученикам: > I. Чтобы разобраться в истинной природе вещей, нужно помнить, что любая идея искажает действительность и затрудняет познание истины. Идея – это не реальность. Слово «вино» не <является> настоящим вином, а образ женщины – реальной женщиной. > Если я действительно хочу соприкоснуться с живой женщиной, то мне нужно отложить в сторону свои представления о ней, о ее национальности, <.> профессии и т.д., и воспринимать ее непосредственно, напрямую, почувствовать ее неповторимость. К сожалению, многие из нас не удосуживаются приложить хоть малейшее усилие, чтобы увидеть реалии жизни. > Мы видим лишь проекции наших образов и идей, мы видим обыкновенного воробья и не в состоянии посмотреть глазами ребенка на реальное, уникальное, пушистое, живое существо, скачущее перед нами; мы видим всего лишь индийскую крестьянку и не замечаем ее уникальность, настоящее <чудо> в образе человека. > Таким образом, понятие, образ, идея становятся преградой на пути постижения действительности. > II. Однако есть еще один барьер на этом пути – суждение, оценка. Мы даем человеку оценку: он плохой или хороший, красивый или безобразный. > И действительно, конкретную женщину мне мешает увидеть мое мнение об индийском происхождении, о женщине, о крестьянке. <К этому> я еще добавляю оценку: она хорошая или плохая, красавица или дурнушка <...>. Это еще больше мешает мне видеть ее такой, какая она есть в действительности, ведь на самом деле она и не плохая, и не хорошая. Она <уникальна>. Крокодил не может быть плохим или хорошим, он – просто крокодил. Тигр не может быть плохим или хорошим, он просто тигр. <"Хороший" и "плохой" относятся к чему-то внешнему по отношению к ним. В зависимости от того, насколько они полезны или прятны мне, или угрожают мне, я называю их хорошими или плохими.> > А теперь вспомните свои ощущения, когда вас называли хорошим, привлекательным, симпатичным. Вы либо ожесточались, поскольку на самом деле считали себя некрасивым и говорили себе: «Если бы ты действительно знала меня, то не называла бы меня симпатичным», либо соглашались со словами собеседника, действительно считая себя красавцем, <и получали> удовольствие от комплимента. В обоих случаях вы допустили <.> ошибку – вы и не красивый, и не уродливый. Вы <это> вы. Попав в ловушку оценок окружающих, вы вкушаете плоды напряженности, неуверенности и беспокойства, потому что, если сегодня вас называют красивым и вы радуетесь, завтра вас назовут уродливым, и вы будете подавлены. Поэтому единственно верный ответ на комплимент таков: «Этот человек пребывает в определенном настроении, определенным образом воспринимает мир, и потому считает меня красивой, но это ничего не говорит обо мне. Кто-то другой на его месте, в зависимости от его воспитания, настроения, расположение духа, увидел бы меня уродливой. Но и в этом случае это ничего не говорило бы обо мне». Как легко мы попадаем под власть суждений других людей, а затем на их основе формируем представление о себе, создаем образ самих себя! > III. Чтобы совсем не зависеть от оценок и суждений, необходимо слушать так называемые хорошие или плохие отзывы, но не давать волю чувствам, реагировать <на них не больше, чем, например, компьютер>, который не испытывает никаких эмоций, когда вы вно́сите в него информацию. <Мнения людей о вас больше говорят не о вас, а о самих людях.> > <Кроме того>, мне нужно следить за тем, как я оцениваю самого себя, ибо самооценка <во многом> основывается на системе ценностей, которую я позаимствовал у окружающих. Если я буду судить, одобрять или порицать – буду ли я видеть реальность жизни? Если я всё буду пропускать через фильтр суждения, порицания или одобрения, то не станет ли это тем самым барьером, который не позволит мне увидеть истинную природу вещей? > Повремените с реакцией, когда слышите <.>, что кто-то жить без вас не может. Приняв его комплимент, вы пожнете беспокойство. Зачем вам быть особенным <для кого-то>, соответствовать чьим-то ожиданиям, зачем вам чьи-то похвалы? Почему бы вам просто не оставаться самим собой? > Когда нам говорят, что вы особенный, то правильной реакцией будет следующая: «Этот человек имеет определенный вкус, наклонности, предпочтения, желания и проекции ума. В данный момент я ему нравлюсь. Но обо мне как о человеке это ничего не говорит. Кто-нибудь другой скажет, что во мне ничего особенного нет, однако и это будет далеко от истины». > Как только вы воспримете комплимент и <испытаете удовольствие>, вы попадете к этому человеку в зависимость. Вам придется приложить немало усилий, чтобы постоянно быть для него особенным. Вы будете находиться в постоянном страхе, что он может найти кого-нибудь лучше вас и тогда в его жизни вы уже не будете занимать первое место. > Вы будете постоянно танцевать под его дудку, соответствовать его ожиданиям, а следовательно, потеряете свободу. Вы стали зависеть от этого человека, ибо связали с ним свое счастье, и теперь ваше счастье зависит от его оценки, а не от вас самих. > Затем вы <можете еще больше усугубить ситуацию, если> начнете искать других людей, которые признались бы вам, что и для них вы – неповторимый и особенный. Сколько времени, сколько трудов вам придется приложить, чтобы убедиться, что они по-прежнему не изменили свое лестное мнение о вас! Какой изматывающий образ жизни! > Неожиданно в жизни появляется страх, страх потерять свой имидж. Если вы це́ните в жизни независимость и хотите быть смелым, то вам придется отказаться от подобной модели поведения. Как? Отказаться воспринимать <кого-либо всерьез, когда вам говорят, что вы особенный>. > Слова́ «Я не могу без тебя» <(или «Ты для меня особенный»)> просто говорят о моем сегодняшнем отношении к тебе, о моем вкусе, о моем состоянии ума. Больше это ни о чём не говорит, поэтому слова́ нужно принимать как факт и не слишком им радоваться. Можно радоваться моей компании, но не моим комплиментам. Можно получать удовольствие от нашей встречи с тобой, но не от моей похвалы. > И если ты мудр, ты подтолкнешь меня к поиску других замечательных, <особенных> людей, чтобы у тебя не <возникло искушения> раз и навсегда застыть в том образе, которым я наделил тебя. <Тебе нравится не мой образ вас, потому что ты отдаешь себе отчет в том>, что мое представление о тебе может в любую минуту измениться. > Вот почему <лучше наслаждаться настоящим моментом, ведь если ты станешь искать источник наслаждения в твоем образе> в моих глазах, то попадешь ко мне в зависимость и будешь бояться быть самим собой, чтобы не <разочаровать меня>. Ты будешь бояться говорить мне правду, делать или говорить то, что может каким-то образом отрицательно отразиться на твоем имидже. > <Это относится к каждому образу тебя, созданному людьми, когда они говорят, что ты гений, или мудрый, или добрый, или святой, и ты, с удовольствием принимая эти комплименты, тут же теряешь свободу. Ведь теперь ты будешь постоянно стремиться поддерживать это впечатление.> Ты будешь бояться совершить какую-нибудь ошибку, быть самим собой, будешь опасаться испортить свой имидж какими-либо поступками или словами. > Ты <потерял свободу выставлять себя дураком, ты> не можешь допустить, чтобы над тобой смеялись, потешались; делать и говорить то, что действительно чувствуешь. Вместо этого ты будешь стараться соответствовать созданному образу. > Как избавиться от этого? > Многочасовыми размышлениями, изучением и осознанием того, что произойдет, если мы будем вести себя столь глупым образом. Мы испытываем приятное возбуждение, но за ним неотступно следуют беспокойство, зависимость и страдания. Если бы мы это четко осознали, то у нас отпало бы желание быть <особенным для кого-либо или добиваться чьего-либо уважения>. > Мы общались бы с грешниками {Интересно заметить, что "грешники" в контексте Мф.9:11 "не только люди, нарушившие Божьи заповеди, но и те, кто имел «грешные» профессии, как, например, уже упоминавшиеся сборщики податей, пастухи, переписчики Священного Писания (незачем это делать за деньги!) и другие. К грешникам относились также члены их семейств. Эти люди, по мнению многих, исключили себя из числа народа Божьего. С точки зрения фарисеев, к грешникам относились все люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не могли выполнять все требования Закона Моисея так же тщательно, как это делали они сами". (В.Кузнецова) – Пр.р.р.} и темными личностями; мы делали и говорили бы то, что нам нравится, и не задумывались бы о том, какое впечатление на окружающих мы производим. > Мы <чувствовали бы себя раскованно, словно птица или цветок>; они слишком заняты жизнью, чтобы переживать, как они выглядят и о том, являются ли они для кого-то <особенными>. И тогда наконец мы обретем смелость и свободу. [
Энтони де Мелло.
аудио: на knigavuhe.org, ч. 4 с 26:40 до 40:05.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *И
сказал на это ГОСПОДЬ: ********************************************* /*/ из чтения пятницы, пер. А.С.Десницкого. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4303.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|