=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душеполезную
завершив Четыредесятницу,
*
26 марта 2023 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение
Лазаря.
С праздником!
> 11.17-27 ИИСУС – ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ> 17Придя туда, Иисус узнал, что Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле. 18Вифания была недалеко от Иерусалима, верстах в двух, 19и много иудеян пришло к Марфе и Мариам погоревать с ними о брате. 20Марфа, как только услышала, что Иисус идет к ним, тут же пошла Ему навстречу. А Мариам осталась сидеть дома.> 21– Господь, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы! – сказала Марфа Иисусу. – 22Но и теперь, я знаю, Бог даст Тебе всё, о чём Ты Его ни попросишь.> 23– Твой брат снова воскреснет, – говорит ей Иисус.> 24– Знаю, что воскреснет – во время Воскресения, в последний День, – отвечает Марфа.> 25Иисус сказал:> – Я – Воскресение и Жизнь. Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жить. 26А всякий, кто жив и верит в Меня, вовек не умрет. Веришь ты в это?> 27– Да, Господь, – отвечает она. – Я верю, что Ты – Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир.> 11.21 Господь – в некоторых рукописях этого слова нет. > 11.25 и Жизнь – в некоторых древних рукописях и переводах эти слова отсутствуют.> 11.18 Мф 21.17 11.21 Ин 11.32 11.24 Дан 12.2; Ин 5.28-29; 6.39-40; Деян 24.15 11.26 Ин 8.51 > 11.27 Ин 6.14, 69; Мф 16.16 > Ст. 17 – Придя туда, Иисус узнал, что Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле – То, что пошел уже четвертый день (см. ст. 39), как Лазарь умер и был, согласно еврейскому обычаю, в тот же день похоронен, очень важно. В первые три дня родственники покойника должны были посещать гробницу, чтобы удостовериться, что он действительно мертв. Дело в том, что люди верили, что в течение трех дней душа находится неподалеку от гробницы, надеясь возвратиться в тело. Лишь увидев, что лицо покойника затронуто тлением, а в жарком климате Палестины это обычно наступало дня через три, она окончательно расстается с телом, после чего умершего уже нельзя возвратить к жизни. > Как и в случае с другими великими чудесами Иисуса, условия для чуда – самые нереальные, отчего оно становится еще более величественным (парализованный болеет тридцать восемь лет, слепой таким родился и т.д.) Так и воскрешение совершается не через несколько минут после смерти, как в случае с дочерью Иаира (Мк 5.22-43), и не в день смерти, как в случае с сыном наинской вдовы (Лк 7.11-16), а через три дня. О гробнице Лазаря см. ст. 38. > Ст. 18-19 – Вифания была недалеко от Иерусалима, верстах в двух, и много иудеян пришло к Марфе и Мариам погоревать с ними о брате – Близостью Вифании к Иерусалиму объясняется то, что к семье покойного пришло много людей из Иерусалима. Погоревать с ними о брате – В еврейской традиции считалось благочестивым долгом посетить осиротевших родственников и друзей, чтобы разделить их го́ре. Траур по усопшему продолжался в течение семи дней, но по близким родственникам обычно длился тридцать дней. Иудеяне – См. коммент. на ст. 8. Нельзя исключить вероятности того, что среди посетителей были представители религиозной элиты. > Ст. 20 – Марфа, как только услышала, что Иисус идет к ним, тут же пошла Ему навстречу. А Мариам осталась сидеть дома – Как уже говорилось выше (см. коммент. на ст. 1), Марфу и Марию упоминает евангелист Лука, и характеры женщин в обоих Евангелиях изображены одинаково: Марфа деятельная, у Марии же скорее созерцательный характер. Осталась сидеть – Женщины во время траура сидели на полу. Кроме того, из ст. 28 понятно, что Марфа не сказала Марии о приходе Иисуса. > Ст. 21-22 – Господь, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы! – сказала Марфа Иисусу – В словах Марфы нет упрека Иисусу, она лишь горюет, что обстоятельства сложились так, что Иисуса не было с ними раньше. Она убеждена, что Иисус спас бы друга от смерти. Но и теперь, я знаю, Бог даст Тебе всё, о чём Ты Его ни попросишь – Смерть брата не разрушила ее веру в Иисуса. Хотя некоторые толкователи понимают эти слова как потаенную просьбу воскресить брата, вряд ли это так, судя по ее реакции, когда открывали гробницу (см. ст. 39). > Ст. 23-24 – Твой брат снова воскреснет, – говорит ей Иисус. – Знаю, что воскреснет – во время Воскресения, в последний День, – отвечает Марфа – Марфа поняла слова Иисуса как обычное утешение. В то время вера в воскресение была широко распространена в народе и даже вошла в синагогальные молитвы (второе из так называемых Восемнадцати Благословений). Марфа исповедует веру в то, что в Новом Веке будет всеобщее воскресение, когда люди предстанут на Суд Божий, чтобы получить вечную жизнь или вечную гибель. Но она еще не осознаёт в полной мере, что Свет и Жизнь уже вошли в мир. > Ст. 25 – Иисус сказал: – Я – Воскресение и Жизнь – Когда Иисус называет себя Воскресением, это означает, что то, что относилось к последним временам, уже присутствует здесь и сейчас в Его лице. Эта новая жизнь невозможна помимо Иисуса, и там, где Он, должны быть и воскресение, и жизнь. Ср. 5.25: «Час наступает – он уже наступил, – когда мертвые услышат голос Божьего Сына, и кто услышит Его, те будут жить». Иисус есть сама Жизнь свыше, или вечная жизнь – величайший из Божьих даров, которая даруется через Дух и побеждает физическую смерть воскресением. Именно такую жизнь дарует людям Иисус. Он не отвергает веру Марфы в воскресение при наступлении Божьего Царства, но расширяет ее, показывая ей, что Царство уже здесь. > Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жить – За физической смертью последует жизнь. «Вера в Иисуса создает такие отношения с Богом, которые могут пережить смерть (ст. 25б) и таким образом удаляют смерть из духовной жизни человечества (ст. 26). Физическая смерть еще должна быть (ст. 25б), но с точки зрения жизни в Боге смерти нет (ст. 26)»{}. Ср. 6.40: «Ибо вот воля Отца Моего: чтобы всякий, кто видит Сына и верит в Него, обрел вечную жизнь». > Ст. 26 – А всякий, кто жив и верит в Меня, вовек не умрет. Веришь ты в это? – Что значит «всякий, кто жив»? Жив физически или духовно? Хотя среди толкователей есть споры, большинство склоняется к мысли, что речь идет о духовной, вечной жизни. Так и смерть здесь тоже духовная. Ст. 27 – Да, Господь, – отвечает она. – Я верю, что Ты – Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир – Ответ Марфы предполагает, что она верит во всё, что Иисус делает и говорит. Ее исповедание содержит в себе три мессианских титула: Помазанник (см. 1.41; экскурс Христос), Сын Бога (1.49; 10.36; см. экскурс Сын Бога) и Тот, который должен прийти в мир (6.14). Ее исповедание очень напоминает собой крещальную формулу ранней Церкви. Интересно отметить, что в других Евангелиях веру в мессианство Иисуса исповедует Петр (ср. Мф 16.16), а здесь это делает женщина.
см.
тж.:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- "...
мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, ********************************************* /&/ из апост. чтения Лазаревой субботы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23LS.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |