А когда
ты подаешь милостыню,
пусть твоя левая рука не знает, что делает
правая
(Матфей 6,3)
У милосердия,
счастья и святости есть нечто общее. Человек не может сказать, что счастлив,
ибо, как только он осозна́ет свое счастье, оно сразу улетучивается.
То,
что мы называем ощущением счастья, счастьем вовсе не является. Это не что
иное, как возбуждение и трепет, вызванный кем-то или чем-то.
У истинного
счастья причин нет. Человек счастлив просто так, без видимых причин.
Истинное
счастье также невозможно ощущать {cannot be experienced}.
Оно находится вне границ сознательной сферы. То же характерно и для святости.
I. Святость
себя не осознаёт.
Как только
вы начнете осознавать свою святость, она тускнеет и превращается в самодовольство.
Доброе
дело тогда по-настоящему доброе, когда вы не осознаёте, что оно доброе,
когда вы настолько увлечены делом, что совершенно не задумываетесь о своей
добродетельности. Ваша левая рука понятия не имеет о том, что правая
совершает какой-то прекрасный, достойный поощрения поступок. Вы просто делаете
то, что считаете естественным в данной ситуации.
Потратьте
некоторое время на то, чтобы осознать, что все добродетели, которые
вы в себе отмечаете, на самом деле таковыми не являются; просто
вы их умело культивировали, воспроизводили и навязывали самому себе.
От истинных добродетелей вы получали бы огромное наслаждение и чувствовали бы
себя очень естественно, и вам бы в голову не пришло даже думать
о них как о добродетелях. Итак, первое качество святости – она себя
не осознаёт.
II. Второе
качество – непринужденность.
Старания
могут изменить поведение человека, но не могут изменить его самого.
Подумайте
вот о чём: усилием можно положить пищу вам в рот, но не возбудить
аппетит; оно может держать вас в постели, но не заставить вас уснуть;
оно может заставить вас выдать кому-либо секрет, но не вызвать к вам
доверия; оно может вынудить вас сказать комплимент, но не может вызвать
искреннего восхищения; можно оказать кому-либо помощь, но это действие не способно
родить любовь или святость. Стараниями можно достичь лишь одного – подавления.
Настоящего изменения или роста не будет. Изменения происходят только
благодаря осознанию и пониманию. Поймите свое страдание, и оно исчезнет,
и тогда вы почувствуете себя счастливым.
Осознайте свою
гордыню – она исчезнет, и появится смирение. Осознайте страдание,
и оно уступит место счастью. Осознайте страхи, и они развеются, открывая
дорогу любви. Осознайте привязанности, они исчезнут – и вы обретете
свободу.
Любовь,
свобода, счастье… их невозможно культивировать и воспроизводить. Мы даже
не знаем, как их определить. Нам остается лишь одно: обнаруживать
их противоположности посредством наблюдения и устранять их.
III. А теперь третье
качество святости: ее невозможно желать. Если стремиться к счастью,
то неизбежно появится опасение, что его никогда не достигнешь.
Вы будете
постоянно находиться в состоянии неудовлетворенности, а неудовлетворенность
и беспокойство уничтожают счастье, которое пытаются обрести.
Тот,
кто желает достичь святости, питает свое эго и амбиции, а они делают
его тщеславным, себялюбивым и несчастным.
Необходимо
уяснить, что есть два внутренних источника, которые приводят к изменению
человека.
1. Первый
путь: хитрость эго. Эго заставляет прилагать усилия, подталкивает вас стать
не тем, кем вам суждено быть. Таким образом, эго подстегивает само себя,
чтобы потом себя восхвалять.
2. Второй
путь: мудрость Природы. Эта мудрость делает человека сознающим; он понимает
суть происходящего. Не важно, как будут происходить изменения, с какой
скоростью, где и когда, – вам нужно предоставить все эти заботы
Жизни и Природе.
Ваше
эго – великий технарь. Оно не может быть творцом. Оно обращается к методам
и техникам, порождает так называемых «благочестивых» – этих требовательных,
консервативных, скучных, инертных, ведущих механистический образ жизни людей.
Такие люди нетерпимы и к себе, и к другим; они очень агрессивны –
полная противоположность святости и любви. Это тот тип «духовных людей»,
которые осознав, что «святы», приступают к распятию Мессии.
Природа –
не технарь. Природа – творец. Человек сможет быть творцом, а не хитрым
механиком лишь тогда, когда внутри у него пусто – нет ни алчности,
ни амбиций, ни тревог, нет стремления чего-то добиться, что-то
заполучить, достичь. В его душе́ царит только одно – острое,
живое, проницательное сознание, ведущее к искоренению глупости и эгоизма,
всех привязанностей и страхов.
Желанные
изменения станут результатом не усилий или планов, они будут сделаны
Природой, которая отвергает ваши планы и волю, тем самым не оставляя
ме́ста самодовольству и гордыне. И тогда ваша левая рука не будет
догадываться, что творит Реальность посредством вашей правой руки.