=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианство в IV веке

Предыдущие выпуски по теме: I век II векIII век


Составлено по материалам:
1) Михаил Поснов. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ / Часть 2. Период вселенских соборов. www.krotov.info/history/00/posnov/08_posn.html & www.krotov.info/history/00/posnov/09_posn.html
2) Йозеф Лортц. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / Второй период. ЦЕРКОВЬ В "ХРИСТИАНСКОЙ" РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. www.krotov.info/history/04/lortz04.html
3) А.Амман. ПУТЬ ОТЦОВ. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПАТРИСТИКУ / ЧЕТВЁРТЫЙ ВЕК www.krotov.info/history/04/kern/page11.htm

 

B IV веке христианство распространилось, усилилось и закрепилось: 1) в восточных провинциях: Малая Азия, Сирия и Египет покрылись сетью общин, успевших приобрести большое влияние. Епископы Александрии и Антиохии были лицами важными и влиятельными не только в жизни города, но и всей провинции. При имп. Константине христианство распространилось в Эфиопии, Иверии (Грузии) и  Индии. Император оказывал содействие делу миссии. Многочисленные и влиятельные общины встречаются и на Западе  –  в Италии, Африке, Риме и Карфагене. 2) Христианство выступает теперь более или менее организованным в провинциях, которые до сих пор были мало или совсем не затронуты им. Христианство в Испании и Галлии проникло в южные области.

Распространение христианства вне границ Римской Империи – у германцев, франков, бриттов связано с великим переселением народов, положившим начало "средним векам" и новым государствам.

По мере восхождения к власти Константина отношение к Церкви менялось, и когда он стал полновластным владыкой Империи, Церковь после двух веков преследований была признана в правах, а затем стала блюстительницей государственной религии. Император, озабоченный восстановлением единства и укреплением государства на новых основаниях, сообразил, сколь полезным союзником в этом деле может оказаться христианство. Перемена была столь разительной, что многим современникам грезилось установление Царства Божия на земле.

На самом деле всё обстояло далеко не так радужно. Разрешенной Церкви выпало теперь "испытание не менее грозное, чем гонения,  –  тягостная опека государства". Видные деятели Церкви почувствовали угрозу и воспротивились преемникам Константина. Понять их нетрудно, если вспомнить, что вселенский Никейский собор был созван по решению императора, а не Папы Римского, и проходил у него во дворце. Сам кесарь говорил вступительную речь. (К тому же Константин еще даже не был крещен!)

Люди, вступавшие в Церковь, естественно не могли сразу отречься от  своих прежних государственных, общественных и политических воззрений. Римские язычники привыкли смотреть на государя, как на высшего представителя не только в делах управления, но и религии. Кесарь был для римлян Pontifex Maximus; в его руках сосредотачивались высшая светская и духовная власть. Это воззрение римляне, становясь христианами, переносили автоматически и на императора христиан. Такое понимание противоречило христианскому принципу разграничения "Кесарева" и "Божиего."

Внешняя картина общественной жизни начала быстро меняться. Это было настоящим переворотом. Но язычество еще не умерло. Высшие государственные посты, в значительной степени определявшие облик общественной жизни, отныне были заняты христианами. День, в который вспоминалось Воскресение Господа, был узаконен как день отдыха. Отменена казнь через распятие; запрещены гладиаторские бои как вид наказания. Право распоряжения и наказания в отношении рабов и детей становилось более человечным. Появился ряд законов, направленных на защиту семейной жизни и общественной нравственности. Были запрещены частные языческие жертвоприношения. На монетах появились христианские эмблемы. При этом Константин всё еще запрещал преследовать граждан-язычников за их веру.

Но вскоре в борьбе с язычеством стало применяться и насилие. Если Константин, выросший в язычестве, еще продолжал принимать его во внимание, то его наследники, получившие христианское воспитание, этого уже не делали.

Общее содержание Евангелия свидетельствует, что христианское учение не должно распространяться насильственно. Пока христиане были в меньшинстве и вне закона и подвергались преследованиям, они придерживались этого принципа. После того как Константин дал христианам свободу, епископы со своими общинами, а значит, и вся Церковь как таковая, получили официальную власть и все гражданские права; и очень скоро в той или иной форме проявляется прельщенность властью. Рвение во имя истины заставляло иногда – а позднее и часто – забывать заповедь любви, будь то по отношению к язычникам, еретикам, или иудеям. (Мы видим монахов и епископов среди представителей власти, а также "массы" народа, силой удерживающих церковь, которую необходимо было передать арианам.)

Однако в Церкви всегда были люди, отвергавшие применение силы. Например, свт. Амвросий, хотя и выступил вместе с возмущенной толпой против узурпации церкви арианами и счел правомерным разрушение синагоги, высказался за отлучение галльских епископов, выступивших за смертную казнь еретиков; такую же позицию мы находим у папы Сириция и Мартина Турского.

Политическое вмешательство в дела Церкви серьезно угрожало ортодоксии. Императоры, попавшие под влияние придворных епископов, брались законодательствовать в богословии, как в политике. "В один прекрасный день Церковь проснется арианской", – замечал трезвый Иероним§. На высоте положения оказались епископы, подобные Афанасию и Иларию. Их сопротивление не сломили ни козни, ни ссылки. Уступить, в конце концов, пришлось Империи.

В IV веке великие учители Церкви продолжали бороться против несметных ересей и восполнять урон, наносимый Церкви. И жизнью своей и сочинениями трое каппадокийцев  – Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский  –  опровергали заблуждения. Когда Григорий Назианзин стал константинопольским епископом, сторонников церковной ортодоксии оставалась буквально горстка. Православие и единство возобладали лишь благодаря усилиям отцов Церкви.

Множилось число церковных зданий, языческие храмы начали пустеть, христианский культ становился богаче (образцом ему служили, в частности, пышные церемонии императорского двора). Константин построил в Константинополе церковь (на ее месте Юстинианом впоследствии была возведена церковь св. Софии, "Hagia Sophia"), в Иерусалиме возвел храм Гроба Господня. Но самое главное  –  на месте и из материалов нероновского цирка была возведена базилика св. Петра, простоявшая до начала XVI в.

Константин подарил римскому папе Латеранский дворец; римский епископ занял высокое положение в светском, социальном отношении, что оказалось существенным и для его авторитета в Церкви.

Начавшийся массовый приток новых членов в христианскую Церковь не мог не иметь негативных последствий: быть христианином стало не только безопасно, но даже выгодно, и это привело к снижению религиозного и нравственного уровня. Еще опаснее было почти неизбежное заимствование языческих нравов и народных обычаев, которые хотя и были "крещены" Церковью, но несли в себе скрытую опасность сохранения глубоко укоренившихся языческих представлений (например, могли сохраняться языческие праздники, лишь дополненные внешне христианской символикой).

Во второй половине столетия настала эпоха идейного расцвета Церкви. Главнейшие пастыри и богословы христианской древности, как на Востоке, так и на Западе, созревшие в школах языческой культуры, поставили античную мысль на службу Евангелию.

"Отцам IV  –  начала V вв. принадлежит драгоценнейшая заслуга соединения наследия античности, еще не вполне затронутого распадом, с христианской духовностью, достигшей подлинной зрелости". (А.Марру)

По большей части они крестились в зрелом возрасте, хотя и происходили из христианских семей. После учебы им доводилось подвизаться на мирском поприще. Все греческие отцы проходили своеобразную выучку у отцов-пустынников и возвращались к ним же. Они следовали своему духовному призванию и становились сначала священниками, потом епископами. Этот век славен великими епископами.

Христианское образование предполагало наставления в вере и проповеди. Дабы прояснять сознание и укреплять нравы, святые отцы, чей ум формировался в светских школах, решительно вступали в богословские споры. Они укрепляли веру, поставив ей на службу философскую культуру. Они действовали в гуще народа, среди людей бедных и смиренных. В союз с властителями и богачами они никогда не вступали, но, постоянно напоминая им о великих началах справедливости и уважения к человеку, закладывали основы христианского правопорядка.

Отцы обогатили Церковь сокровищами греческой мысли. Их деятельность и их творения открывают новую эру и начинают историю христианской цивилизации.

Христиане всё еще оставались в империи меньшинством, и язычество, несмотря на медленное самоугасание, отнюдь не лишилось сил... Насильственная религиозная политика сыновей Константина доставила христианству внешний успех, но раздражила язычников и вызвала на оппозицию всё то, что оставалось еще живым в язычестве. На Западе язычество было связано с политическими традициями, а на Востоке  –  с философскими и литературными. Во имя защиты религии богов возможно было единение между всеми языческими элементами империи  –  между образованными и необразованными классами. И это единение оно повело лишь к упразднению самой позиции язычества. Личная судьба имп. Юлиана сложилась так, что он стал чуждым христианству... Перед реформацией Юлиана, язычники считали, что у них есть философия, разнообразные культы (римские, греческие, восточные)... Когда же всё это постарались привести в действие, то оказалось, что у них уже нет живой религии, и вообще нет ничего твердого и жизненного. Для образованных людей язычество свелось к эстетике. А из господствовавшего тогда "неоплатонизма" вырос языческий либерализм. Не само, внутренне будто бы крепкое, язычество вызвало юлиановскую реакцию, но воля самодержца. Поэтому юлиановская реформация оказалась лишь эпизодом, который в конце концов послужил тому, чтобы доказать всему миру падение язычества.

Хронология
(см. www.krotov.info/spravki/help/chron/0400.htm, здесь же см. ссылки на материалы по теме, в т.ч. о персоналиях.)
  • 302 г., 31 марта. Имп. Диоклетикан, в целом не одобрявший религиозные разномыслия, дает эдикт проконсулу Африки предписывающий сжигать живьем лидеров манихеев вместе с их сочинениями, рядовых манихеев обезглавливать или, если они люди со статусом, ссылать на копи, конфискуя всё имущество. Среди аргументов, оправдывающих гонение  –  всякая новизна, ставящая под сомнение то, что установили древние раз и навсегда, есть преступление.
  • 303 г., 17 ноября. Когда Диоклетиан был в Антиохии, осенью 302 г. диакон Роман демонстративно нарушил рутинный обряд жертвоприношения в суде, был арестован, приговорен к сожжению, но ограничились тем, что вырвали ему язык и лишь 17 ноября 303 г. он был сожжен. Диоклетикан, возмущенный извращениями христиан, на зиму уехал в Никомедию.
  • 303 г., 23 февраля, в праздник терминалий. Первый эдикт против христиан. Эдикт объявлял незаконными собрания христиан для богослужения, предписывалось разрушить все церкви и все частные дома, где найдут Библию или церковную собственность. Все списки Библии и богослужебных книг предписывалось сжечь, собственность церкви конфисковать в пользу государства. Христиан, которые отказывались отречься, лишали всякого официального статуса и привилегий, христиан, состоявших на государственной службе (вольноотпущенников) обращали в рабство. Эдикт подчеркивал, что каждый, что обращается с иском в уголовный или гражданский суд, должен прежде всего совершить жертвоприношение богам – это был удар для христиан, у которых была какая-то собственность. Городские магистраты обязывались истреблять христиан. Особых наказаний не вводилось, предполагалось, что виновных будет обезглавливать либо казнить более жестоко. На заре 23 февраля префект преторианцев вместе с трибунами, генералами, чиновниками финансового ведомства пришел в христианскую церковь в Никомедии. Двери были взломаны, собраны и сожжены списки Библии.
  • 303 г., 20 ноября. Диоклетиан объявляет амнистию христианам в честь 20-летия своего правления. Условием освобождения было совершение жертвоприношения богам. Многие христиане отказывались его совершать, тогда их физически понуждали, против их воли совершая за них жесты, а других выпустили, заявив, что они совершили жертвоприношения, хотя этого не было.
  • 304 г. Новый указ против христиан на Востоке. Эдикт приказывал в каждом городе собираться всем жителям и совершать коллективное жертвоприношение. В апреле 304 г. такое собрание было проведено в Фессалонике, вскоре эдикт дстиг Палестины. На Западе этот эдикт не действовал.
  • 305, 1 мая. Диоклетикан под давлением Галерия объявляет об уходе от управления своем и Максимиана (и фактически отправляется в ссылку; формально объявлено, что император желает предаться выращиванию капусты). Императорами становятся Галерий и Констанций, а цезарями племянник Галерия Максимин и военачальник Север, также ставленник Галерия. Фактически, совершился бескровный государственный переворот в пользу Галерия. Север был объявлен сыном Констанция, соответственно, Геркулесом, Максимин сыном Галерия, соответственно, Юпитером. Констанций добавил к Галлии и Британии Испанию, Галерий к Балканам и Греции  –  Малую Азию, Север получил Италию и Африку, м.б. и часть Паннонии, Максимин получил диоцез Востока. Больше всех выиграл Галерий. Он установил столицу в Сердике, Север в Милане, Максимин в Антиохии.
  • 311 г., 30 апреля. Эдикт о терпимости Галерия, Константина и Лициния.
  • 312 г., 28 октября. Сражение у Мильвианского моста. Победа Константина над Максанцием, которую победитель приписывает видению знака Христа.
  • 313 г., февраль. Миланский Эдикт о свободном исповедании христианства.
  • 313, 15 апреля. Письмо проконсула Карфагена Константину с просьбой вынести приговор по спору донатистов с католиками. Император отвечает созывом Латеранского собора 2.10.313.
  • 313 г., 13 июня. Рескрипт Лициния в Никомедии о веротерпимости.
  • 313 г., 2 октября. Латеранский собор (осуждение донатистов).
  • 314 г., Испания. Эльвирский собор (81 канон).
  • 314 г., 1 августа. Арльский собор (осуждение донатистов в присутствии Константина).
  • 314 г. Анкирский поместный собор (его каноны входят в корпус права Православной церкви).
  • 315 г. Строительстве в Риме на Латеранском холме базилики св. Иоанна. Отменена казнь через распятие. Церкви (но не домашние молельни) освобождаются от казенного налога.
  • 315 г., октябрь. Константин выносит окончательное решение по делу донатистов (осуждая последних).
  • 316 г., 10 ноября. Эдикт Константиа викарию Африки с приказом конфисковать донатистские храмы.
  • 317 г., 12 марта. В Карфагене солдаты и католики нападают на донатистские храмы; убито двое епископов-донатистов.
  • 318 г. Константин запрещает совершать языческие жертвоприношения.
  • ок. 318 г. Собор в Александрии против Ария, на стороне которого Евсевий Никомедийский, 700 монахинь, 7 пресвитеров и др. Арий первый обвинил папу Александрийского в савеллианстве. Сторонники Ария созывают собор в Вифинии (Никомидия).
  • 319 г. Члены клира освобождаются от любых налогов. Епископам предоставлена юрисдикция в гражданских делах, каждый христианин получил право переносить свое дело на суд епископа, в обход обычных судебных инстанций.
  • 320 г. Основание Пахомием первого общежительного монастыря в Табенне (в Верхнем Египте, на правом берегу Нила, в 575 км от совр. Каира).
  • 321 г. Узаконена новая форма освобождения на волю рабов в Церкви, перед епископом; Церквам дано право приобретать имущество по завещаниям. День, в который вспоминалось Воскресение Господа, узаконен как день отдыха.
  • 321 г., 5 мая. Эдикт Константина предписывает викарию Африки Верину вернукть донатистов из ссылки.
  • 323 г. Александрийский собор: осуждение Ария.
    Указ, воспрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах.
  • 324 г., октябрь. По приказу Константина в Фессалониках задушен Лициний, его соправитель, муж его дочери.
  • 324 г., 8 ноября. Основание Константинополя.
  • 324 г., 24 декабря. Собор в Антиохии Сирской для избрания преемника умершему епископу Антиохии; осуждение Ария.
  • 325 г. Запрещены гладиаторские бои как вид наказания.
  • 325, 20 мая. Заранее оговоренный срок открытия собора в Никее. Собор получил название Первого Вселенского (Никейского) собора. 19 июня. Торжественное заседание собора с составлением Символа. Число участников не менее 220; впоследствии стали говорить о 318-ти (в память о 318 рабах Авраама). (Каноны Собора)
  • 325 г., ноябрь. Ссылка Евсевия Никомидийского и Феогниса Никейского за принятие в общение высланных из Александрии ариан.
  • 326 г. Константин празднует 20-летие правления в Риме. Казнит старшего сына Криспа, приказал умертвить вторую жену Фаусту в жарко натопленной бане, навсегда отослал в Испанию еп. Осию Кордубского. Место Осия занял Евсевий Кесарийский§.
  • 328 г., осень. Из ссылки возвращены Арий, Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский.
  • 328 г. Афанасий§ поставлен епископом Александрии.
  • 330 г.. Император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию ("Второй Рим"), получивший название Константинополя.
  • 330 г. Собор в Антиохии. Ему предшествовала полемика Евсевия Кесарийского с Евстафием Антиохийским. Собор (там был и Евсевий Никомидийский с Феогнисом) осудил Евстафия за савеллианство, так что Евсевий мог торжествовать.
  • Ок. 330 г. Основание Макарием Египетским монастырей в Ските.
  • 334 г. Собор в Кесарии. Мелетиане и ариане обвиняют Афанасия в убийстве мелетианского еп. Арсения, у которого он якобы отрезал руку и ею волховал, в нападении на мареотского еп. Исхира во время литургии, драке, пролитии при сем даров. Афанасий даже не явился на этот собор, ограничился словесным протестом.
  • 335 г. Иерусалимский собор (до 60 восточных епископов) рассматривает покаяние Ария, который просто представил символ, возврашавщийся к архаичной позиции: Сын родился прежде веков. Постановлено принять Ария в церковь.
  • 335 г., 30 октября. Константин въезжает в Константинополь, на дороге его останавливает Афанасий Александрийский и просит разобрать его дело. 7 ноября Константин, поверив клевете Евсевия Никомидийского против Афанасия (он якобы пытался присвоить себе зерно, предназначенное к отправке в Константинополь) отправляет его в Тревир в ссылку. В ноябре же  –  воссоединение Ария с церковью, но не в Александрии, Константин боялся восстания.
  • 335 г. Трирский собор, суд над Афанасием Александрийским. Афанасий в Трире с 50-ю египетскими епископами. Для проверки защиты Афанасия была создана комиссия во главе с его врагами  –  Феогнисом Никейским, Марием Халкидонским, которым Афанасий отказывал в общении. Афанасий, не дожидаясь конца собора, убежал в Константинополь где оправдался перед императором. Константин потребовал от соборян прибыть в Константинополь. Но те уже успели перебратья в Иерусалим, здесь на соборе принять в общение Ария, а получив приказ императора, разбежались. Лишь 6 отправились в Константинополь и тут обвинили Афанасия в желании остановить подвоз хлеба из Александрии.
  • 336 г., 5 февраля. Константинопольский собор осуждает Маркелла Анкирского за савеллианство. Афанасия Александрийского ссылают в Трир.
  • 336 г., 6 июня - смерть Ария. Арий умер накануне дня, когда назначено было торжественное принятие его в Церковь.
  • 337 г., 22 мая. Смерть Константина.
  • 337, 23 ноября. В Александрию возвращается Афанасий. За ним возвращаются и прочие изгнанники, вплоть до Маркелла Анкирского.
  • 339, начало года. Открытие в Антиохии собора, который принимает канон, запрещающий обращаться с апелляцией к императору помимо собора. Трулльский собор сделал этот канон общецерковным. Тактически канон был против никейцев. Афанасия объявили низложенным, на его место определили Григория Каппадокийца  –  и тот занял кафедру, причем император его поддержал. Собор, видимо, не расходился в течение всего 340 года.
  • 339 г. Преследование христиан в королевстве Сасанидов.
  • 339 г., 18 марта. Насильственное изгнание Афанасия Александрийского. Префект Египта Филагрий, личный враг Афанасия, получив приказ от Констанция, изгоняет Афанасия, силой захватив одну церковь, причем были убитые и раненые. Всё это  –  чтобы дать войти в город назначенному (не выбранному) на место Афанасия некоему Григорию Каппадокийцу. Григорий вступил в город 22 марта, шел от одной церкви к другой в сопровождении солдат, захватывая их. В одной из церквей в Страстную пятницу взял под стражу и высек 34 человека, сопротилявшихся ему. Афанасий до 346 г. живет в Риме.
  • 341 г., лето. Антиохийский собор (97 епископов) впервые попытался дать положительную базу антиникейцам. Его каноны признаны Церковью. Принятие трех вероучительных формул с осуждением арианства и заменой термина "единосущный" на "со-сущий" (субордианационализм). Запад протестовал против этой формулы. На этом соборе Евсевий Никомедийский рукоположил в епископы готов Вульфилу. (Его каноны)
  • 341 г. , конец. Смерть Евсевия Никомедийского.
  • 343 г. Сардикский собор (Сардики). 94 западных и 76 восточных епископов. Крайне неудачно никейцы расценили собор как возможность расправиться с противниками. Примирение было заведомо исключено. Восточные епископы были поражены, увидев низложенного Афанасия мирно беседующим с будущими судьями. Западные епископы смотрели на восточных как на подсудимых. Отвергли предложение послать комиссию в Мареот выяснить дело об Афанасии. Восточные епископы покинули собор, переправились в Филиппополь, там низложили 7 епископов, начиная с Афанасия. Западные оправдали Афанасия и пр., осудил 9 восточных епископов. Сардикский собор принял вероопределение, которое потом сам же Афанасий Александрийский объявил непринятым. Оно говорит об одной ипостаси в Божестве, "одну ипостась Отца и Сына, которую еретики называют сущностью". (Каноны собора)
  • 343 г. - возможная дата Лаодикийского собора (каноны).
  • 343 г. Гонения на христиан от персидского царя Шапура II.
  • 344 г., Пасха. Скандал в Антиохии. Делегаты Сардикского собора Викентий Капуанский и Евфрат Колонский привезли послания Константа, в котором тот просил Констанция II разрешить изгнанным епископам вернуться. Еп. Антиохии  –  тогда резиденции Констанция  –  Стефан попытался их порочить Салиан, глава военной охраны, данной посланцам Константа, потребовал расследования и Стефан был низложен.
  • 345 г., 25 июня. В Александрии умирает Григорий Каппадокиец. Констанций призывает на его место Афанасия.
  • 346 г., 21 октября. Афанасий триумфально въезжает в Александрию.
  • 351 г., сентябрь. Сирмийский собор при лагере Констанция в Сирмии собор епископов. Изгнание Маркелла и никейцев, принятие первой сирмийской формулы с открытым субординационизмом и анафематствованием Маркелла, оправданным было в Сардике.
  • 353 г., конец. Папа Либерий упросил Констанция, который проводил зиму в Галлии, собрать собор в Арле (Арелате). При дворе заправляли ариане. Галльские епископы не владели греческим и Констанций уговорил их осудить Афанасия Александрийского за поддержку Максенция. Догматические споры были запрещены императором. Павлин Тревирский и папа Либерий протестовали против осуждения в Арле (папа дезавуаировал подписи своих легатов).
  • 355 год, между январем и маем состоялся собор в Медиолане (Милан, тогда столица). Немного епископов с Востока; не менее 30 западных. Констанций хотел осуждения Афанасия Александрийского. Папа послал в качестве легата Люцифера, епископа Кальяри, священника Панкратия, диакона Илария. Евсевий Верчельский потребовал сперва подписать Никейский Символ. Дионисий Миланский уже взял перо и собрался первым подписать, как вдруг Валент Мурсийский выхватил у него пергамен и перо и заявил, что подобная процедура недопустима. Это вызвало протесты и тогда заседания пересли в императорский дворец. Когда вместо осуждения Афанасия соборяне стали критиковать его обвинителей Валента и Урзакия, Констанций отдернул занавес, вышел в залу и сказал: "Я сам обвиняю Афанасия, и ради меня вы должны верить Валенту". Соборяне стали говорить о неканоничности осуждения Афанасия, но император ответил: "Моя воля  –  вот ваш канон". Констанций уговаривал Люцифера, Евсевия и Дионисия осудить Афанасия  –  все остальные уже с этим согласились. Когда они отказались, он их сослал. Люцифера  –  в Германикию в Сирии, Евсевия  –  в Скифополь в Палестине: Дионисия: вероятно, в Каппадокию под надзор арианских епископов. Папа написал им похвалу. На миланскую кафедру поставили Авксентия из каппадокийцев, не знавшего даже латыни. Папу Либерия сослали в Берию (в совр. Болгарии) под надзор еп. Демофила, арианина. Ко двору был призван 90-летний Осий Кордубский, но его не сослали, а позволили вернуться в Испанию.
  • 356, 9 января. По распоряжению Констанция александрийский военчальник Сириан оцепил церковь Феоны, где Афанасий совергал всенощное бдение и пытался его арестовать. Афанасий сумел скрыться. Никейство казалось разгромленным.
  • 356 г. Смерть св. Антония Египетского.
  • 356 г., весна. Собор в Безье. Арианин Сатурнин Арльский добивается осуждения Илария Пиктавийского§, которому приходится жить в Малой Азии с 356 до 360 гг.
  • 357 г., 24 февраля. В Александрии ставят епископом Георгия Каппадокийского, друга Констанция. Он изгнал 16 епископов: послал в рудники верных Афанасию, запретил александрийцам собираться вместе, а из собиравшихся тайно на кладбищах приказал женщин пороть, а мужчин выслать. Сторонники Афанасия обвиняли Георгия в том, что он присваивал соляные копи, плантации папируса, монополизировал похороны.
  • 357, с 28 апреля по 29 мая: триумф Констанция в Риме. В городе 1782 богатых дома и 36 290 наемных домов. Римские аристократки просили его вернуть папу Либерия (Феликса считали антипапой, хотя он был никейцем, но общался с арианами). Констанций предложил компромисс: возвратить Либерия и пусть правит вместе с Феликсом. Это послание было оглашено префектом в цирке и подтвергнуто яростному осмеянию  –  папа должен быть один, это же не цирковые партии.
  • 357 г., 1 декабря. Второй Сирмийский собор, принятие второй сирмийский формулы. Составлена Потамием Лиссабонским. Она запретила рассуждать о том, "что по-римски называется субстанцией, а по-гречески осией ... о них не должно ни упоминать, ни проповедывать в церкви по той причине и основанию, что всех этих выражеий нет в священных Писаниях и что рассуждения о них выше человеческого ума, ибо кто может изъяснить рождение Сына ... Отец больше Сына, и никто не усумнится, что Отец больше честью, достоинством, божеством и самым именем Отца. И всякому известно, сие вселенское верование, что есть два лица (персона)  –  Отец и Сын; Отец больше, а Сын покорен Отцу". Формулу подписал папа Либерий и Осий Кордубский. "Падение" их оправдывали тем, что формула не богословская, а дипломатическая, и способствовала началу разложения антиникейства.
  • 358 г., январь-февраль. Антиохийский собор. Одобряет сирмийскую формулу.
  • 358 г., около Пасхи. Выступление группы восточных, получивших имя омиусиан, из бывших антиникейцев.
  • 358 г., 29 июля. Папа Либерий возвращается в Рим. Либерий, подписавшгий компромиссную формулу II Сирмикского собора, согласился с отлучением Афанасия: написал епископам Востока и Запада с просьбой заступиться перед императором за него, но Констанций продержал его еще год в ссылке. После его возвращения Феликс удалился в свое поместье, правда, пытался захватить базилику Юлии, но народ ему воспрепятствовал, и Феликс умер в изоляции 22 ноября 365 года.
  • 358 г., август. Бунт в Александрии против еп. Георгия. Тот бежит из города и скрывается, как и Афанасий.
  • 359 г., 22 мая. Четвертый Сирмийский собор. Василий Анкирский убедил Констанция, и тот организовал в Сирмии собор, который издал третью сирмийскую формулу повторение формулы Антиохийского собора 341 года с добавлением слов "подобен по существу". Созыв вселенского собора для примирения. Василий вынужден был пойти в ходе предварительных переговоров на компромисс: не подобие по сущности, а подобие по всему (евномиане говорили, что по всему, но только не по сущности). Эту формулу назвали "датированной верой", так как в ее заглавии стояла дата 22 мая 359 года ("Изложена сия вселенская вера в присутствии ... победоносного Констанция ... в одиннадцатый день июньских календ). Афанасий Александрийский это высмеял "Разве вера ваша началась ... с этого числа? Кто же вы были ранее? И что вы будете делать с отцами, блаженными мучениками и с теми, которые почили прежде этого?" (Но Никейский символ 325 г. тоже был датирован). В основе формулы символ Лукиана§, хотя лучшее выражение этого символа  –  "неразличный образ Отца" сюда не попал. Следы субординационнизма ("веруем в единого Отца"), но и Сын назван Отцом. Формула запрещала далее рассуждать о сущности Божией. Папа Ливерий и Осий Кордубский подписались под этой формулой. Евдоксия Антиохийского сослали в Армению, Аэция в Пепузу, Евномия в Маюм. Констанций запретил аномеям участвовать в соборах и церковных собраниях; позднее омиусиане утверждали, что император сослал аномеев. А арианин Патрофил Скифопольский донес царю о тирании омиусиан, и аномеям позволили возвратиться. Образование четырех партий: православный запад (с Египтом), аномеи, омиусиане, "старые" ариане.
  • 359 г., лето. Собор в Римини (Аримини). До 4000 западных епископов. Под руководством префекта Тавра, который предупредил, что не отпустит их, пока они не придут к соглашению и что содержаться будут на счет казны. Епископы отказались, чтобы сохранить самостоятельность. Только три бедных британца согласились принять помощь. Урзакий и Валент приехали с формулой, которые соборяне единодушно отвергли. Потребовали от них анафематствовать арианство  –  те отказались и собор их отлучил. Впрочем, 80 епископов приняли сторону Урзакия и составили отдельное собрание, подписавшее формулу. Среди их лидеров Авксентий Миланский Оба собрания послали послов к царю. Царь был на персидской границе. Послов западных ортодоксов Валент заманил в Нику Фракийскую и там уговорил подписать специально для них составленную формулу вроде сирмийской, но без слов "во всём" подобный. Формула получила название Никкской; считали, что Валент хотел ввести в заблуждение людей сходством слов "никейская" и "никкская" вера. Когда посольство вернулось в Аримин, встретили их холодно, но за время семимесячного ожидания епископы обнищали. В октябре собор вёе-таки подписал никскую формулу (кроме 20 отцов во главе с Фебадием Агенским). Был принят двусмысленный анафетизм на тех, кто признает Сына тварью как прочие твари.
  • 359 г., 27 сентября. Селевкийский собор. Созван для восточного епископата, чтобы заседания его шли отдельного от западного (см. выше, Римини). В Селевкии Исаврийской, военной крепости. Собралось 150 человек. 105  –  омиусиане, во главе с Георгием Лаодикийский, Василием Анкирским, Евстафием Севастийским, Кириллом Александрийским (который ждал от собора разбора его тяжбы с собственным митрополитом). Вторая группа  –  30-40 человека, приверженцы Акакия Кесарийского, начали с аномейства, закончили резким принятиям подобосущия. Меньшинство  –  никейцы во главе с Иларием Пиктавийским, бывшим тогда в изгнании. Был в Селевкии и Афанасий Александрийский.
  • 360 г., 1-15 января. Константинопольский собор (в Нике Фракийской). Принятие новой формулы, Акакия, отменяющей и никейский символ и умеренно-арианскую формулу Василия Анкирского. Под этой формулой ариане господствовали до правления имп. Феодосия.
  • 360 г., февраль. Провозглашение Юлиана§ императором в армии. Юлиан издает эдикт, отменяющий льготы церковных земель по налогообложению.
  • 360 г., конец. Парижский синод осудил Авксентия Миланского, Урсакия, Валента и др.  –  арианами, но практических результатов решение синода не имело, Авксентий остался епископом Милана.
  • 361 г., февраль. Константинопольский собор по случаю освящения храма; Явилось до 50 епископов, затем до 72. Собор чуть подправил формулу: Сын "подобен родившему Его Отцу по Писаниям", Аэция анафематствовали. Изгнаны были Василий Анкирский, Евстафий Севастийский, Македоний Константинопольский  –  под разными предлогами. Кирилла Иерусалимского§ осудили якобы за распродажу риз. Столичную Константинопольскую кафедру отдали Евдоксию. Подписали новую формулу и Григорий Старший, отец св. Григория Богослова, и друг и покровитель Василия Великого Дианий Кесарийский.
  • 361 г., ноябрь. Смерть Констанция накануне битвы с Юлианом.
  • 361 г.11 декабря. Юлиан прибыл в Константинополь, где открыто объявил себя язычником.
  • 361 г. Эдикт Юлиана о восстановлении язычества, за что он получил прозвище Отступника.
  • 362 г. - казнь префекта Египта Артемия§, арианина, почитаемого святым у православных.
  • 362 г., 12 февраля. Афанасий прибывает в Александрию.
  • 362 г., 17 июня. Закон против преподавания христианами в школах: обязывал учителей либо верить в античные мифы, преподаваемые в курсах риторики, либо подавать в отставку. До этого школа пользовалась полной свободой. Многие учителя подали в отставку.
  • 362 г., август. Александрийский собор (22 епископа) впервые предпринимает попытку различить термины "усия" и "ипостась". Собор призывает возвратиться к Никейскому символу, впервые фиксируя его текст.
  • 362 г., 22 октября. Начало гонений против христиан. Юлиан обвиняет христиан в поджоге храма Аполлона в Антиохии, который он хотел восстановить, приказывает конфисковать сокровища собора в Антиохии, закрыть его, посылает в Египет приказ изгнать из Александрии Афанасия. По городам начались несанкционированные погромы христиан, в Газе и Александрии были жертвы.
  • 363 г., 12 февраля. Юлиан запрещает христианам хоронить днем покойников, чтобы день был посвящен олимпийским богам и благим делам. Восстановил алтарь победы в Риме.
  • 363 г., 26 июня. Гибель Юлиана Отступника. Реплика Созомена по поводу мнения, что Юлиана убил христианин: "Напрасно бы стали мы порицать такого человека, который ради Бога и исповедуемой им веры показал свое мужество".
  • 363 г., 27 июня. Избрание императором Иовиана.
  • 364 г., 17 февраля. Смерть Иовиана (угорел). Избрание императором в Никее трибуна имп. гвардии христианина Флавия Валентиниана  –  компромисс между язычниками и христианами, поскольку Валентиниан не был фанатиком.
  • 364 г., 28 марта. Провозглашение императором Валента, брата Валентиниана.
  • 364 г., лето. Раздел империи. Раздел произведен в замке у сербского города Ниш. Восток  –  от нижнего течения Дуная до границ с Персией, включая Египет. Валентиниан уехал в Милан, Валент в Константинополь.
  • 365 г., весна. Рескрипт Валента об удалении епископов, низложенных при Констанции и восстановленных Юлианом. В Антиохии при самом Валенте удалили Мелетия, а Павлина император пощадил "по причине чрезвычайной богобоязненности этого мужа" (Созомен). Никейцы от этого указа пострадали мало. Омиусиане начали движение протеста  –  послали трех послов к Валентиниану. Тот ушел в поход за Альпы, послы  –  к папе Либерию. Тот потребовал принятия никейского символа. Послы представили список, в котором единосущный истолковывали как подобосущие. Анафематствовали ариминский символ, Ария, Савеллия, фотиниан, маркеллиан. Перелом: уважение к никейскому собору и к единосущию. Выступали от имени 64 епископов – все восточные. В тексте символа, однако, выпускают слова "из сущности Отца". Анафема на Савеллия показывает, что новые единосущники отвергают понимание единосущия как одной ипостаси.
  • 366 г., 24 сентября. Конфликт вокруг избрания папы. В воскресенье 24 сентября, когда умер Либерий, сперва сторонники покойного антипапы Феликса в базилике Юлия на Трастевере избрали папой Диакона Урсина и тут же еп. Тиволийский его рукоположил, а в базилике Люцины сторонники Либерия  –  но среди них и умеренные бывшие сторонники Феликса  –  избрали папой диакона Дамаса, также бывшего приверженца Феликса. Но отложили посвящение на следующее воскресенье, поскольку было поздно. Уже перед тем как расходиться, узнали об избрании Урсина и пошли туда  –  вышла стычка с убитыми и ранеными, и лишь 1 октября в латеранской базилике, как положено по традиции, Дамас был рукоположен. Префект Рима Вивенций удалился вдеревню, чтобы страсти утихли, а потом по просьбе Дамаса изгнал из Рима наиболее рьяных сторонников Урсина. 26 октября сторонники Дамаса, в т.ч. священники, пошли приступом на эсквилинскую базилику, было убито 137 человек из партии Урсина. Урсин вернулся в Рим с разрешения Валентиниана, но опять вспыхнули столкновения, и новый префект Претекстат 16 ноября изгнал его в Галлию.
  • 369-370 гг. Римский собор. Папа Дамас собирает на собор 92 епископа. Они осуждают арианина Авксентия Миланского, но тот всё равно правил городом беспрепятственно.
  • 370 г. Поставление епископом Тура Мартина, епископом Кесарии Каппадокийской Василия Великого§.
  • 371 г. Поставлением епископом Нисс Григория§.
  • 373 г. † Ефрем Сирин§.
  • 373 г., 2 мая. Смерть Афанасия Великого и беспорядки с избранием его преемника.
  • 374 г. Поставление епископом Милана Амвросия§.
  • 375 г., 17 ноября. Смерть Валентиниана I. Грациан  –  император на Западе.
  • 377 г., осень. Римский собор одобряет православную вероучительную формулу.
  • 378 г., начало. Сирмийский собор (низложение шестерых арианских епископов).
  • 378 г., 9 августа. Поражение римлян в битве с готами (из-за превосходства их кавалерии) при Адрианатоле, гибель императора Валента. Константинополь готы взять не смогли.
  • 378 г., осень. Римский собор. Рассмотрел иск, возбужденный против папы неким Исааком, иудеем, обратившимся в иудаизм из христианства. Папа пожелал быть оправданным не только римским префектом, но и собором, чтобы подтвердился закон о том, что судить епископов могут только епископы. Собор в послании подчеркнул, что невмешательство в дела Церкви со стороны правительства не должно быть абсолютным. Епископ Пармы был низложен собором, но занимает кафедру  –  нужно было, чтобы префект претория Италии помог выполнить решение собора. Собор подчеркнул, что судить Папу не может ни префект, ни император. Грациан, однако, не утвердил решение о неподсудности папы префекту, только оговорил, что не следует принимать против пап иски сомнительных людей. Впервые использовано выражение "святой апостольский престол".
  • 379-381 - Св. Григорий Богослов (Назианзин)§  –  архиепископ Константинопольский.
  • 379, 19 января. Грациан торжественно провозглашает Феодосия новым августом Востока. Ему передаются, как и при Валенте: Египет, Малая Азия, в Европе диоцезы Фракии, Иллирии, Македония, Дакия. Правит до 395 г.
  • 379 г., 3 августа. Грациан издает в Милане эдикт о запрете ересей, запрете богослужения еретиков. Эдикт не предусматривал санкций против еретиков. Феодосий подтвердил эдикт для своих владений.
  • 380 г., 28 февраля. Эдикт Феодосия "Cunctos populos"  –  об обязательности христианства в восточ части империи. В указе не упомянуто слово "единосущный", сказано о вере епископов Рима и Александрии: "Тех, кто разделяет эту веру, можно называть православными христианами; остальных мы считает душевнобольными и безумным: они будут презренны как к еретики и кроме божественной кары должны будут готовиться к мерам и с нашей стороны".
  • 380 г., осень. Во время тяжелой болезни Феодосий принимает крещение. Крестивший его еп. Асхолий (Аколий) убеждает императора силой истреблять ереси.
  • 380 г., 14 ноября. Император Феодосий прибывает в Констиантинополь. Он встречает Григория Нисского как единственного защитника никейского веры и обещает отдать ему главный храм (церковь Апостолов) Константинополя, находившийся у омиев.
  • 380 г., осень. Аквилейский собор западных епископов во главе с Амвросием Медиоланским призывает Феодосия собрать в Александрии вселенский собор.
  • 380 г. Сарагосский собор осуждает учение, приписывавшееся Прискиллиану. Запрет духовным лицам принимать монашество из гордыни.
  • 381 г., 10 января. Феодосий издает новый указ для Востока: всем не-никейцам запрещено собираться в городах, все храмы возвращены никейцам.
  • 381, май. Открытие II Вселенского собора в Констатинополе. На собор призваны были только восточные епископы. Присутствовало 147 епископов, но в историю он вошел как "собор 150 отцов". Канонов ему позднее приписыавали семь, но древние источники, независимо друг от друга, говорят лишь о четырех. Эти правила есть отрывок из большого несохранившегося томоса  –  постановления собора в защиту никейской веры. (Каноны собора) 9 июля окончились заседания собора. Императору был представлен доклад о его деятельности с просьбой утвердить соборные определения. Собор категорически отверг александрийские притязания на вселенскость, 2 каноном постановив, что александрийский епископ управляет лишь Египтом. Отпор и Риму в деле наследника Мелетия и в каноне 3 о преимуществе чести епископа Константинопольского после Римского.
  • 381 г., 3 сентября. Собор в Аквилее западных епископов (в основном, Италии): отлучение двух арианских епископов. Критика дисциплинарных решений Константинопольского собора. Издание послания "Quamlibet" с радостью по поводу восстановления единства веры и с предложением императорам собрать собор для единения и в Александрии.
  • 382 г. Собор в Константинополе, участие почти всех епископов собора 381 г., кроме египетских. Отклонили приглашение Грациана прибыть в Рим, отстояли свое право назначение.
  • 382 г. Смерть Вульфилы.
  • 382 г., осень 382 года. Грациан издает указы о конфискации недвижимости языческих храмов и жреческих коллегий, они обложены налогом, удален алтарь Победы из сената, у жрецов и весталок отнято право на подношения в виде натуральных продуктов. В последние дни 382 года в Милан прибыла делегация сената во главе с Симмахом просить Грациана отменить эти меры, могущие погубить традиционные культы. Дамас передал Амвросию письмо от сенаторов-христиан. Амвросий добился того, что сенаторы-язычники не были даже приняты. Амвросий отрицал, что эти указы принимались под его влиянием. Амвросий добился помилования Созомена, который сказал Грациану, что тот недостоин отца, ибо не обладает его веротерпимостью.
  • 383 г., 25 августа. Гибель Грациана.
  • 383 г. Константинопольский собор. Обязали явиться и противников никейев. Прибыли Демофил, Евномий§ от аномеев, Елевсий Кизический от македониан. На соборе все партии подали свое исповедание императору, тот оставил только веру Нектария, а остальные исповедания разодрал и так решил проблему. Примирение было блокировано, началось преследование.
  • 384 г., сентябрь. В Риме языческая аристократия пытается добиться восстановления алтаря Победы, но терпит поражение.
  • 384 г., конец октября. Собор в Тревире (Трире). Суд над последователями Прискиллиана,  –  в 385 году он завершился осуждением на смерть Прискиллиана и его приверженцев. Амвросий не был согласен с тем, что епископы вынесли дело на светский трибунал и брали на себя вину за смертный им приговор, пускай они и были еретиками.
  • 386 г., 29 января. В Милане издается указ о предоставлении свободы культа всем, кто исповедует христианство по Риминской формуле 359 года (т.е. и арианам).
  • 386 г., 29 марта. На Пасху императорские войска пытаются конфисковать и передать арианам церковь в Милане, Амвросий Медиоланский, опираясь на народ, оказывает им сопротивление.
  • 387 г., 25 апреля. Крещение бл. Августина§ Амвросием Медиоланским.
  • 387 г. Беспорядки в Антиохии (описание Феодорита).
  • 388 г. Указ Феодосия об изгнании еретического духовенства из городов, запрет поставлять им клириков и называться епископами под угрозой ссылки.
  • 388 г., сентябрь. В Каллинике на Евфрате христиане по наущению епископа сожгли синагогу, группа монахов разрушила и церковь гностиков-валентиниан. Император приказал остроить синагогу за счет епископа, наказать монахов. Амвросий Медиоланский в ноябре заявляет протест против строительства синагоги на церковные деньги. Феодосий уступает.
  • 390 г., весна. Восстание в Фессалониках, жестоко подавлено императором.
  • Ок. 390 г. Собор в Сиде (Памфилия) против "мессалиан" или "эвхитов", монахов из сирийских монастырей, якобы ставящих свои мистические озарения выше Писания.
  • 390 г., осень. Амвросий Медиоланский покидает город, чтобы не служить в присутствии Феодосия в знак протеста против его жестокости. Позднее появляется легенда, что на Рождество 390 г. Амвросий запретил императору входить в храм.
  • 391 г., 24 февраля. Указ Феодосия о запрете языческих культов в городе отправлен из Милана в Рим: запрещает публичное богослужение язычников, запрещает даже приближаться к храмам для жертвоприношения или осмотра.
  • 391 г., 9 июня. Закон против отступников от христианства, издан в Конкордии: они лишаются права завещать или наследовать.
  • 391 г., 16 июня. Феодосий издает указ о закрытии языческих храмов в Александрии. Повод: еп. Феофил Александрийский, добившись передачи ему языческого храма под церковь, нашел в нём фаллосы и выставил их для осмеяния мистериальных культов. Оскорбленные язычники бросились на христиан. Были убитые с обеих сторон.
  • 392 г., начало. Капуанский собор (епископы Запада) решают вопрос об антиохийском расколе (уже решенный в 381 г. на Востоке).
  • 392 г., 8 ноября. Феодосий запрещает все языческие богослужения, даже в частных домах и владениях. Эдикт не действует в деревнях.
  • 392 г., конец. Римский собор. Осужден еретик Ювиниан, монах, и 8 его товарищей. Учил, что из равенства в крещении следует, что все равны в заслугах, будь то брачные или нет, что крещение избавляет и от искушений, так что всё равно поститься или нет, аскеза не нужна. Амвросий Медиоланский в начале 393 года собрал собор чтобы подтвердить решения Римского собора.
  • 393 г., осень. Италия завоевана восставшими Евгением и Арбогастом, причем Евгений дает свободу язычеству, хоть сам и христианин: восстанавливает алтарь победы, разрешает публичные жертвоприношения.
  • 393 г. Собор в Иппоне отменяет "агапы", пиршества после литургии.
  • 394 г., 6 сентября. Феодосий разбил и казнил Евгения и Арбогаста.
  • 395 г., 17 января. Умер Феодосий. Произошло окончательное политическое разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
  • 397 г., 4 апреля. Смерть Амвросия Медиоланского.
  • 398 г. Епископом Константинополя поставлен Иоанн Златоуст§ (до 404 г.). "Исповедь" бл. Августина§.
  • 400 г. Основание монастыряря на о. Лерин. Толедский собор.

Некоторые источники:

Хроника Сократа Схоластика;
Послание Петра Александрийского;
Феодорит Киррский. ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ: О деяниях Никейского собора; О Тирском соборе; О возвращении свт. Афанасия в Александрию; О Сардикском соборе; О Миланском соборе; Об Ариминском и Селевкийском соборах; О соборе в Нике Фракийской; О Константинопольском соборе (361); О царствовании имп. Иовиана; О беспорядки с избранием преемника Афанасия Великого; О поставлении Амвросия в епископа Медиоланского; О Римском соборе; О II Вселенском соборе; О беспорядках в Антиохии 387 г.; О восстании в Фессалониках, жестоко подавленом императором.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»