=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Ответы на вопросы: крещение Иоанново

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Сергей К. прислал такой вопрос:

Уважаемый отец Александр!
Не могли бы Вы объяснить мне один момент, который для меня непонятен в Писании.
В чём заключался смысл крещения до Христа?
Сейчас это как бы приобщение к христианскому миру. Крещёные - христиане, все остальные - нет.
Но Иоанн крестил людей и в том числе самого Христа, когда христианского мира как такового ещё не было!
До Иоанна был таой обряд - крестить?
Или Иоанн начал крестить народ как бы заранее - в ожидании Пришествия?
И ещё - связано ли как-то понятие Крещения с Крестом, на котором был распят Иисус?

Приведу в качестве ответа выдержку из Комментария В.Н.Кузнецовой к Евангелию от Марка (гл. 1 ст. 4; параллельные места: Мф.3:1-3; Лк.3:1-6).

 

> 4 в пустыне появился Иоанн, который омывал водой и призывал людей возвратиться к Богу и в знак этого омыть себя, чтобы получить прощение грехов. *>

(Синодальный перевод: "Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов." *>)

<.....>

> Историк Иосиф Флавий так писал об Иоанне: он был "святой человек, который убеждал евреев упражняться в добродетели, быть справедливыми по отношению друг к другу и благочестивыми перед Богом" {Иуд.Древн., XVIII, 2, 118-119}. Но это, так сказать, пресная адаптация на потребу римских читателей того, что было на самом деле. "Иоанн возымел такое влияние на людей не потому, что он призывал их быть добрыми. Этот страшный с виду подвижник, в грубых одеждах исходивший пустыню, возрождал представление о вдохновенном пророке и, как древний пророк, провозглашал Божий суд над народом-отступником". {Ч.Додд, Основатель христианства, с. 101}.

Иоанн в пустыне омывал людей. Он даже получил прозвище "Хаматв`ил", то есть "погружающий в воду, омывающий, очищающий от грехов", что по-русски передается как Креститель. Этот перевод, к сожалению, неудачен, потому что в русском языке слово "креститель" и "крещение" семантически связаны со словом "крест" или даже "Христос" (ср. русское "крещение" и белорусское "хрышченне").

> Нам известны различные обряды очищения от грехов с помощью воды, существовавшие у евреев того времени. Люди омывали себя в знак очищения от ритуального осквернения. В Кумране населяющие его отшельники совершали ежедневные погружения в воду. Кроме того, прозелиты, то есть язычники, поверившие в Единого Бога Израиля и принявшие Закон Моисеев, также должны были, кроме обрезания, пройти через обряд погружения в воду, что символизировало их смерть для прошлой жизни и рождение для новой. К сожалению, нет точных данных о том, что такой обряд уже существовал в первой половине I века.

> Что же означало омовение, которое совершал Иоанн? Вероятно, нечто очень похожее на то, что совершалось с прозелитами. Многие евреи были убеждены, что их спасение было гарантировано самим фактом их принадлежности к народу Божьему, с которым Бог заключил Свой Договор, или Завет. /Но в Мал 4.5-6 сказано: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я пришед не поразил землю проклятием" (ср. Сир 48.10). Иоанн осознает свою эсхатологическую роль Божьего вестника, посланного Им для последнего и грозного предупреждения. Итак, целью омовения, совершаемого Иоанном, было предотвращение грядущего Божьего гнева – по крайней мере от тех, кто услышал его призыв./ {Из Комм. на  Мф.(3:1)}

Возвратиться к Богу – призывая евреев очиститься от  грехов омовением, подобным омовению прозелитов, Иоанн объявлял необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Омовение водой было лишь знаком того, что человек раскаивался. Греческое слово "метано`эо" означает "изменить свой ум". Еврейское же слово "шув" ("повернуться, возвратиться") означает нечто гораздо большее. Человек должен осознать, что он ушел от Бога, что ему необходимо возвратиться к Нему. Это гораздо серьезнее и конкретнее, чем перемена мыслей или чувство дискомфорта при мысли о грехах, за которым может и не последовать никакой реальной перемены. Вообще, библейскому языку чуждо сосредоточение на эмоциях, на психологизме. Если человек вернется к Богу, Бог простит ему все грехи. Единственное условие – желание вернуться, и это желание называется верой. Раскаяние как возвращение к Богу ставилось чрезвычайно высоко. В Талмуде говорится: "Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего, и лучше одно мгновение блаженства  в мире грядущем, чем вся жизнь этого мира". Пятое Благословение в синагогальной молитве "Восемнадцать Благословений" звучало так: "Обрати нас к себе, о Господь, чтобы мы раскаялись".

 

Надеюсь, что этим я ответил на Ваши вопросы. Смотрите также:
свящ. Александр Шмеман о крещении Иоаннове
о христианском крещении (протопресвитер Николай Афанасьев).

 

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/189a.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме (вопр. по Библии)