Автор:
игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ
КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
reshma.nov.ru/book/duh.zip;
krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.
> В чём должна состоять пастырская помощь?
<..... /Помощь в поиске
ответа/ /Движение к осознанию/>
<..... /Особенности
структурирования взаимоотношений/>
> Умение ставить вопросы
> Если у духовника возникло ощущение, что окормляемый
человек возложил на него тяжелое бремя своих жизненных проблем, значит
он сам позволил ему сделать это.
> Над этим можно работать различными способами. Духовник
может предположить:
> Вы знаете, у меня возникает впечатление, что
Вы стремитесь все свои проблемы переложить на меня и не
хотите работать над ними самостоятельно.
> Или, например, сказать:
> Вы знаете, мне кажется, что Вы хотите
не моего руководства в деле духовного роста, а просто-напросто
нашли удобный способ для того, чтобы на кого-то сгрузить свои жизненные
проблемы.
> У человека, пришедшего в очередной раз поплакаться к батюшке,
ничего при этом не желающего делать с самим собой, можно,
например, спросить просто и прямо:
> Какой результат Вы ожидаете в конце нашей беседы?
> На подобные вопросы пришедшие нередко отвечают:
> Я не знаю, что мне делать...
> Или, например:
> Если бы я знала, что делать в этой ситуации, я бы
не пришла к Вам спрашивать это или брать на это благословение.
> Если ответ звучит таким образом, значит духовное чадо ставит
себя по отношению к духовнику в позицию беспомощной личности.
В процессе настаивания человека на том, что он не знает, что
ему делать, человек уже получил много явных и скрытых
направляющих подсказок от духовника. Но при этом он
не хочет исполнить хотя бы маленькую епитимью, или выполнить
небольшое задание, например по благословению прочитать какую-то
книгу и поискать там ответ. Человек предпочитает обсуждать с духовником
различные, не имеющие к душепопечению церковные, политические
или какие-то житейские проблемы или вовлекать пастыря в бесконечные
дискуссии о том, что сказал в подобном случае какому-то
человеку какой-то старец...
> Подлинное и мнимое сострадание
> Любому опытному духовнику понятно, что проблема
не в незнании человеком того, что ему нужно делать. Она состоит
в отказе человека принимать ответственность за сложившуюся жизненную
ситуацию, отказе меняться, точно так же, как вне душепопечения,
в реальной жизни он отказывается принимать ответственность
за свои жизненные неприятности.
> Вспоминается один случай, когда к известному
пастырю стала обращаться за душепопечением воцерковляющаяся
женщина с огромным количеством жизненных проблем. Как правило,
женщины, которым за пятьдесят, нередко навязывают священнику
роль заинтересованного слушателя собственных переживаний, ситуаций,
воспоминаний, не имеющим к жизни духовной никакого отношения. Молодым
неопытным батюшкам кажется, что в выслушивании этого и состоит
сострадание. Они подолгу выслушивают, одобрительно кивают...
Но священники более старшего поколения таких людей,
как покажется на первый взгляд, бесцеремонно обрывают. Один священник
еще в те годы, когда он только начинал свое душепопечение,
принял заботу о такой женщине и рассказывал об ощущении
свинцовой тяжести после общения с ней... Но вернемся
к нашему случаю. Женщина приходила на беседу, на исповедь,
каждый раз продолжая свой бесконечный рассказ о годах молодости,
о том, как закрывали храмы, о том, как ее бабушка постилась...
Но о себе эта женщина ничего глубокого и значительного
не рассказывала. Она задавала вопросы общего плана ("Можно
ли в среду есть рыбу?", "Можно ли лампадку зажигать
от спички, или нужно непременно от свечи?"
и т.п.) и, немножко эмоционально подпитанная, радостная уходила
домой. Пастырь, видя бесплодность таких отношений, порекомендовал
ей пожить месяца три в небольшом сестричестве. Сначала это вызвало
резкое возражение, но, поступив в сестричество, женщина
точно таким же образом воспроизвела свою жизненную позицию. При
совершенном нежелании внутренней работы, нежелании поиска каких-то
более теплых человеческих отношений с другими людьми (предполагающих
равность взаимоотдачи, а не односторонность душевной эксплуатации
слушающего говорящим), женщина выделила двух сестер, готовых выслушивать
ее воспоминания... Через две недели и эти сестры подустали от
ее рассказов, начали вежливо отказываться выслушивать ее, на что она незамедлительно
обиделась...
> Жизнь этой женщины в общине не помогла ее личностному
и духовному росту. На последней встрече, имевшей для нее
решающее значение, она с раздражением принялась доказывать священнику,
что в сестричестве все черствые, что никто ей не помогает, и заявила,
что у нее есть очень серьезные сомнения, а "правильное"
ли это сестричество и "правильное" ли душепопечение
у этого духовника, и вообще нужно ли ей послушание и духовное
руководство.
> Если такой человек окажется в братстве или сестричестве,
то энергией своей пассивности и сомнений в "правильности"
устройства данного коллектива или же в "правильности"
душепопечения он способен заразить многих неутвержденных людей.
> На глубинном уровне затем выяснилось, что эта женщина,
во-первых, не хотела брать на себя ответственность ни за серьезные
отношения с духовником (поэтому все разговоры были очень
поверхностными), ни с сестрами. Она никак не хотела
работать над собой, а в общине, о которой мы говорим,
самая главная задача состояла в том, чтобы, по слову преп. Амвросия
Оптинского, "научиться жить на земле небесно", задача
научения принятию и любви по отношению к тем людям,
которые оказались здесь, под руководством одного и того
же духовного руководителя.
[4]
Нередко приходилось слышать, как на предложение духовника стать
более уступчивым, мягким, послушным некоторые не в меру
ревностные люди отвечают отказом "участвовать этом в человекоугодии".
Причина подобной псевдодуховной ревности одна: нежелание что-то
менять в себе, ведь это означает признать неправоту своей жизненной
позиции, а это для человека гордого непростая задача.