=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Бог-Творец

источники и авторы текстов этого выпуска:

A. свящ. Александр Мень.
ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ
www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter2.

B. А.В.Лакирев
ШЕСТОДНЕВ И СОВРЕМЕННАЯ АПОЛОГЕТИКА
www.bible-center.ru/article/sixdays.

C. митрополит Сурожский Антоний (Блум)
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ / О ВЕРЕ. Серия бесед, прозвучавших в русской религиозной программе Би-би-си (1972)
www.mitras.ru/pered/pb_113.htm.

D
. КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
diakonia.narod.ru/lib/0121.htm (krotov.info/acts/20/2vatican/0279.html).

E
. cвящ. Александр Мень. ИСАГОГИКА.
I. §17. Учение о творении в шестодневе (Быт 1)
bible-center.ru/book/isagogika/001/002/000.

 
серия "основы христианской веры" 

Предыдущие выпуски серии:
• (1) Символ веры. Вера. Догматы
• (2) Вера, неверие, сомнения
• (3) Единственный Бог Отец
• (4) Бог Всемогущий

       
 (1365 слов)

 

> Почему мы называем Бога «Творцом»?

> Потому что Он дал бытие Вселенной Своим творческим актом, создал ее по Своей воле, приведя «из небытия в бытие». Творец и творение качественно различны: бытие как таковое принадлежит Богу, а тварь его получила от Бога (Быт 1:1; Пс 8). Библия отрицает, что мир по природе причастен Божеству (как думают пантеисты).

/A/

 

/Библия о Творце и сотворении мира/

> <...> Библия не касается научного, рационально-постижимого аспекта миротворения. Она не руковоство по астрономии или биологии. Цель ее: возвестить людям — любой цивилизации и любой эпохи — Откровение о Боге. Первую главу <книги> Бытия следует рассматривать не в связи с научными достижениями нашего времени, а в связи с религиозно–философскими взглядами язычества, против которого она направлена (начало такому подходу положил еще Евсевий Кесарийский).

<.....>

> Шестодневом принято называть картину творения, нарисованную в Быт 1:1 – 2:4. Она открывается величественными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». <....> По <слову волю единого, личностного Творца> возникают свет и тьма, отделяются воды от суши, загораются на небосклоне светила, море и земля порождают растения и животных. И наконец, Бог создает человека по Своему образу и подобию. Повествование Шестоднева кратко, ибо оно есть только введение в cв. Историю, через которую познается воля Божия.

> Однако деяния Творца постигаются ветхозаветными мудрецами и через созерцание природы. Так Пс 8 говорит о величии мироздания, в сравнении с которым человек кажется таким ничтожным; и, однако, по воле Господней он поставлен почти наравне с ангелами. Пс 103, описывая многообразные явления природы, свидетельствует, что творчество Божие есть продолжающийся процесс, что Господь постоянно поддерживает бытие мира. Небо и земля, стихии и жизнь самим своим существованием прославляют мудрость Творца (Пс 148). Эта божественная Премудрость определяет стройность законов природы (Иов 28). <....>

> Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях:

> 1. силы природы — не боги; Бог один есть Первопричина мира (ср. Рим 1);
> 2. Он открывает Себя как личное Сверхбытие;
> 3. Он открывает Себя в Своих деяниях (ср. Рим 1:20);
> 4. Он творит мир Своим Словом (ср. Евр 11:3) и действует в нём;
> 5. Он может действовать опосредованно, через стихии (второпричины);
> 6. создание мира происходит не в один миг, а поэтапно: от простого к сложному, от неживого к живому, от животного — к человеку;
> 7. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, благодаря чему человек становится владыкой над тварями.

<.....>

> Шестоднев и естествознание. Говоря о «тверди» как оболочке, которая отделяет небесные воды от вод земных, бытописатель имеет в виду древневосточное представление о Вселенной. Согласно этому представлению, Земля со всех сторон объемлется мировым Океаном. Снизу ее поддерживают прочные «столпы», а сверху ограждает «твердь», по которой двигаются светила. С того времени как писалась Книга Бытия, представления о Вселенной менялись много раз. <...> Откровение не дает человеку в готовом виде то, что он может постигать собственным разумом. Основы учения о Творце не зависят от той или иной научной космогонии. Теория о вращении земли, современные гипотезы об эволюции Вселенной и жизни являются областью исследования науки. Но сами по себе многообразные и сложнейшие закономерности мира всегда остаются великим чудом; и чем более человек узнает о природе, с тем большим основанием он может повторять слова псалмопевца: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18:2).

/E/

/Творение из ничего/

> <...> одним из ключевых аспектов Откровения является отрицание предвечности материи. Согласно библейскому рассказу, вечен только один Всемогущий, тварь же сотворена из ничего, или, выражаясь словами свт. Иоанна Златоуста, приведена «от небытия в бытие». {Анафора литургии свт. Иоанна Златоуста} Сам Шестоднев вообще не говорит о том, «из чего», из какого источника сотворен мир. Однако, во 2–й книге Маккавейской мы находим утверждение о том, что «всё сотворил Бог из ничего»,{2Макк.7:28} явно отражающее древнюю иудейскую устную традицию. Подразумевается сотворение мира из ничего и в том способе творения словом Божьим, о котором постоянно говорит Шестоднев.

> Собственный опыт человека таков, что для него логически и психологически невозможно представить себе созидание чего бы то ни было не из предсуществующего материала. Для античной культуры именно этот факт сотворения из ничего оказался наиболее трудным. Как говорит свт. Василий Великий, «даже изрядно наторевшие во всём этом люди решили, будто Богу, Творцу всецелого сущего, совечен сей видимый мир, и тем самым возвели этот последний, конечный и наделенный вещественным телом, в ту же славу, которая подобает природе необъятной и невидимой». {Василий Великий, /Первая гомилия на Шестоднев, цит. по переводу О.Е. Нестеровой: Свт. Василий Великий, Гомилии на Шестоднев, «Символ», № 36, Париж, 1996./, стр.196} Тем самым мы находим здесь имплицитное <{скрытый, неявный, подразумеваемый, присутствующий неявно}> свидетельство божественности Откровения, коль скоро человеческий разум не в силах породить подобной мысли.

/B/

/Откровение о сотворении. Сотворение и Завет./

> Истина <о сотворении мира> так важна для всей человеческой жизни, что Бог в своей благости пожелал открыть Своему народу всё, что спасательно знать на эту тему. По ту сторону естественного познания, которое всякий человек может иметь о Творце, Бог постепенно открыл Израилю тайну сотворения. Он, избравший патриархов, выведший народ Израиля из Египта и Своим избранием Израиля сотворивший его и устроивший, открывается как Тот, Кому принадлежат все народы на земле и вся земля, как Тот, Кто один "сотворил небо и землю" (Пс <113:23; 120:2; 123:8; 133:3; 145:6>).

> Откровение <о творении ...> неотделимо от Откровения и исполнения завета Единого Бога со Своим народом <(о чём будет сказано в дальнейшем)>. Сотворение мира открывается как первый шаг к этому завету, как первое, вселенское свидетельство Всемогущей любви Божией. Поэтому истина о сотворении провозглашается с нарастающей силой в словах пророков, в молитве Псалмов и  в <богослужении>, в размышлениях Премудрости избранного народа.

/D/

/Цель сотворения мира. Любовь Творца/

> <....> акт творения не так прост, как кажется. Он не заключается в том, что всемогущий Бог решает почему-то, по непонятным для нас причинам, создать целый мир и затем следить за его развитием и ожидать момента последнего суда. Это выглядит почти как эксперимент: что получится? Однако это не так. В основе творческого акта Божия нечто гораздо большее. Бог создает этот мир; и одновременно призывает его к такой полноте бытия, которая заключается в том, чтобы всё разделить с Богом, участвовать в Его вечности, в Его жизни; как апостолы говорят в своих посланиях, цель мироздания – для человека стать участником самой Божественной природы (2Пет.1:4), а для мира дойти до такого состояния, когда Бог будет всё во всём (1Кор.15:28), то есть как тепло, как огонь проникает всё и делает мир участником вечной жизни. Это – в основе; человек призван к тому, чтобы стать соучастником жизни Божией; и Бог, творя человека, Себя отдает. Он не только вызывает к жизни какое-то жалкое существо, которое во всём будет от Него зависеть; Он вызывает к бытию существо, которое будет стоять лицом к лицу с Ним, полноправно; которое лицом к лицу будет с Ним общаться. Но ведь общение в каком-то отношении значит самоограничение; творя человека, творя мир, Бог ставит перед Самим Собой собеседника, которого Он должен принять, каков он есть и каким он себя сделает свободной своей волей. В этом, со стороны Бога, акт истинной любви и очень редкой в нашем опыте справедливости.

> Ибо справедливость не является тем, чем мы часто ее считаем, как мы ее часто видим: способностью распределять или правом награждать и наказывать. Справедливость начинается в том момент, когда мы с риском, с опасностью иногда для нашей жизни, при ограничении нашего бытия соглашаемся на существование, на динамическое становление другой личности. И признаем за ней право быть собой, а не только отражением нашей жизни. Таков творческий акт со стороны Бога. Бог нас вызывает в бытие, ставит нас перед Собой и предлагает всё, что Он есть, всё, что у Него есть, разделить с нами; в нашей власти – принять или отказать. Со стороны Божией это готовность до конца Себя отдать нам. Бог нас творит не актом простой воли, Он нас творит в акте глубочайшей самоотдающейся, самоотверженной любви. Отношения между тварью и Богом начинаются с любви. Он нас вызывает быть самими собой лицом к лицу перед Ним.

/С/

> <Писание и Предание не устают преподавать и воспевать фундаментальную истину>: "Мир был сотворен во славу Божию". <...> Ибо у Бога нет иной причины для того, чтобы творить, кроме Его любви и благости <....>.

<...>

> Слава Божия состоит в том, что осуществляется это явление и сообщения Его доброты, ради которых мир был сотворен: <"Он нас предназначил, через Иисуса Христа, стать Его сыновьями. Вот Его цель и добрая воля!" (Еф 1:5, перевод "Радостная Весть")>. "Ибо слава Божия есть живой человек, а жизнь человека есть видение Бога: если Откровение Божие через сотворение даровало жизнь всем тварям, живущим на земле, то насколько же более Богоявление Отца через Слово дарует жизнь тем, кто видит Бога". {Св. Ириней, Против ересей, 4,20,7.} <...>

<.....>

> Завершив сотворение, Творец не покидает Своего творения. Он не только дает ему бытие и существование, но и неустанно сохраняет его в жизни, ему позволяет действовать и ведет его к <совершенству>. Признать эту полную зависимость от Творца – источник мудрости и свободы, радости и доверия <.....> (Прем 11:25-27).

/D/


Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить Ваши комментарии.
Если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться иуказать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.prosv21.narod.ru/r2/4/a05_047.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»