=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Как избавиться от низкой самооценки (1)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 5.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой.

 
серия "внутренний мир"
         
(приблизительно 2400 слов)

 

5. Как избавиться от низкой самооценки (1)

 

Вы только посмотрите, какой любовью одарил нас Отец! Мы зовемся детьми Бога! Да, мы — Его дети. Мир не признаёт нас потому, что он не признал Его. Да, любимые, мы уже теперь дети Бога, а какими мы будем, это еще не открыто. Мы знаем лишь то, что, когда это откроется, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его таким, каков Он есть. (1 Иоанна 3:1-2)

Выдающийся специалист по пластической хирургии, доктор Максвелл Молц когда-то написал ставшую популярной книгу «Новые лица — новые судьбы». Это был сборник рассказов о людях, которым пластические операции на лице открыли дверь в новую жизнь. Автор развивал идею о том, что, когда у человека меняется лицо, его личность может претерпеть невероятные изменения.

Но спустя годы доктор Молц пришел и к другим выводам, основанным уже не на его успехах, а на неудачах. Он обратил внимание на пациентов, которые даже после пластической операции не менялись. Люди, лица которых становились по–настоящему красивыми, по–прежнему считали себя «гадкими утятами» и вели себя соответственно. Хотя они обретали новые лица, их естество оставалось прежним. Мало того, взглянув в зеркало, они недовольно говорили врачу: «Я выгляжу также, как и раньше. Вы ничего во мне не изменили». И это при том, что друзья и близкие с трудом узнавали их! Их новые фотографии разительно отличались от старых, но они упрямо повторяли: «Каким мой нос был, таким и остался», «Мои скулы ничуть не изменились», «Вы мне ничуть не помогли».

В 1960 году доктор Молц написал бестселлер «Психокибернетика». В этой книге он также говорил об изменении людей, но уже не о исправлении их физических недостатков, а об изменении их представления о себе.

Доктор говорил, что у каждой личности — свое лицо. Реально изменить личность можно, лишь изменив ее эмоциональный облик. Если естество человека остается обезображенным и перекошенным, уродливым и приниженным, то он так и продолжает играть соответствующую роль, несмотря на изменение внешности. Но если восстановить облик личности, если удалить застарелые эмоциональные шрамы, человек изменится.

Каждый может подтвердить это на собственном опыте или на примере своих знакомых. Просто невероятно, как сильно наши представления о себе влияют на наши действия, взгляды и особенно на отношения с другими людьми.

 

Доктор Дэвид Симандз рассказывает случай из своей практики.

К нему обратилась Мэри. Ее муж Джим считает свою жену красавицей. Он говорил доктору Симандзу об этом еще до того, как они пришли к нему на беседу. С ним трудно было не согласиться. Джиму нравилось хвастаться женой перед окружающими, и ему никогда не надоедало нежно говорить Мэри, какая она красивая. Он обожал покупать ей модную одежду и разные милые вещицы, которые делали ее еще более привлекательной. В глубине души каждая жена хочет, чтобы муж вел себя именно так. Но для Мэри восхищение мужа лишь создавало проблемы, так как ее представление о себе диаметрально отличалось от того, что видел перед собой Джим.

— Ты говоришь это, только чтобы польстить мне, — твердила она. — На самом деле ты так не думаешь.

Джима это обижало и обескураживало. Чем больше он старался убедить Мэри, что действительно считает ее красивой, тем глубже становилась пропасть между ними.

— Я знаю, какая я, — повторяла она. — Я вижу себя в зеркале. И тебе не нужно придумывать то, чего нет. Почему бы тебе не любить меня такой, какая я есть?

Это повторялось снова и снова.

Собственный воображаемый образ не позволял Мэри благодарить Бога за дар красоты, мешал реально воспринимать действительность. И, что самое ужасное, мешал ей строить прекрасные, нежные отношения с бесконечно преданным мужем.

 

Что же такое внутренний образ человека? Это система представлений и чувств, рисующих внутри вас ваш облик. Такое сочетание образов и чувств можно определить как чувственно–понятийное или понятийно–чувственное, так как представление о самом себе складывается из умозаключений и эмоциональных ощущений. У вас есть целая система понятий и чувств, связанных с самим собой. Она составляет суть вашей личности. Каким вы видите и чувствуете себя, какой вам представляется собственная сущность — такой вы и есть, таким вы и будете. То, что вы видите и чувствуете, определяет ваши отношения как с другими людьми, так и с Богом.

Эта истина жизненно важна для подростков, ибо нет ничего более необходимого для их возрастания во Христе, чем развитие здорового и адекватного христианского представления о самом себе.

Доктор Морис Вагнер в своей книге «Когда чувствуешь себя не собой» приводит три основные составляющие адекватного представления о себе:

1. Ощущение неразрывной связи с теми, кто тебя любит. Ты просто чувствуешь себя желанным, признанным, любимым, и то, что ты являешься объектом заботы. Это чувство возникает еще до рождения. Д-р Симанз: "Я консультировал людей с такими глубокими ранами, что нисколько не сомневаюсь: их чувство отверженности зародилось в результате того, как относились к ним родители еще до их появления на свет. Нежеланный ребенок едва ли сможет познать ощущение неразрывной связи с родителями".

2. Ощущение своей ценности и значимости, внутренняя убежденность, внутреннее чувство: «Я не бесполезен. Я чего–то стою. Я что–то собой представляю».

3. Ощущение своих способностей. Это одновременно чувство и знание: «Я могу выполнить эту задачу. Я могу справиться с этой ситуацией. Я способен соответствовать требованиям жизни». 


Из чего складываются представления о самом себе

Есть четыре источника, из которых черпается представление о себе, четыре фактора, помогающих человеку сформировать внутренний собственный образ. Это внешний мир, внутренний мир, Сатана со всеми силами зла и Бог с Его Словом. В данной главе мы поговорим о внешнем мире, являющемся первичным источником, почвой, на которой вырастает наше представление о себе.

Внешний мир — это факторы, участвующие в формировании вашего характера: наследственность и обстоятельства рождения, младенчество, детство, отрочество. Это ваш жизненный опыт вплоть до настоящего момента. Опыт общения с внешним миром это опыт того, как с вами обращались, как вас воспитывали, как к вам относились в первые годы вашей жизни. Он прежде всего отражает то, как вели себя ваши родители и другие члены семьи, и то, какое впечатление о самом себе заложили в вас выражения их лиц, их тон, их слова и поступки.

Джордж Герберт Мид, психолог, занимающийся социальными проблемами, употребил интересное выражение, характеризующее отношения человека с внешним миром. Он назвал эти отношения "«я» из зеркала". У младенца есть лишь очень смутное представление о себе. Но он растет и постепенно начинает выделять себя из окружающего мира. У него формируется определенное представление о себе. Оно складывается под влиянием самых главных в его жизни людей: ребенок судит о себе по их к нему отношению.

Апостол Павел жил на много веков раньше доктора Мида. В Первом Послании к Коринфянам 13:9–12 он по сути выразил ту же идею: «Ведь наше знание частично, и пророчество частично. А когда придет совершенство, всё частичное исчезнет. Когда я был ребенком, я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок. Стал взрослым — и всё детское отошло. Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог».

Ребенку свойственно то, что он осознаёт происходящее лишь отчасти. То, как мы воспринимаем себя, во многом порождается теми образами и ощущениями, которые отражаются на лицах и в поведении близких: в выражении лица, в тоне голоса, в поступках. Эти отражения рассказывают нам не только о том, какие мы, но и о том, какими мы станем. Так как эти отражения постепенно становятся частью нас, мы принимаем облик человека, которого видим в «зеркале» под названием «семья».

Помните, когда вы в последний раз были в комнате смеха? В одном зеркале вы видели себя длинным и тощим с руками до земли. В другом вы были толстым и круглым, как огромный шар. Третье зеркало объединяло первое со вторым, и до талии вы были похожи на жирафа, а ниже талии — на гиппопотама. Смотреть в такие зеркала очень весело, особенно тому, кто стоит рядом с вами. Что же происходит? Зеркала сделаны таким образом, что ваше изображение в них зависит от степени кривизны стекла.

Теперь представьте, что эти зеркала стоят в вашем доме. Что будет, если ваша мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка или кто–то еще искривит каждое зеркало в доме так, что вы будете в нём видеть свое отражение в искаженном виде? Очень скоро у вас сформируется такой образ себя, какой вы видите в этих зеркалах: вы станете говорить, вести себя и относиться к людям так, как делало бы это изображение, глядящее на вас из зеркал.

 

Д-р Дэвид Симанз:

Во время наших выездов за город мы проводим собрания под названием «Час открытых сердец», на которых люди откровенно рассказывают о своих заветных чаяниях. Каждому предлагается ответить на вопрос: «Что в вашей жизни мешает вам плодотворно служить Иисусу Христу?» Однажды на этот вопрос отвечал мужчина сорока с небольшим лет, красивый, преуспевающий, в расцвете сил, пастор большой и растущей церкви. И вот он с глубоким волнением признался: его мучает страх потерпеть неудачу; он постоянно борется с комплексом неполноценности. Он слишком переживает по поводу того, что говорят о нём люди, леденеет от малейшей критики. Страх не дает ему полностью развернуться в своем служении, к которому, как он считает, его призвал Бог.

После того как все излили душу, руководитель церкви сказал мне: «Знаете, меньше всего я ожидал услышать подобные слова от этого проповедника. Ведь он такой красивый и удачливый. У него большая семья и восхитительная церковь. Никогда бы не подумал, что в душе этого человека происходит такая мучительная борьба».

Мне довелось быть знакомым с семьей этого человека. Я знал, как пренебрежительно относился к нему отец — а это «зеркало» многое говорит ребенку. Если отец не уделяет достаточно времени своему ребенку, то этим как бы говорит ему: «Ты не стоишь моего времени; у меня есть более важные занятия». Я знал, как резко критиковал мальчика отец. Знал, как слащаво, сентиментально и набожно пыталась помочь мальчику мама. Ее помощь состояла в том, чтобы напомнить сыну, чего от него ждет семья, или сравнить его с умной старшей сестрой. Я знал, какие кривые зеркала пренебрежения и нелюбви, осуждения и умаления стояли в его доме. Именно в них исказилось его представление о самом себе. Полученные в детстве раны сказались на его характере тридцать лет спустя. Они ослабили его потенциал и повредили его служению.

Если вам кажется, будто я ищу, на кого бы возложить вину, то, поверьте мне, это не так. В нашем грешном и несовершенном мире нет идеальных родителей. Большинство отцов и матерей, которых я знаю, стараются изо всех сил. К сожалению, со времен Адама и Евы история не дала нам примеров идеальных родителей. Очевидно, Каин и Авель были свидетелями огромного числа конфликтов и трений: вряд ли дом их детства можно назвать счастливым, если в конце концов один из них убил другого.

Виноваты мы все, и я вовсе не пытаюсь определить размер виновности каждого. Я стараюсь показать вам суть проблемы, чтобы вы поняли: вам требуется исцеление, а для этого необходимо восстановить утраченное самоуважение.

 

Вам нужен новый комплект зеркал? В нём нуждаются очень многие подростки и огромное количество молодых пар, воспитывающих детей. Кто–то сказал: «Ваше детство — период жизни, когда Бог строит в вас храм. В нём Он хотел бы жить, когда вы станете взрослыми». Потрясающая мысль! Родителям оказана величайшая честь и одновременно на них возложена колоссальная ответственность — придать храму первоначальный вид, то есть создать у ребенка адекватное представление о себе.

Убежденный в своей никчемности ребенок будет придавать очень небольшое значение своим словам и делам. Если ему внушили, что он лишен способностей, то он и будет неспособным. Один человек как–то сказал д-ру Симанзу, что навсегда запомнил много раз повторенную отцом фразу: «Ну, я же говорю: если имеется наихудший вариант, то ты обязательно его выберешь».

Если человека с детства лишили самоуважения, то ему будет трудно, а порой и почти невозможно почувствовать, что он любим Богом, принят Им, полезен в Его Царстве и в служении. Очень часто мучения, на первый взгляд кажущиеся духовными, вовсе не духовны по сути своей. Они выглядят и воспринимаются как муки нечистой совести, а на самом деле возникают из–за того, что нам дано было неверное чувственно–понятийное представление о себе, которое не позволило развиться чувству собственного достоинства.

 

Д-р Дэвид Симанз свидетельствует:

Именно так случилось с Шерли, женой семинариста. Ей было около двадцати пяти лет, когда она обратилась за помощью. На Шерли обрушился целый ливень семейных проблем и неприятностей по службе. Она уже несколько раз меняла место работы из–за того, что трудно сходилась с людьми. Несмотря на искренние усилия, раздумья, труды на христианском поприще и молитву, она была неудовлетворена своими отношениями с Богом и имела твердую уверенность в том, что Бог недоволен ею.

Она выросла в сельской местности. Родители дали ей много хорошего: уверенность в будущем, трудолюбие, дисциплинированность, твердую пламенную веру и высокие нравственные идеалы. Родители были простыми людьми — солью земли, и от них она переняла искреннюю, хотя и покорную любовь к Богу, Его Слову и церкви.

Но постепенно мы с Шерли увидели: хотя родители делали всё от них зависящее, они всё же совершили одну ошибку. Хваля дочь, они обязательно сравнивали ее с кем–то или ставили ей определенные условия.

— Шерли, ты такая милая, когда…

— Шерли, надеюсь, ты никогда не будешь вести себя, как Салли с соседней улицы.

— Это замечательно, Шерли, но…

— Мы любим тебя, когда… если… но…

Как много условий! Шерли росла, боролась с собой, совершенствовалась, напрягалась, стремилась вперед и добивалась поставленных целей. И она была великолепна во всём, кроме одного. Все знают, как тяжело некоторые девочки подросткового возраста переживают свое состояние «гадкого утенка». Шерли была одной из них, и отец старался помочь ей обрести согласие с собой. Он ее по–настоящему любил, но снова и снова повторял: «Ведь на картофельной ботве не вырастит персик». Думая, что помогает ей, он на самом деле топтал ее чувство собственного достоинства. Она росла, ощущая себя уродливой, бесформенной картофелиной, выросшей под землей.

Мы с Шерли поняли, что образ картофелины повлиял на всю ее жизнь, сделал ее болезненноранимой, словно открытая язва. Она неправильно воспринимала всё, что говорили ей друзья, начальник, коллеги, соседи и любимый муж. И, конечно, Бог. Как она могла поверить, что Бог любит ее, если Он создал ее «картофелиной»? Не очень–то хорошо с Его стороны, не так ли? Не могла она принять и любовь мужа. Нам нравится есть картошку, но ее внешний вид оставляет желать лучшего.

Раны, от которых страдала Шерли, были очень глубокими. Нам пришлось вместе с нашим Господом заново пережить все болезненные моменты прошлого, чтобы Он исцелил память Шерли. Пока мы беседовали, я редко называл Шерли по имени. Чаще всего я говорил ей «Божий персик» или «мой персик».

Я напрягал все силы, чтобы изменить ее представление о себе самой, и она отреагировала на ниспосланную Божью благодать чудесным образом: поняв, что является дочерью Божьей, она позволила незаслуженной, безусловной любви излиться на нее и смыть все эти «картофельные» ощущения и образы. Это была одна из самых замечательных перемен, которые я когда–либо наблюдал. Изменилась даже ее внешность. Шерли стала лучше следить за собой — и стала гораздо привлекательнее. В лучшую сторону изменился и ее характер, она стала по–другому относиться к людям. У нее появилось присущее христианину самоуважение.

Несколько лет спустя, меня пригласили выступить в другом штате. После проповеди ко мне подошла Шерли, держа на руках свою дочку — истинную красавицу. Я посмотрел на малышку и сказал: «Шерли, никакая картофелина не может произвести на свет такое чудо». Она взглянула на меня с озорной улыбкой и рассмеялась: «Больше похожа на персик, да?»


 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/v12_227.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»