=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: пролог Книги Бытия
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: свящ. Александр Мень.

Из кн. "Исагогика", т. 1, из §§ 17–19;
из "Библиологического словаря", из ст. "Миф и Библия" (C).

 
серия "Библия"
 (примерно 1990 слов)

A.> Состав и содержание Книги Бытия. Первая книга Библии распадается на два неравных по объему раздела: меньший — Пролог (Быт 1:1–11:26) и больший — Историю патриархов (Быт 11:27–50:26). Пролог был необходим боговдохновенному писателю, чтобы указать на связь истоков Завета со вселенскими замыслами Творца о мире и человеке. Первая часть Бытия, в свою очередь, посвящена двум главным темам: учению о миротворении (Быт 1–2) и человеческом грехе (Быт 3–11).

<…>

B.> Характер Пролога Книги Бытия. Одна из главных особенностей Ветхого Завета в том, что он учит богооткровенным истинам с помощью истории. Однако библейский Пролог не является историей в обычном, современном смысле слова. Это скорее духовная история начала мира и человечества, где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин. Богословие Пролога подобно богословию иконы, которая сообщает откровение высшего мира условными знаками линий, красок и форм. <…..>

> Изучая ткань повествования Пролога, нужно сначала уяснить: какую мысль, какое учение преподает нам священный автор под покровом образов и символов. Библия не касается научного, рационально-постижимого аспекта миротворения. Она не руководство по астрономии или биологии. Цель ее: возвестить людям — любой цивилизации и любой эпохи — Откровение о Боге. Первую главу Бытия следует рассматривать не в связи с научными достижениями нашего времени, а в связи с религиозно-философскими взглядами язычества, против которого она направлена (начало такому подходу положил еще Евсевий Кесарийский).

 

C.> <.> образный язык Библии часто прибегает к изобразительным средствам, присущим мифологии древних. Многочисл. антропоморфизмы, картины, подобные той, что дана в Пс 17:8-16 или Авв 3, черпают краски из мифопоэтической сферы. К этой же сфере относится изображение морского чудовища левиафана (Иов 40:20–41:26). Но за всем этим стоит определенный духовный смысл. В частн., левиафан олицетворяет силы хаоса, обуздываемого Богом (ср. Ис 51:9-10). Уточнению этого смысла помогает познание мифологич. эмблематики Древнего Востока. И, наконец, важнейшим элементом мифа в Библии является элемент догматический, вероучительный, богооткровенный. В отличие от античной философии свящ. авторы Писания не говорят о высших истинах абстрактным языком. Их язык насыщен символизмом, наглядностью; они рисуют "картину" там, где рациональное знание бессильно. Таковы сказания первых глав Кн. Бытия и апокалиптич. книги. Возвещенное в этой форме Откровение не только находит в мифе символику для абстрактно невыразимого, оно захватывает всё существо человека, а не только его мысль. За библ. мифологемами стоят реальности: в одних случаях — мистико-онтологические, а в других — и конкретно-исторические. Последнее исключительно важно для узловых моментов свящ. истории спасения. Некоторые сторонники мифологической теории полагали, что для христианства достаточно "идеи" Христа как мифологемы, в то время как Его историческая реальность может быть отброшена. Между тем в Церкви важна не просто "идея", а подлинное сотериологическое  событие: приход к людям Сына Человеческого, Который открывается и как предвечный Сын Божий (см. ст. Историзм Свящ. Писания).

См. тж. ст. "Символы библейские" в "Библиологическом словаре".

 

 

D.> Языческие космогонии. Представления язычников о миротворении при всём их многообразии можно свести к нескольким основным типам (см. подробнее приложение):

>  •  У мира не было начала. Исконная необъятная бездна Океана, будучи божественной по природе, родила из себя всех богов и всё, что наполняет небо и землю.

>  •  Хаотическая Бездна бога-Океана (или богини) была побеждена молодыми богами, ею же порожденными. Именно они внесли порядок в Хаос, образовали и населили землю, создали людей как своих слуг, обреченных работать на них.

>  •  Изначала было два божества — Света и Тьмы. Воюя между собой, они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.

> В этих верованиях, которые исповедовали люди повсюду от Индии до Греции, просматриваются основные религиозно-философские воззрения:

>  •  учение о нераздельности Бога и природы (пантеизм);

>  •  взгляд на природные явления как на форму деятельности множества богов (политеизм);

>  •  понятие о двух исконных божественных началах (дуализм);

>  •  взгляд на бесконечность мира, образующегося из стихий;

>  •  представление о космогенезе как результате битвы богов;

>  •  вера во всеобщую богиню-Мать (позднее образ ее слился с понятием о слепой Судьбе и Необходимости);

>  •  взгляд на Вселенную как обреченную оставаться неизменяемой или двигаться по кругу вечного возвращения;

>  •  убеждение в возможности человека магически (заклинаниями, ритуалами и пр.) воздействовать на божественные силы, чтобы обеспечить себе благоденствие.

> Многим из этих воззрений суждена была долгая жизнь, а в эпоху создания Библии они полностью господствовали среди окружавших Израиль народов. «<…> Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством — иноземного и отечественного происхождения», — <пишет С. Трубецкой>. Тема этого противостояния сокровенно присутствует уже в первой главе Бытия — в Шестодневе.

E.> Шестоднев (Быт 1:1–2:4). Шестодневом принято называть картину творения, нарисованную в Быт 1:1–2:4. Она открывается величественными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Здесь нет ни борьбы богов, ни предвечной материи, ни богини-Бездны (Океана), из которой образуется мир. Всё совершает волю единого, личностного Творца. По Его слову возникают свет и тьма, отделяются воды от суши, загораются на небосклоне светила, море и земля порождают растения и животных. И наконец, Бог создает человека по Своему образу и подобию. Повествование Шестоднева кратко, ибо оно есть только введение в Св. Историю, через которую познается воля Божия.

> Однако деяния Творца постигаются ветхозаветными мудрецами и через созерцание природы. <….. См. Пс 8; 103; 148; Иов 28.> В Ветхом Завете Премудрость Божия нередко олицетворяется. <См. Притч 8:22 сл.> Проявляется Мудрость в Слове Божием, которое есть свободное осуществление Высшего Разума и Всемогущества (Исх 55:10-11Пс 148:5).

> Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях:

 > 1.  силы природы — не боги; Бог один есть Первопричина мира (ср. Рим 1);

>  2.  Он открывает Себя как личное Сверхбытие;

 > 3.  Он открывает Себя в Своих деяниях (ср. Рим 1:20);

>  4.  Он творит мир Своим Словом (ср. Евр 11:3) и действует в нём;

>  5.  Он может действовать опосредованно, через стихии (второпричины);

>  6.  создание мира происходит не в один миг, а поэтапно: от простого к сложному, от неживого к живому, от животного — к человеку;

>  7.  Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, благодаря чему человек становится владыкой над тварями.

См. тж. "Пояснения к тексту Шестоднева" – в "Исагогике", т. 1, §17, п. 5.

 

 

F.> Шестоднев и естествознание. Говоря о «тверди» как оболочке, которая отделяет небесные воды от вод земных, бытописатель имеет в виду древневосточное представление о Вселенной. Согласно этому представлению, Земля со всех сторон объемлется мировым Океаном. Снизу ее поддерживают прочные «столпы», а сверху ограждает «твердь», по которой двигаются светила. С того времени как писалась Книга Бытия, представления о Вселенной менялись много раз. Как было уже сказано, Откровение не дает человеку в готовом виде то, что он может постигать собственным разумом. Основы учения о Творце не зависят от той или иной научной космогонии. Теория о вращении земли, современные гипотезы об эволюции Вселенной и жизни являются областью исследования науки. Но сами по себе многообразные и сложнейшие закономерности мира всегда остаются великим чудом; и чем более человек узнаёт о природе, с тем большим основанием он может повторять слова псалмопевца: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18:2).

См. тж.:
· о. Александр Мень о сотворении мира в "История религии", т. 1;
· его же лекция "Шестоднев";
· из его же кн. "Как читать Библию" – Повествование о сотворении мира.

 

 

 

G.> Второй рассказ о творении. Во <2-й главе> Бытия содержится картина творения — несколько иная, чем в Шестодневе. Шестоднев помещен вначале, так как он более развернуто повествует об этапах истории земли, однако второй рассказ, вероятно, более древний. Он уходит корнями в патриархальную эпоху, когда предки израильтян были тесно связаны с культурой Двуречья. Св. писатель раскрывает истины откровения, используя образный язык месопотамских народов. Но этот литературный «строительный материал» служит ему для изложения тех же истин, которые возвещает Шестоднев.

<…>

> Этот рассказ отличается живой непосредственностью и простотой. Но смысл его столь же глубок, как в Шестодневе. Его можно выразить в трех положениях:

>  •  Творец всего — благой единый Бог;

>  •  человек имеет двуединую природу;

>  •  человек не имеет в природе «подобных себе». Он — предмет особой промыслительной заботы, как царь творений, как существо, призванное трудиться над совершенствованием созданного Богом.

H.> Двуединая природа человека. По слову свт. <Иоанна> Златоуста, то, что плоть человека образована из «праха», есть «урок смирения». «Прах» (евр. צמר аф`ар — пыль) — синоним ничтожного, попираемого ногами (ср. выражение «лежать в пыли», Ис 26:19). И именно это существо, созданное из «праха», призывается быть владыкой твари. Таковым его делает «дыхание», или Дух Божий. Человек становится «душой» (евр. נמש н`ефеш), то есть личностью. Душа есть средоточие живого существа (см. Пс 83:3; 103:1). Свою душу человек получил непосредственно от Бога. В Быт 2 слово «н`ефеш» оказывается синонимом нашего понятия «дух» (евр. רוח руах). Между тем в Ветхом Завете слову «дух» нередко соответствует более поздний термин «жизненная сила». Если в христианской антропологии рассматриваются три элемента человека: дух, душа и тело (или дух и психофизическое целое), то в Ветхом Завете та же мысль выражена иначе. Душа (н`ефеш) соединяется с плотью (евр. בשר басар) и оживотворяется духом жизни (р`уах). В обеих схемах самым важным является двуединство человека, который есть сочетание природного, стихийного и богоданного начал.

Христианская антропология Ветхозаветная антропология
Тело


Душа
\
 \
 /
/
плоть
(природное начало)
Тело (басар)
Душа (нефеш) — как центр личности
Дух, даруемый Богом —
высшее личностное начало
Дух (руах) — жизненная сила, даруемая Богом

> Следует ли понимать рассказ Быт 2 о возникновении человека буквально? Уже в ветхозаветных текстах можно видеть свидетельства против этого. В Пс 138:13 сказано: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей». «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... — восклицает Иов. — Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня... как творог, сгустил меня» (10,8-10). С помощью этих метафор св. писатель говорит о Боге, создающем каждого человека, что отнюдь не исключает естественных «второпричин» рождения. Бл. Августин отмечает, что и глагол «вдунул» нельзя толковать буквально, в том смысле, что человеческая душа единосущна Богу. «Она от Бога, — говорит святитель, — но не субстанция Его» (О Кн. Бытия, VII,28,43). Точно так же образ «праха» есть символ, означающий связь человеческого тела с «землей», природой.

> Чтобы быть носителем духа, человеческая плоть должна была достигнуть высокого уровня совершенства. Ничто не мешает считать, что это совершенство было подготовлено длительной историей развития, о которой свидетельствуют открытия современной антропологии (см. приложение). Прп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорит: «До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» (). Позднее еп. Феофан Затворник выступает против буквального понимания Быт 2:7: «Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой и из животного стал человек» (Письма. М., 1898, т. 1, с.98). Другой православный богослов писал, что творение человека «совершалось постепенно и при участии естественных сил, как и всё творение; следовательно, образование проходило разные формы развития до тех пор, пока не сделалось способно принять дыхание Божие, т.е. стать человеком» (прот. А. Клитин. История религии. Одесса, 1910, с.497).

> В <католическом> богословии церковная точка зрения на этот вопрос была выражена в энциклике «Гумани генерис» (1950). В ней, в частности, сказано: «Церковное учительство не препятствует тому, чтобы учение об эволюции стало объектом изучения и обсуждения, в согласии с современным уровнем науки и богословия... в той мере, в какой оно исследует вопрос о происхождении человеческого тела, происходящего, как считают, от предшествовавшей органической материи (относительно же души, кафолическая вера утверждает непосредственное ее создание Богом)».

См. тж.:
· в кн. "Трудные страницы Библии" главы:
 III."Библейский рассказ о сотворении мира и наука";

 IV. "Первородный грех" (фрагмент "древний спор о происхождении зла");
 V. "Толкование Быт. 1-3 и церковное предание";
· в "Исагогике", т. 1:
 "Древо Жизни и Древо Познания" и «Двое — одна плоть» в §18 (пп. 4-5);
 там же пп. 1-4 §19;
 там же "Сказание о исполинах" в §19 (п. 6).

 

 

 

 

 

 

I.> Потоп (Быт 6:5-8:19). Бытописатель намеренно уделил внимание Ламеху в сжатом перечне допотопных поколений. Жестокость человека, ставшего отцом Ноя, подчеркивает «развращение» людей накануне катастрофы. О самой этой катастрофе израильтяне знали давно. Еще Авраам мог слышать предания о ней, когда жил в Месопотамии. Рассказ о потопе сохранен в Библии в виде двух преданий, соединенных в одно целое. Канва повествования и смысл — общие в обоих.

> Вопрос о потопе как геологическом факте еще не решен в науке. Явных следов наводнения, которое одновременно захватило бы весь земной шар, не обнаружено. Но трудно пройти мимо многочисленных легенд о потопе, известных у народов, географически удаленных друг от друга. С обзором этих легенд можно познакомиться по книге Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» (). <…..>

> Библейское сказание содержит отзвуки одной определенной версии истории потопа — той, что сложилась в Двуречье. В этом районе не раз происходили разрушительные наводнения, о чём свидетельствуют раскопки. Воспоминание об одном из них надолго врезалось в память шумерийцев и вавилонян. Следы этой катастрофы (IV тысячелетие до Р.Х.) обнаружил близ города Ура английский археолог Леонард Вулли. Наиболее полный вавилонский рассказ о потопе находится в эпосе о Гильгамеше ().

> Библейский рассказ повторяет в общих чертах схемы вавилонского. Но Св. Писание превращает древнюю легенду в назидательный урок. Нравственное растление человека, царя природы, делает природу бессмысленной, и она как бы возвращается в состояние древнего Хаоса (ср. Соф 1:2-3). Воды потопа символизируют демоническую стихию, затопившую сынов Адама. «Сожаление» Бога о создании человека — условный прием, призванный показать живое, личностное отношение Творца к происходящему на земле. Ной становится представителем праведного человечества, которое Бог сохраняет от Хаоса. Совершается как бы новое творение людей. Господь вновь обуздывает морской Хаос. <…>

См. тж.:
· в "Исагогике", т. 1:
 "Завет с Ноем" и "Начало новой цивилизации" в §19 (пп. 8,9);
 "Вавилонская башня" (§19 п. 11);
 "Шумерское предание о потопе"; "Вавилонское предание о потопе"; "Вавилонский миф о богах-строителях башни";
· из его же кн. "Как читать Библию" – Библия о праистории человечества;
· "Библейская этнография (наука о народах)" – прил. к §19;
· в кн. "Трудные страницы Библии" главу VI. "Ветхий Завет и доисторическое время" (фрагмент "Вавилонская башня").

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/b35_243.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
     
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»