=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История христианства, I–II века

Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: Ги Бедуэлл.
Из книги "История Церкви", из главы 3.

 
серия "История христианства"

 (примерно 3990 слов)

 

 

> Церковь и вызов универсальности: между иудаизмом, эллинизмом и неоязычеством

> В силу обстоятельств своего возникновения христианство, казалось бы, должно было свершиться и остаться в истории в качестве одной из многочисленных еврейских сект, оформившейся вокруг учеников некоего чудотворца Иисуса из Назарета в IX столетии по римскому летосчислению при императорах Тиберии, Калигуле, Клавдии и Нероне. Приверженцы этой секты в глазах современников ничем особенным не отличались, скажем, от саддукеев или ессеев; они так и продолжали бы носить имя галилеян или назареян, если бы как-то в Антиохии, что на реке Оронт в Сирии, не были прозваны – вероятно в насмешку – «христианами» (Деян.11:26).

> О том, на какой вызов предстояло ответить Церкви в первые три века своего исторического бытия, она узнала из уст Самого Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», – так передано торжественное повеление Спасителя Его ученикам в завершающих строках Евангелия от Матфея (Мф.28:19).

> В день Вознесения Церкви было поведано, что, исполняя это повеление, она дойдет «даже до края земли» (Деян.1:8). С того самого времени Церковь Христова стала искать свой собственный путь, расходящийся как с иудаизмом, так и с синкретизмом.

> На обращенный к ней вызов Церковь отвечала как бы в четыре этапа, которые можно было бы определить как: (1) разрыв с иудаизмом, (2) противостояние религиозным верованиям и философской мысли античности, (3) принятие христианства Римской империей, (4) оформление общепризнанного учения. В ходе этих четырех этапов была заложена основа универсальности Церкви – вероисповедной, культурно-интеллектуальной и, наконец, социальной.

> Проблема отношения к Израилю

> В контексте стремления Церкви к универсальности разрыв с иудаизмом не был для нее чем-то само собой разумеющимся. Действительно, еще задолго до разрушения Иерусалимского храма в 70 году еврейская диаспора охватила практически всю территорию Римской империи. Согласно современнику Христа философу Филону Александрийскому (ок. 21 до Р.Х. – 41 по Р.Х.), в одной только Александрии евреев насчитывалось не менее миллиона. При императоре Клавдии († 54) по всем землям империи их проживало около шести миллионов, причем в Палестине – меньше трети{}. Именно поэтому апостолы, и в первую очередь апостол Павел, проповедовали в синагогах еврейской диаспоры. В самом Иерусалиме евреи-"эллинисты", то есть проведшие значительную часть жизни в диаспоре, как сообщается в Деяниях Апостолов (6:1), читали Библию по-гречески – на языке, ставшем со времени походов Александра Македонского общеупотребительным в землях, вошедших позднее в состав азиатских владений Рима. Наравне с иудаистами последователи Христа обладали тем важным преимуществом, что их вера пользовалась статусом religio licita, то есть официально дозволялась властями империи, которые в какой-то мере считались с ее институтами; помимо этого, греческий язык, на котором вскоре будут написаны Евангелия, имел широкое распространение и был понятен практически всем.

> Иудаизм не представлял собой серьезного препятствия для проповеди среди язычников, так как еще ранее принял в свой обиход такую промежуточную категорию, как «прозелиты врат» (которые назывались так, поскольку им не разрешалось переступать порог Храма) или, по-другому, «боящиеся Бога»{}. От тех, кто подпадал под эту категорию, не требовалось ни обрезания, ни полного соблюдения Закона. Великий законоучитель Гиллель (ок. 75 до Р.Х. – 5 по Р.Х.), глава Синедриона, так учил своих единоверцев: «Возлюби тварь и приведи её к Торе». Такой образ действия евреев и имел в виду Христос, говоря «книжники и фарисеи, лицемеры..., обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного» (Мф.23:15).

> Отчего же тогда апостолы и особенно Петр и Павел, как мы узнаём из Деяний, не без споров и колебаний, но настоятельно вели первохристианскую общину к разрыву с Израилем? Начало этому разрыву положила речь первомученика диакона Стефана, в которой тот не просто вкратце изложил историю спасения, но также обрушил на евреев обвинения в жестокосердии (Деян.7). Потом было видение Петра в Ионнии (Деян.10), отменившее разделение на чистое и нечистое, которое служило основой всех предписаний Второзакония и Левита; затем – крещение сотника Корнилия, одного из «боящихся Бога».

> После того, как апостол Павел начал проповедовать язычникам, среди последователей Христа возникли разногласия по поводу взаимоотношений евреев и язычников и, в частности, по вопросу о том, необходимо ли язычникам подвергаться обрезанию и подчиняться требованиям Закона. Рассказу об этих разногласиях посвящена 15 глава Деяний. Как мы знаем, собравшийся в Иерусалиме «собор» составил апостольское послание, полагавшее в основу взаимоотношений между обратившимися из язычества и вышедшими из иудаизма христианами принципы, приемлемые для последних и в то же время не смущавшие первых. «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого», – писали апостолы (Деян15:28). Далее следовали пять запретов (Деян.15:29), соблюдение которых означало отказ от любого рода идолопоклонства, а именно такой отказ, как о том свидетельствуют книга пророка Даниила и книги Мучеников Израильских {По-видимому <автор имеет в виду, неканонические Книги Маккавейские, в особенности 2-ю и 4-ю> (приписываемые Иосифу Флавию), повествующие о страданиях за преданность вере ветхозаветных мучеников: старца Елеазара, Соломонии и семи ее сыновей.}, являлся наиболее важным, с точки зрения евреев, моментом.

> Однако вызов иудаизма был связан не только с обрядами, или, лучше, не в первую очередь, хотя обряды и наполняли собой повседневную жизнь людей того времени в каждый ее момент. Существенную роль в этом сыграла одна сугубо богословская проблема, которую апостол Павел следующим образом выявил в Посланиях к галатам и, позднее, к римлянам: если Закон утверждается верою (Рим.3:31), то верою же «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (8:14). Теперь родился Новый Израиль, простирающий руки к древнему избранному народу (10:21) и вбирающий его в себя на том условии, что тот признает во Христе Мессию, прихода которого чаяли патриархи и пророки.

> Павлу, таким образом, удалось разрешить, преодолеть, превзойти устоявшееся диалектическое противопоставление евреев и язычников благодаря тому, что на передний план он выдвинул понятие единого «Израиля Божия» (Гал.6:16){}. Он радостно приветствовал этот новый народ, делавший шаг в иное измерение, в иное время – во время христианское. В своем толковании на Рим.9:24 Эрик Петерсен (), проник в самую суть новизны апостола Павла: «Предназначенная к Славе, Церковь предполагает призвание в Церковь и евреев, и язычников. Обращенный к язычникам призыв стать частью Народа Божьего упраздняет собой еврейское различение евреев и язычников. В то же время оказывается превзойденным представление евреев об избранничестве, согласно которому один-единственный народ является богоизбранным и тем самым противопоставляется всем прочим... Призвание язычников в Народ Божий отнюдь не означает простого количественного увеличения... Для осуществления этого призвания необходимо, чтобы представления евреев об избранничестве были окончательно преодолены. Свершиться же это может лишь в эсхатологическую эпоху. Во времена мира Израиль один есть и пребудет избранным народом, и никакой из других народов не может не только влиться в Народ Божий, но даже просто уподобиться ему. Но времена Церкви – это времена эсхатологические, и отсчет им начался с обращенного к язычникам призыва войти в Народ Божий»{}.

> Если богословы II века, такие, как Ириней Лионский, Киприан Карфагенский или тот же Тертуллиан, в свое время станут превозносить <"Истинный Израиль">{}, по-видимому, в точности соответствующий уже существующей к их времени Великой Церкви, то апостол Павел, отвечая на вызов универсальности, шел по пути не отвержения или исключения, но богословской интеграции в едином видении, оставаясь верным этому видению даже тогда, когда дело приходилось иметь с неприемлемым для него, окрашенным в мессианские тона национализмом, весьма характерным для Палестины того времени.

> Те из язычников, в ком сказывалась универсальность даруемого во Христе спасения, вступали в неразрывную связь с тайной Израиля, создавая в то же время серьезные трудности для христианской проповеди и требуя исключительно взвешенного к себе подхода.

> Противостояние религиозным верованиям и философской мысли античности

> Деяния Апостолов неоднократно указывают нам то, как первая проповедь христианства сталкивалась с религиозными верованиями представителей различных групп населения: вспомним хотя бы восторженный прием, оказанный Павлу и Варнаве в Листре, где народ во главе со жрецом принял их за Зевса и Гермеса и пожелал, как таковым, принести жертвы (Деян.14:12-14). Дабы яснее донести до язычников новизну Христа, эту проповедь приходилось адаптировать к их чаяниям{}.

> Явилось ли христианство естественным преемником античных культов или же, напротив, ознаменовало собой радикальный разрыв со свойственным античному миру менталитетом, образом бытия, поведением? Прежде, чем отвечать на этот вопрос, хотелось бы привести слова, сказанные в 1905 году большим знатоком истории религий Францем Кюмоном{}: «Представьте себе, что современная нам Европа становится свидетелем того, как христиане отворачиваются от своих Церквей с тем, чтобы начать поклоняться Аллаху или Брахме, стать последователями Конфуция или Будды, принять установки синтоизма; вообразите себе, какое великое смешение всех рас и народов наступило бы, если арабские муллы, китайские мудрецы, японские бонзы, тибетские ламы, индусские пандиты вдруг в одно и то же время стали бы проповедовать у нас фатализм и предопределение, культ предков и поклонение обожествляемому властителю, пессимизм и освобождение через погружение в небытие; принялись бы возводить в наших городах экзотического вида храмы и совершать в них свои причудливые обряды. Эта воображаемая картина, которую будущее, возможно, еще воплотит в реальность, являет собой точный образ того религиозного разброда, какой царил в античном мире накануне эпохи Константина».

> Такого рода религиозность, порожденная широким распространением восточных культов и ставшая своего рода реваншем покоренных Римом народов, одновременно благоприятствовала и угрожала религии Христа. Воистину, «Оронт влился в Тибр», как воскликнул Ювенал (†140); все культы с их мистериями и диковинными обрядами встречали в Риме вполне терпимое к себе отношение. Почему же для христианства было сделано исключение? Ведь даже религия евреев, несмотря на всю свою ригористичность, признавалась «дозволенной религией».

> Христиан, однако, Рим терпимостью не встретил. Согласно Тациту, их вера и не была собственно религией; они были «атеистами» в этимологическом значении этого слова: у них не было богов. «Мизантропия» христиан отчуждала их от полноценного участия в жизни античного города, делала непригодными к ней. Готовые терпимо относиться ко всему на свете, римские язычники проявили нетерпимость в отношении христиан, поскольку те не терпели никаких других богов, кроме своего Бога.

> В том, что касается обрядов и обычаев, несмотря на отдельные исключения, и вопреки попыткам некоторых историографов отыскать в раннехристианской Церкви языческие черты, нельзя не настаивать на том, что с появлением христиан в этой области произошел решительный разрыв со старым. С обращением в новую веру императора последовала и революция в общественном устройстве империи.

> «Благодаря христианам изменились взгляды на важнейшие из отношений, в которые вступал человек на протяжении своей жизни: на отношения мужчины и женщины, отношения людей со своими богами... Благодаря им изменилось восприятие единственной безусловной в человеческой жизни реальности – восприятие смерти. Они привнесли изменения и в понимание меры свободы, с которой человек мог выбирать, какого образа мысли держаться и во что верить»{}.

> Таким образом, очевидно, что обращение в христианство требовало от язычника отречения, которое вырывало его из привычной среды, шло вразрез с его воспитанием и образованием, с интимными переживаниями: ведь от него требовалось отказаться от мести врагу, от роскоши и беспорядочности чувств, от магии и суеверий{}.

> Христианские авторы требовали однозначно отрицательного отношения к языческим верованиям и всячески стремились их демифологизировать. Так в IV веке Фирмик Юлий Матерн – возможно, потому что сам до обращения был ученым-астрологом и даже автором астрологического трактата, – став христианином, обличал «заблуждения мирских религий», выражавшиеся, с его точки зрения, в обожествлении природных элементов и поклонении им: воде, под именем Изиды; огню, почитавшемуся поклонниками Митры; земле, в лице богини-матери Кибелы, и воздуху, поклонение которому было связано с культом Юноны-небесной.

> В то же время, возможно, что распространившиеся в Римской империи восточные культы в известной мере подготовили почву, на которой предстояло произрастать христианству. Благодаря им население империи, до того строившее свою повседневную жизнь в соответствии с природным солярным циклом, познакомилось с восточными формами благочестия. Эти же культы, как считают многие исследователи, внушили римлянам представление о страдающем боге-спасителе – каким был, к примеру, Таммуз, божество вавилонского пантеона, во многих отношениях близкое греческому Адонису, – и тем самым привили им вкус к мистической или «мистериальной» религиозности{}.


> Но, помимо мира народных религиозных верований, в начале нашей эры существовал и мир языческой философской мысли. Апостолы стремились затронуть их своей проповедью и убедить; исполнение этой задачи выпало на долю самого блестящего и самого образованного из них – Павла из Тарса. Именно этой цели служила его известная проповедь в Афинах, которые и в 50 году нашей эры оставались культурным центром античного мира. Умело и со знанием цитируя поэтов Эпименида Кносского и Арата в переложении жившего в III веке до Р.Х. философа-стоика Клеанта, известного также своим Гимном Зевсу, Павел старался побудить собравшихся в ареопаге увидеть в Иисусе «неведомом Боге» (Деян.17:23). Неудачу проповедь св. Павла потерпела, вероятно, лишь потому, что слова о воскресении мертвых показались слишком необычными народу, весьма неоднородному по своему составу (Деян.17:21), который собрался послушать апостола, в сущности, за отсутствием других дел. В Афинах проповедь Павла заставила уверовать лишь небольшую горстку горожан; в Коринфе же ему сопутствовал гораздо больший успех, который можно объяснить тем, что жители этого города и происхождением своим, и душевной организацией были ближе к Востоку, а потому оказались более отзывчивыми к вести о новой религии, нежели их соплеменники-рационалисты{}.

> Таким образом, 17 и 18 главы Деяний Апостолов рисуют нам картину диалога христианства с Афинами и Коринфом – двумя городами, символически воплощающими в себе философский эллинизм, с одной стороны, и религиозную восприимчивость, с другой. Как полагал апостол Лука, «языки», то есть языческие народы, до некоторой степени не были лишены радостного знания о Боге, ибо умели испытывать благодарность за то, что «исполнены пищею и веселием» (Деян.14:17). В выражениях более торжественных Павел подтверждал возможность естественного знания о Боге: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Притязая на мудрость, не заблудились ли люди в дебрях своего собственного рассудка (Рим.1:22-23)? Или, напротив, не было ли их стремление к мудрости «приуготовлением к Благой Вести»? Споры вокруг этого вопроса разгорелись на самых первых порах существования христианства и по сути дела так и не стихли до сего дня.

> В конце II века Феофил Антиохийский в своем «Послании к Автолику», а в начале III столетия Тертуллиан резко отвергали языческую культуру. Но еще прежде них Иустин Философ, в 130 году окончивший свое долгое интеллектуальное странствие обращением в христианство, высказывался совершенно в ином роде. Исчерпав почти все существовавшие в его время философские системы, он почувствовал, как «пламя возгорается в его душе» – пламя Истины Христовой. В случае с Иустином мы имеем дело скорее не с разрывом, а с неким завершением: все постигнутые им системы несовершенны, но в меру того, сколько подлинно истинного есть в каждой из них, эти системы несут в себе «зёрна истины». Зёрна же истины и света от века насаждаются Словом Божиим – Логосом{}. В 165 году Иустин Философ принял мученическую кончину, на которую его, судя по всему, обрекло обвинение в принадлежности к христианам, выдвинутое одним из философов-киников. Императором в то время был известный в качестве приверженца стоицизма Марк Аврелий (161-180), тоже, кстати, философ.

> Пример Иустина в высшей степени показателен, и значение его необходимо как следует уяснить. Дело в том, что христианские апологеты, и в их числе Иустин, ни в коей мере не были этакими фальсификаторами, которые упрощали и искажали Евангелие, чтобы приспособить его к достижениям греческой философии. То, что они делали, было попыткой не примирения, но интеграции античной мудрости в тайну Слова Божия. Здесь сказывалась универсальность Благой Вести: происходила встреча реальности мысли и реальности мира с реальностью христианской тайны. Это было онтологическим утверждением, обращенным к самому существу человека. Каждый человек, уже только потому, что он – человек, связан узами родства с сотворившим его Словом; эти узы открывают человека Слову, дают ему доступ к Богу. Несколько позже к этой наиважнейшей теме обратится Климент Александрийский († ок. 215) и представит Христа в роли Педагога – учителя духовной жизни.

> Будучи исключительно отзывчивыми ко всему, в чём можно было усмотреть «приуготовление Благой Вести», как позже скажет историк и богослов Евсевий Кесарийский († ок. 340), эти авторы, тем не менее, постоянно наталкивались на глухое упорство со стороны язычников. Так во II веке философ Цельс, чье учение опровергал Ориген, выдвинул против христиан идею «Истинного Логоса».

> В области терминологии раннехристианское богословие легко заимствовало иудейские ветхозаветные категории, переориентируя их в соответствии с культурой своего времени. Христианские интеллектуалы использовали выражения из словаря стоиков, во множестве встречающиеся в писаниях апостола Павла, для того, чтобы выразить, к примеру, несказанную тайну происхождения Слова. Естественно, что и Платон также оказал некоторое влияние на христианскую богословскую мысль: даже такой сугубо библейского склада богослов, как Ориген († 254), своим учением о Логосе во многом обязан современному ему платонизму. Обращаясь к наследию Платона и главным образом к диалогу «Тимей», отцы Церкви стремились разглядеть в нём Plato christianus (Платона-христианина){}.

> В то же время, раннее христианство всячески стремилось избежать всего, что хоть сколько-нибудь походило на смешение, на синкретизм. В философском плане ему пришлось противостоять весьма тонкому и опасному противнику – гнозису, со всеми его разновидностями. Именно за множество вариантов Ириней, епископ Лионский († ок. 200), в своем трактате «Против ересей» назвал гнозис «грибницей». В том же трактате он показал принципиальную несовместимость христианства со свойственным человеческой мысли дуализмом. Веком позже свой вклад в предотвращение возможности влияния гнозиса на христианское богословие внес Ориген: чтобы раз и навсегда понять разницу между ясным учением о спасении во Христе и всевозможными синкретическими построениями гностиков, достаточно познакомиться с его толкованием на Евангелие от Иоанна{}.

> В этой напряженности между бдительностью, призванной не допустить коварного проникновения в христианское учение несовместимых с Откровением элементов, и благосклонным вниманием ко всему, в чём можно было усмотреть провозвестие о Христе, – к той же, например, Сивилле, прорицательнице из храма Аполлона, и другим языческим оракулам, – находит свое место поэтический символ{}. Раннехристианское искусство наглядно отображает этот труд разборчивого усвоения христианством античного наследия.

> В качестве примера здесь можно было бы указать на изображение Христа, собирающего вокруг Себя весь род людской, помещенное на потолочной росписи в римских катакомбах св. Каллиста: Христос предстает на этой росписи в образе Орфея, поэта и музыканта, своим искусством умевшего зачаровывать даже диких зверей; две голубки, сидящие рядом на ветвях дерева, подчеркивают сходство его фигуры с изображениями Доброго Пастыря. Близкая по сюжету мозаика, датируемая 450 годом, есть и в Равенне, в мавзолее Галла Плацидия.

> Зная о том, что в системе эллинизма история Орфея символизировала торжество сил зла в подземном царстве, легко понять, сколь велика была интегрирующая мощь христианства, увидевшего в нём поэтическое предвосхищение Того, Кто одолел ад {... В домашней часовне императора Александра Севера († 235) изображения Христа и Орфея непосредственно соседствовали одно с другим.}. В данной связи можно вспомнить также Христа-Гелиоса ватиканского некрополя. Итак, отныне «Великий Пан» мертв: на месте человеко-зверя теперь Богочеловек {Как рассказывает Плутарх [(† 125) «Почему оракулы молчат?», гл. 17], в царствование Тиберия некий корабельщик по имени Тамус, проплывая мимо острова Паксы, услышал громовой голос: «Великий Пан умер!..». Это означало конец прежнего мировосприятия.}. Это конец языческого мира.

> Христиане и империя

> До признания их религии империей христиане, действительно, пользовались миром сим, как бы им и не пользуясь (1Кор.7:31){}. Очень многие стороны жизни античного общества вызывали у них резкое неприятие, и они либо молча мирились с ними как с неизбежным злом, либо просто оставляли без внимания, что являлось проявлением своего рода общественного нонконформизма. Однако принимать участие в принесении жертв идолам языческих божеств или обожествляемых со времен Августа императоров христиане себе позволить не могли. Плиний Младший (61 или 62 – ок. 114) в бытность свою в 111-113 годах наместником Вифинии распознавал христиан среди своих подчиненных именно предлагая совершить такое жертвоприношение.

> О невозможности принять какое-либо обожествление государства свидетельствует вся история Церкви. Однако христианство не только никогда не призывало к восстанию против светской власти, но, напротив, как явствует из 13 главы Послания к римлянам, предписывало повиноваться властям предержащим. Всё, чего христиане хотели от государства, это пользоваться благами царившего в империи мира. И единственное, на что они не могли пойти в угоду империи, это идолопоклонство, пусть даже формальное и эпизодическое. Но, как полагали император Деций в 250 году и позже Диоклетиан в 304 году, такой отказ был оскорбителен для достоинства императора, а значит, являл собой угрозу безопасности государства. Как следствие, христианам пришлось пережить эпоху гонений – почти непрерывных, временами весьма кровавых. Но, с другой стороны, как говорил Тертуллиан, «кровь мучеников – семя христиан»{}.

> Как известно, параллельно с распространением христианства возрастали и претензии империи в сфере религии. За период от Нервы († 98) до Септимия Севера († 211) дело дошло до того, что императоров стали обожествлять при жизни. В то же время слухи о христианах и об их тайных и якобы кровавых сборищах возбуждали в общественном мнении обвинения в том, что христиане находятся в постоянной готовности к мятежу.

> Официально санкционированные гонения обрушивались на христиан несколькими волнами{}, которых первые христианские историографы, такие, как Лактанций († ок. 330) и, в особенности, Орозий (ок. 380 – ок. 420) в его «Истории против язычников» (417), стремились насчитать десять – по числу казней египетских.

> Первый удар христиане испытали в 64 году от императора Нерона (37-68), возложившего на них вину за пожар, почти полностью опустошивший Рим. Преследования, судя по всему, ограничились на этот раз пределами города, и, тем не менее, это был первый случай, когда против христиан было выдвинуто публичное обвинение в преступном деянии. К этому времени относится мученичество апостолов Петра и Павла.

> Домициан в 94-95 годы обрушился одновременно на христиан и иудеев. От этого гонения пострадали, в частности, принадлежавшая к императорскому роду Флавия, Домицилла, ее слуги Перевс и Ахиллевс, а также бывший в 91 году консулом. Маний Глабрион, что свидетельствует о проникновении христианства и в высшие слои римского общества.

> После процессов 112 года, отраженных в переписке Плиния Младшего с императором Траяном (53-117), преследования христиан, несмотря на сравнительно терпимое отношение к ним со стороны Адриана и Антонина Пия, спорадически продолжались и дали множество случаев мученичества. В 177 году в правление Марка Аврелия (121-180) имело место известное гонение в Лионе.

> Систематический характер гонения приобрели только при императоре Декии. В январе 250 года по его повелению был предан мученической смерти епископ Парижский (249-251) Фабиан, а в июне того же года Декий издал эдикт, в соответствии с которым все подданные империи под страхом смерти обязывались принимать участие в жертвоприношениях официально чтимым божествам. Мера эта, без всякого сомнения, была направлена в первую очередь против христиан. В результате многие из христиан совершали отступничество, другие же за деньги обзаводились фиктивными свидетельствами об участии в требуемых обрядах. Воздвигнутое Декием гонение смягчилось только со смертью императора в июне 251 года. В 257 году преемник Декия Валериан (253-259) запретил богослужебные собрания христиан. За нарушение этого запрета заточению и другим наказаниям подверглись многие епископы и великое множество мирян. Сын Валериана Галлиен (260-268) проявил себя в отношении христиан значительно более благосклонным и в 260 году отменил направленные против них эдикты отца.

> Последний страшный удар был нанесен по христианам императором Диоклетианом (284-305). Взойдя на престол, он на первых порах относился к христианам достаточно терпимо. Однако, поддавшись влиянию своего зятя Галерия, Диоклетиан 23 февраля 303 года обнародовал в Никомидии эдикт, имевший целью полное уничтожение Церквей и священных книг христиан, а со следующего года начались массовые их преследования. Начатая Диоклетианом антихристианская политика последовательно проводилась в жизнь до самой его кончины, причем с особой жестокостью – в восточных землях империи. В 311 году, незадолго до смерти, император Галерий (305-311) отменил действие диоклетиановых эдиктов.

> Но коренным образом положению дел предстояло перемениться только с обращением императора – но пока еще не империи – к Церкви. На этом окончился период гонений, хотя на всём протяжении истории Церкви христианизация народов и столкновения с государственной властью так или иначе снова и снова сопровождались насилиями и смертями.

> От эпохи гонений осталось множество замечательных свидетельств, запечатленных в Актах мучеников; сами же мученики в очень скором времени стали объектами поклонения. Прославлению мучеников, страданиями своими уподобившихся Христу, служил символический язык поэзии. Св. Игнатий Антиохийский († 107) называл цепи, которыми он был скован перед смертью, «перлами духовными» {Послание Игнатия к ефесянам, 11}. Епископ Смирны Поликарп († 155) сравнивал свои оковы с царскими диадемами {Послание к филиппийцам, 1,1}.

> В своем Послании к коринфянам св. Климент († 96) без малейшего колебания помещает молитву о здравии и процветании правителей Римской империи. Приводимые ниже слова были написаны вскоре после начала Домицианова гонения. «Дай нам, Господи, покориться имени Твоему всемогущему, и пресвятому, а также и тем, кто правит и повелевает нами в мире сем. Ибо это Ты, Господи, чудесною и несказанною силой Своей даровал им власть, дабы мы, зная, что от Тебя зримые нами слава и доблесть их, отнюдь не помышляя противиться воле Твоей, подчинились им. Дай им, Господи, здравия, мира и согласия, дабы беспрепятственно могли нести они бремя доверенной Тобою власти» {Первое Послание св. Климента, 60,4 – 61,1}.

> В этой молитве, выражающей продиктованную заповедью о прощении врагов лояльность христиан по отношению к империи, отразилась надежда многих христианских поколений на то, что и они в конце концов смогут пользоваться благами мира и согласия. Надежде этой предстояло сбыться только после обращения императора Константина.

<.....>

Приложения:

Основные даты, см. Хронологический указатель: I век, II век.

  • 26 г. – Понтий Пилат назначен прокуратором Иудеи и Самарии (до 36 г.).
  • 28 г. – Начал свою проповедь Иоанн Предтеча.
  • 30 г, 7 апреля (или 33 г., 3 апреля). – Казнь Иисуса Христа.
  • 34-35 г., – Казнь диакона Стефана. Фарисей Савл (впоследствии Павел) становится верующим в Христа
  • 37-38 гг. – Проповедь ап. Павла в Иерусалиме, Сирии, Киликии.
  • 41 г., 24 января. – Убийство Калигулы. Преторианцы провозглашают новым императором Тиберия Клавдия Нерона Германия (до 54 г.). Воцарение Ирода Агриппы I в Палестине. Римские войска безуспешно пытаются покорить германское племя хавков на р. Эльбе.
  • 44 г. – Римляне завоевывают Британию. В Иерусалиме по приказу тетрарха Иудеи Ирода Агриппы I казнен апостол Иаков Старший. Смерть Агриппы. Прокуратором Иудеи назначается Куспий Фад (до 47 г.).
  • 45 г. – Первое миссионерское путешествие ап. Павла по Малой Азии. Прокуратором Сирии назначается Гай Кассий Лонгин (до 49 г.).
  • 48 г. (или ранее). – Собор апостолов в Иерусалиме решает обращаться с проповедью о Христе не только к иудеям, но и к язычникам.
  • 48 г. – Прокуратором Иудеи назначается Вентидий Куман (до 52 г.). Второе путешествие ап. Павла – в Грецию (до 51 г.). По приказу Тиберия покончила с собой его третья жена Мессалина, чье имя стало символом "римского разврата" (она была обвинена в попытке государственного переворота).
  • 49 г. – Изгнание иудеев (возможно, вместе с христианами-иудеями) из Рима. Смерть правителя Халкиды Ирода.
  • 50 г. – ап. Павел пишет свои послания в Коринфе ("пастырские").
  • 25 февраля – Клавдий основывает на месте рождения своей племянницы Агриппины Младшей колонию "Колония Агриппина", ныне Кельн. Начало правления Агриппы II (до 100 г.).
  • 54 г., 13 октября – Отравлен имп. Клавдий. Начало правления его приемного сына Агенбарба, взявшего имя Нерон Клавдий Цезарь (род. 37 г., правил до 68 г.). Разрешение вернуться в Рим иудеям, изгнанным в 49 г.
  • Ок. 56 г. – ап. Павел пишет послание в Рим. Арест ап. Павла в Иерусалиме.
  • 62 г. – Разгром римского войска армянами и парфянами, мирное соглашение в Рондее. В Риме казнен ап. Павел, в Иерусалиме ап. Иаков Младший. Традиционная дата казни ап. Петра (неверна; казнен позднее). Прокуратором Иудеи назначается Альбин (до 64 г.).
  • 64 г., 18-19 июля – Девятидневный пожар в Риме. Сожжение христиан, обвиненных в поджоге. Прокуратором Сирии назначается Цестий Галл (до 65 г.). Прокуратором Иудеи назначается Гессий Флор (до 66 г.).
  • 66 г.
    15 мая – наместник римлян Гессий Флор устраивает в Иерусалиме резню: убито 3600 человек, вопреки закону распято несколько иудеев, имевших звание римских всадниов. Восстание в Иудее против римлян, освобождение Иерусалима:
    15 августа – евреи взяли штурмом замок Антония. Начало Иудейской войны — подавления восстания римской армией (до 73 г).
    6 сентября – евреи во главе с Манаимом штурмом взяли Иерусалим, убив при этом первосвященника Ананию. В этот же день еврейский погром в Кесарии, погибло 20 тыс. человек.
    30 октября – неудачный штурм Иерусалима римским полководцем Цестием.
    8 ноября – разгром армии Цестия евреями в Бет-Хорон. Христианская община Иерусалима уходит в Пеллу, к востоку от Иордана.
  • 67 г.
    25 июня. Веспасиан берет штурмом галилейский город Яфу, убив до 15 тыс. человек.
    27 июня Веспасиан истребляет 11 600 самаритян на горе Гаризим.
    1 июля римская армия берет штурмом Иотапату, оборону которой возглалял Иосиф Флавий.
    8 сентября римские войска в битве Капернауме берет в плен тысячи евреев.
    23 октября римская армия захватывает Гамалу, восставшую 24 сентября. Прокуратором Сирии назначается Лициний Муциан.
  • 68 г.
    4 марта – римские войска входят в Гадару (в Палестине).
    3 июня – армия Веспасиана захватывает Иерихон.
    9 июня – преторианцы свергают Нерона, который кончает с собой; конец династии Юлиев-Клавдиев. Римляне уничтожают общины ессеев в Кумране.
    9 июня – испанские и галльские легионы провозгласили императором наместника в Испании Сервия Сульпиция Гальбу.
  • 69 г.
    2 января – германские легионы провозглашают императором Авла Вителлия.
    15 января убит имп-р Гальба, преторианцы провозглашают правителем Отона, наместника Лузитании.
    14 апреля – в битве при Бедриаке армия Вителлия разгромила войска Отона, который покончил с собой.
    5 июня Веспасиан выступает в поход из Кесарии и успешно завоевывает Бевилу и Хеброн.
    1 июля в Египте провозглашен императором Тит Флавий Веспасиан.
    15 июля торжественное вступление в Рим Вителлия. Восстание Аникета в Трапезунде.
    20 декабря в Риме в ходе боев погибли Вителлий и брат Веспасиана Сабин.
    22 декабря императором провозглашен 60-летний Веспасиан (до 79 г.), основавший династию Флавиев (69 – 96 г.). Началось (до 70 г.) восстание германских племен (батавы, фризы, узипеты, хатты) против Рима.
  • 70 г. 14 апреля – перед Пасхой в Иерусалиме на зилотов нападают сторонники Иоанна Гискальского.
    10 сентября – римские войска под руководством Тита взяли Иерусалим и сожгли Храм в тот же день, когда Храм был сожжен Навуходоносором в 587 г. до Р.Х. Подавлены восстания в Галлии и Понте. В честь победы в Риме сооружается триумфальная арка, стоящая и ныне. Наиболее ранняя из предполагаемых дат написания Нового Завета. Прокуратором Иудеи назначается Секст Цереалий Вителлиан (до 71 г.).
  • 73, 15 апреля. Римляне после долгой осады захватили иудейскую крепость Масада у Мертвого моря. Защитники крепости, не желая сдаваться захватчикам в рабство, покончили с собой (погибло 960 человек). Прокуратором Иудеи назначается Флавий Сильва.
  • 74 г. Присоединение к Риму западной Киликии.
  • 77 г. Началось (до 85 г.) покорение Северной Британии римскими войсками под руководством Гнея Юлия Агриколы (вплоть до Шотландии).
  • 79 г. Эпидемия чумы в Риме.
    24 июня ум. Веспасиан. Императором стал его сын Тит (до 81 г.).
    24 августа. Извержение Везувия, гибель Помпеи, Геркуланума и Стабия.
  • 80 г. Пожар в Риме. Щедрые раздачи императором Титом компенсаций за ущерб от пожара. Окончание строительства амфитеатра Флавиев ("Колизея") на 50 тысяч зрителей.
  • 81 г., 13 сентября. Смерть имп. Тита. Начало правления его брата Домициана (до 96 г.).
  • 83 г. Поход Домициана на германцев, завоевание земель к востоку от Рейна, строительство пограничного вала ("лимеса").
  • 84 г. Первые репрессии Домициана против сената.
  • Ок. 85 г. – в синагогальную службу вставляется проклятие на христиан: "Да будут внезапно разрушены и выкинуты из книги жизни назаряне и еретики".
  • 86 г. Начались войны римлян против даков (86 – 89 г.) Первые капитолийские состязания. Домициан принимает обращение "господин и бог".
  • Ок. 95 г. – Ап. Иоанн пишет Апокалипсис. Послание Климента, еп. Рима, в Коринф. Репрессии против иудеев в Риме, казнь Флавия Клемента за "атеизм", изгнание из Италии философов.
  • 96 г., 18 сентября – В результате заговора погиб Домициан. Начало правления императора Нерва (до 98 г.), основавшего династию Антонинов (до 192 г.). Нерва усыновил и сделал своим соправителем полководца Марка Траяна. Гонения на христиан в Риме.
  • 98 г., 28 января – Начало правления императора Траяна (98 –117 г.), высший подъем Римской империи.
  • Ок. 100 г. – Смерть Агриппы II. Смерть Иосифа Флавия

 

  • 101 г. Начало (по 106 г.) – войны Рима с дакским царем Децебалом. Дакия была завоевана и превращена в римскую провинцию. В честь победы устраивались гладиаторские игры, в которых гибли и христиане (Игнатий Антиохийский, ок. 107).
  • 107-111 гг. Мученичество Игнатия Антиохийского.
  • 112-113 гг. – переписка Плиния с римским имп. Траяном об отношении государства к христианам (решение не вводить государственного обвинения, но судить по частным доносам, только не по анонимным).
  • 116 г. – Восстание иудеев в Киренаике и во вновь образованных провинциях Рима.
  • ок. 130 г. – Послание Варнавы (иудеям о превосходстве христианства).
  • 132 г. – Начало иудейского восстания против римского владычества (по 135 г.). Восстание Бар-Кохбы. Подавлено римским полководцем Юнием Севером.
  • 138 г. Началось правление императора Антония Пия (с 138 по 161 г.). Введены законы, карающие господ за убийство рабов, предписывающие принудительную продажу рабов чрезмерно жестоких хозяев.
  • 140 г. – В Риме начинается проповедь гностиков Валентина и др.
  • 140-154 гг. – "Пастырь" Ермы: сочинение христианского апологета, в т.ч. критикующее Римскую церковь за обмирщение.
  • 154 г. – Поездка еп. Поликарпа Смирнского в Рим, спор с папой Аникетой о времени праздновании Пасхи (не окончен).
  • 160-е гг. – Егезипп пишет первую историю Церкви (сохранились цитаты в "Истории" Евсевия Кесарийского).
  • 161 г. Начало правления императора Марка Аврелия (с 161 по 180 г.). Сперва правил совместно с Луцием Вером.
  • 162 г. Начало войны Рима с Парфией (по 166 г.). Восстановление протектората над Арменией.
  • 163-167 – мученичество Юстина.
  • 170 г. – Начало конфликта вокруг Монтана, Присциллы и др., – движение "нового пророчества".
    Лаодикийский Собор (решался вопрос о дне празднования Пасхи).
  • ок. 170 г. – послание Дионисия, еп. Коринфского (сохранилось в отрывке у Евсевия).
  • 176 г. - Рескрипт (письмо) Марка Аврелия против христианства.
  • 177 г. – Суд над христианами в Галлии (Лионе) и их казнь (Лионские мученики). "Апология" Афинагора в защиту христианства как продолжения монотеистических тенденций философов.
    Апология Афинагора.
  • 190-е гг. Спор о времени праздновании Пасхи между папой Виктором и христианами Азии. Послание папе Поликрата еп. Ефесского. Папа Виктор отлучает от Церкви Феодота Кожевника за ересь "динамизма".

 

см. также:

• В рассылке "ХП" выпуски о I в., о II в.
(к сожалению, почти все ссылки в этих выпусках уже не актуальны.)

В кн. Хусто Л. Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

В кн. Михаил Поснов. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Гл. "Духовность ранней Церкви" в кн. Джордан Омэнн. ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Б. Мецгер о формировании канона Нового Завета (+ ссылки)

еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение

Заметки Якова Кротова по истории христианства

• очень подробно: В. Болотов. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

• очень подробно: Я. Пеликан. Возникнование кафолической традиции [100-600] / (PDF)

свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви

"Схематическая история христианства"

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/i01_015.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии