=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История христианства, IV век

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Выпуск составлен из:

a) текста выпуска этой рассылки, вышедший в 2005 г.,
(
составленного в свою очередь по материалам:
1) Михаил Поснов. История христианской Церкви / Часть 2. Период вселенских соборов. (гл. 1 и 2)
2) Йозеф Лортц. История Церкви / Второй период. Церковь в "христианской" Римской империи.
3) А. Амман. Путь отцов. Краткое введение в патристику / Четвёртый век krotov.info/history/04/kern/page11.htm).
(текст в рамке.)

б) материала из книги:
свящ. Александр Мень. История религии. Учебник. (Книга составлена "по материалам книг, написанных отцом Александром".) Том 2, разделы 1112 и 13.

(Подчеркивание – редактора рассылки.)

 

Приложение:
По
Хронологии VI в. на сайте "Библиотека Якова Кротова".

 
серия "История христианства"

 (примерно 3900 слов, не считая приложения)

Предыдущие выпуски по теме:
I-II вв.; III в.

B IV веке христианство распространилось, усилилось и закрепилось: 1) в восточных провинциях: Малая Азия, Сирия и Египет покрылись сетью общин, успевших приобрести большое влияние. Епископы Александрии и Антиохии были влиятельными лицами не только в жизни города, но и всей провинции. При имп. Константине христианство распространилось в Эфиопии, Иверии (Грузии) и Индии. Император оказывал содействие делу миссии. Многочисленные и влиятельные общины встречаются и на Западе – в Италии, Африке, Риме и Карфагене. 2) Христианство выступает теперь более или менее организованным в провинциях, которые до сих пор были мало или совсем не затронуты им. Христианство в Испании и Галлии проникло в южные области.

Распространение христианства вне границ Римской Империи – у германцев, франков, бриттов – связано с великим переселением народов, положившим начало "Средним векам" и новым государствам.

 

По мере восхождения к власти Константина отношение к Церкви менялось, и когда он стал полновластным владыкой Империи, Церковь после двух веков преследований была признана в правах, а затем стала блюстительницей государственной религии. Император, озабоченный восстановлением единства и укреплением государства на новых основаниях, сообразил, сколь полезным союзником в этом деле может оказаться христианство. Перемена была столь разительной, что многим современникам грезилось установление Царства Божия на земле.

Но на самом деле разрешенной Церкви выпало теперь "испытание не менее грозное, чем гонения, – тягостная опека государства". Видные деятели Церкви почувствовали угрозу и воспротивились преемникам Константина. Понять их нетрудно, если вспомнить, что вселенский Никейский собор был созван по решению императора, а не Папы Римского, и проходил у него во дворце. Сам кесарь говорил вступительную речь (хотя он еще не был крещен!).

Люди, вступавшие в Церковь, естественно не могли сразу отречься от своих прежних воззрений. Римские язычники привыкли смотреть на государя, как на высшего представителя не только в делах управления, но и религии. Это воззрение римляне, становясь христианами, переносили автоматически и на императора христиан. Такое понимание противоречило христианскому принципу разграничения "Кесарева" и "Божиего".

Внешняя картина общественной жизни начала быстро меняться. Хотя язычество еще не умерло, высшие государственные посты, в значительной степени определявшие облик общественной жизни, отныне были заняты христианами. День, в который вспоминалось Воскресение Христа, был узаконен как день отдыха. Отменена казнь через распятие; запрещены гладиаторские бои как вид наказания. Право распоряжения и наказания в отношении рабов и детей становилось более человечным. Появился ряд законов, направленных на защиту семейной жизни и общественной нравственности. Были запрещены частные языческие жертвоприношения. На монетах появились христианские эмблемы. При этом Константин всё еще запрещал преследовать граждан-язычников за их веру.

Но вскоре в борьбе с язычеством стало применяться и насилие. Евангелие свидетельствует, что христианское учение не должно распространяться насильственно. Пока христиане были в меньшинстве и вне закона и подвергались преследованиям, они придерживались этого принципа. После того как Константин дал христианам свободу, епископы со своими общинами, а значит, и вся Церковь как таковая, получили официальную власть и все гражданские права; и очень скоро в той или иной форме проявляется прельщенность властью. Рвение во имя истины заставляло иногда – а позднее и часто – забывать заповедь любви, как по отношению к язычникам, так и еретикам, и иудеям.

Однако в Церкви всегда были люди, отвергавшие применение силы. Например, свт. Амвросий, хотя и выступил вместе с возмущенной толпой против узурпации церкви арианами и счел правомерным разрушение синагоги, высказался за отлучение галльских епископов, выступивших за смертную казнь еретиков; такую же позицию мы находим у Папы Сириция и Мартина Турского.

Политическое вмешательство в дела Церкви серьезно угрожало ортодоксии. Императоры, попавшие под влияние придворных епископов, брались законодательствовать в богословии, как в политике. "В один прекрасный день Церковь проснется арианской", – замечал трезвый Иероним Стридонский§. На высоте положения оказались епископы, подобные Афанасию и Иларию. Их сопротивление не сломили ни козни, ни ссылки. Уступить, в конце концов, пришлось Империи.

См. также: Яков Кротов. Как не нашли крест Христов

Множилось число церковных зданий, языческие храмы начали пустеть, христианский культ становился богаче (образцом ему служили, в частности, пышные церемонии императорского двора). Константин возвел в Иерусалиме храм Гроба Господня. Но самое главное – на месте и из материалов нероновского цирка была возведена базилика св. Петра, простоявшая до начала XVI в.

Константин подарил Римскому папе Латеранский дворец; римский епископ занял высокое положение в светском, социальном отношении, что оказалось существенным и для его авторитета в Церкви.

Массовый приток новых членов в Церковь имел негативные последствия: быть христианином стало выгодно, и это привело к снижению нравственного уровня. Еще опаснее было почти неизбежное заимствование языческих нравов и обычаев, которые хотя и были "крещены" Церковью, но несли в себе скрытую опасность сохранения глубоко укоренившихся языческих представлений (например, могли сохраняться языческие праздники, лишь дополненные внешне христианской символикой).

 

В IV веке великие учители Церкви продолжали бороться против ересей. Своей жизнью и сочинениями трое каппадокийцев – Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский – опровергали заблуждения.

Вторая половина столетия – эпоха идейного расцвета Церкви. Главнейшие пастыри и богословы, как на Востоке, так и на Западе, созревшие в школах языческой культуры, поставили античную мысль на службу Евангелию.

"Отцам IV – начала V вв. принадлежит драгоценнейшая заслуга соединения наследия античности, еще не вполне затронутого распадом, с христианской духовностью, достигшей подлинной зрелости". (А.Марру)

Их деятельность и их творения открывают новую эру и начинают историю христианской цивилизации.

В союз с властителями и богачами они никогда не вступали, но, постоянно напоминая им о великих началах справедливости и уважения к человеку, закладывали основы христианского правопорядка.

По большей части они крестились в зрелом возрасте, хотя и происходили из христианских семей. После учебы им доводилось подвизаться на мирском поприще. Все греческие отцы проходили своеобразную выучку у отцов-пустынников и возвращались к ним же. Они становились сначала священниками, потом епископами. Этот век славен великими епископами.

 

Христиане всё еще оставались в империи меньшинством, и язычество, несмотря на медленное самоугасание, не лишилось сил... Насильственная религиозная политика сыновей Константина доставила христианству внешний успех, но раздражила язычников и вызвала на оппозицию всё то, что оставалось еще живым в язычестве. На Западе язычество было связано с политическими традициями, а на Востоке – с философскими и литературными. Во имя защиты религии богов возможно было единение между всеми языческими элементами империи – между образованными и необразованными классами. И это единение оно повело лишь к упразднению самой позиции язычества. Личная судьба императора Юлиана сложилась так, что он стал чуждым христианству... Перед реформацией Юлиана, язычники считали, что у них есть философия, разнообразные культы (римские, греческие, восточные)... Когда же всё это постарались привести в действие, то оказалось, что у них уже нет живой религии, и вообще нет ничего твердого и жизненного. Для образованных людей язычество свелось к эстетике. А из господствовавшего тогда "неоплатонизма" вырос языческий либерализм. Не само, внутренне будто бы крепкое, язычество вызвало юлиановскую реакцию, но воля самодержца. Поэтому юлиановская реформация оказалась лишь эпизодом, который в конце концов послужил тому, чтобы доказать всему миру падение язычества.

 

> Новая эпоха, наступившая с объявлением христианства государственной религией, поставила перед Церковью и новые проблемы. Ведь с первого же момента своего существования христианство представляли различные течения, часто не во всём согласные, а порой и конфликтующие друг с другом.

> Но если во времена гонений эти течения объединялись, чтобы выстоять в трудной борьбе с общим врагом, то теперь объединяющее начало исчезло.

> Поэтому Церкви пришлось сконцентрировать свое внимание не столько на вопросах нравственных (), сколько на вопросах собственно христианского вероучения как стройной философской системы, что встречалось и раньше, но теперь христианство вышло за рамки тесных кружков и школ и богословие стало достоянием широких масс. При этом не только язык эллинской философии стал языком христианского богословия, но и сам эллинский дух с присущим ему полемическим задором и неодолимой тягой к систематизации, нашел себя в христианстве. Подобно тому как в Греции на площадях происходили оживленные споры и столкновения различных партий, так и новая христианская догматика стала предметом ожесточенной борьбы. Словопрения и идейные схватки среди представителей различных христианских течений разгорались вокруг вопросов Воплощения, триединства, искупления, тайны Церкви и других основополагающих понятий христианства.

> Перед Церковью встал вопрос: какое из течений внутри христианства действительно представляет неискаженную Истину Христову? Где истинная Церковь, – православие, а где ересь? {Православие (греч. ортодоксия) – правильное учение Церкви; ересь (особое вероучение) – отклонение от правильного учения Церкви. Поскольку всякая ересь прежде всего объявляет себя истинной верой, вопрос о ересях в истории Церкви всегда решался Соборами, а не отдельными богословами. При этом следует помнить, что под православием здесь имеется в виду не нынешнее вероисповедание Восточной Церкви, отличное от католического, а общее вероучение Церкви эпохи Вселенских Соборов. В этом смысле вероучение древней Западной Церкви вполне можно называть православным.}

> Ответы на эти вопросы и составляли главное содержание последующей эпохи церковной истории – эпохи Вселенских Соборов (IV–VIII вв). В борьбе с различными отклонениями от христианской истины Церковь разрабатывала понятийный аппарат христианского богословия, с помощью которого излагала и уточняла положения христианского вероучения. Эти положения суммировались и закреплялись в кратких формулах или символах веры.

> Первым и серьезнейшим испытанием для внутрицерковной жизни явилась арианская смута, буквально потрясшая христианский мир.

> Арианство и первые Вселенские Соборы

> В 318 году Александр, епископ Александрийский, прочел местным пресвитерам проповедь о тайне Святой Троицы. Ему стал возражать ученый-аскет и известный проповедник пресвитер Арий. Стремясь подчеркнуть абсолютное единство Бога, Арий учил, что Сын был не предвечен, а сотворен Отцом, из чего следовало, что Сын Божий отличен от Отца и не обладает полнотой Божественности. Подходы Ария к решению христологических {Христологические вопросы связаны с личностью Иисуса Христа и соотношением в Нём Божественной и человеческой природ.} вопросов коренились в греческой философии и носили сугубо рационалистический характер. Подобные взгляды решительно противоречили складывавшемуся учению Церкви, которое отстаивали богословы Рима и Александрии.

> Талантливый проповедник и поэт, Арий стал страстно пропагандировать свои идеи. Между его сторонниками и противниками разгорелась напряженная борьба. Дело доходило до уличных столкновений. Волнение охватило всю Церковь, в связи с чем появилась необходимость общецерковного решения возникших проблем.

> Летом 325 года император Константин за государственный счет в городе Никее созвал всеимперский съезд представителей Церкви. Съезд этот и вошел в историю как Первый Вселенский Собор.

> <...> Ученый и историк Евсевий Кесарийский и испанский епископ Осий возглавляли Собор вместе с императором. Среди присутствовавших были и живые свидетели прежних времен, пострадавшие от гонений исповедники веры, суровые отшельники и осторожные придворные богословы. На Собор съехались не менее <220> епископов, среди них и Арий с группой поддерживавших его епископов во главе с Евсевием Никомидийским. Арианам противостояло большое число епископов во главе с Александром и его секретарем Афанасием, молодым талантливым архидиаконом, впоследствии патриархом Александрийским. Наибольшее число участников Собора занимали компромиссную позицию; их возглавлял Евсевий Кесарийский.

> Афанасий показал себя самым решительным противником взглядов Ария. Прежде всего, он отверг положение о рациональной познаваемости Бога, заложенное в арианстве. Не уступая Арию в образованности и умении аргументировать свои выводы текстами из Священного Писания, Афанасий обрушивался на тех, которые, по его словам, хотят достичь невозможного, "предаваясь пытливости и желая исследовать глубины Божии, которых никто не знает, кроме унижаемого ими Духа Божьего". Но из этого не следует, утверждал Афанасий, что Бог совершенно скрыл свое лицо. Оно открыто для истинного разума, которое воспринимает Откровение. Основное же внимание Афанасий посвятил христологическому вопросу: опровергая заблуждения Ария, он утверждал равность, предвечность и единосущность Христа с Отцом.

> В результате многочисленных дискуссий на Соборе был выработан Символ веры. В нём говорилось о Боге-Вседержителе – Творце всего мира, о Сыне Божием, воплотившемся в Иисусе Христе.

> Церковная истина нашла здесь свое полное выражение. Христос был признан Единосущным Отцу и одновременно Человеком, жившим в определенный момент истории (поэтому в Символ веры и вошло имя <прокуратора Иудеи> Понтия Пилата). В тексте Символа была зафиксирована, хотя и кратко, вера в Святого Духа.

На самом деле с Арием всё не так просто. См.: Яков Кротов. Чего хотел Арий /Историка настораживают несколько фактов из истории борьбы с Арием./

> Наиболее решительное сражение произошло в связи с введением в текст Символа слова "единосущный". Для Ария, а также Евсевия Никомидийского и других представителей партии ариан согласиться с этим было бы равносильно признанию Христа равным по сущности Богу. Этого они сделать не могли. Участники Собора стали обсуждать возможность замены нового понятия.

> Евсевий Кесарийский и его сторонники предложили заменить слово "единосущный" на "подобосущный", но Осий и Александр при поддержке Афанасия были неколебимы. Они понимали, что на их плечи ложится ответственность за сохранение истинного христианского учения. И они победили. Истина как будто восторжествовала, но император Константин совершил трагическую ошибку, в очередной раз подменив суд Церкви судом императорским. Увидев, что большинство членов Собора склонилось на сторону нового Символа, Константин отправил в ссылку непокорных арианских вождей. Собор был закрыт. Но оказалось, что это только начало борьбы.

> Через некоторое время арианство стало опять набирать силу и вскоре почти повсеместно одержало победу. Успеху арианства содействовало ближайшее окружение Константина. Сыграли свою роль и интриги арианского духовенства, и ошибки православных. В течение почти полувека ортодоксия была гонима правительством и ее защитников можно было пересчитать по пальцам. Огромную роль в отстаивании христианской истины сыграл Афанасий, избранный предстоятелем Александрийской кафедры. Опираясь на авторитет своего сана, он занялся активной проповеднической и литературной деятельностью, за которую ему пришлось немало пострадать в период господства ариан.

> Собственно, принципы, провозглашенные на Никейском Соборе, были спасены Афанасием. Оставаясь почти в одиночестве, он победил потому, что отстаивал Истину.

> Однако арианство еще не было сломлено, хотя и стояло на пороге своей гибели, с каждым днем распадаясь на бесконечные толки и секты. Окончательному угасанию арианства препятствовала поддержка его правящей династией. <...>

> В 381 году был созван II Вселенский Собор в Константинополе, на котором император Феодосий I утвердил Никейский Символ. Там же, на Константинопольском Соборе, Никейский Символ веры был дополнен определением о Святом Духе. Таким образом, православное понимание веры в единую и нераздельную Троицу было окончательно сформулировано. Кроме того, в Символе веры нашло отражение православное понимание Церкви, веры христиан в спасительную силу крещения и спасение через искупительную смерть Христа. Этот Символ веры, получивший название Никео-Константинопольского, был утвержден на Халкидонском Соборе <в> 451 году, и с тех пор он является официальным Символом веры нынешней православной Церкви (а также в слегка измененном виде Католической Церкви). <...>


* * *

> "Берегитесь закваски фарисейской". Как показывает дальнейший путь Церкви, это предостережение Христа стало пророческим.

> Христианство, которое входило в жизнь общества, но не стремилось преобразить его, стало рабом общества, рабом мира. Сам же мир на рубеже Средневековья испытывал глубочайший кризис и упадок. Наряду с зарождением феодальных отношений, давших толчок развитию материальной цивилизации, оживлению экономической жизни, бурному росту городов, культура роковым образом угасала. Языческий мир изжил себя: его представления о мире выродились в крайние формы скептицизма и в дикие суеверия. Церковь, казалось, была призвана спасти культуру, но компромисс, который она заключила со старым миром, определил ей иную судьбу. Общее разложение не миновало и Церковь: священнослужители в своей деятельности руководствовались исключительно честолюбивыми помыслами, миряне же напоминали скорее толпу фанатиков, чем членов Церкви Христовой. Те же, кто свято оберегал в душе огонь Истины, были зачастую бессильны остановить этот процесс.

> Христианству было суждено выстрадать и пережить и гордость князей Церкви, и горькое унижение и бессилие перед лицом мировой истории. Такая судьба постигла Церковь как жестокая кара за грех исторического христианства, пропитавшегося языческим духом, но одновременно она явилась великим уроком будущим поколениям христиан.

> Григорий Назианзин <(Богослов)> первым почувствовал пропасть, которая разделяла историческую Церковь и подлинную Церковь как Тело Христово. Антагонизм между церковными кафедрами Запада и Востока всё более обострялся. Рим был суров, правоверен, но настаивал на своем главенстве. Александрия от благородной и просветленной христианской свободы скатывалась к суеверию и нетерпимости и наряду с Антиохией соперничала с Римом за первенство в христианском мире. Константинополь объявил себя вторым Римом, но и его раздирали богословские распри и церковные интриги. Падение нравов в Византии было ужасающим: повсюду царили коррупция и разврат.

> Вынужденно покидая II Вселенский Собор 381 года и отрекаясь от патриаршества, Григорий Богослов предостерегал: "Восток и Запад разделился на две противные стороны и есть опасность, что они составят разные уделы по своему упорству во мнениях".

> Всё происходящее, по словам Григория, есть результат смешения Евангельской вести со старым языческим образом жизни и даже с языческими моральными понятиями: общество ищет "не иереев, не созидателей душ, а копителей богатств, не жрецов чистых, а могущественных представителей".

> За Константинопольским Собором последовал период окончательного духовного разделения Церкви на Восточную и Западную.

> Латинское христианство

> Римской Церкви поначалу удавалось активно насаждать христианскую идею в народах Западной империи, но в итоге папский престол сам заразился мирским духом.

> Папы стремились утвердить свое первенство в христианском мире, основывая свои притязания на предании об основании Римской Церкви апостолом Петром. Кроме того, немаловажное значение имел и статус Рима как столицы некогда могущественной Римской империи: епископ царственного города должен был обладать и царским достоинством. Именно эти причины лежали в основе притязаний Рима на первенство.

> В своей церковной деятельности Папы опирались на силу государства, но, постепенно обретая могущество, начинали ставить себя выше светской власти – тем более, что Западная империя была сильно ослаблена.

> Ярким выразителем идеи папства в IV веке был Папа Дамас. <...> он занимал папский престол с 366 по 384 год. В конкурентах у него недостатка не было: кафедра св. Петра очень рано стала почетным и доходным местом. Один языческий чиновник даже заявлял: "Я перейду в христианство, если меня сделают римским епископом". Об образе жизни некоторых римских первосвященников с возмущением отзывался Григорий Назианзин. Клирики, по его словам, вступали "в соревнование с консулами, губернаторами и знаменитыми полководцами, которые не знают, куда расточить свое богатство и роскошествуют из достояния бедных".

> <.> получить папскую тиару Дамасу было нелегко. <...> столкновения между его сторонниками и партией его конкурента Урсина завершились настоящим побоищем и штурмом собора, где засел Урсин. На месте побоища, по свидетельству историка Аммиана Марцеллина, осталось около 150 трупов.

> В итоге Дамас взошел на папский престол, то есть, по словам того же историка, "стал получать доходы, обеспеченные щедростью матрон, выезжать на колеснице, одеваться в пышные одежды и давать банкеты, превосходящие пищею императорский стол".

> <...> Во время понтификата (пребывания на папском престоле) Дамаса с суровым обличением нравов, царящих в империи, выступили виднейший проповедник Амвросий, епископ Миланский, и знаменитый аскет, писатель и ученый Иероним из Стридона <...>.

* * *

> Восточное христианство

> В то время как в Риме возрастающее влияние папского престола приводило к обмирщению Церкви, на Востоке Церковь практически замкнулась в себе, предоставив миру идти своим путем. Императоры исходили из политических соображений, принимая ту или иную сторону противоборствующих церковных течений. Фактически они проводили религиозную политику теми же средствами, что и языческие государи. После последней попытки объединения империи во время правления Феодосия, при константинопольском дворе восторжествовало православие.

> Однако, как ни странно, это повлекло за собой события, не имеющие ничего общего с духом христианской любви и терпимости. Так, искоренение остатков ереси, а также отношение к иудеям, упорно не желающим принимать христианство, приняли совсем не христианские формы. Кроме того, духовенство православной империи стало считать своим долгом вмешиваться в политическую жизнь – и часто не для того, чтобы отстаивать христианские принципы, а из чисто корыстных интересов.

> Всего лишь три года спустя после II Вселенского собора, в 384 году правитель Максим, стремясь подчеркнуть свое православие, по навету врагов обвинил епископа Прискиллиана в ереси и казнил его. Против казни Прискиллиана решительно протестовали Амвросий и монах Мартин <{будущий епископ Турский}>, который пользовался огромной популярностью на Западе. Мартин добивался аудиенции, протестовал, но всё было тщетно: первый инакомыслящий погиб за свои убеждения от рук христианского палача.

> Как мы помним, в 392 году император Феодосий окончательно запретил язычество. За отправление языческого культа как в храмах, так и в частном порядке были назначены штрафы и конфискации. Хотя при самом Феодосии эти законы применялись редко, позже они сыграли свою печальную роль.

> Особенно остро стоял вопрос о языческих храмах. Разрушение и закрытие храмов вызывало сильное возмущение народа, который был христианизирован еще в очень малой степени. Знаменитый софист-язычник Либаний писал императору письма в защиту храмов, часто представлявших собой великолепные памятники искусства. При этом он не без оснований замечал: "На счет чужих бедствий роскошествуют те, которые, как они утверждают, угождают своему Богу бедностью".

> Но все выступления оставались без ответа, как и протесты Мартина, заветы Григория Назианзина, и громовые проповеди Иеронима. Более того, в Александрии началась ожесточенная кампания насильственного искоренения язычества. Последним прибежищем старых культов был грандиозный храм Сераписа, при котором имелась знаменитая библиотека.

> Феодосий, обеспокоенный процветанием этого центра языческой жизни, отдал распоряжение разрушить его. За дело взялся Александрийский епископ Феофил – одна из самых зловещих личностей в истории средневекового христианства, яркий пример фанатизма и нетерпимости в тогдашней государственной Церкви. Его грубые издевательства над египетской религией привели в Александрии к открытому столкновению между христианами и язычниками, в ходе которых были многочисленные жертвы с обеих сторон. Христианские фанатики разрушили храм Сераписа и сожгли Александрийскую библиотеку – крупнейшую сокровищницу мировой культуры. Феофил торжествовал, выставляя на всеобщее обозрение статуи поверженных языческих богов.

> И наконец, в союзе с византийским двором Феофил организовал бешеную травлю нового патриарха восточной столицы Иоанна Златоуста <...>

* * *

> Восточное монашество

> При общем упадке религиозно-нравственной жизни в IV веке, монашество явилось той средой, которая сохраняла неповрежденным учение Христово; из монашеских обителей, словно из благодатного источника, исходил евангельский свет, озаряя погрязший в грехах мир. <...>

> <....> в пустынной Фиваиде, на севере Египта, появились первые монахи.

> Но что же послужило непосредственной причиной возникновения монашества? Прежде всего, печальное состояние общества и Церкви <...>. Официальная Церковь уже не казалась верующим якорем спасения: с одной стороны, без разветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верующий христианин в рамках официозной Церкви неизбежно испытывал чувство болезненной раздвоенности между землей и небом, чувство трагической неудовлетворенности своим бытием.

> Многих христиан, особенно остро ощущавших греховность и безумие общества, которое называло себя христианским, захватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию, души их вновь запросили "хлеба жизни", а не суетных мирских благ.

> Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития. Христианские церкви всё больше стали заполняться варварами, принесшими с собой полуязыческие обряды, которые были невыносимы для особо благочестивых христиан. Возрастающая роскошь жизни на Востоке вызывала обратную тягу к простоте, к аскетизму. Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские дела и, подражая Господу, отправиться в путь с легким сердцем, не связанным никакими узами.

> Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние, чему можно найти множество примеров в агиографической литературе (житиях святых). Например, знаменитый пустынник Моисей Мурин (Мавр) был когда-то невольником, затем бежал от своего хозяина и стал предводителем разбойничьей шайки. После того как его кровавая слава уже гремела по окрестностям, Моисей внезапно уверовал в Господа, удалился в монастырь и посвятил остаток своей жизни подвигам аскетизма и покаяния. Та горячность, которая когда-то сделала Моисея грозой караванов, теперь превратилась в неутолимую жажду духовного очищения.

> Отшельнической жизни, погруженности в молитву способствовали и климатические условия Ближнего Востока. Сухой теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и плодовые деревья позволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию.

> Основателем монашества считается св. Антоний Египетский§, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.

* * *

> Распространение монашества

> И отшельническое, и общежительное монашество быстро распространялось по всему Египту, а потом и по другим странам. Современник св. Антония, Аммоний основал общину в Нитрийских горах, в нескольких десятках километров от Александрии.

> Среди нитрийских монахов особенно знаменитым стал Макарий Египетский (ок. 300–380); как и св. Антония, его прозвали Великим. В прошлом простой пастух, он обрел высочайшую мудрость и первый теоретически обосновал духовные преимущества монашеского образа жизни. <.....>

> Любимый ученик св. Антония, Иларион в первой половине IV века перенес монашество на свою родину, в Палестину, где основал первый монастырь около Газы. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. <...> Василий Великий, ознакомившись с жизнью местных монахов, написал монашеский устав, получивший всеобщее распространение. <...>

> Наивысшего расцвета помимо Египта монашество достигло в Сирии. <...> во времена Златоуста отшельники останавливали карательные отряды Феодосия на подступах к Антиохии. Школа учеников Иоанна Златоуста насаждала монастыри по всему сирийскому побережью.

> У отрогов Синая зазвучали гимны отшельников. На том месте, где по преданию Моисей беседовал с Богом, небо казалось ближе. Зеленые оазисы с финиковыми пальмами давали приют не только отдельным поселенцам, но и большим общинам. Как писал великий подвижник Нил Синайский, проживший здесь немало лет, "вид рощи и приветное пение птиц и чистое веяние свежего ветра успокаивает меня подобно качающейся колыбели".

> Не случайно монашеский аскетизм носил здесь несколько иной характер, чем в Египте. В писаниях сирийских подвижников больше поэзии, любви к природе и созерцания. В полной мере дух сирийского монашества выразила поэзия великого аскета Ефрема Сирина.

* * *

> Западное монашество

> Традиционно считается, что монашество на Западе стал распространять Афанасий Александрийский во время своего изгнания. Западное монашество значительно отличалось от восточного, хотя поначалу его организация на Западе строилась по египетскому и палестинскому образцам (). Холодный климат вынуждал монахов в гораздо большей степени заботиться о жилище и запасах еды на зиму. В итоге западное монашество стало развиваться по более практичному пути, без крайностей аскетизма, присущего Востоку. Характерной для западного монашества чертой стало принятие монашеского пострига священством различных поместных церквей, в связи с чем литургическая жизнь, церковное служение, стали главным стержнем и основой жизни в монастырях.

> Распространению монашества на Западе всячески содействовали блж. Иероним, Амвросий Медиоланский, позже блж. Августин. Однако первым, кто разработал правила монашеской жизни на Западе, был Иоанн Кассиан§.

* * *

> Значение монашества

> <...> Человек должен сам довершить дело своего спасения, и монашеское подвижничество осуществляло великую и благородную задачу, направляя этот процесс. Оно способствовало воплощению идеи, которая была средоточием Церкви – идеи Царства Божия. Достигая порой сверхчеловеческими усилиями истинного Богопознания, монахи несли свою миссию в мир. Это был величайший подвиг на пути к обновлению человека – подвиг, который требовал больших жертв и отречения от многих мирских благ. Такое отречение было необходимо монашеству как служителю человечества и провозвестнику Св. Духа. Порой оно принимало неоправданно крайние формы, приводившие к тяжким и не имеющим ничего общего с христианством последствиям. Но по духу своему и историческому значению монашество стало великой преобразующей силой. Оно создало очаги глубокой и страстной веры, которые будут веками питать Церковь.

Хронология и ссылки на материалы о персоналиях и др. материалы

  • 302 г., 31 марта. Имп. Диоклетикан, в целом не одобрявший религиозные разномыслия, дает эдикт проконсулу Африки предписывающий сжигать живьем лидеров манихеев вместе с их сочинениями, рядовых манихеев обезглавливать или, если они люди со статусом, ссылать на копи, конфискуя всё имущество. Среди аргументов, оправдывающих гонение – всякая новизна, ставящая под сомнение то, что установили древние раз и навсегда, есть преступление.
  • 303 г., 17 ноября. Когда Диоклетиан был в Антиохии, осенью 302 г. диакон Роман демонстративно нарушил рутинный обряд жертвоприношения в суде, был арестован, приговорен к сожжению, но ограничились тем, что вырвали ему язык и лишь 17 ноября 303 г. он был сожжен. Диоклетикан, возмущенный извращениями христиан, на зиму уехал в Никомедию.
  • 303 г., 23 февраля, в праздник терминалий. Первый эдикт против христиан. Эдикт объявлял незаконными собрания христиан для богослужения, предписывалось разрушить все церкви и все частные дома, где найдут Библию или церковную собственность. Все списки Библии и богослужебных книг предписывалось сжечь, собственность церкви конфисковать в пользу государства. Христиан, которые отказывались отречься, лишали всякого официального статуса и привилегий, христиан, состоявших на государственной службе (вольноотпущенников) обращали в рабство. Эдикт подчеркивал, что каждый, что обращается с иском в уголовный или гражданский суд, должен прежде всего совершить жертвоприношение богам – это был удар для христиан, у которых была какая-то собственность. Городские магистраты обязывались истреблять христиан. Особых наказаний не вводилось, предполагалось, что виновных будет обезглавливать либо казнить более жестоко. На заре 23 февраля префект преторианцев вместе с трибунами, генералами, чиновниками финансового ведомства пришел в христианскую церковь в Никомедии. Двери были взломаны, собраны и сожжены списки Библии.
  • 303 г., 20 ноября. Диоклетиан объявляет амнистию христианам в честь 20-летия своего правления. Условием освобождения было совершение жертвоприношения богам. Многие христиане отказывались его совершать, тогда их физически понуждали, против их воли совершая за них жесты, а других выпустили, заявив, что они совершили жертвоприношения, хотя этого не было.
  • 304 г. Новый указ против христиан на Востоке. Эдикт приказывал в каждом городе собираться всем жителям и совершать коллективное жертвоприношение. В апреле 304 г. такое собрание было проведено в Фессалонике, вскоре эдикт достиг Палестины. На Западе этот эдикт не действовал.
  • 305, 1 мая. Диоклетикан под давлением Галерия объявляет об уходе от управления своем и Максимиана (и фактически отправляется в ссылку; формально объявлено, что император желает предаться выращиванию капусты). Императорами становятся Галерий и Констанций, а цезарями племянник Галерия Максимин и военачальник Север, также ставленник Галерия. Фактически, совершился бескровный государственный переворот в пользу Галерия. Север был объявлен сыном Констанция, соответственно, Геркулесом, Максимин сыном Галерия, соответственно, Юпитером. Констанций добавил к Галлии и Британии Испанию, Галерий к Балканам и Греции – Малую Азию, Север получил Италию и Африку, м.б. и часть Паннонии, Максимин получил диоцез Востока. Больше всех выиграл Галерий. Он установил столицу в Сердике, Север в Милане, Максимин в Антиохии.
  • 306, 25 июля. Умирает Констанций. Его сын Константин провозглашает себя императором. Галерий временно признал его право на трон, но послал ему пурпурное облачение в знак того, что это от него исходят права Константина, не от Констанция, и на место Констанция назначил Севера, а Константина провозгласил лишь цезарем. Константин принял титул цезаря, чтобы не было и тени сомнения в его правах.
  • 311 г., 30 апреля. Эдикт о терпимости Галерия, Константина и Лициния.
  • 312 г., 28 октября. Сражение у Мильвианского моста. Победа Константина над Максанцием, которую победитель приписывает видению знака Христа.
  • 313 г., февраль. Миланский Эдикт о свободном исповедании христианства.
  • 313, 15 апреля. Письмо проконсула Карфагена Константину с просьбой вынести приговор по спору донатистов с католиками. Император отвечает созывом Латеранского собора 2.10.313.
  • 313 г., 13 июня. Рескрипт Лициния в Никомедии о веротерпимости.
  • 313 г., 2 октября. Латеранский собор (осуждение донатистов).
  • 314 г., Испания. Эльвирский собор (81 канон).
  • 314 г., 1 августа. Арльский собор (осуждение донатистов в присутствии Константина).
  • 314 г. Анкирский поместный собор (его каноны входят в корпус права Православной церкви).
  • 315 г. Строительстве в Риме на Латеранском холме базилики св. Иоанна.
    Отменена казнь через распятие. Церкви (но не домашние молельни) освобождаются от казенного налога.
  • 315 г., октябрь. Константин выносит окончательное решение по делу донатистов (осуждая последних).
  • 316 г., 10 ноября. Эдикт Константиа викарию Африки с приказом конфисковать донатистские храмы.
  • 317 г., 12 марта. В Карфагене солдаты и кафолики нападают на донатистские храмы; убито двое епископов-донатистов.
  • 318 г. Константин запрещает совершать языческие жертвоприношения.
  • ок. 318 г. Собор в Александрии против Ария, на стороне которого Евсевий Никомедийский, 700 монахинь, 7 пресвитеров и др. Арий первый обвинил папу Александрийского в савеллианстве. Сторонники Ария созывают собор в Вифинии (Никомидия).
  • 319 г. Члены клира освобождаются от любых налогов. Епископам предоставлена юрисдикция в гражданских делах, каждый христианин получил право переносить свое дело на суд епископа, в обход обычных судебных инстанций.
  • 320 г. Основание Пахомием первого общежительного монастыря в Табенне (в Верхнем Египте, на правом берегу Нила, в 575 км от совр. Каира).
  • 321 г. Узаконена новая форма освобождения на волю рабов в Церкви, перед епископом; Церквам дано право приобретать имущество по завещаниям. День, в который вспоминалось Воскресение Господа, узаконен как день отдыха.
  • 321 г., 5 мая. Эдикт Константина предписывает викарию Африки Верину вернукть донатистов из ссылки.
  • 323 г. Александрийский собор: осуждение Ария.
    Указ, воспрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах.
  • 324 г., октябрь. По приказу Константина в Фессалониках задушен Лициний, его соправитель, муж его дочери.
  • 324 г., 8 ноября. Основание Константинополя.
  • 324 г., 24 декабря. Собор в Антиохии Сирской для избрания преемника умершему епископу Антиохии; осуждение Ария.
  • 325 г. Запрещены гладиаторские бои как вид наказания.
  • 325, 20 мая. Заранее оговоренный срок открытия собора в Никее. Собор получил название Первого Вселенского (Никейского) собора. 19 июня. Торжественное заседание собора с составлением Символа. Число участников не менее 220; впоследствии стали говорить о 318-ти (в память о 318 рабах Авраама). (Каноны Собора)
  • 325 г., ноябрь. Ссылка Евсевия Никомидийского и Феогниса Никейского за принятие в общение высланных из Александрии ариан.
  • 326 г. Константин празднует 20-летие правления в Риме. Казнит старшего сына Криспа, приказывает умертвить вторую жену Фаусту в жарко натопленной бане, навсегда отослал в Испанию еп. Осию Кордубского. Место Осия занял Евсевий Кесарийский§.
  • 328 г., осень. Из ссылки возвращены Арий, Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский.
  • 328 г. Афанасий§ поставлен епископом Александрии.
  • 330 г.. Император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию ("Второй Рим"), получивший название Константинополя.
  • 330 г. Собор в Антиохии. Ему предшествовала полемика Евсевия Кесарийского с Евстафием Антиохийским. Собор (там был и Евсевий Никомидийский с Феогнисом) осудил Евстафия за савеллианство, так что Евсевий мог торжествовать.
  • Ок. 330 г. Основание Макарием Египетским§ монастырей в Ските.
  • 334 г. Собор в Кесарии. Мелетиане и ариане обвиняют Афанасия в убийстве мелетианского еп. Арсения, у которого он якобы отрезал руку и ею волховал, в нападении на мареотского еп. Исхира во время литургии, драке, пролитии при сем даров. Афанасий даже не явился на этот собор, ограничился словесным протестом.
  • 335 г. Иерусалимский собор (до 60 восточных епископов) рассматривает покаяние Ария, который просто представил символ, возврашавщийся к архаичной позиции: Сын родился прежде веков. Постановлено принять Ария в церковь.
  • 335 г., 30 октября. Константин въезжает в Константинополь, на дороге его останавливает Афанасий Александрийский и просит разобрать его дело. 7 ноября Константин, поверив клевете Евсевия Никомидийского против Афанасия (он якобы пытался присвоить себе зерно, предназначенное к отправке в Константинополь) отправляет его в Тревир в ссылку. В ноябре же – воссоединение Ария с церковью, но не в Александрии: Константин боялся восстания.
  • 335 г. Трирский собор, суд над Афанасием Александрийским. Афанасий в Трире с 50-ю египетскими епископами. Для проверки защиты Афанасия была создана комиссия во главе с его врагами – Феогнисом Никейским, Марием Халкидонским, которым Афанасий отказывал в общении. Афанасий, не дожидаясь конца собора, убежал в Константинополь где оправдался перед императором. Константин потребовал от соборян прибыть в Константинополь. Но те уже успели перебратья в Иерусалим, здесь на соборе принять в общение Ария, а получив приказ императора, разбежались. Лишь 6 отправились в Константинополь и тут обвинили Афанасия в желании остановить подвоз хлеба из Александрии.
  • 336 г., 5 февраля. Константинопольский собор осуждает Маркелла Анкирского за савеллианство. Афанасия Александрийского ссылают в Трир.
  • 336 г., 6 июня – смерть Ария. Арий умер накануне дня, когда назначено было торжественное принятие его в Церковь.
  • 337 г., 22 мая. Смерть Константина.
  • 337 г., 23 ноября. В Александрию возвращается Афанасий. За ним возвращаются и прочие изгнанники, вплоть до Маркелла Анкирского.
  • 339 г., начало года. Открытие в Антиохии собора, который принимает канон, запрещающий обращаться с апелляцией к императору помимо собора. Трулльский собор сделал этот канон общецерковным. Тактически канон был против никейцев. Афанасия объявили низложенным, на его место определили Григория Каппадокийца – и тот занял кафедру, причем император его поддержал. Собор, видимо, не расходился в течение всего 340 года.
  • 339 г. Преследование христиан в королевстве Сасанидов.
  • 339 г., 18 марта. Насильственное изгнание Афанасия Александрийского. Префект Египта Филагрий, личный враг Афанасия, получив приказ от Констанция, изгоняет Афанасия, силой захватив одну церковь, причем были убитые и раненые. Всё это – чтобы дать войти в город назначенному (не выбранному) на место Афанасия некоему Григорию Каппадокийцу. Григорий вступил в город 22 марта, шел от одной церкви к другой в сопровождении солдат, захватывая их. В одной из церквей в Страстную пятницу взял под стражу и высек 34 человека, сопротилявшихся ему. Афанасий до 346 г. живет в Риме.
  • 341 г., лето. Антиохийский собор (97 епископов) впервые попытался дать положительную базу антиникейцам. Его каноны признаны Церковью. Принятие трех вероучительных формул с осуждением арианства и заменой термина "единосущный" на "со-сущий" (субордианационализм). Запад протестовал против этой формулы. На этом соборе Евсевий Никомедийский рукоположил в епископы готов Вульфилу. (Его каноны)
  • 341 г., конец. Смерть Евсевия Никомедийского.
  • 343 г. Сардикский собор (Сардики). 94 западных и 76 восточных епископов. Крайне неудачно никейцы расценили собор как возможность расправиться с противниками. Примирение было заведомо исключено. Восточные епископы были поражены, увидев низложенного Афанасия мирно беседующим с будущими судьями. Западные епископы смотрели на восточных как на подсудимых. Отвергли предложение послать комиссию в Мареот выяснить дело об Афанасии. Восточные епископы покинули собор, переправились в Филиппополь, там низложили 7 епископов, начиная с Афанасия. Западные оправдали Афанасия и пр., осудил 9 восточных епископов. Сардикский собор принял вероопределение, которое потом сам же Афанасий Александрийский объявил непринятым. Оно говорит об одной ипостаси в Божестве, "одну ипостась Отца и Сына, которую еретики называют сущностью". (Каноны собора)
  • 343 г. – возможная дата Лаодикийского собора (каноны).
  • 343 г. Гонения на христиан от персидского царя Шапура II.
  • 344 г., Пасха. Скандал в Антиохии. Делегаты Сардикского собора Викентий Капуанский и Евфрат Колонский привезли послания Константа, в котором тот просил Констанция II разрешить изгнанным епископам вернуться. Еп. Антиохии – тогда резиденции Констанция – Стефан попытался их порочить Салиан, глава военной охраны, данной посланцам Константа, потребовал расследования и Стефан был низложен.
  • 345 г., 25 июня. В Александрии умирает Григорий Каппадокиец. Констанций призывает на его место Афанасия.
  • 346 г., 21 октября. Афанасий триумфально въезжает в Александрию.
  • 351 г., сентябрь. Сирмийский собор при лагере Констанция в Сирмии собор епископов. Изгнание Маркелла и никейцев, принятие первой сирмийской формулы с открытым субординационизмом и анафематствованием Маркелла, оправданным было в Сардике.
  • 353 г., конец. Папа Либерий упросил Констанция, который проводил зиму в Галлии, собрать собор в Арле (Арелате). При дворе заправляли ариане. Галльские епископы не владели греческим и Констанций уговорил их осудить Афанасия Александрийского за поддержку Максенция. Догматические споры были запрещены императором. Павлин Тревирский и папа Либерий протестовали против осуждения в Арле (папа дезавуаировал подписи своих легатов).
  • 355 год, между январем и маем состоялся собор в Медиолане (Милан, тогда столица). Немного епископов с Востока; не менее 30 западных. Констанций хотел осуждения Афанасия Александрийского. Папа послал в качестве легата Люцифера, епископа Кальяри, священника Панкратия, диакона Илария. Евсевий Верчельский потребовал сперва подписать Никейский Символ. Дионисий Миланский уже взял перо и собрался первым подписать, как вдруг Валент Мурсийский выхватил у него пергамен и перо и заявил, что подобная процедура недопустима. Это вызвало протесты и тогда заседания пересли в императорский дворец. Когда вместо осуждения Афанасия соборяне стали критиковать его обвинителей Валента и Урзакия, Констанций отдернул занавес, вышел в залу и сказал: "Я сам обвиняю Афанасия, и ради меня вы должны верить Валенту". Соборяне стали говорить о неканоничности осуждения Афанасия, но император ответил: "Моя воля – вот ваш канон". Констанций уговаривал Люцифера, Евсевия и Дионисия осудить Афанасия – все остальные уже с этим согласились. Когда они отказались, он их сослал. Люцифера – в Германикию в Сирии, Евсевия – в Скифополь в Палестине: Дионисия: вероятно, в Каппадокию под надзор арианских епископов. Папа написал им похвалу. На миланскую кафедру поставили Авксентия из каппадокийцев, не знавшего даже латыни. Папу Либерия сослали в Берию (в совр. Болгарии) под надзор еп. Демофила, арианина. Ко двору был призван 90-летний Осий Кордубский, но его не сослали, а позволили вернуться в Испанию.
  • 356, 9 января. По распоряжению Констанция александрийский военчальник Сириан оцепил церковь Феоны, где Афанасий совергал всенощное бдение и пытался его арестовать. Афанасий сумел скрыться. Никейство казалось разгромленным.
  • 356 г. Смерть св. Антония Египетского.
  • 356 г., весна. Собор в Безье. Арианин Сатурнин Арльский добивается осуждения Илария Пиктавийского§, которому приходится жить в Малой Азии с 356 до 360 гг.
  • 357 г., 24 февраля. В Александрии ставят епископом Георгия Каппадокийского, друга Констанция. Он изгнал 16 епископов: послал в рудники верных Афанасию, запретил александрийцам собираться вместе, а из собиравшихся тайно на кладбищах приказал женщин пороть, а мужчин выслать. Сторонники Афанасия обвиняли Георгия в том, что он присваивал соляные копи, плантации папируса, монополизировал похороны.
  • 357, с 28 апреля по 29 мая: триумф Констанция в Риме. В городе 1782 богатых дома и 36 290 наемных домов. Римские аристократки просили его вернуть Папу Либерия (Феликса считали антипапой, хотя он был никейцем, но общался с арианами). Констанций предложил компромисс: возвратить Либерия и пусть правит вместе с Феликсом. Это послание было оглашено префектом в цирке и подтвергнуто яростному осмеянию – папа должен быть один, это же не цирковые партии.
  • 357 г., 1 декабря. Второй Сирмийский собор, принятие второй сирмийский формулы. Составлена Потамием Лиссабонским. Она запретила рассуждать о том, "что по-римски называется субстанцией, а по-гречески осией ... о них не должно ни упоминать, ни проповедывать в церкви по той причине и основанию, что всех этих выражеий нет в священных Писаниях и что рассуждения о них выше человеческого ума, ибо кто может изъяснить рождение Сына ... Отец больше Сына, и никто не усумнится, что Отец больше честью, достоинством, божеством и самым именем Отца. И всякому известно, сие вселенское верование, что есть два лица (персона) – Отец и Сын; Отец больше, а Сын покорен Отцу". Формулу подписал папа Либерий и Осий Кордубский. "Падение" их оправдывали тем, что формула не богословская, а дипломатическая, и способствовала началу разложения антиникейства.
  • 358 г., январь-февраль. Антиохийский собор. Одобряет сирмийскую формулу.
  • 358 г., около Пасхи. Выступление группы восточных, получивших имя омиусиан, из бывших антиникейцев.
  • 358 г., 29 июля. Папа Либерий возвращается в Рим. Либерий, подписавшгий компромиссную формулу II Сирмикского собора, согласился с отлучением Афанасия: написал епископам Востока и Запада с просьбой заступиться перед императором за него, но Констанций продержал его еще год в ссылке. После его возвращения Феликс удалился в свое поместье, правда, пытался захватить базилику Юлии, но народ ему воспрепятствовал, и Феликс умер в изоляции 22 ноября 365 года.
  • 358 г., август. Бунт в Александрии против еп. Георгия. Тот бежит из города и скрывается, как и Афанасий.
  • 359 г., 22 мая. Четвертый Сирмийский собор. Василий Анкирский убедил Констанция, и тот организовал в Сирмии собор, который издал третью сирмийскую формулу повторение формулы Антиохийского собора 341 года с добавлением слов "подобен по существу". Созыв вселенского собора для примирения. Василий вынужден был пойти в ходе предварительных переговоров на компромисс: не подобие по сущности, а подобие по всему (евномиане говорили, что по всему, но только не по сущности). Эту формулу назвали "датированной верой", так как в ее заглавии стояла дата 22 мая 359 года ("Изложена сия вселенская вера в присутствии ... победоносного Констанция ... в одиннадцатый день июньских календ). Афанасий Александрийский это высмеял "Разве вера ваша началась ... с этого числа? Кто же вы были ранее? И что вы будете делать с отцами, блаженными мучениками и с теми, которые почили прежде этого?" (Но Никейский символ 325 г. тоже был датирован). В основе формулы символ Лукиана§, хотя лучшее выражение этого символа – "неразличный образ Отца" сюда не попал. Следы субординационнизма ("веруем в единого Отца"), но и Сын назван Отцом. Формула запрещала далее рассуждать о сущности Божией. Папа Ливерий и Осий Кордубский подписались под этой формулой. Евдоксия Антиохийского сослали в Армению, Аэция – в Пепузу, Евномия в Маюм. Констанций запретил аномеям участвовать в соборах и церковных собраниях; позднее омиусиане утверждали, что император сослал аномеев. А арианин Патрофил Скифопольский донес царю о тирании омиусиан, и аномеям позволили возвратиться. Образование четырех партий: православный запад (с Египтом), аномеи, омиусиане, "старые" ариане.
  • 359 г., лето. Собор в Римини (Аримини). До 4000 западных епископов. Под руководством префекта Тавра, который предупредил, что не отпустит их, пока они не придут к соглашению и что содержаться будут на счет казны. Епископы отказались, чтобы сохранить самостоятельность. Только три бедных британца согласились принять помощь. Урзакий и Валент приехали с формулой, которые соборяне единодушно отвергли. Потребовали от них анафематствовать арианство – те отказались и собор их отлучил. Впрочем, 80 епископов приняли сторону Урзакия и составили отдельное собрание, подписавшее формулу. Среди их лидеров Авксентий Миланский Оба собрания послали послов к царю. Царь был на персидской границе. Послов западных ортодоксов Валент заманил в Нику Фракийскую и там уговорил подписать специально для них составленную формулу вроде сирмийской, но без слов "во всём" подобный. Формула получила название Никкской; считали, что Валент хотел ввести в заблуждение людей сходством слов "никейская" и "никкская" вера. Когда посольство вернулось в Аримин, встретили их холодно, но за время семимесячного ожидания епископы обнищали. В октябре собор вёе-таки подписал никскую формулу (кроме 20 отцов во главе с Фебадием Агенским). Был принят двусмысленный анафетизм на тех, кто признает Сына тварью как прочие твари.
  • 359 г., 27 сентября. Селевкийский собор. Созван для восточного епископата, чтобы заседания его шли отдельного от западного (см. выше, Римини). В Селевкии Исаврийской, военной крепости. Собралось 150 человек. 105 – омиусиане, во главе с Георгием Лаодикийский, Василием Анкирским, Евстафием Севастийским, Кириллом Александрийским (который ждал от собора разбора его тяжбы с собственным митрополитом). Вторая группа – 30-40 человека, приверженцы Акакия Кесарийского, начали с аномейства, закончили резким принятиям подобосущия. Меньшинство – никейцы во главе с Иларием Пиктавийским, бывшим тогда в изгнании. Был в Селевкии и Афанасий Александрийский.
  • 360 г., 1-15 января. Константинопольский собор (в Нике Фракийской). Принятие новой формулы, Акакия, отменяющей и никейский символ и умеренно-арианскую формулу Василия Анкирского. Под этой формулой ариане господствовали до правления имп. Феодосия.
  • 360 г., февраль. Провозглашение Юлиана§ императором в армии. Юлиан издает эдикт, отменяющий льготы церковных земель по налогообложению.
  • 360 г., конец. Парижский синод осудил Авксентия Миланского, Урсакия, Валента и др. – арианами, но практических результатов решение синода не имело, Авксентий остался епископом Милана.
  • 361 г., февраль. Константинопольский собор по случаю освящения храма; Явилось до 50 епископов, затем до 72. Собор чуть подправил формулу: Сын "подобен родившему Его Отцу по Писаниям", Аэция анафематствовали. Изгнаны были Василий Анкирский, Евстафий Севастийский, Македоний Константинопольский – под разными предлогами. Кирилла Иерусалимского§ осудили якобы за распродажу риз. Столичную Константинопольскую кафедру отдали Евдоксию. Подписали новую формулу и Григорий Старший, отец св. Григория Богослова, и друг и покровитель Василия Великого Дианий Кесарийский.
  • 361 г., ноябрь. Смерть Констанция накануне битвы с Юлианом.
  • 361 г., 11 декабря. Юлиан прибыл в Константинополь, где открыто объявил себя язычником.
  • 361 г. Эдикт Юлиана о восстановлении язычества, за что он получил прозвище Отступника.
  • 362 г. – казнь префекта Египта Артемия§, арианина, почитаемого святым у православных.
  • 362 г., 12 февраля. Афанасий прибывает в Александрию.
  • 362 г., 17 июня. Закон против преподавания христианами в школах: обязывал учителей либо верить в античные мифы, преподаваемые в курсах риторики, либо подавать в отставку. До этого школа пользовалась полной свободой. Многие учителя подали в отставку.
  • 362 г., август. Александрийский собор (22 епископа) впервые предпринимает попытку различить термины "усия" и "ипостась". Собор призывает возвратиться к Никейскому символу, впервые фиксируя его текст.
  • 362 г., 22 октября. Начало гонений против христиан. Юлиан обвиняет христиан в поджоге храма Аполлона в Антиохии, который он хотел восстановить, приказывает конфисковать сокровища собора в Антиохии, закрыть его, посылает в Египет приказ изгнать из Александрии Афанасия. По городам начались несанкционированные погромы христиан, в Газе и Александрии были жертвы.
  • 363 г., 12 февраля. Юлиан запрещает христианам хоронить днем покойников, чтобы день был посвящен олимпийским богам и благим делам. Восстановил алтарь победы в Риме.
  • 363 г., 26 июня. Гибель Юлиана Отступника. Реплика Созомена по поводу мнения, что Юлиана убил христианин: "Напрасно бы стали мы порицать такого человека, который ради Бога и исповедуемой им веры показал свое мужество".
  • 363 г., 27 июня. Избрание императором Иовиана.
  • 364 г., 17 февраля. Смерть Иовиана (угорел). Избрание императором в Никее трибуна имп. гвардии христианина Флавия Валентиниана – компромисс между язычниками и христианами, поскольку Валентиниан не был фанатиком.
  • 364 г., 28 марта. Провозглашение императором Валента, брата Валентиниана.
  • 364 г., лето. Раздел империи. Раздел произведен в замке у сербского города Ниш. Восток – от нижнего течения Дуная до границ с Персией, включая Египет. Валентиниан уехал в Милан, Валент в Константинополь.
  • 365 г., весна. Рескрипт Валента об удалении епископов, низложенных при Констанции и восстановленных Юлианом. В Антиохии при самом Валенте удалили Мелетия, а Павлина император пощадил "по причине чрезвычайной богобоязненности этого мужа" (Созомен). Никейцы от этого указа пострадали мало. Омиусиане начали движение протеста – послали трех послов к Валентиниану. Тот ушел в поход за Альпы, послы – к папе Либерию. Тот потребовал принятия никейского символа. Послы представили список, в котором единосущный истолковывали как подобосущие. Анафематствовали ариминский символ, Ария, Савеллия, фотиниан, маркеллиан. Перелом: уважение к никейскому собору и к единосущию. Выступали от имени 64 епископов – все восточные. В тексте символа, однако, выпускают слова "из сущности Отца". Анафема на Савеллия показывает, что новые единосущники отвергают понимание единосущия как одной ипостаси.
  • 366 г., 24 сентября. Конфликт вокруг избрания Папы. В воскресенье 24 сентября, когда умер Либерий, сперва сторонники покойного антипапы Феликса в базилике Юлия на Трастевере избрали папой Диакона Урсина и тут же еп. Тиволийский его рукоположил, а в базилике Люцины сторонники Либерия – но среди них и умеренные бывшие сторонники Феликса – избрали папой диакона Дамаса, также бывшего приверженца Феликса. Но отложили посвящение на следующее воскресенье, поскольку было поздно. Уже перед тем как расходиться, узнали об избрании Урсина и пошли туда – вышла стычка с убитыми и ранеными, и лишь 1 октября в латеранской базилике, как положено по традиции, Дамас был рукоположен. Префект Рима Вивенций удалился вдеревню, чтобы страсти утихли, а потом по просьбе Дамаса изгнал из Рима наиболее рьяных сторонников Урсина. 26 октября сторонники Дамаса, в т.ч. священники, пошли приступом на эсквилинскую базилику, было убито 137 человек из партии Урсина. Урсин вернулся в Рим с разрешения Валентиниана, но опять вспыхнули столкновения, и новый префект Претекстат 16 ноября изгнал его в Галлию.
  • 369-370 гг. Римский собор. Папа Дамас собирает на собор 92 епископа. Они осуждают арианина Авксентия Миланского, но тот всё равно правил городом беспрепятственно.
  • 370 г. Поставление епископом Тура Мартина§, епископом Кесарии Каппадокийской Василия Великого§.
  • 371 г. Поставлением епископом Нисс Григория§.
  • 373 г. † Ефрем Сирин § §.
  • 373 г., 2 мая. Смерть Афанасия Великого и беспорядки с избранием его преемника.
  • 374 г. Поставление епископом Милана (Медиолана) Амвросия§.
  • 375 г., 17 ноября. Смерть Валентиниана I. Грациан – император на Западе.
  • 377 г., осень. Римский собор одобряет православную вероучительную формулу.
  • 378 г., начало. Сирмийский собор (низложение шестерых арианских епископов).
  • 378 г., 9 августа. Поражение римлян в битве с готами (из-за превосходства их кавалерии) при Адрианатоле, гибель императора Валента. Константинополь готы взять не смогли.
  • 378 г., осень. Римский собор. Рассмотрел иск, возбужденный против папы неким Исааком, иудеем, обратившимся в иудаизм из христианства. Папа пожелал быть оправданным не только римским префектом, но и собором, чтобы подтвердился закон о том, что судить епископов могут только епископы. Собор в послании подчеркнул, что невмешательство в дела Церкви со стороны правительства не должно быть абсолютным. Епископ Пармы был низложен собором, но занимает кафедру – нужно было, чтобы префект претория Италии помог выполнить решение собора. Собор подчеркнул, что судить Папу не может ни префект, ни император. Грациан, однако, не утвердил решение о неподсудности Папы префекту, только оговорил, что не следует принимать против Пап иски сомнительных людей. Впервые использовано выражение "святой апостольский престол".
  • 379-381 – Св. Григорий Богослов (Назианзин)§ – архиепископ Константинопольский.
  • 379, 19 января. Грациан торжественно провозглашает Феодосия новым августом Востока. Ему передаются, как и при Валенте: Египет, Малая Азия, в Европе диоцезы Фракии, Иллирии, Македония, Дакия. Правит до 395 г.
  • 379 г., 3 августа. Грациан издает в Милане эдикт о запрете ересей, запрете богослужения еретиков. Эдикт не предусматривал санкций против еретиков. Феодосий подтвердил эдикт для своих владений.
  • 380 г., 28 февраля. Эдикт Феодосия "Cunctos populos" – об обязательности христианства в восточной части империи. В указе не упомянуто слово "единосущный", сказано о вере епископов Рима и Александрии: "Тех, кто разделяет эту веру, можно называть православными христианами; остальных мы считает душевнобольными и безумным: они будут презренны как к еретики и кроме божественной кары должны будут готовиться к мерам и с нашей стороны".
  • 380 г., осень. Во время тяжелой болезни Феодосий принимает крещение. Крестивший его еп. Асхолий (Аколий) убеждает императора силой истреблять ереси.
  • 380 г., 14 ноября. Император Феодосий прибывает в Констиантинополь. Он встречает Григория Нисского как единственного защитника никейского веры и обещает отдать ему главный храм (церковь Апостолов) Константинополя, находившийся у омиев.
  • 380 г., осень. Аквилейский собор западных епископов во главе с Амвросием Медиоланским призывает Феодосия собрать в Александрии вселенский собор.
  • 380 г. Сарагосский собор осуждает учение, приписывавшееся Прискиллиану. Запрет духовным лицам принимать монашество из гордыни.
  • 381 г., 10 января. Феодосий издает новый указ для Востока: всем не-никейцам запрещено собираться в городах, все храмы возвращены никейцам.
  • 381, май. Открытие II Вселенского собора в Констатинополе. На собор призваны были только восточные епископы. Присутствовало 147 епископов, но в историю он вошел как "собор 150 отцов". Канонов ему позднее приписыавали семь, но древние источники, независимо друг от друга, говорят лишь о четырех. Эти правила – отрывок из большого несохранившегося томоса – постановления собора в защиту никейской веры. (Каноны собора) 9 июля окончились заседания собора. Императору был представлен доклад о его деятельности с просьбой утвердить соборные определения. Собор категорически отверг александрийские притязания на вселенскость, 2 каноном постановив, что александрийский епископ управляет лишь Египтом. Отпор и Риму в деле наследника Мелетия и в каноне 3 о преимуществе чести епископа Константинопольского после Римского.
  • 381 г., 3 сентября. Собор в Аквилее западных епископов (в основном, Италии): отлучение двух арианских епископов. Критика дисциплинарных решений Константинопольского собора. Издание послания "Quamlibet" с радостью по поводу восстановления единства веры и с предложением императорам собрать собор для единения и в Александрии.
  • 382 г. Собор в Константинополе, участие почти всех епископов собора 381 г., кроме египетских. Отклонили приглашение Грациана прибыть в Рим, отстояли свое право назначение.
  • 382 г. Смерть Вульфилы.
  • 382 г., осень 382 года. Грациан издает указы о конфискации недвижимости языческих храмов и жреческих коллегий, они обложены налогом, удален алтарь Победы из сената, у жрецов и весталок отнято право на подношения в виде натуральных продуктов. В последние дни 382 года в Милан прибыла делегация сената во главе с Симмахом просить Грациана отменить эти меры, могущие погубить традиционные культы. Дамас передал Амвросию письмо от сенаторов-христиан. Амвросий добился того, что сенаторы-язычники не были даже приняты. Амвросий отрицал, что эти указы принимались под его влиянием. Амвросий добился помилования Созомена, который сказал Грациану, что тот недостоин отца, ибо не обладает его веротерпимостью.
  • 383 г., 25 августа. Гибель Грациана.
  • 383 г. Константинопольский собор. Обязали явиться и противников никейев. Прибыли Демофил, Евномий§ от аномеев, Елевсий Кизический от македониан. На соборе все партии подали свое исповедание императору, тот оставил только веру Нектария, а остальные исповедания разодрал и так решил проблему. Примирение было блокировано, началось преследование.
  • 384 г., сентябрь. В Риме языческая аристократия пытается добиться восстановления алтаря Победы, но терпит поражение.
  • 384 г., конец октября. Собор в Тревире (Трире). Суд над последователями Прискиллиана, – в 385 году он завершился осуждением на смерть Прискиллиана и его приверженцев. Амвросий не был согласен с тем, что епископы вынесли дело на светский трибунал и брали на себя вину за смертный им приговор, пускай они и были еретиками.
  • 386 г., 29 января. В Милане издается указ о предоставлении свободы культа всем, кто исповедует христианство по Риминской формуле 359 года (т.е. и арианам).
  • 386 г., 29 марта. На Пасху императорские войска пытаются конфисковать и передать арианам церковь в Милане, Амвросий Медиоланский, опираясь на народ, оказывает им сопротивление.
  • 387 г., 25 апреля. Крещение бл. Августина§ Амвросием Медиоланским.
  • 387 г. Беспорядки в Антиохии (описание Феодорита).
  • 388 г. Указ Феодосия об изгнании еретического духовенства из городов, запрет поставлять им клириков и называться епископами под угрозой ссылки.
  • 388 г., сентябрь. В Каллинике на Евфрате христиане по наущению епископа сожгли синагогу, группа монахов разрушила и церковь гностиков-валентиниан. Император приказал остроить синагогу за счет епископа, наказать монахов. Амвросий Медиоланский в ноябре заявляет протест против строительства синагоги на церковные деньги. Феодосий уступает.
  • 390 г., весна. Восстание в Фессалониках, жестоко подавлено императором.
  • Ок. 390 г. Собор в Сиде (Памфилия) против "мессалиан" или "эвхитов", монахов из сирийских монастырей, якобы ставящих свои мистические озарения выше Писания.
  • 390 г., осень. Амвросий Медиоланский покидает город, чтобы не служить в присутствии Феодосия в знак протеста против его жестокости. Позднее появляется легенда, что на Рождество 390 г. Амвросий запретил императору входить в храм.
  • 391 г., 24 февраля. Указ Феодосия о запрете языческих культов в городе отправлен из Милана в Рим: запрещает публичное богослужение язычников, запрещает даже приближаться к храмам для жертвоприношения или осмотра.
  • 391 г., 9 июня. Закон против отступников от христианства, издан в Конкордии: они лишаются права завещать или наследовать.
  • 391 г., 16 июня. Феодосий издает указ о закрытии языческих храмов в Александрии. Повод: еп. Феофил Александрийский, добившись передачи ему языческого храма под церковь, нашел в нём фаллосы и выставил их для осмеяния мистериальных культов. Оскорбленные язычники бросились на христиан. Были убитые с обеих сторон.
  • 392 г., начало. Капуанский собор (епископы Запада) решают вопрос об антиохийском расколе (уже решенный в 381 г. на Востоке).
  • 392 г., 8 ноября. Феодосий запрещает все языческие богослужения, даже в частных домах и владениях. Эдикт не действует в деревнях.
  • 392 г., конец. Римский собор. Осужден еретик Ювиниан, монах, и 8 его товарищей. Учил, что из равенства в крещении следует, что все равны в заслугах, будь то брачные или нет, что крещение избавляет и от искушений, так что всё равно поститься или нет, аскеза не нужна. Амвросий Медиоланский в начале 393 года собрал собор чтобы подтвердить решения Римского собора.
  • 393 г., осень. Италия завоевана восставшими Евгением и Арбогастом, причем Евгений дает свободу язычеству, хоть сам и христианин: восстанавливает алтарь победы, разрешает публичные жертвоприношения.
  • 393 г. Собор в Иппоне отменяет "агапы", пиршества после литургии.
  • 394 г., 6 сентября. Феодосий разбил и казнил Евгения и Арбогаста.
  • 395 г., 17 января. Умер Феодосий. Произошло окончательное политическое разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
  • 397 г., 4 апреля. Смерть Амвросия Медиоланского.
  • 398 г. Епископом Константинополя поставлен Иоанн Златоуст§ (до 404 г.). "Исповедь" бл. Августина.
  • 400 г. Основание монастыряря на о. Лерин. Толедский собор.

Дополнительные материалы:

свящ. Яков Кротов.
  Чего хотел Арий.
  Как не нашли крест Христов
  388 г.: Нужно ли бить кощунников?
 Искусство: Иисус и Серапис
  другие заметки и очерки

История Церкви в IV в.: Поснов; Й. Лорц; Р. Скальфи; Ги Бедуелл; А. Шмеман; В. Болотов;
   Хусто Л. Гонсалес /Здесь очерки о Константине, Евсевии Кесарийском, Пахомии, Юлиане Отступнике, Афанасии Александрийском, великих каппадокийцах (Василии Великом, Григории Нисском, Григории Назианзине), Амвросии Медиоланском, Иоанне Златоусте, Иерониме. Августине; монашестве; донатистах/;
   Александр Мень /Значиительная часть текста – в этом выпуске, но см. там главки о Константине, Василии Великом, Григории Богослове, Амвросии, Иерониме, Иоанне Златоусте, Антонии, Пахомии, Ефреме Сирине, Иоанне Кассиане, Мартине Турском/.

Церковный строй: Болотов; Поснов.

Богослужение: Поснов; Алымов.

Богословие: Гарнак; Карсавин; Киприан Керн; Г. Флоровский; Б. Рассел (Начиная с "Глава II").

Джордан Омэнн. Монашество на Востоке; Монашество на Западе

Гностицизм (I-V вв.)

Другие материалы

Хроника Сократа Схоластика;
Послание Петра Александрийского;
Феодорит Киррский. ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ: О деяниях Никейского собора; О Тирском соборе; О возвращении свт. Афанасия в Александрию; О Сардикском соборе; О Миланском соборе; Об Ариминском и Селевкийском соборах; О соборе в Нике Фракийской; О Константинопольском соборе (361); О царствовании имп. Иовиана; О беспорядки с избранием преемника Афанасия Великого; О поставлении Амвросия в епископа Медиоланского; О Римском соборе; О II Вселенском соборе; О беспорядках в Антиохии 387 г.; О восстании в Фессалониках, жестоко подавленом императором.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/i04_089.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии