=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: В чём смысл праздника Крещения Господня? (2)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

С праздником Крещения Господня!

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II, стр. 164–7.
/Опубл. с сокращениями как "Крещение Господне", 2 и 3 // Шмеман А., прот. Воскресные беседы. Стр. 134–138./

 
серия "Православный церковный календарь"
 

 (примерно 1380 слов)


 

> Сплетение тем{}

> Не успели еще отзвучать рождественские песнопения, как начинает приближаться к нам праздник Крещения Господня, или Богоявления. Об этом событии упоминают все четыре евангелиста. И это означает, что для понимания дела, совершенного Христом, и для нашей веры в Него событие это имеет огромное значение.

> Евангелисты повествуют о том, как еще до начала Христовой проповеди появился некий Иоанн, живший дотоле в пустыне, который призывал людей раскаяться в их грехах. Тех, кто раскаивался, признавая греховность и нечистоту своей жизни, он крестил в реке Иордане, т.е. совершал символическое омовение их в воде, означавшее желание начать новую, чистую жизнь. Евангелист Марк пишет об этом так:

> Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1:4-11).

> Таким образом, Иоанн не только призывал к раскаянию, но еще и утверждал, что его проповедь есть как бы приготовление к пришествию Другого, Сильнейшего – Того, Кто будет крестить Духом Святым. И вот этот Сильнейший, как назвал Его Иоанн, приходит и Сам крестится от Иоанна. И одновременно некое таинственное явление удостоверяет правду пророчества Иоанна, дабы Он мог сказать: «Да, это Тот, Чье пришествие я возвещал».

> В этом кратком евангельском рассказе соединено, как мы видим, несколько тем, и нам нужно попробовать разобраться в них. Итак, прежде всего сам Иоанн, его проповедь покаяния и крещения. Иоанн принадлежит к числу тех духовных людей, чье назначение – явить обществу в определенный момент его бытия всю неправду, ложь и зло, которыми оно отравлено, вызвать, говоря современным языком, духовно-нравственный кризис, который поможет человеку увидеть собственное зло и пробудит стремление освободиться от него. И крещение, т.е. погружение в воду, служившую символом очищения и возрождения, как раз и означало коренное изменение жизни через раскаяние. Вот первое, что открывает нам евангельский рассказ, – то, что к началу проповеди Христа люди, к которым Он пришел, общество, где начиналось Его служение, переживали глубокий духовно-нравственный кризис, требовавший покаяния и внутреннего обновления.

> Из рассказа евангелиста Марка следует, далее, что кризис этот сопровождался ожиданием Того, Кто восполнит и завершит дело Иоанна, претворит его крещение водой в таинственное крещение Духом Святым. И мы знаем, что ожидание это было ожиданием Христа, т.е. обещанного Богом Спасителя, Кого на протяжении веков возвещали все ветхозаветные пророки. Об этом прямо говорит другой евангелист, Лука: …народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он… (Лк.3:15). Таким образом, пришествие Иисуса Христа на Иордан есть явление Его как обещанного и предвозвещенного, или, иными словами, завершение и исполнение всех пророчеств о Спасителе. Именно об этом свидетельствует третий евангелист, Матфей. Иоанн, – пишет он, – удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:14-15).

> Третья тема – крещение Самого Иисуса, погружение Его в иорданскую воду рукою Иоанна. Но если Он Спаситель, избавляющий людей от грехов, то зачем Ему крещение, этот символ греховности, раскаяния и жажды очищения? Однако на все сомнения Иоанна Иисус отвечает твердым требованием крестить Его, и Иоанн исполняет это требование. И вот христиане и Церковь веками всматриваются в водное погружение Того, в Кого они верят как в Спасителя и Бога, в смысл этого погружения для всего мiра, для всего человечества и для каждого из нас. И наконец четвертая и последняя тема: разверзшиеся по Иисусовом крещении небеса, таинственное явление над Ним голубя и голос с неба, удостоверяющий, что Иисус – Сын Божий.

> Как видим, не одна, а, по меньшей мере, четыре темы, четыре измерения этого евангельского события соединены в празднике Крещения Господня. И каждая из них требует нашего уяснения. Что-то безмерно огромное, бесконечно важное совершилось в тот день, и вот празднуется вечно. Что же именно? На этот вопрос мы попытаемся ответить в следующей беседе.

 

> Обновление твари{}

> В прошлой беседе я перечислил темы, сплетающиеся в евангельском рассказе о Крещении Господнем – событии, празднуемом Церковью каждый год. И первая тема здесь – значение этого события в земной жизни и служении Христа. Иоанн Предтеча проповедовал крещение как акт раскаяния и очищения. Принимающий от него крещение своим погружением в воду свидетельствовал, что сознает греховность прежней жизни, раскаивается в ней, ищет очищения, прощения и начала жизни новой. Но почему потребовал такого крещения Сам Иисус, Сын Божий, пришедший в мiр исцелить грех Своею безгрешностью, приобщить человека к Божественной жизни? Этот вопрос, как мы знаем из Евангелия, был и в сердце Иоанна, ибо он спрашивал: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф.3:14).

> И вот ответ Церкви на этот вопрос. Принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми – со всеми без исключения грешниками, со всеми нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Отождествляет Себя со всеми и каждым, и значит – с любым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества дать нам закон и правило, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став Одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной, безгрешной жизни. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра (Ин.1:30), – говорит про Него Иоанн Креститель. В наш мiр Христос вошел как Младенец. В Своем рождении Он принимает на Себя, делает Своею нашу человеческую природу. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для грешников и погибающих пришел Он на землю. Их возлюбил Он Своею жертвенною любовью, им отдает Себя и всю Свою жизнь. И вот в крещении Иоанновом Он, безгрешный, – с нами, грешными. Он, Спаситель, – с нами, погибающими. Ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. В начале Своего земного служения Он соединяется с грешным в крещении покаяния, подобно тому как в самом конце его вольно соединится с ним в смерти. Всё это свидетельствует о том, что Христос хочет спасти нас любовью, и только любовью. А любовь – это всегда и соединение с тем, кого любят. И сколь же радостно для нас вечное это свидетельство, сколь утешительно это нисхождение Сына Божия в нашу израненную и затемненную грехом жизнь! Как сказано у пророка Исаии: Он взял на Себя наши немощи, понес наши болезни… и ранами Его мы исцелились (Ис.53:4-5).

> Но в крещении Господа нашего и Спасителя в иорданских струях есть и другой, еще более глубокий, еще более радостный смысл. И он раскрывается, даруется нам каждый год в день этого удивительного праздника. Вот после крещенской службы выходим мы, верующие, на водоосвящение. Вот раздаются торжественные и ликующие слова: «Глас Господень на водах…»103 И раскрывается перед нами символическое значение воды. Вода есть жизнь, ибо без нее ничто живущее жить не может. Вода есть чистота, ибо без нее невозможно очиститься и обновиться. Вода отражает красоту неба и всего творения, и потому она есть отражение Божественной любви, Божественной красоты, Божественной жизни. И в эту воду погружается, с нею соединяется Бог, пришедший в мiр для его спасения и возрождения. И снова наполняется мiр красотой и смыслом, наполняется жизнью преизбыточествующей. Мир оторвался от Бога, забыл, перестал видеть Его и погрузился в грех, в темноту, в смерть. Но Бог не забыл мiр и вот возвращает его нам в сиянии первозданной славы. «Жаждущий пусть приходит ко Мне и пьет; у верующего в Меня потекут потоки воды живой» (ср. Откр.22:17; Ин.7:37-38). В этом мiре всё, включая саму материю, само вещество ее, снова становится путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в Божественной жизни. И потому в светлый и радостный день Богоявления мы празднуем пришествие Бога к Своему творению.

> Мы не знаем в точности, что ощутил Иоанн, когда трепетной рукой прикоснулся к Спасителю, когда увидел разверзшееся небо и услышал глас свыше. Но был, несомненно был этот момент ослепительного света, когда мiр открылся опять как мiр Божий, очищенный, омытый, возрожденный, исполненный хвалы и благодарения. «Христос приходит обновить всю тварь», – поем мы в церкви. И это обновление мы празднуем, этому обновлению радуемся при виде священника, кропящего новой, святой, божественной водой сперва храм, затем нас, наши дома, окружающую природу, весь мiр. Радуемся при виде людей, устремляющихся испить этой живой воды, льющейся в жизнь вечную, и приобщиться к жизни, исполненной Бога.

> Ничего вокруг нас как будто не изменилось. Но внутренним взором, внутренним слухом се́рдца и души́ мы видим, слышим, ощущаем присутствие Бога в мiре, который Он так возлюбил, что отдал, погрузив в Него, Сына Своего Единородного. Итак, всякий жаждущий да приходит к Нему и получает дар воды живой – дар новой, чистой и возрожденной жизни.


> 103 Навечерие Богоявления. Чин Великого водоосвящения, тропарь 1-й.

 

 

См. также:
• протопресвитер Александр Шмеман. Самоотождествление, приятие, прообразование
• свящ. Александр Мень о празднике в книге "Таинство, слово и образ"
его же проповедь

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/lp49_253.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»