=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Вернуться к вечному Младенцу. Наш дар Христу оказывается Его даром нам
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

С праздником Рождества Христова, дорогие читатели!

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II, стр. 124–6,138–140.
(Первый из текстов этого выпуска был раньше в рассылке "МоВиЦ".)

 
серия "Православный церковный календарь"
 

 (примерно 1290 слов)


 

> Прежде всех философий

<.....>

> Вот опять приходит этот вечер, вот загорается вечная звезда и во всём мире наступает тишина. Ее будут нарушать, ее будут «разоблачать», но люди всё равно услышат эту торжественную и светлую тишину Рождества. Да, не все пойдут в церковь, не все одинаково поймут этот праздник, но где-то в самой глубине души каждый знает, что нет ничего выше, чище, прекраснее, чем рассказ о Царе-ребенке и Его Матери, о простых пастухах с поля и мудрецах с Востока. /.../ Не странно ли: большой поэт, завершая круг своего творчества, в грохоте и суете нашей эпохи нашел последнее, высшее вдохновение не в них, а всё в той же рождественской пещере. Это Пастернак, вслушайтесь:

> Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
> Шептались, едва подбирая слова.
> Вдруг кто-то в потемках, немного налево
> От яслей рукой отодвинул волхва,
> И тот оглянулся: с порога на Деву,
> Как гостья, смотрела звезда Рождества77.

> Это написано как будто о нас, о людях двадцатого века, о нашей взбаламученной эпохе, о переполненной страхом и страданием нашей земле. Это мы стои́м в темноте, словно в сумраке хлева, это мы, отравленные злобой и подозрительностью, разучились понимать друг друга и едва подбираем слова... И вот в эту рождественскую ночь кто-то будто раздвигает эти потемки, убирает какое-то препятствие, и звезда Рождества снова озаряет Деву и ясли, и в их озарении просветляемся и мы.

> Можно долго объяснять, во что мы, христиане, верим, о чём свидетельствует и возвещает Рождество, но, как сказал кто-то мудрый, если нужно объяснять, то объяснять не нужно. В рождественские дни, во всяком случае, объяснять ничего не хочется. Ведь сидя в темном зале и слушая подлинно вечную музыку, мы молчим и отдаемся ей, разговоры и обсуждения начинаются после, как и попытки объяснить друг другу то, что было так ясно и просто, пока мы слушали. То же происходит с верой, то же и с Рождеством. Великий французский поэт Поль Клодель78 вернулся к вере, когда после долгого и мучительного кризиса почти невольно зашел в собор Парижской Богоматери. Это случилось в день Рождества. И внезапно он понял извечную, поразительную «детскость Бога». Слова «Будьте как дети» (сp. Мф.18:3) означают в устах Христа не отречение от знания, опыта и мудрости, но возвращение к тому, что утрачивается нами вместе с детством: к цельности восприятия, к умению всецело отдаваться радости. На Рождество Бог является нам в образе детства с его первозданной чистотой, и мiр с любовью склоняется перед этим Ребенком, вручая Ему себя, и помнить об этом в наши дни важнее всего.

> Прежде всех философий, прежде всякого анализа нужно почувствовать и принять правду и красоту Рождества, которая веками сияла тысячами свечей в радостных детских глазах. Нужно почувствовать и принять правду и красоту человеческого образа, явленного в трех мудрецах, всю жизнь отдавших исканию и нашедших Ребенка, пещеру, звезду. «Издалече пришли мы»79, – говорят они, и мы тоже всегда идем издалека: из пустыни жизни, от тусклой ее повседневности, от уродства и страдания. Ни книгам, ни рассуждениям не убедить нас. Остается и жжет мучительный вопрос: есть ли правда на земле, есть ли то, что бесспорно, к чему всегда можно вернуться, чтобы вздохнуть полной грудью и найти ответ? И вот чистое зимнее небо и та далекая звезда, на которую, как мы слышали у Пастернака, оглянулся один из волхвов. Не оглянуться  ли и нам, не вернуться ли издалече к вечному Младенцу, у которого столько света, столько радости, столько жизни?

 

 

> «Мы же – Матерь Деву»

> В самом сердце евангельского рассказа о Рождестве Христовом мы находим образ Марии, Его Матери.

> Вряд ли кто другой во всей истории религии, не говоря уже об истории христианства, привлек к себе столько внимания, столько любви, был источником такой чистой, незамутненной радости, как Дева Мария. Она появляется в самом начале Евангелия, затем в рассказе о браке в Кане Галилейской и наконец в самом конце – у креста, на котором распят Ее Сын. Сквозь годы и века возносится к ней ликующее приветствие: «Радуйся!» И нет дня, нет службы, нет, за малым исключением, молитвы, где не вспоминалась бы Та, о Которой, говоря словами Церкви, «радуется всякая тварь»*.

> И в эти предрождественские дни, когда начинает сиять впереди этот удивительный праздник, так уместно задаться вопросом: «О чём эта радость, что делает этот образ столь близким и родным, столь нужным и для нас?»

> На этот вопрос лучше всего, может быть, отвечает одно предрождественское песнопение. В нём говорится о том, что рожденному в Вифлееме Иудейском Младенцу все принесли свои дары: земля – вертеп (т.е. пещеру), небо – звезду, восточные мудрецы – золото, ладан и смирну, ангелы – пение. А чем же одарили, вопрошает далее автор песнопения, что принесли Ему мы, люди? И отвечает: Матерь Деву. Это не просто метафора. Церковь выразила здесь свой глубочайший опыт, свое глубочайшее понимание всей тайны Рождества. И понимание это можно выразить так: в лице Девы Марии мiр подарил Богу лучший свой плод – самое ценное, чистое и совершенное, чем возможно было ответить на любовь Божию.

> Ведь если, как учит Церковь и как верим мы, Христос есть Бог, пришедший на землю даровать нам всю Свою любовь и этой любовью спасти нас, то необходимо было, чтобы нашлась в мiре ответная любовь, которая узнала бы и приняла это пришествие Божие и за всех нас, за всё творение сказала бы Ему «да». И вот эту ответную любовь – чистую, свободную, а вместе с тем смиренную любовь, этот дар мiра Богу воплотила в Себе, выразила всем существом Своим Дева Мария. И это всегда чувствовали, больше сердцем и душой, чем рассудком, понимали люди, взирая на Ее образ – будь то у яслей с Младенцем, будь то у креста, в безмолвном страдании: Она – одна из нас, Она – наша, Она – как мы, хотя и безмерно чистейшая, безмерно совершеннейшая.

> Но это значит, что по Ней, по Ее любви, по Ее совершенству, а не по тому ужасающему соединению низости и зла, которым так страшно отмечена история человечества, можно и до́лжно заключать о сущности и назначении человека. Если была Она (а кто же мог взять и выдумать этот образ?), если была Она, то значит, не животное человек, как изо всех сил стараются внушить ему низводящие человечество до животного уровня и продолжающие учить, что человек есть лишь «то, что он ест»**. Если хоть однажды произрастило человечество такой чистейший плод, то в нём и явлена, стало быть, подлинная сущность человека.

> И об этом наша радость, об этом наша вера, обновляющаяся всякий раз, когда всматриваемся мы в образ Матери у яслей или повторяем удивительные слова: Се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк.1:48). Она свободно приняла таинственный зов свыше и потому остается для нас вечным доказательством божественной свободы, присущей человеку, сколь бы ни был он принижен грехом и злобой. Отдав Себя целиком, без остатка, Она остается для нас свидетельством того, что величие и слава человека – в жертве и любви, в самоотдаче и служении, а не в горделиво-мелочном самоутверждении. Она навеки вознесла над мiром свет любви, сострадания, верности, свет и тепло материнства, в котором Ей усыновлен весь человеческий род. И, как говорится в другом церковном песнопении, Она «одна вводит Христа во вселенную»***, Она дает Ему тело и земную жизнь, Она ограждает Его в младенческой беспомощности, Она дарит Ему себя, и в Ней происходит встреча навеки неба и земли, Бога и Человека.

> На иконе Рождества Христова мы видим Ее рядом с Младенцем окруженной всем творением, ибо Она – средоточие и венец его. Над Нею звезда и ангелы, вокруг – пастухи и животные. И это значит, что в Ней все мы, весь мiр, встретили, полюбили, приняли Христа, что не всё на земле зло и грех, что есть и эта светлая мера подлинной человечности.

> «Что принесем Тебе, Христе?» – спрашиваем мы в рождественском песнопении. «Ибо всё созданное Тобою принесло дары Тебе. Небо – звезду, земля – вертеп, ангелы – пение, мы же – Матерь Деву»#. И вот земной наш дар Христу оказывается Его даром нам – даром, в котором земная Мать Христова становится нашей небесной Матерью, покровом вечной любви над нами.


> 77 Из стихотворения «Рождественская звезда» (1947).

> 78 Клодель, Поль (1868–1955) – французский поэт, религиозный пи-сатель, драматург, дипломат.

> 79 Источник цитаты не установлен. Примечательно, что аналогичное название (также без указания источника) имеет проповедь на Рождество прот. С.Н. Булгакова (см.: Булгаков С., прот. Слова. Поучения. Беседы. Париж: YMCA-Press, 1987. С. 87).

 

> * Подразумевается песнопение «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», исполняемое вместо «Достойно есть» за литургией свт. Василия Великого.

> ** «Человек есть то, что́ он ест» («Der Mensch ist, was er isst») – формула голландского физиолога Я. Молешотта, воспроизведенная Л. Фейербахом в рецензии на его книгу «Физиология средств питания» (Physiologie des Nahrungsmittel, 1850).

> *** Ср.: «...Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную... (Рождество Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира 2-я на Господи, воззвах).

> # Ср.: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каждая бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангелы пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву...» (Рождество Христово. Великая вечерня. Стихира 4-я на Господи, воззвах).

 

Др. беседы о. Александра о Рождестве:
Рождество. Свет разума (др. версия той же беседы – Наша божественность и Его человечность)
  • Богомладенец    • После Рождества
• аудио: цикл бесед о приближении Рождества и Рождестве (359-386)  

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/lp48_249.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии