=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

*  6 сентября  ст.ст., воскресенье (16-е по Пятидесятнице);
  литургические чтения: 2Кор.6:1-10; Мф.25:14-30.



Сегодня   как  бы  расширенный  выпуск:   здесь  2  текста,   2  темы,
но  связанные  между  собой. Первая - "притча о талантах" из нынешнего
евангельского  чтения, вторая - свобода и предопределение - в качестве
ответа на вопрос читателя в связи с одним из недавних выпусков.



> Обыкновенно  мы  страдаем от того, что в нас не верят. Мы чувствуем,
> что   в  нас   есть  какие-то  возможности,   но  для  того,   чтобы
> их  осуществить,  нам  нужна  была  бы  поддержка  верующего сердца,
> человеческой  любви,  человека,  который бы сказал:  "Да!  Не бойся!
> Ты  можешь  себя  осуществить!"  Но  иногда,  когда  нам  дано такое
> доверие,  когда  оно нам подарено, нам вдруг делается страшно: а что
> если  я  это  доверие  обману?   Что если у меня ничего не получится
> и  окажется,   что  клубящиеся  во мне мечты рассеялись,  как туман,
> когда  поднялось  солнце?  Что  будет  тогда?  Неужели  я совершенно
> потеряю  доверие,  уважение,   может,  даже любовь тех,  которые так
> на меня понадеялись?

> И  это  человеку часто мешает. Но еще больше, может быть, мешает то,
> что очень часто, когда другой человек нам дарит свое доверие, он как
> будто  верит в невозможное,  то есть он как будто не учитывает,  что
> я  - просто обыкновенный,  нормальный человек.  Нам кажется,  что он
> на  всё  надеется:  будто мы можем сделать всё, всё без ограничения,
> всё   безусловно.   И  тут  мы  понимаем,   с  одной  стороны,   что
> это  невозможно,  и боимся за это взяться; а с другой стороны, когда
> мы  стараемся  это  осуществить,  то обнаруживается, что мы не можем
> оказаться    на    высоте    того   "безумного",   "непродуманного",
> "безответственного" доверия, которое нам было дано. И вот здесь есть
> две стороны.

> С  одной  стороны,   тот,   кто  доверяет  другому,   кто в подарок,
> во  вдохновение  ему приносит свою веру, должен это делать вдумчиво,
> разумно,  мудро;  а с другой стороны, тот человек, которому эта вера
> дается, должен быть трезв, сознателен и прилагать все усилия к тому,
> чтобы творчески осуществлять свое призвание - и всё-таки знать,  что
> у него есть какие-то ограничения. Эти ограничения мы не всегда можем
> обнаружить до того, как начнем трудиться. Только когда мы приступаем
> к изучению какой-нибудь науки, к чтению какой-нибудь книги, к какому
> бы  то  ни  было  делу, мы видим, сколько мы можем осуществить и где
> кончаются  наши  возможности.  Но  начать  мы должны. И мы не должны
> бояться  момента, когда дойдем до предела своих возможностей, потому
> что - и это очень важно - доверие, которое нам дается, вера, которая
> в  нас   вкладывается,    относится не к тому,  чтобы мы осуществили
> всё  возможное  человеку вообще, а к тому, чтобы мы осуществили себя
> как можно более совершенно.

> В  этом  смысл Христовой притчи о талантах. Слово 'талант' приобрело
> за  столетия  специфическое значение. Все мы знаем, что такое талант
> по  отношению к музыке, искусству, литературе; но не об этом говорил
> Христос.  В  Его  время  талант  была  денежная мера. Вот, какому-то
> человеку сделали вклад, и ему предложили <использовать> эту денежную
> меру,  добиться  всего,  на  что  он  способен.  Этот  человек может
> приложить  все  усилия,  и  если  он  чрезвычайно  одарен,  он может
> удвоить,  утроить  тот  дар,  который  ему  был <дан>. Если он менее
> одарен, он хоть чего-то добьется. Но он никак не имеет права сделать
> то,  что  сделал  самый  неодаренный  из трех лиц, о которых говорит
> притча.  Он  испугался: а вдруг то, что заложено в меня, то, что мне
> дано,  я  растрачу,  потеряю и буду в ответе? - и зарыл его; то есть
> просто отложил в сторону, закопал, завернул в платок. А когда пришло
> время   суда,    когда   пришло  время расчета,  когда все предстали
> перед  хозяином,   оказалось,  что все чего-то добились -  только он
> не  добился ничего. И он не был осужден за то, что не принес барыша,
> выгоды   своему   хозяину;    он  был  осужден за то,  что испугался
> и не решился ничего сделать, не решился ни на что.

> Перенося  эту  картину  на  нашу  обычную  жизнь, мы можем, конечно,
> рассматривать  талант,  о  котором говорит притча, как дар в области
> искусства,  литературы,   поэзии,   но  это  ограниченное понимание.
> <Прежде  всего>,  заложенный  в  нас   +талант+  -  это всё,  на что
> мы   способны,   всё  богатство,  всё разнообразие,  вся красочность
> нашей  собственной  личности.  Можем  ли  мы ее осуществить или нет?
> Можем; все могут, каждый может осуществить всё, на что у него хватит
> духа,  мужества,  вдохновения.  И  в этом центр тяжести, в этом весь
> вопрос. Мы должны так верить в человека, такое ему подарить доверие,
> так  его  вдохновить,  чтобы  он  нашел  в себе храбрость, мужество,
> радость,   творческую радость себя осуществлять.  Хоть он не гений -
> но  он  человек;  хоть  он  ничем не выдается - но пусть будет самим
> собой  настолько  п`олно и прекрасно,  как ему доступно.  И тогда мы
> не будем на него накладывать бремена неудобоносимые,   мы  не станем
> на  него  накладывать  тяжесть,  которой  он никак понести не может,
> потому  что мы не станем  требовать  с него,   чтобы  он  стал  тем,
> чем  он  никогда,  даже  в  мечте не мог быть, а будем ему говорить:
> "Смотри:  в  тебе  такое  богатство! Осуществи его!.." Но он скажет:
> "Где  же  это  богатство,  каково  оно?"  - "А ты не мерь! Ты просто
> творчески  становись  самим  собой.  Где  не  хватит ума - восполняй
> сердцем;    где   не  хватит   крепости  -  восполняй товариществом.
> И    ты    увидишь:     чего   ты   не  можешь   осуществить   один,
> то   в   сотрудничестве  с  другими,  вместе  с  другими  ты  можешь
> осуществить и можешь сделать вклад в общую сокровищницу людей".

> Вот  если мы так с верой будем подходить к человеку,   мы сможем его
> и  вдохновить, и не раздавить своей верой, и человек вырастет в свою
> меру творчества и радости.
                [ митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ.
                  /Серия бесед, прозвучавших
                   в русской религиозной программе Би-би-си, 1972г./
                  www.mitras.ru/pered/pb_111.htm ]



 > В связи с притчей о талантах см. также:
   >> С.Тагуэлл: "Хозяин не хотел, чтобы слуги берегли его дар"
                        с. Христ.Просвещ./rasylka/002/153.htm#8
                      & с. Христ.Просвещ./rasylka/003/634.htm#3
   >> А.Мень: Бодрствуйте! (притчи Христа о Суде)
          с. Христ.Просвещ./rasylka/003/358.htm#0
   >> О том же - А.Блум
      www.mitras.ru/soul_put/put_6.htm
      & www.mitras.ru/inname/in_127.htm
   >> Е.Перистый: Призвание человека
      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/476.htm#0
      & с. Христ.Просвещ./rasylka/003/477.htm#0
   >> Т.Мёртон: одаренность. свое место
      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/617.htm#0
   >> А.Мень: в любой момент человек может быть спрошен:
       на что употребил он данные ему "таланты"
        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/644.htm#0
   >> М.Скобцова: возвышенный духовный эгоцентризм
       с. Христ.Просвещ./bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm#duhegoc

                                * * *

                      ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОБОДА

В выпуске рассылки N914  я  поместил  фрагмент  из кн. блаж. Августина
Гиппонского     "О  ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ  СВЯТЫХ",      где     речь    шла
о +предопределении+ (с. Христ.Просвещ./rasylka/004/916.htm#0).   И вот
я получил такой отзыв одного из подписчиков:

В> Прочел  последнюю  рассылку. Несколько удручен. Неужели наш уровень
В> достижений,  в том числе и в духовном плане, заранее предопределен?
В> То  есть души святых уже святы до рождения на этой насквозь грешной
В> земле?!  А  что тогда делать нам, возмохно ли "сломать" "ход вещей"
В> твоей жизни если у тебя душа разбойника?
В> С уважением, Ваш Валерий.

Вот мой ответ на это недоумение.

Я  думаю,  что  с предопределением не всё так просто и однозначно, как
это  у  Августина...  Августин  полемизировал  с  пелагианами, которые
учили,  что  всё - т.е. спасение или погибель - во власти человека....
Похоже, Августин в полемическом задоре несколько перегнул палку...

Можно  посмотреть  на это  иначе:  с позиции вечности,  с точки зрения
Бога  - всё "предопределено", т.е. результат (каждой конкретной жизни)
известен,  но  с  нашей-то  "колокольни"  он  не виден, его "еще нет"!
Посему   в каком-то смысле -  всё в моих руках  (т.е. не всё, конечно,
но  многое,  например,  моя  реакция в той или иной ситуации - скажем,
продолжать  надеяться  или отчаяться; ответить на зло злом или хотя бы
сдержать  себя)...    Но   в каком-то смысле -  всё -  в Божьих руках.
(Это  трудновато понять, т.к. трудно представить Существо, пребывающее
ВНЕ  ВРЕМЕНИ, как бы НАД нашим временем...)   То,   что  всё -   в Его
руках  -   это источник надежды -  ведь Бог желает чтобы ВСЕ спаслись,
а значит, всех, кто сам этого хочет, Он приведет-таки ко спасению!

Публикация  этого  текста  в  рассылке  была как бы провокацией с моей
стороны - чтобы читатель задумался на эту тему.

А  тема  действительно непроста...  Те,  кто ставят во главу угла идею
о  "предопределении", могут пытаться "вычислить"  кто  "предопределен"
к святости/спасению, а кто - нет.  Но Писание учит нас другому:  здесь
и   сейчас  у  каждого  есть  выбор:   идти  за  Христом  (или хотя бы
за  совестью,   для  тех,   кто  не узнал Христа)  или нет.  Об этом -
почти  всё  Писание; если бы это было не так, то каков смысл обращения
Бога   к человеку?   Вот и  в сегодняшнем  апостольском  чтении:  "Вот
сейчас - время благоприятное, вот теперь - день спасения!" - 2Кор.6:2;
одно   из моих любимых мест у ап. Павла!  И притча о талантах -  о том
же   -   каждому  что-то  дано  -  бОльшие  или  меньшие  способности,
обстоятельства  жизни, наконец, время... от нас зависит, что мы делаем
с этим!

О  "предопределении"  же  ап. Павел говорит,  видимо,  для двух целей:
1)  для напоминания,  что гордится нам нечем  (хотя человек в каком-то
смысле  и "соработник"  Бога в своем спасении,  но именно Бог спасает,
а  человек лишь ухватывается за протянутую ему руку; было бы глупостью
как  отвергать  ее,  так  и  гордиться  тем,  что я согласился принять
Его помощь);
2)  для  ободрения   верующих:  раз вы -  в Церкви,  не беспокойтесь -
Бог "предопределил" вас ко спасению (т.е. желает вас спасти и вы идете
с Ним по этому пути)!



--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Представьте себе:
 один человек, уезжая в чужие края,
 созвал своих слуг и оставил на них свое имущество.
 Одному он дал пять тысяч золотых,
 другому две тысячи и третьему тысячу  -  каждому по силам,
 а сам уехал.
 Тот, кто получил пять тысяч, тотчас пустил их в дело
 и нажил еще пять тысяч.
 Получивший две тоже нажил еще две.
 А получивший одну тысячу
 пошел и закопал деньги своего господина в землю.
 Прошло много времени,
 и вот возвращается хозяин слуг и требует у них отчета.
 Получивший пять тысяч пришел и принес еще пять.
 'Господин мой,  -  сказал он,  -
  ты дал мне пять тысяч, смотри, я нажил еще пять'.
 Хозяин сказал ему:
 'Хорошо, ты добрый и верный слуга.
  Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое.
  Иди на мой пир'.
 Пришел и второй  -  с двумя тысячами  -  и сказал:
 'Господин мой, ты дал мне две тысячи, а я нажил еще две'.
 Хозяин ему сказал:
 'Хорошо, ты добрый и верный слуга,
  ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое.
  Иди на мой пир'.
 Пришел тот, кто получил одну тысячу:
 'Господин мой,  -  сказал он,  -
  я знаю, что ты человек безжалостный:
  жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
  Я боялся тебя и зарыл твои деньги в землю.
  Вот они, держи свои деньги'.
 Тогда господин ему ответил:
 'Негодный и ленивый слуга!
  Ты знал, что я жну там, где не сеял,
  и собираю там, где не рассып`ал.
  Так тебе надо было положить мои деньги в банк,
  тогда, вернувшись, я получил бы свое с процентами.
  Заберите у него эту тысячу и отдайте тому, у кого десять тысяч.
  Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток,
  а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется.
  А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму,
  где будет плач и зубовный скрежет'. (Мф.25:14-30)
                                * * *
*Как сотрудники Бога мы просим вас:
 пусть Божья доброта, данная вам в дар, не будет напрасна.
 Ведь Он говорит:
 "В благоприятное время Я услышал тебя,
  в день спасения Я помог тебе".
 И вот теперь оно - то благоприятное время, теперь день спасения!
 Мы никому не ставим никаких препон,
 чтобы не навлечь нареканий на наше служение!
 Напротив, мы во всём проявляем себя истинными служителями Бога:
 терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья,
 побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод.
 Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой,
 Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой.
 Наше оружие - праведность, с ним мы нападаем, им и защищаемся.
 Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе.
 Нас принимают за лжецов, а мы искренни.
 За людей безвестных, а нас знают все.
 За умерших, а смотрите, мы живы.
 Нас казнят, а мы не убиты.
 Нас печалят, а мы всегда радуемся.
 Мы бедны, а многих делаем богатыми.
 У нас нет ничего, а мы владеем всем.* (2Кор.6:1-10)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»