Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 04 января ст.ст., пн (34-я седмица по Пятидесятнице, чтения 33-й седмицы) {предпразднство Богоявления} литургические чтения: 1Пет.2:21-3:9; Мк.12:13-17. > 1Петр. 2.18-25 18 Рабы, подчиняйтесь своим господам с подобающим трепетом, и не только тем, кто добр и мягок, но и тем, кто крут нравом. (19) Хвала тебе, если переносишь беды потому, что сознаешь волю Бога, и страдаешь незаслуженно. (20) А какая может быть слава, если т`ерпите побои потому, что в чем-то провинились? Но если делаете добро и терпите страдания, вот тогда это заслуга в глазах Бога. (21) Вы ведь к этому призваны. Христос страдал за вас и оставил вам пример, чтобы вы следовали по Его стопам. 22 "Он не свершил греха, и не было обмана в устах Его". 23 Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями, когда страдал, не отвечал угрозами, но предавал себя в руки праведного Судьи. (24) Он сам в Своем собственном теле принес наши грехи на крест, чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности. Вы были исцелены Его ранами. (25) Вы некогда блуждали, словно овцы, но теперь вернулись к своему Пастырю и Попечителю. (перевод В.Н.Кузнецовой) > В этом отрывке ап. Петр обращается к большей части христиан, > ибо и в те времена и сегодня Церковь состояла и состоит в основном > из тех, кто в своей жизни выполняет порученную им работу, говоря > современным языком, кто работает на другого и получает за это <...> > средства для существования. Разница, и довольно существенная, > состоит в том, что в те времена это, как правило, были рабы, > т.е. люди, не имевшие никаких прав и полностью зависевшие от своих > хозяев - работодателей. И это были не только те, кого жестоко > эксплуатировали на полях латифундий или в каменоломнях; рабами были > и домашние слуги, и врачи, учителя, музыканты, артисты, секретари, > управляющие имениями. <...> среди ремесленников, крестьян > и торговцев встречались свободные люди, но, как правило, и они имели > рабов, выполнявших основную работу, а в целом, в массе своей > свободные римские граждане всё-таки не занимались трудом. <....> > И вот в этот мир пришло христианство, возвестившее о том, что > для Бога каждый человек дорог, что все люди, независимо > от социального положения, дети Божии, а значит - братья друг другу. > В Церкви были разрушены все барьеры, существовавшие в обществе > и игравшие в нём огромную роль. Церковь была одинаково открыта > и для бедных ремесленников и для аристократов, и для рабов > и для их господ. Хотя, конечно, в первые века подавляющее > большинство христиан были простые и бедные люди, в том числе и рабы. > И в ранней Церкви вполне могло быть так, что раб был предстоятелем > общины, а его хозяин простым членом. Это было нечто новое для того > общества, и в этом было не только величие Церкви, но и определенные > опасности для нее, как внешние, так и внутренние. > <...> одним из обвинений <против христиан со стороны язычников> было > то, что христиане якобы разрушают социальные устои. Такое обвинение > могло быть вызвано тем, что некоторые рабы, став христианами > и неправильно усвоив христианскую Весть о свободе, становились > инициаторами неповиновения своим господам, тем самым и других рабов > подталкивая к бунту. Церковь не могла этого приветствовать, так как > любой бунт приводит к насилию и кровопролитию. Да и любое открытое > выступление против рабства в то время было обречено на провал, > ибо общество в целом было не готово к другим формам социального > устройства. И после того, как христианство стало официальной, > государственной религией Римской империи, рабство существовало > еще много веков. Хотя Церковь, по крайней мере, в лице своих лучших > представителей всегда выступала за гуманизацию отношений в обществе. > Была и внутренняя опасность в том случае, если и раб и его хозяин > оба становились христианами. Такой раб-христианин, используя > новые отношения с хозяином, мог злоупотреблять своим христианством, > уклоняясь от работы и полагая, что теперь ему всё сойдет с рук. > Тем самым он подавал дурной пример другим рабам и ставил своего > хозяина-христианина в очень сложное положение. Против таких ситуаций > решительно выступал в своих Посланиях ап. Павел, и вот мы видим это > и в Послании ап. Петра. Он пишет: "Слуги, со всяким страхом > повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым". > Свой призыв Апостол обосновывает волей Бога, Который хочет, чтобы мы > добровольно принимали на себя боль и страдание этого мира. Петр > пишет: "Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит > скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы т`ерпите, > когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, > терпите, это угодно Богу". По мнению ап. Петра, через это мы > уподобляемся Христу, добровольно принявшему на Себя боль и страдание > этого мира. Он пишет: "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос > пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его". > Конечно, пример Иисуса Христа, приведенный ап. Петром, имеет > для христиан более широкое значение, чем только отношение слуг > к господам, и распространяется вообще на все межчеловеческие > отношения. Стараясь жить по Евангелию в этом падшем мире, христианин > неизбежно столкнется и с несправедливостью, и с насилием, > и со злословием в свой адрес. Естественная реакция этого мира > в такой ситуации - ответить тем же, а может быть, и еще большим > насилием и злословием. Но христианин, призван к другому, он должен > следовать примеру Христа, Который, по словам Петра, "<Когда > Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями, когда страдал, > не отвечал угрозами, но предавал себя в руки праведного Судьи >". > Вот принцип, которым должен руководствоваться христианин в своих > отношениях с другими - всё терпеть и всё отдавать на Суд Божий. > Конечно, практическое осуществление этого принципа в своей жизни - > это уже вершина праведности, и не каждому это дано, но каждый > христианин может и должен к этому стремиться. А до достижения > этого уровня праведности его поступки должны определяться > общепринятыми нормами, по крайней мере, не ниже их. Отсюда вывод - > каждый христианин должен быть примером в своей работе и в отношении > к своим общественным обязанностям. И хотя за 2000 лет в мире многое > изменилось, и уже давно нет рабства, как элемента социального > устройства, но принципы межчеловеческих отношений, заложенные > в Новом Завете, актуальны и сегодня, ибо они устремляют нас > к абсолютной цели. [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (1 Послание св. ап. Петра. Беседа N30) // М.: "Путь", 2003; стр.58-60 ] * * * * * * * * * * ссылки по темам апост. и еванг. чтений * * * * * * ** * •••Комм. В.Н.Кузнецовой к Мк.12:13-17 * * www.messia.ru/trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0 * * •Харви Кокс: Цезарь и Бог * * www.messia.ru/rasylka/003/310.htm#0 * * •Труц Рендторф: Кесарево и Божье * * www.messia.ru/rasylka/002/279.htm#0 * * * * •Св. Исаак Сирин: Страдание и смирение * * www.messia.ru/rasylka/003/338.htm#0 * ******************************************************************** Чтения этого дня в трех русских переводах: www.bible-center.ru/biblereadings/20050117/orth?cont=rv_ru -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Вы, жёны, так же подчиняйтесь своим мужьям, чтобы те из них, кто отвергает Слово, приняли веру без всяких слов, только благодаря поведению жен, глядя на вашу чистую и богобоязненную жизнь. Пусть ваша красота будет не внешней - не в затейливых прическах, золотых украшениях или красивой одежде, - но внутренней, той, что в сердце - нетленной красотой кроткого и безмятежного духа. Она драгоценна в глазах Божьих. Ведь так украшали себя некогда святые женщины, уповающие на Бога; они подчинялись своим мужьям. К примеру, Сарра во всём слушалась Авраама и называла его своим господином. И вы - ее дочери, если делаете добро и не поддаетесь страху. Точно так же и мужья должны в совместной жизни обращаться с женами с должным пониманием и уважать их, потому что, хотя они и более слабый пол, но равные с мужчинами наследницы благодатного дара жизни. Тогда ничто не воспрепятствует вашим молитвам. И в заключение. Пусть будут у вас одинаковые мысли и чувства, одинаковая любовь к братьям, сострадание и скромность. Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому призваны, и вам в наследие обещано благословение.* (1Пет.3:1-9) * * * *К Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. Они приходят и говорят: "Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?" Иисус, увидев их неискренность, сказал: "Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий". Они принесли. Иисус спрашивает их: "Чье здесь изображение и чье имя?" Они отвечают: "Цезаря". Тогда Иисус сказал им: "Цезарево отдайте цезарю, а Божье - Богу". Они были поражены Его ответом.* (Мк.12:13-17) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |