ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 11 мая ст.ст., вт (4-я седмица по Пасхе). {Память равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), просветителей славян} литургические чтения: Деян.10:21-33; Ин.7:1-13 (Евр.7:26-8:2; Мф.5:14-19). > Словно в преддверии упадка и последующей гибели Византийской империи > восточное христианство стало распространяться и укрепляться среди > юных народов, только еще обретающих свою государственность > и религиозно-национальную идентичность. Речь идет, прежде всего, > о распространении христианства среди славян. Эта миссия неразрывно > связана с именами двух братьев, будущих святых Кирилла (ок. 826-869) > и Мефодия (ок. 815-885). > Братья родились в греческом городе Солуни (Салоники), в семье > видного военачальника, близкого к императорскому двору. Мефодий, > старший брат, служил в славянском гарнизоне, где изучил местный > язык. В разгар борьбы с иконоборческой ересью он стал монахом, > удалившись в малоазийский монастырь Олимп. > Константин, младший брат, с ранней юности стал проявлять > необыкновенную даровитость, прекрасную память и любознательность. > Еще мальчиком он полюбил творения Григория Богослова, постоянно > читал их и знал многое наизусть. Как одаренного ученика Константина > отправили в византийскую Академию, организованную <...> > при имераторском дворе. Там он вместе с юным престолонаследником > Михаилом III учился у лучших наставников (в том числе у будущего > патриарха Фотия) и, как говорит житие, "вскоре был обучен > всей мирской мудрости: грамматике и гомеровской поэзии, риторике > и философии, арифметике и астрономии, музыке и всей эллинской науке > и был на удивление учителям своим из-за такой быстроты ума своего > прозван впоследствии Философом, т.к. преуспел в философии > более других. Но не только же в эллинском языке был премудр, > но и в других языках: римские писания изучил хорошо и сирийские > диалоги,и другие иностранные изучил языки". > Видя блестящие дарования Константина, императорский сановник > Феоктист хотел женить его на своей родственнице и способствовать > его карьере при дворе. Однако у Константина были совсем другие > намерения. Он тайно отправился на берег моря в один из монастырей > и принял иночество с именем Кирилла, под которым и стал известен > в истории христианства. Но юного философа убедили, что с его > знаниями и дарованиями он может принести огромную пользу Церкви, > не удаляясь в монастырь. Кирилл вернулся в Константинополь и получил > место преподавателя философии и библиотекаря храма св. Софии. > Огромная эрудиция и проповеднический талант позволили молодому > ученому одержать несколько ярких побед в диспутах и сделали его имя > широко известным. Когда в 851 году один мусульманский эмир обратился > к императору с просьбой прислать к нему опытного > наставника-христианина, выбор пал на Кирилла. > По возвращении Кирилл провел несколько лет в монастыре Олимп, > где настоятелем был его брат Мефодий. В 860 году по инициативе > патриарха Игнатия и поручению императора, братья отправились > к хазарам, которые просили прислать миссионеров. Миссия > была успешной: братья не только обратили в христианство много хазар, > но и способствовали возвращению в Константинополь пленных греков. > В 863 году, в период патриаршества Фотия, братья отправились > с миссией в славянские земли. С этого момента начинается > самая славная страница их жизни. Проработав три года сначала > в Моравии, а потом в Паннонии <(провинция, занимавшая зап. часть > территории совр. Венгрии, сев. часть бывш. Югославии и вост. часть > совр. Австрии)>, братья обращали язычников, утверждали в вере > и нравственности новообращенных. Но главная их заслуга состояла > в том, что братья на основе греческого алфавита изобрели славянскую > азбуку <(глаголицу, "кириллица" поялвилась позже)>, фактически став > создателями славянского языка и письменности. Они перевели > на славянский язык части Священного Писания, использовавшиеся > в богослужении и основные церковные службы. Кирилл создал школы > для молодежи, где преподавание велось на славянском наречии. > Однако усилившееся именно в этот период противостояние Восточной > и Западной церквей чрезвычайно усложнило просветительскую > деятельность братьев. Латинизированное немецкое духовенство, которое > имело свои виды на славянские земли и опасаясь византийского > влияния, обвинило Кирилла и Мефодия в ереси. Предлогом для обвинений > было введение славянского языка в богослужение; по утверждению > немецкого духовенства, воздавать хвалу Господу можно только на трех > языках - еврейском, греческом и латинском - тех, на которых > была сделана надпись на Кресте Господнем. > В 868 году братья отправились за поддержкой к папе Адриану II в Рим. > Папа поддержал миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия, > подтвердил право служить по-славянски, освятил славянские книги. > В Риме слабый здоровьем Кирилл заболел и скончался, перед смертью > взяв с Мефодия обещание продолжить начатое в Моравии дело. > Мефодий, возведеннывй в сан архиепископа Паннонии, всё более > расширял миссионерскую деятельность. Тем временем политические > и церковные распри разгорались. По обвинению в нарушении > иерархических прав на Паннонию и Моравию, в 870 году Мефодий > был вызван на собор немецких епископов в Баварию, где подвергся > побоям и провел около трех лет в темнице. Лишь в 873 году новый папа > Иоанн VIII заставил баварский епископат освободить Мефодия. > В последующие шесть лет при активном участии Мефодия славянская > Церковь значительно расширилась, охватывая территории Чехии > и Польши. Одновременно прямой и принципиальный Мефодий боролся > с распущенностью светских правителей, чем вызвал их недовольство. > По-прежнему плело против него интриги немецкое духовенство, > продолжая обвинять его в ереси. Но главным противником Мефодия стал > его собственный помощник - рукоположенный папой в епископы немец > Вихинг. Вынужденный защищаться от постоянных обвинений, Мефодий тем > не менее активно занимался церковной и просветительской > деятельностью. В 883 году он приступил к переводу на славянский язык > полного текста Священного Писания, отдельных произведений > святоотеческой литературы. Так, в трудах и борьбе, он и встретил > смерть, настигшую его в 885 году. > Со смертью Мефодия его ученики подверглись гонениям, > как и неокрепшая еще славянская Церковь. В итоге > на западно-славянских землях византийское христианство > не утвердилось: западные славяне примкнули к германско-романскому > миру. Однако деятельность солунских братьев получила дальнейшее > развитие у южных славян, куда отправились многие ученики Кирилла > и Мефодия - у сербов, болгар, а потом и у русских, соединивших > в недалеком будущем свои судьбы с византийской Церковью. Для русской > православной Церкви, всех восточных церквей - как, впрочем, > и для всего христианского мира, - свв. Кирилл и Мефодий являются > одними из самых любимых и почитаемых святых. [ Свящ. Александр Мень. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. УЧЕБНИК. (2.24) www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_24.html ] ** ** ** о свв. Кирилле и Мефодии *** *** *** *** *** *** *** *>> Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня www.krotov.info/spravki/persons/09person/kir_mefo.html *>> Я.Кротов о них в "Заметках к церковной истории" krotov.info/yakov/6_bios/23/kir_mef.html ** ** ** к евангельскому чтению *** *** *** *** *** *** *** *>> Романо Гвардини: Кто понимал Иисуса? www.messia.ru/rasylka/004/784.htm#0 *>> Комм. У.Баркли к Ин.7:1-9 "ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕКОВ И ВРЕМЯ БОГА" www.krotov.info/libr_min/b/barclay/ioan_04.htm *>> Яков Кротов: Время Иисуса - в очерке ИСТОРИЯ ХРИСТА www.krotov.info/yakov/5_hist/01/01_01.htm *>> Он же: Иисус решил всё совсем запутать? www.messia.ru/rasylka/002/080.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050524/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/May/24.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Приближался еврейский праздник Шалашей, и братья Иисуса сказали Ему: "Покинь это место, иди в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела, которые Ты делаешь. Ведь никто не скрывает своих дел, каждый хочет стать известным. А Ты делаешь такие дела, так предстань перед миром!" Даже Его братья не верили в Него. Иисус ответил им: "Время Мое еще не пришло, вас же любое время подходит. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетель того, что дела его злы. Вы ступайте на праздник, а Я на этот праздник не пойду, потому что время Мое еще не настало". И, сказав это, Иисус остался в Галилее. Но после того, как Его братья ушли на праздник, Иисус тоже пошел туда, только не открыто, а тайно. Еврейские власти искали Его во время праздника. Спрашивали они: "Где этот человек?" И среди народа было много споров о Нём. Одни говорили: "Он хороший человек", другие возражали: "Нет, Он обманывает народ". Но никто не говорил о Нём открыто - из страха перед еврейскими властями.* (Ин.7:2-13) * * * "Не любят Бога по одной причине: Его не знают". (Иоанн Шаховской) |
||||
|
||||
|
|
![]() |