=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 16 ноября   ст.ст., вт
  (седмица 24-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 26-й седм. Рожд. пост)
  /Память Апостола и евангелиста Матфея, †60/
  литургические чтения: 1Фес.3:9-13 или 1Тим.1:8-14; Лк.14:25-35.



>                    14.25-35 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКАМ
>                     (Мф 10.37-38; 5.13; Мк 9.50)

> 25 Вместе с Иисусом шла большая толпа. Повернувшись, Он сказал им:
> 26         - Кто приходит ко Мне,
>               но любит Меня не больше,
>               чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер,
>               не больше, чем саму свою жизнь, -
>                       тот не может быть Моим учеником.
> 27           Кто не несет свой крест, идя за Мной,
>                       тот не может быть Моим учеником.
> 28     Если кто-то из вас хочет построить башню,
>        разве он сначала не сядет и не подсчитает расходов,
>        хватит ли у него средств завершить строительство?
> 29     В противном случае окажется, что он, заложив фундамент,
>        закончить работы не может. И, глядя на него, все будут
> 30     над ним смеяться • и говорить:
>        'Вот человек, начал строить, а закончить не смог!'

> 31     И царь, который собирается на войну против другого царя,
>        должен сначала сесть и обдумать,
>        сможет ли он со своими десятью тысячами войска
>        вступить в сражение с идущим на него царем,
> 32     у которого двадцать тысяч. • И если нет,
>        то пошлет послов просить о мире, пока тот еще далеко.

> 33     Точно так же никто из вас не может стать Моим учеником,
>        пока не отречется от всего, чем владеет.

> 34           Соль - добрая вещь.
>                       Но если соль перестанет быть соленой,
>                       чем солить пищу?
> 35           Она тогда ни на что не годна,
>                       даже землю ею не удобришь.
>              Ее просто выбрасывают!
>                       У кого есть уши, пусть услышит!

>         ------------------------------------------------------------
>                                                 || 26-27 Мф.10.37-38
>         || 26 Втор.33.9; Мф.16.24; Мк.8.34; Лк.9.23; 18.29; Ин.12.25
>                              || 27 Мф.10.38; 16.24; Мк.8.34; Лк.9.23
>                           || 35 Мф.11.15; 13.9,43; Мк.4.9,23; Лк.8.8


> Новый  раздел  -  об  условиях  ученичества.  У  него  четкая схема:
> вступление  (ст. 25);    два   речения    об  ученичестве  (ст. 26);
> две  короткие  притчи   и  вывод   из  них  (ст.  28-30;  31-32; 33)
> и заключение (ст. 34).

> Ст. 25   -  Путешествие  Иисуса  продолжается.  Вместе  с  Ним  идут
> многочисленные  толпы,  привлеченные Его учением и желанием получить
> исцеление.     Эти    люди,    следующие  за  Иисусом  в  Иерусалим,
> Его  потенциальные ученики. Вот почему Иисус обращает к ним поучение
> о  том,   кто  может  стать  учеником  на  деле,   а  не  на словах.
> В  Евангелиях Матфея и Марка оно адресовано только ученикам, но Лука
> максимально  расширяет возможный круг тех, кто последует за Иисусом.
> Его  учениками  могут  быть  все,  так  что  перед  нами своего рода
> иллюстрация  предыдущей  притчи  о  приглашении  прийти на пиршество
> всем,  кто  согласится.  Но  есть  и  некоторые условия, без которых
> ученичество  невозможно.    В  Евангелии  Матфея  вслед  за  притчей
> о  свадебном  пире  следует  вторая  - о человеке без брачной одежды
> (22.11-14).    Текст  Луки  -    своеобразная параллель этой притчи.
> Три условия, о которых здесь говорится, это, если понадобится, отказ
> от  семейных  уз,  полное самоотречение и отказ от имущества. Раньше
> тоже  говорилось  о  том,  что  следование  за Иисусом требует жертв
> (9.57-62; см. также 18.24-30).

> Ст. 26   -  Иисус  предупреждает  их,  что в случае нужды они должны
> поставить  верность Ему  выше родственных связей  и  даже  разорвать
> эти  связи.    'Этот  стих  не  подвергает  атаке семейные отношения
> и  естественные  привязанности,    но   он  четко и ясно  указывает,
> что  следование за Иисусом важнее семейных уз. Если будет необходимо
> выбирать  между  двумя видами верности, тогда человек должен выбрать
> следование  за  Иисусом'.{}  Иисус требует от учеников обязательного
> разрыва   с  семьей   не  из  аскетических  или  иных    побуждений,
> не  для  достижения  большей  святости, и не всегда, но только в том
> случае,  если эти естественные привязанности становятся препятствием
> на  пути  служения  Божьей  Вести. Покинув Свою семью, Иисус и здесь
> явил  пример  для учеников.  Любит Меня не больше, чем любит отца  -
> дословно:  'не  ненавидит  отца...'  Надо  помнить о том, что в силу
> особенностей   семитских  языков,   не имевших  степеней  сравнения,
> слово 'ненавидеть' должно пониматься не столь жестко, как в русском.
> Ср.  Мф  10.37:  'Кто  любит  отца  или мать больше Меня'. См. также
> Мк.10.29-30.   Саму свою жизнь  - дословно: 'свою собственную душу'.
> В  Писании  "душа" - это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении
> Бог,    то  есть  сама  жизнь.  Быть рядом с Иисусом опасно. Недаром
> один аграфон, то есть речение Иисуса, не сохранившееся в Евангелиях,
> гласит:  'Тот,  кто рядом со Мной,  рядом с огнем;  тот,  кто далеко
> от Меня,   далеко  от Царства'.   Тот не может быть Моим учеником  -
> эта  фраза  будет дважды повторена (ст. 27 и 33); ср. Мф 10.37: 'тот
> не для Меня' (дословно: 'тот недостоин Меня').

> Ст. 27   -  <...> К сожалению, слова  'нести крест'  стали расхожими
> и  часто  употребляются не в том смысле, в каком их употребил Иисус.
> Идя  за  Мной   -  в Библии  <'хождение Божьими путями',  следование
> за  Богом>,    противопоставлялись   'хождению  за ложными  богами'.
> Чтобы   следовать   за   Богом,  нужно  было  отказаться  от  идолов
> (Втор.13.4).  Иисус  призывает идти за Ним, потому что Он - истинный
> посланец  Бога.  Кроме  того,  известно,  что  ученики  в те времена
> действительно  ходили  вслед  за  учителем, прислуживая ему и следуя
> всем его словам и действиям (ср. Мк.15.41).

> Ст. 28-30   -  Вот  почему  всякий, кто хочет стать учеником Иисуса,
> должен  серьезно  обдумать  свое  решение и  трезво  оценить степень
> своей  готовности.  Человек,  берущий  на себя то, чего он не сможет
> исполнить,  выставит  себя  на  посмешище.  Готов ли он пожертвовать
> родственными  связями  или  даже  жизнью ради следования за Иисусом?
> Призыв  к  трезвому  осознанию опасностей и невзгод,   которые сулит
> в   земной   жизни  ученичество,  проиллюстрирован  двумя  притчами,
> образующими пару (вторая - в ст. 31-32).

> Если  кто-то  из  вас  хочет...   - дословно: 'Кто из вас, желая...'
> Притчи   часто  начинались  с  вопроса,   причем такое начало  ('Кто
> из  вас...')   говорило   о  том,    что   притча   обращена к толпе
> или  к  противникам.  <...>   Аудитория Иисуса,  вероятно,  состояла
> из  людей,  которым  тема  первой  притчи  была  понятна.   Башня  -
> сторожевая  башня   в  саду   или  винограднике,    а также служащая
> для   оборонительных  целей,  но  иногда  тем  же  греческим  словом
> обозначается  большая  постройка.  В  любом  случае ее строительство
> требует значительных средств. Если человек предпримет строительство,
> проявив  легкомысленность и  не подсчитав  предварительно  расходов,
> он может стать предметом насмешек.

> Ст.  31-32  -  Вторая  притча  о  том  же, только в качестве примера
> берется царь, планирующий военный поход против более могущественного
> противника.    Недооценка  сил врага приведет к позорному поражению.
> И  царь,  который  собирается  на  войну...   - дословно: 'Или какой
> царь,    собираясь   на войну...'  Эта притча начинается по-другому,
> чем притча ст.27-28, ведь среди слушателей Иисуса не было царей.

> Ст. 33  - Если в ст. 26-27 от ученика требовалось предпочесть Иисуса
> родным  и самой жизни,   то теперь  требование  касается  имущества.
> Если  понадобится,   он  должен  отказаться  и  отдать  всё нажитое,
> чтобы   следовать   за  Иисусом.   А  если  он не уверен,  что готов
> ради следования за Ним пожертвовать всем, лучше и не начинать.

> Ст. 34   -  Это заключительное речение подводит итог всему, что было
> сказано    выше.    Соль    всегда   представляла   особую  ценность
> для  человека.  Недаром в Риме говорили, что для человека нет ничего
> лучше,  чем  солнце  и соль. 'Главное из всех потребностей для жизни
> человека  -  вода, огонь, железо, соль...', - сказано в Книге Иисуса
> Сираха  (39.32). Солью приправляли пищу, придавая ей вкус. Благодаря
> соли люди могли делать запасы пищи, в жарком климате очень быстро бы
> испортившейся. Новорожденного натирали солью, а кроме того, ею также
> посыпались    все    жертвы,   приносившиеся   Богу,     даже  дрова
> для  жертвенника.   Соль    также   была  распространенной метафорой
> для знания, мудрости, остроумия, мира и дружбы ('есть вместе соль').
> Раввины сравнивали с солью Закон, поэтому соль символизировала и сам
> Договор Бога с людьми. Вот почему соль названа  доброй вещью.

> Но если соль перестанет быть соленой   -   это речение  долгое время
> не  понимали, потому что не могли взять в толк, как соль может стать
> несоленой.  Известно  изречение в Талмуде, приписываемое рабби Иешуа
> бен Хананья,   который  говорил,  что скорее мул принесет жеребенка,
> чем  соль  потеряет  свой  вкус.  Но,  во-первых,  это речение более
> позднее  и,  возможно,  ставит  своей  целью  оспорить слова Иисуса.
> Во-вторых,  известно,  что  соль, которую добывали из Мертвого моря,
> имела    очень  много  минеральных   примесей,    по  внешнему  виду
> не  отличающихся от самой соли. Она легко вымывалась, но по-прежнему
> казалась  солью.  В-третьих,  это  слово  употреблено  в переносном,
> парадоксальном   смысле.    Перестанет  быть  соленой   -  дословно:
> 'сделается   глупой'.   Вероятно,   выбор   такого  странного  слова
> объясняется тем, что в арамейском языке 'глупость' и 'несоленость' -
> однокоренные   слова.  См.  Мк.9.50:   'если соль несоленой станет'.
> У  Матфея   Иисус  назвал  Своих учеников   'солью земли' (Мф.5.13),
> но  здесь  это  речение  обращено  к  толпе  потенциальных учеников.
> Израиль, переставший быть солью, "станет глупым" в библейском смысле
> этого  слова.   Недаром  позднейший  иудаизм  понял   слова   Иисуса
> о несоленой соли как угрозу Израилю.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М.:2004; стр.347-351 ]



///////////////////////// ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
/• свящ. Вячеслав Резников. Проп. ДЛЯ КОГО ПИШУТСЯ СВЯТЫЕ КНИГИ \
 ///           www.pues.ru/orthodox/propov/pd_26.htm#2       \\\
   //////  • В.Потапов (из кн. о евангельских притчах)  \\\\\\
  ////  www.stjohndc.org/Russian/parables/r_Par_3_20.htm   \\\\
   ///  /   • Комм. У.МакДональда к Лк.14:25-35       \  \\\\
  // www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md42.htm#lu15 (Т) \\
 ///////// • Виктор Франкл: притча о скульпторе       \\\\\\\\\
/////////       www.messia.ru/rasylka/002/197.htm#0  \\\\\\\\\
\ \ \==\        "МЫСЛи ВСЛУХ" на с. БИБЛИЯ-ЦЕНТР        /==/ / /
 \                     *расчет затрат...*                     /
 /              www.messia.ru/rasylka/004/987.htm#0         \
+|    К чему Иисус рассказал притчу о строительстве башни?  |+
+\              www.messia.ru/rasylka/002/262.htm#0         /+
+ • К.С.Льюис: Нравственность и святость; цель - совершенство; +
 +               www.messia.ru/rasylka/002/285.htm#0        +
  +              www.messia.ru/rasylka/003/585.htm#0       +
   +                 легко ли быть христианином?            +
   +             www.messia.ru/rasylka/003/624.htm#0      +
    ++~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~++


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051129/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/29.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Если божественное Проведение не будет участвовать в наших делах,
 чтобы извлекать добро из нашей порочности,
 то порочность нашей добродетели
 легко может поразить самые высокие наши порывы
 и разбить самые лучшие надежды.* (Р.Нибур)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1336.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»