=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


*  1 декабря  ст.ст., ср
  (седмица 26-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 28-й седм. Рожд. пост)
  /Память прор. Наума, VII в. до Р.Х./
  литургические чтения:
1Тим.1:18-20, 2:8-15 или 2Тим.4:9-22; Лк.20:1-8 *. > <...> Слово 'целомудрие', несколько раз встречающееся в службе > <венчания> брака, часто понимается как относящееся к плоти, > к аскезе. Но в действительности целомудрие во всём объеме > этого понятия есть нечто гораздо более широкое - оно охватывает > одновременно человеческий дух, тело и душу. И это особенно бросается > в глаза в службе брака, где мы просим Господа даровать вступающим > в брак целомудрие и радость видеть 'чада чад своих'. Целомудрие > не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие - > это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, > а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением > тела. > У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании > взаимоотношений между мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, > на которых уместно остановиться. Одно из них вошло в англиканскую > службу бракосочетания. Там говорится, что брак это 'врачевство > от блуда', и то, как <часто> толкуется эта фраза и эта мысль, > кажется мне глубоко ошибочным. Толкование чрезвычайно > распространенное в умах и на устах людей заключается в том, что если > человек состоит в браке, у него нет больше оснований > искать нечистоты где-то на стороне <...>. В действительности же > в богословии неразделенной Церкви ясно видно, что дело вовсе > не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока юноша > не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце его > открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним - > его возлюбленная, а вокруг него - люди. Иными словами, единственное > основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего > состояния, когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, > какими является эта единственная любовь, - есть любовь, > единственность любви, тот факт, что истинно любить можно только > одного человека, а все другие люди входят - каждый в отдельности > и все вместе - в нейтральную категорию: это люди, это больше > не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый > человек тоже не есть то, что на современном языке называют > 'сексуальное существо'; это лицо другого пола, но и здесь понятие > пола далеко выходит за рамки пола физического: оно определяется > в категориях мужественности и женственности, оно охватывает > и характеризует человека в каждой детали его существа, а не просто > с точки зрения продолжения рода. Кроме того, апостол Павел > ясно указывает, что в этом единственном, незаменимом отношении брака > открытие одного человека другим всегда имеет глубину духовного > порядка - иначе нет данных для брака. И в этих отношениях > тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что > он может распоряжаться им насильственно, без благоговения, > без уважения, а в том смысле, что поскольку два тела составляют уже > одно, то и жизнь едина как жизнь четы и нет жизни, которая > принадлежала бы одному или другому отдельно. > Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что > оба супруга могут удаляться друг от друга; не отказывать другому > в близости, а позволить другому отойти ради их духовной жизни. > Бывает время молитвы, бывает время духовного углубления, время, > когда человеческое существо соединяется с Богом особым образом, > когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, > не только его психологическим и умственным 'я', но даже и телом. > Есть моменты, когда всякие физические отношения, даже, как это видно > из житий святых, самое простое прикосновение становится невозможным, > ибо благодать, как пламя, овладела этим существом, и нет больше > места ни для чего до тех пор, пока эта дарованная и принятая > благодать не станет едино с человеком так глубинно, что сделается > общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут является > не актом отвержения, когда один из супругов отворачивается > от другого, отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой > их взаимоотношения рассматриваются в другом плане. > В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один > ряд с сотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда > живых существ человек получает данное всему живому благословение > расти и множиться. И в другой главе, в совершенно ином контексте, > установлен брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный > перед лицом всех земных существ, Человек с большой буквы, взятый > от земли, обнаруживает, что он - одинок, что нет у него спутника, > и Бог избавляет его от этого одиночества сотворением Евы. Этот акт > не имеет никакого отношения к деторождению, он стоит в иной > перспективе, в контексте иного повествования, здесь перед нами > совершенно новая ситуация. И брак связан именно с этой ситуацией - > ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он не может > более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается > преодоление этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала > двойственный характер. Двойственность эта связана с тем, что и здесь > полностью соблюдается уважение к человеческой свободе, так что > и преодоление это может быть подлинным или ложным. Не вдаваясь > в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам оказывается > лицом к лицу с Евой, он узнаёт ее и говорит, что она - плоть > от плоти его и кость от кости его. Но что означает это > его признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать > себя в ней, а ей - узнать себя в нём, видеть лишь себя самого, > отраженного вовне, видеть в другом лишь продолжение себя самого > и совершенно потерять из виду существование другого. И напротив, > можно в этом видеть трансцендирование самого себя, освобождение > от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей книге: > он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что > пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг > на друга: это мой 'альтер эго', другой я сам; в момент падения > они видят друг друга нагими, потому что каждый смотрит на другого > и говорит: я - это я, а он - это он. Тут как бы трещина, разлом. > Здесь-то и появляется элемент влечения, вожделения, > здесь смешиваются две перспективы: перспектива природы (о которой > говорится в первой главе) и перспектива человечества, > трансцендирования личности в жизни сверхличной. [ митрополит Сурожский Антоний. ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ (в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ) www.mitras.ru/pered4/pb_421.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:23-27; Мк.11:27-33; эпизод N132 по "Брюссельскому согласованию" @@@@@@@@@@@@@@@@@@@@ ПО ТЕМЕ СМОТРИ ТАКЖЕ: @@@@@@@@@@@@@@@@@@@@ @ Митр. Сурожский Антоний - @ @ Таинство любви. Беседа о христианском браке @ @ www.mitras.ru/brak/brak.htm @ @ Он же - МЫСЛИ ПРИ ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ @ @ www.mitras.ru/h_d/hd22.htm @ @ Он же - УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА @ @ www.mitras.ru/h_d/hd23.htm @ @ Он же - БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ @ @ www.mitras.ru/pered4/pb_412.htm @ @ Он же - О БРАКЕ и ДЕТЯХ @ @ www.mitras.ru/be/be_10.htm @ @@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@ =============================== ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГ. ЧТЕНИЯ: === === === === === === ** Романо Гуардини: "Какой властью?.." === www.messia.ru/rasylka/004/1002.htm#0 === ** Еп. Кассиан Безобразов: === www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html (I.IV.2) = ** еп. Григорий Лебедев: = www.messia.ru/rasylka/003/639.htm#0 = ** свящ. Александр Мень в кн. "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ" = www.agnuz.info/library/books/book009/page24.htm = ** свящ. Яков Кротов: = www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_25.htm = ======================================================= Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051214/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/14.htm ***************************************************************** * * к еванг. чтению четверга 28-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.20:9-18) www.messia.ru/rasylka/004/1002.htm#0 (митр. Антоний; ссылки на: К.С.Льюиса, свящ. Александра Меня, свящ. Якова Кротова) Завтра память прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *... первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том, чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью были за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно. Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю, который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. Ведь Бог один, и один посредник между Богом и человечеством - сам Человек, Христос Иисус, отдавший себя как выкуп за всех, - знак того, что время пришло! Поэтому Бог и назначил меня вестником, апостолом и наставником язычников в вере и истине. Я не лгу, я говорю правду! Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров. Это касается и женщин. И пусть они одеваются скромно и украшают себя стыдливостью и благоразумием. Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами, а тем, что пристало женщинам, которые называют себя почитающими Бога, то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1351.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Александр Шмеман: Вера: Духовная жажда

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»