=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 27 сентября 2006 г. ст.ст., вт 18-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.5:20-26 или  Флп.1:8-14;
                        Лк.5:12-16 (19-й седм.).

* 28 сентября 2006 г. ст.ст., ср 18-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.5:25-33 или Флп.1:12-20;
                        Лк.5:33-39 (19-й седм.).


> <...>  Если  вы  откроете  знаменитое  руководство по догматическому
> богословию митрополита Макария, прошлого столетия, то вы найдёте там
> определение  таинства  брака  как  такого  священнодействия, которым
> даётся  благодать, благословение на рождение детей. Между тем, такое
> понимание  не находит  настоящей опоры в Священном Писании. В первых
> же  главах Книги Бытия тайна брака, тайна единения двух раскрывается
> в  ясных  и  знаменательных словах:     "да будут двое плоть едина".
> И эти  слова  повторяет Господь,   когда  говорит о значении  брака.
> Он говорит о нём как о чём-то настолько высоком и  прекрасном,   что
> не все  могут   это  вместить.   "Немногие, -  говорит  Он, -  могут
> это вместить."

> В   своё   время   известный  наш  богослов  Троицкий,  автор  книги
> "Христианская  философия  брака",  показал,  на основании Священного
> Писания  и  на  основании  изучения  отцов  Церкви, что христианское
> понимание   разделяет  деторождение и брак; это совершенно различные
> вещи.  Владимир  Соловьёв  даже подчёркивал, не ссылаясь ни на какие
> священные   книги,   а   на  просто  биологический  факт,  что   чем
> интенсивнее  размножение  в  мире  живых  существ,   тем меньше  там
> каких  бы  то  ни  было  психических  отношений  между  ними,  между
> индивидами  двух  полов.  А  там,  где  размножение  идёт  с крайней
> быстротой,  там  вообще  нету  даже  полов как таковых. А на высоких
> ступенях,  там, где душевная жизнь живых существ  уже  сложная,  там
> мы  находим  удивительные проявления заботы, нежности, эмоциональной
> привязанности друг к другу. Следовательно, человеческая любовь имела
> уже в предках человека некий  прообраз  или какой-то прототип.

> Раз  уж  мы  говорим  о  живых  существах,  следовательно, мы должны
> задуматься  над  тем,  для чего вот это единство,.. половое единство
> возникает  в  процессе  миротворения.  Я   думаю,   что здесь  можно
> его  связать   с  общим  смыслом всего мироздания.  Смысл -  это то,
> что   стоит  за  явлениями,   за частными проявлениями целого.  Если
> мы  возьмём  листок  отдельно  от  дерева,  часть  тела или фрагмент
> картины,  -  они теряют смысл. Смысл только в гармонии, в сочетании,
> единстве.  Бог  созидает  и  Бог соединяет - в соединении происходит
> созидание.  И  сам  Он  есть предвечное единство внутри тайны Святой
> Троицы.  И  эта тайна отражена во всём творении. От облачка, которое
> кружится  вокруг атомного  ядра,   до человеческого  общества  царит
> этот  закон  -  гармонии, соединения, притяжения. То, что производит
> изоляцию,  распад,  отчуждение,  -  враждебно  Богу.  И  вот  самыми
> разнообразными  способами во всём мире, живом и неживом, совершается
> это  соединение.  Оно  действует и в молекулах, оно связывает клетки
> тела  многоклеточного  существа;  а  когда  организмы многоклеточные
> получают   самостоятельную   жизнь,   закон   соединения  продолжает
> действовать  в  их  сообществах  и  в половой любви (в данном случае
> "любовь"  я  употребляю  условно),  в  половом  тяготении, в половом
> инстинкте.

> Мир  создан  так,  что  вот  эти индивидуумы нуждаются друг в друге.
> Властный  призыв  -  в данном случае он служит размножению,  но  тем
> не  менее  перед  нами  именно  тяготение  друг  к  другу  отдельных
> существ;    этот властный призыв действует как самая сильная энергия
> в  мире, как бы особый вид атомной энергии в мире животных, и в мире
> человеческом.

> Если  это  так,    то  мы должны с вами  посмотреть  на человека как
> на существо,  увенчивающее этот поток, восходящий вверх.  В нём есть
> и  этот инстинкт, но в нём есть и другое. Поскольку человек является
> личностью, он уже создаёт единство совсем иное. Он создаёт единство,
> в котором раскрывается тайна постижения одним индивидуумом, духовным
> индивидуумом,  бесконечной  ценности другого. Человек как бы выходит
> за пределы самого себя! Человек разбивает эту скорлупу, и любовь его
> поэтому  является видом  самоотвержения.  Самоотвержения священного,
> которое  создаёт  крепчайшие   узы.  Это та мелодия, которая волнует
> почти все сердца.

> И вот, если мы обратимся к встрече двух людей, мужчины и женщины, то
> мы  увидим,  что не напрасно Бог создал их разными,  не напрасно они
> и по душевным своим качествам, и по всему остальному как бы являются
> гармоническим  дополнениям  друг другу. Это есть залог того, что они
> не  могут  существовать  друг  без  друга, залог того, что они могут
> стать  "плотью  единой".  И в этом совершается, раскрывается и сияет
> Божественный  замысел единства. Бог есть любовь. Символ любви избран
> христианством  как  самый  прекрасный  для  отношения  двух  любящих
> сердец.  Ещё  в  Ветхом  Завете  любовь  между  мужчиной  и женщиной
> символизировала   отношение   к  Богу,  к  людям.  А  апостол  Павел
> сравнивает эту любовь с любовью Христа к Своей Церкви. Значит, самое
> драгоценное,  самое  пламенное,  самое  вожделенное, является здесь.
> Естественно  спросить,  откуда  же  в  человеческой  любви так много
> злого,  тёмного, извращённого,.. исполненного насилия, даже душевной
> отчуждённости  и  враждебности? Ответ на это - тот же самый, который
> будет  на вопрос: откуда у человека столько зла, в его мыслях, в его
> действиях,  в  его  поступках?  Первородный  грех,  который  отравил
> человеческое бытие,  отравляет и все проявления человеческой  жизни:
> и  разум,  и  волю, и сердце.  Тем не менее,  в самом своём замысле,
> в  самой своей глубине любовь есть величайшая и прекрасная, и именно
> поэтому Церковь называет её таинством.

> Но,  спросят  меня,   что  называет  таинством:  то, что совершается
> в  храме?  Да,  конечно,  потому  что здесь полнота двух завершается
> присутствием  третьего - благословляющего Творца. Если люди, которые
> верят Ему,  отворачиваются  от этого присутствия,   не хотят принять
> это  благословение, - естественно, в их взаимоотношения вкрадывается
> тьма.  Могут  спросить:  но  ведь  бывает  очень  страстная любовь -
> +свободная+ любовь.  Я бы боялся  её   назвать свободной, потому что
> она  скорее   является    рабством.    Человек,  если   он  любит,..
> если  мужчина  любит, он должен иметь в себе силы, найти в себе силы
> (даже   если  он  слабый  человек)   взять на себя  ответственность,
> быть   человеком,    который   подставляет   плечо   -       в  этом
> его  мужественность.  Пускай  в минувшие века это проявлялось в том,
> что   он  с  оружием  в  руках  защищал  женщину,   добывал ей пищу.
> Но  всегда,  во  все  века  находятся  формы  и  способы  вот  этого
> мужественного служения женщине. И в то же время женщина отдаёт своё:
> отдаёт  свою  нежность,   отдаёт  своё сердце,  отдаёт свою верность
> и преданность. Так они дополняют друг друга.

> У Платона был миф, над которым часто подтрунивают циники, миф о том,
> что   некогда   Божество  разделило  андрогинного  человека  на  две
> половинки,   эти  половинки  ищут друг друга.  Напрасно смеются они.
> В этом мифе есть глубокая правда.   Именно замысел Божий заключается
> в том, что мы разделены, что мы только вместе чувствуем себя хорошо.
> И  этим  самым  Бог  учит  нас  любви, учит нас соединению, учит нас
> ломать  перегородки, которые сковывают, окружают наше сердце. Любовь
> есть   великая   школа   открытости.    Даже  для  чёрствых   сердец
> она оказывается всемогущей. Только надо уметь это сокровище хранить;
> мало  того  что хранить -  раскрывать,   развивать его  возможности.
> Оно может лежать мёртвым грузом.

> Иные  люди  говорят,   что   любовь быстро  проходит.  На самом деле
> они  принимают  за  любовь  влюблённость,  то есть тот эмоциональный
> душевный  накал.  который  сопровождал  первую встречу. Но ни в коем
> случае не нужно считать, что любовь ... слабее влюблённости, что она
> менее   интенсивна   и    горяча.      Она  может    не  проявляться
> так  темпераментно,  она может казаться внешне более сдержанной,  но
> на  самом  деле  она  более  глубокая,  она  похожа на корни дерева,
> которые  пошли вглубь, в землю, вросли. Человек не может восхищаться
> всегда  своей  рукой  или  ногой,  но ему трудно расстаться с частью
> своего  тела,  -  так  двое,  которые  любят.  Они  связаны, связаны
> незримыми узами.

> И вот  здесь-то   перед  нами   встаёт  любовь как высочайший идеал.
> Я  сейчас говорю именно о идеале, и Евангелие говорит нам об идеале;
> именно потому Христос говорит: не всякий может вместить. Да, "двое -
> плоть  едина",  они  неразлучны.  Бог это соединил, и никто не может
> разлучить. Что из того, что по жестокосердию нашему мы разрушаем это
> единство,  что  из  того, что мы делаем ошибки, что у нас происходят
> дурные  встречи,   что человек, оказывается,  не находит в себе  сил
> из  зачатка  вырастить  дерево   и цветок, -   что из этого? Если мы
> не будем ориентироваться на идеал, то в таком случае мы не достигнем
> даже  и  самого  малого. Здесь должен быть определённый максимализм,
> только он поможет нам раскрыть то, что нам Господь дал как залог.

> Поэтому  моногамная  любовь,    которую   проповедует нам  Библия, -
> она   является ...    чем-то   необычайно  важным  в душевной  жизни
> человека - когда человек открывает другого, когда человек срастается
> с  другим.  Полигамия,   которая  была  у  многих народов,  особенно
> в  древности, всегда говорит о поверхностности отношений, о сведении
> любви  к  поверхностным  эмоциям  и  чувственности.    А  между тем,
> в подлинной  встрече   двух    должно    естественно,    полнокровно
> и  гармонически  сочетаться всё, все стороны человеческого существа.
> Это не только платоническое обожание, и не только телесная близость,
> но  всё вместе, что составляет человека, ибо человек един. Дух, душа
> и тело - в любви участвует всё.

> Вот  эта  любовь  двух  является для нас школой - школой любви более
> широкой,    которая  уже   распространяется  из  этого   круга  двух
> на  окружающих  нас людей, это зачаток того, что мы называем любовью
> духовной,  любовью  христианской.  Она не есть естественное чувство,
> она   есть  цветок,  который  раскрылся,  вырастая  из  недр  чувств
> естественных,  а  она  выходит  ввысь;  христианская любовь это есть
> величайший дар Божий.

> Итак,  если  мы  с  вами вернёмся к пониманию любви как к спаянности
> двух  существ,  то мы увидим, как  много может сделать здесь человек
> в  течение своей жизни. Как он много должен сделать, какие он должен
> вложить  туда  силы!  Чем  больше  он  вложит, тем больше он получит
> отдачи.

> И  я  думаю,  что  даже  разрушение  нашего  тела не может разрушить
> прочной  любви.   Хотя  Христос  говорит нам,   что в Царстве Божием
> не  женятся   и  не выходят замуж,  мы  знаем,  что Он  имел  в виду
> лишь простое земное. Но подлинная любовь, я уверен, не знает границ.
> Она  бессмертна!   "Любовь,  -   говорит  апостол  Павел, -  никогда
> не  перестаёт."   И  те  души,   которые  навсегда связали себя друг
> с  другом,  ни  в  каких  мирах  не могут разлучиться. Они ещё более
> сойдутся  друг  с  другом,  они ещё более сольются в единстве, в том
> единстве,   о котором здесь  даже они не помышляли. Я уверен в этом.
> И именно поэтому Библия так высоко ставит символ человеческой любви.
> Именно  поэтому  мистики  всех  времён обращались к прекрасной Песне
> Песней,  когда  говорили  словами  древнего  поэта:  "Ты  прекрасна,
> единственная  моя,  голубица  и возлюбленная". Именно поэтому святой
> Хуан  де  ла  Крус,  "Иоанн  Христа" в своих мистических песнопениях
> подражал  словам  Песни  Песней,  имея  в  виду  душу,  которая ищет
> возлюбленного  Господа.  И  именно  поэтому  любовь является для нас
> призывом  Божьим.   "Бог  есть  любовь",   говорит  апостол,  но это
> не  значит,  что  любовь,  обращённая только к миру. Бог есть любовь
> внутри.  Тот  пылающий  горн, где переливаются радуги, которые видел
> некогда  Данте;  тот  молчаливый  круг,  неразделимый  круг, который
> увидел  иконописец   Андрей   Рублёв;  та сила,   которая  связывает
> всё  мироздание,  та   сила,  которая, начиная  от частиц  вещества,
> до разумных людей, отражающих в себе образ и подобие Божие; та сила,
> которая,  по  словам  Данте,  движет солнце и светила. Вот что такое
> любовь с христианской точки зрения.
                        [ свящ. Александр Мень. 'Послание о любви'
                          www.alexandrmen.ru/lectures/abtlove2.html ]



к Еф.5
 + + + Cергей Аверинцев: брак земной и брак небесный
               www.messia.ru/rasylka/004/933.htm#0
 + + + Библия о браке - ст. на с. "Б-Ц"
       www.bible-center.ru/topic/marriage
 + + + тема "Брак" на с. "ХП"
            www.messia.ru/temy/b.htm#brak
 + + + Х.Яннарас - Вариации на тему "Песни Песней"
                       http://pagez.ru/olb/046.php
 + + + Свящ. Александр Мень о браке
         www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm

к еванг. чтению вторника:
 + + + прп. Симеон Новый Богослов:
        исцеление болезни человеческой природы
         www.messia.ru/rasylka/004/939.htm#0

к еванг. чтению среды:
 + + + Яков Кротов: почему мы хуже хороших людей?
            www.messia.ru/rasylka/003/576.htm#0
 + + + Он же: о заплатках
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_16.htm
 + + + прот. Александр Мень: старое и новое вино
           www.messia.ru/rasylka/004/940.htm#0
           (+ другие ссылки)



Чтения вторника в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061010/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=10-10-2006
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-10-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Так следите внимательно за своим поведением!
 Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные.
 Старайтесь хорошо использовать свое время,
 потому что дни теперь окаянные.
 Поэтому не будьте бестолковыми,
 но умейте понимать, в чём воля Господа.
 В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность,
 но наполняйтесь духом!
 Беседуйте друг с другом
 словами псалмов, гимнов и духовных песнопений.
 Пойте и воспевайте Господа от всего сердца.
 Всегда и за всё благодарите Бога Отца
 во имя Господа нашего Иисуса Христа.
*Подчиняйтесь друг другу  -  из благоговения перед Христом  -
 жёны своим мужьям, как Господу,
 потому что муж  - глава жены, точно так же как Христос  -
 Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель.
 И как Церковь подчиняется Христу,
 точно так и жены должны во всём подчиняться мужьям.
*Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь.
 Он отдал Свою жизнь ради нее,
 чтобы посвятить ее Богу Своим словом;
 Он очистил ее, омыв водой в купальне,
 чтобы она предстала перед Ним во всей красе -
 ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, -
 то есть святой и непорочной.
 Так и мужья обязаны любить своих жен - как свое собственное тело.
 Кто любит жену, тот любит себя.
 Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть.
 Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос - Церковь,
 потому что мы - части Его тела.
 'Вот почему оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
 и станут двое одной плотью'.
 Здесь есть великая тайна,
 но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви.
 И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя.
 И жена пусть почитает мужа.*
(Еф.5:15-33)
                                * * *
*Христианская жизнь не приходит сама по себе
 и требует вновь и вновь и начинать, и учиться.* (Ж.-Р.Буше)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1642.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0