=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 20 февраля  2008 г. ст.ст., вторник
  {седмица 3-я предуготовительная}.
  литургические чтения: Иуд.:1-10; Лк.22:39-42,45-23:1 *.


ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ:
 * Фома Кемпийский: О если бы Иисус распятый проник к нам в сердце!
                  www.messia.ru/rasylka/007/1765.htm#0 (+ссылки!)

                 

        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:
          Мф.26:36-27:2; Мк.14:32-49,53-15:1; Ин.18:3-21,25-28
          эпизоды NN148-154 по "Брюссельскому согласованию"
          ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#148 )

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080304/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-03-2008



 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --


Этот выпуск посвящен стихам 3:11 - 4:6 1-го Послания апостола Иоанна.

        (8) Кто совершает грех, тот - порождение дьявола, потому что
        дьявол грешит изначально. Для того и явлен был Сын Бога, чтобы
        уничтожить дела дьявола. (9) Тот, кто рожден Богом,
        не совершает греха, потому что в нём живет Его семя; он
        не может грешить, потому что рожден Богом. (10) Вот в чём
        проявляется разница между детьми Бога и детьми дьявола:
        всякий, кто не поступает справедливо, тот не от Бога, как
        и тот, кто не любит своего брата.

        11 Потому что вот та Весть, которую вы услышали изначально:
        мы должны любить друг друга! (12) Мы не должны быть такими,
        как Каин, который был порождением Злодея и зарезал брата.
        А почему он его зарезал? Потому что дела его были злы, а дела
        его брата - праведны.

> 10-12.  Усиливая   мысль  ст.  8, Апостол   говорит,   что чужд Бога
> и  <свой> диаволу - не только тот, кто сознательно грешит, но и тот,
> кто  а)  не  делает правды, б) не любит брата своего, - с тем вместе
> оканчивается  данная  Апостолом  характеристика детей Божиих и детей
> диавола   (ст. 10).  Обосновывая  далее  положение,  что  не любящий
> брата  - "не от Бога",  Апостол напоминает христианам,  что заповедь
> о любви христиан  друг к другу <известна> читателям  с самого начала
> их  христианскато  состояния  (ст. 11), разумеется, из учения Самого
> Господа  (Иоан.13:34-35; 15:12-13),   возвещеннаго людям Апостолами.
> А  чтобы  еще  более  оттенить  нравственную обязательность взаимной
> любви в христианском обществе, Апостол на историческом примере Каина
> показывает   (ст.   12),  к  каким  страшным  последствиям  приводит
> нарушение  заповеди  о  любви. <Апостол примером подтверждает, сколь
> великое   зло  -  ненавидеть  брата.  Смотрите,  говорит,  вот  Каин
> возненавидел  брата  и  убил его, не смотря на то, что он был родной
> брат  его.  Каин имел злые дела отца своего диавола, Авель же, делая
> правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противополагается
> Богу,  и  злые дела - добрым. Потому то Каин, противоположный брату,
> убил  его>  (бл.  Феофил<акт>). Выражением <заклал>, esfaxe, нередко
> означающим   жертвенное   заклание  (Апок.5:6,9,12;  6:4,9  и  др.),
> оттеняется невинная и мученическая смерть Авеля.

        13 И не удивляйтесь, братья, что вас ненавидит мир. (14) Мы-то
        знаем, что уже перешли от смерти к жизни, потому что любим
        братьев. Тот, кто не любит, остается во власти смерти.
        (15) Всякий, кто ненавидит брата - убийца. А вы знаете, что
        у убийцы нет вечной жизни, она не живет в нём. (16) Вот как
        мы можем узнать, что такое любовь: Он отдал за нас Свою жизнь.
        Так и мы должны отдавать за братьев свою жизнь. (17) А в том,
        который в этом мире живет в достатке и видит брата в нужде,
        но запирает сердце для жалости - разве в нём может жить Божья
        любовь? (18) Детки, так не будем любить на словах, одним
        только языком, но докажем истинность своей любви на деле!
        (19) Вот как мы можем узнать, что мы принадлежим истине,
        и успокоить свою совесть перед Ним, (20) когда она уличает
        нас, потому что Бог больше, чем наша совесть, и знает всё.
        (21) Любимые, если совесть нас не обвиняет, мы не ведаем
        страха перед лицом Божьим (22) и получаем от Него всё, о чём
        ни попросим, потому что мы исполняем Его заповеди и делаем то,
        что Ему приятно. (23) И вот Его заповедь - верить в Сына Его
        Иисуса Христа и любить друг друга, как Он повелел нам.
        (24) Те, кто исполняет Его заповеди, живут в Нём, а Он -
        в них. Живет ли Он в нас, мы можем узнать по Духу, который
        Он дал нам.

> 13-15.  С  момента  братоубийства  Каина,  антагонизм  между  детьми
> Божиими   и   детьми    диавола,  между  Богом   и  миром    никогда
> не  прекращался.   Та же самая вражда зла   против добра  существует
> и  в  данное  время:   Каина олицетворяет теперь боговраждебный мир,
> а Авеля - истинные христиане, чада Божии, ненавидимые миром (ст. 13,
> сн.  Иоан.15:20;  16:2).    Ненависть,   по Апостолу,  есть признак,
> даже  синоним  смерти,  христиане  же  чрез  свою  любовь  к ближним
> пережили некое  духовное воскресение или оживление (ср. Иоан. 5:24),
> ненависть  же  к  брату означает не только состояние духовной смерти
> человека ненавидящего (ст. 14б), но и то, что такой человек духовно,
> если не телесно, совершает братоубийство, подобное Каинову; является
> <человекоубийцею>  (ст.  15),    каковое   название Христос приложил
> к диаволу (Иоан.8:44); ненависть, по мысли Апостола, равна убийству,
> как  и   Христос   Спаситель   гневающегося  на  ближнего  осуждает,
> как убийцу (Матф.5:21-22).

> 16-18.   Как ненависть к ближнему наиболее отдаляет человека от Бога
> и сильнее всего делает  его общником и  сыном  диавола,   так именно
> чрез  любовь  к  ближним  христианин  наиболее  сближается с Христом
> Богом,  усвояя себе богоугодное настроение. Именно Христос Спаситель
> в  Своем Богочеловеческом подвиге явил  высочайшую  любовь,  положив
> за  нас душу  или  жизнь Свою (ср. Иоан.10:11,15,18; 13:37,38; 15:13
> и  др.);  в  силу нравственной солидарности со Христом, обязательной
> для  всех  христиан (ср. Флп.2:5), в силу того, что христиане обрели
> истинную  жизнь только чрез Христа (выше, ст. 14), для всех христиан
> обязательна  самоотверженная,  по примеру Господа, любовь к ближним,
> готовая положить душу за братьев (ст. 16, сн. Иоан. 15:13). Но этому
> принципиальному  величию  подвига самоотверженной христианской любви
> Апостол  сейчас (ст. 17)   противополагает совершенно иное отношение
> к  ближнему,  <изъятое>  из отношений житейских, каковы: а) черствая
> нечувствительность  к самым обыденным насущным потребностям ближних,
> когда человек как бы искусственно притупляет чувствительность своего
> сердца,  делая его невосприимчивым к жалости и состраданию (ст. 17),
> и  б)  любовь  лицемерная,  не  идущая  далее безсодержательных слов
> мнимого   участия  (ст. 18).   Желая  показать  всю  несовместимость
> такой  ложной  любви, такого отношения к ближнему с идеалом истинной
> самоотверженной  любви,  Апостол  спрашивает:  <как  пребывает в том
> (человеке  такого  настроения)  любовь  Божия?>  (ст.  17).  <Любовь
> преклонила  Господа  положить  душу   Свою  за нас;   по Его примеру
> и   мы должны полагать душу за  братьев.  Но как это делается редко,
> то Апостол, как бы пристыжая верных, начинает с небольшого, убеждает
> к  братолюбию.  Он как бы так говорит: чтo говорить о полагании души
> за  брата,   когда  мы  видим,   что  не удовлетворяют братьев своих
> в необходимом  для жизни      не бедные     в средствах  -   об этих
> я  не  говорю,  -   но  владеющие  богатством целого  мира?  Посему,
> да  постыдятся!  Ибо,  если затворили сердце в этом малом, и явились
> недостойными  любви  Божией: чтo показали бы, когда бы потребовалось
> большее  -  умереть  за  брата? Потом и еще продолжает обличать тех,
> которые   ограничивают  любовь   словом  и   обнаруживают  ее только
> на  языке.  Станем,  говорит, любить не словом или  языком, но делом
> и  истиною>  (бл.  Феофил<акт>).  Только искренняя деятельная любовь
> носит благословение в самой себе, о чём далее и говорит Апостол.

Синодальный перевод стт. 19-20:

        19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред
        Ним сердца наши; 20 ибо если сердце наше осуждает нас,
        то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего
        и знает всё.

(Слова,  заключенные здесь в скобки [], и выделяемые обычно в изданиях
Синодального  перевода  курсивом,  не  имеют  соответствия в греческом
оригинале и добавлены переводчиками "для ясности и связи речи".)

> 19-20.  Заключая  свою  речь о необходимости для христиан деятельной
> любви  к  ближним (ст. 17-18), Апостол в этой любви указывает верный
> признак  того,  что  христиане  стоят  на пути истины (как и Христос
> Спаситель  в  любви  указал  отличительный признак истинных учеников
> Его,  Иоан.13:35).  <.....> Но кроме очевидного  соответствия  слова
> о   любви   с  делом  любви,  Апостол  указывает  еще  и  внутреннее
> свидетельство   нравственнаго   сознания   или  собственной  совести
> христиан: <успокоиваем пред Ним сердца наши> (ст. 19б). <Это значит:
> чрез  истинность  (а  <жить  по истине> мы будем тогда, когда словам
> нашим  будут  соответствовать  дела)   мы    успокоим  совесть свою.
> Ибо  словом  <сердце> он называет совесть. Как же успокоим? Поставив
> себя  в такое положение, чтобы произносить нам слова пред свидетелем
> Богом;  ибо  это значат слова: <пред Ним> (бл. Феофил<акт>). Но если
> нравственное  поведение  наше  небезупречно  на  наш взгляд, по суду
> нашей  совести,  то  тем  бoльшие  недостатки  будут  найдены  в нас
> всеправедным  судом  Божиим:  <если  сердце  наше  осуждает  нас, то
> +кольми паче+ Бог; потому что Бог больше сердца нашего, и знает всё>
> (ст.  20).  Блаж.  Феофил<акт>  так  передает  смысл  этого трудного
> для  понимания  стиха: <и если мы во время греха не можем укрываться
> от  совести  своей,  которая  ограниченна,  как и человек - существо
> ограниченное, то тем более не можем укрыться от Бога, беспредельного
> и вездесущего>.

Однако, позднейшие комментаторы и переводчики понимают эти стихи иначе
(см. тж. приведенный выше перевод В.Н.Кузнецовой).

Перевод еп. Кассиана (Безобразова):

        19 По этому мы узнаем, что мы - от истины и успокоим пред Ним
        сердце наше, 20 в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо
        Бог больше сердца нашего и знает всё.

Комм. из "Брюсельской" Библии:
**> 19-20 "...успокаиваем пред Ним сердца наши, ибо, если сердце наше
**> осуждает нас, то кольни паче Бог; потому что Бог больше сердца
**> нашего и знает все" - точнее: "успокаиваем перед Ним сердце наше,
**> в чём бы оно нас ни осуждало; ибо Бог больше сердца нашего и знает
**> всё". Покаявшийся перед Богом, каковы бы ни были его грехи,
**> успокоит свое сердце; ибо Бог всё знает (ср. Ин 16:30), и Он есть
**> Любовь (1Ин 3:16).

Комм. в переводе В.Н.Кузнецовой:
***> 3.19-20 Это очень трудное место, но, вероятно, смысл таков: "тот,
***> кто любит своих братьев на деле, не должен заниматься болезненным
***> копанием в себе, потому что Бог знает о нас больше хорошего, чем
***> мы сами". Старые переводы понимали это место противоположным
***> образом: "если наша совесть уличает нас, то насколько больше
***> уличит нас Бог, который знает о нас больше плохого, чем наша
***> совесть".


> 21-22.  Речь ст. 21, по форме напоминающая противоположное выражение
> ст.  20,  по  мысли  представляет  раскрытие ст. 19: при спокойствии
> совести,     христианин    получает   не  только  успокоение   духа,
> но  и  некоторое  <дерзновение>  к Богу, т. е. детскую доверчивость,
> уверенность  в благодатной близости  к Богу, в Его любви к человеку,
> и  в  том,  что  всякая  законная и достойная Бога молитва его будет
> услышана  (ст. 24).  <При дерзновении   несомненно  получим всё, что
> ни попросим от Него.   Почему?  Потому что соблюдаем  заповеди  Его.
> Ибо  кого  просят,    того   весьма  много  преклоняет  к выслушанию
> благопокорность просителей,  только бы просили не сомневаясь.  А как
> мы соблюдаем заповеди Его и делаем угодное  пред ним,   то  и  будем
> надеяться, что молитвы наши не будут напрасны>.

> 23-24.    Апостол  доселе  особенно настаивал на исполнении заповеди
> о  братской  любви.  Но  рядом с любовью к ближним и даже прежде нее
> требуется  вера  в  Бога  и  в  Господа Иисуса Христа, как основание
> христианской  жизни.  Это   -  сокращение всего закона  и Евангелия,
> и  Апостол  объединяет  оба  основные требования христианства в одну
> <заповедь>,  entolэ (ст. 23): первая половина этой заповеди - о вере
> в  Христа,  вторая  -  о любви друг к другу; вера - основание любви,
> любовь  есть  плод  или действие веры; с истинною живою верою любовь
> дана,  как  свет  и  тепло  с  солнцем.  Такова  +вера,  действующая
> любовью+,  о  которой  учил  и  Ап. Павел (Гал.5:6). Этим совершенно
> исключаются  -   как  отрицание   безусловной  необходимости    веры
> при  нравственной  деятельности (антидогматизм),   так и   принижение
> или подавление нравственной деятельности при вере (аморализм).

> Верующий  в Христа и любящий ближних обитает в Боге и сам становится
> обителью      всей    Пресвятой  Троицы  (ст. 24),     по обетованию
> Самого  Спасителя  (Иоан.14;  16  сл.  17:21,23;  15:7). Залогом же,
> признаком   или   свидетельством  пребывания  в  нас  Бога  является
> ниспосланный  всей  Церкви  и  ниспосылаемый отдельным членам ее Дух
> Святой   с  Его  благодатными  дарованиями  (ср.  2:20,27;  4:10,13;
> 2Кор.1:22;  Ефес.1:13;  1Кор.12:4  и  др.).  <Целая мысль: вы должны
> веровать  во имя Сына Его Иисуса Христа и любить друг друга истинно,
> как  он    заповедал.      Ибо      соблюдающий     заповедь   в Нём
> пребывает,  и  Он  в нём.   А что Он пребывает  в нас, это мы узнаём
> по  духу  или  по  дарованию, которое Он дал нам> (бл. Феофил<акт>).
> Отсюда  Апостол  переходит к различению духовных дарований, истинных
> от ложных и мнимых.


        4 1 Любимые, не всякому духу верьте, но подвергайте духов
        испытанию, от Бога ли они, потому что в мир уже ушло много
        лжепророков. (2) Вот как вы узнаете, что дух от Бога: всякий
        дух, который признаёт, что Иисус Христос пришел телесно, -
        от Бога, (3) а всякий дух, который не признаёт Иисуса, -
        не от Бога, но от Антихриста, о котором вы слышали, что
        он должен прийти, и вот он уже в мире. (4) Вы, детки, от Бога
        и их победили, потому что Тот, кто в вас, больше того, кто
        в мире. (5) Они - от мира и поэтому говорят на языке,
        на котором говорит мир, и мир их слушает. (6) Мы же от Бога,
        и тот, кто знает Бога, нас слушает, а кто не от Бога, нас
        не слушает. Вот так мы можем узнать дух истины и дух лжи.

        [ Перевод В.Н.Кузнецовой
          www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1jo.htm#3:11
          + Комм. из "Толковой Библии Лопухина"
          (Проф. свящ. А. Глаголев)
          www.mystudies.narod.ru/library/l/lopuhin/bible/1_john.html
          Кроме того использованы:
          * Комм. из "Брюсельской" Библии
          ( www.bible-center.ru/biblecomment?txt=1jo+3&comm=brs89 ) ]
                           

к 1Ин.3:11-20:
 + + + свящ. Александр Мень: Каин и Авель
        www.messia.ru/rasylka/004/700.htm#0 (+ссылки!)

к 1Ин.3:21-4:6:
        * иг. Евмений (Перистый):
                ...чтобы любовь Божия изливалась из наших сердец...
                               www.messia.ru/rasylka/006/1418.htm#0
        * Библия-центр - Заповеди
           www.bible-center.ru/topic/commandment

           

***************************************************************** * *
  к богослужебным чтениям среды 3-ьей предуготовительной седмицы
  (Иоиль 2:12-26; 3:12-21)
   www.messia.ru/rasylka/007/1766.htm#0
   (К.С.Льюис;
    ссылки на тексты свящ. Александра Меня, Х.П.М.Кьюненена и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Придя на место, Он сказал им:
 "Молитесь, чтобы устоять в испытании!"
 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня
 и, став на колени, молился:
 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!
 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!" (Лк.22:40-42)
                                * * *
"Язык - неудержимое зло, он полон смертоносного яда!" (Иа)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2125.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------