=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

( Предыдущие части:
  www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0;
  www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0;
  www.messia.ru/rasylka/008/2338.htm#0;
  www.messia.ru/rasylka/008/2340.htm#0 )


> Существуют три типа экуменизма. "Богословский", "ученый" экуменизм -
> это  общение  богословов  различных христианских конфессий. Общались
> богословы  и  раньше.  На  Флорентийском Соборе в XV веке эксперты -
> один  православный  и один католический богослов - несколько месяцев
> вели заведомо  бесплодные дискуссии о тайне исхождения  Святого Духа
> в  недрах Св. Троицы. Дискутанты отлично знали, что не смогут прийти
> к единому мнению, но не торопились свертывать диалог, думаю - по той
> простой  причине,  что  им было интересно друг с другом. Со "своими"
> они  просто  не  могли  разговаривать  на  такие  темы - требовалась
> незаурядная  логическая  подготовка, эрудиция, духовная зрелость. Но
> их  общение   было  подпорчено   жесткой   и  невыполнимой  задачей:
> найти  решение,  согласиться  хоть  на  чём-то. Богословы-экуменисты
> принципиально  отказываются  от  такой  установки. Их цель - диалог,
> причем диалог намеренно бесцельный. Так обретает свободу мысль.

> Второй   тип   экуменизма   иногда   называют  "диким".  Это  просто
> эмоциональное  ([но  часто  переходящие  и  в  духовную, мимтическую
> область])  переживание  единства  христиан  в  вере.  Это  экуменизм
> туристов.  Приехать  в  другую страну, просто так зайти в храм чужой
> конфессии  и  вдруг почувствовать, что и в нём христиане, что с ними
> ты  молишься   тому  же  Христу,    что   они причащаются Его Тела -
> это  огромное потрясение. И оно было невозможно для путешественников
> прежних  времен, которые смотрели  на всё с исследовательским  (а то
> и  с коммерческим или политическим)  подозрением    и  испытыванием.
> [Сам  феномен  туризма  не  случайно  возник  в  нашем  веке: турист
> отличается   от   всех   типов  путешественников  отсутствием  цели:
> торговой,    научной,    образовательной.    "Отдых"   есть   именно
> принципиальная бесцельность, прекращение "обычной" жизни, отказ даже
> от  дыхания.  В  этом  смысле,  кстати,  и  эмигранты  были  отчасти
> туристами  – или, скорее, ссыльными (ведь бесцельность существования
> характерна   и  для  заключенных,  только  для  них  она  мучительна
> принудительностью  своей  и  протяженностью).      Такое     общение
> с   инославными   –      всегда     в  ситуации "гость-хозяин"     –
> часто  переживается  как  более   "чистое",   как   более  глубокое,
> чем  общение  с  собратьями  по  конфессии:    последнее  происходит
> в  ситуации "хозяин-хозяин",  вечно омрачено нашим неумением хотя бы
> в храме быть как дети.]

> Третий  тип  экуменизма  -   бюрократический.  Он более всего виден,
> и  речь о нём уже шла. Это конференции, симпозиумы, визиты иерархов,
> начальников, председателей.   Это  Всемирный  Совет  Церквей.  Исток
> и  костяк этого движения составляют протестанты (католики в нём, как
> уже  говорилось,  вообще  не  участвуют,  хотя  "дикие"  и  "ученые"
> экуменисты  среди  них  есть).        Преобладание      протестантов
> в  экуменическом  движении  не  случайно: большинство протестантских
> <де>номинаций  в свое время  начали с отхода от Церкви,  в том числе
> от  такого ее существенного качества,   как  единство  администрации
> и учения. В экуменизме лидеры разрозненных, многочисленных (от очень
> крупных,  как  Англиканская  церковь,  до очень мелких - в несколько
> человек)   протестантских   групп   обретают   возможность   вернуть
> утраченное хотя бы отчасти.

> По-настоящему интерконфессиональным, экуменическим движение является
> благодаря   участию   православных,  в  первую  очередь  Московского
> Патриархата. /Но это участие - на чиновном уровне - не добровольное,
> оно  было инициировано при Хрущеве большевиками (сейчас опубликованы
> архивные  документы,  подтверждающие  это)  с целью создать еще одну
> дымовую  завесу  в  дополнение  к  тем,  которые  именовались  у них
> "международным престижем СССР"./

> Экуменизм  по определению не может быть успешен. Он не может достичь
> цели,   ибо   только   отсутствие   цели  создает  саму  возможность
> экуменизма.  "Унизм"  -  стремление  загнать всех в свою конфессию -
> имеет цель и может быть (теоретически, только теоретически) успешен.
> Об экуменизме нельзя сказать, что он хочет объединить всех христиан,
> ибо  экуменизм  начинается  с восприятия единства христиан  в Единой
> Церкви  как  догматической    истины,    как   реальности  невидимой
> и  таинственной.  Раздробленность  видимых  Церквей  есть реальность
> совершенно  другого порядка - хотя это слово тут не очень подходит -
> порядка  "мира сего", мира тьмы. Естественно, экуменизм и не мечтает
> о приведении  в  полное   соответствие   порядка   Царства Небесного
> и царства кесаря, о гармонизации света и тьмы.

> Экуменизм,  таким   образом,   оказывается   прямо противоположен 
> всевозможным поискам единства,    происходящим   вне христианства  –
> в  политике,  в  экономике,  в  культуре. Можно мечтать о построении
> "единого  общеевропейского дома"  –  ибо такого дома  не существует,
> но  нельзя мечтать о построении Единой Церкви – ибо Она есть.  И нет
> более несбыточных – хотя и прекраснодушных – мечтаний, чем обращение
> к  Церкви  за  "общечеловеческими  ценностями".  Да,  Христос      –
> общечеловеческая  ценность,  но  именно  поэтому  единство  в Христе
> нельзя   сделать   средством   достижения   единства   в  мире  сем.
> Государство, культура,  этика являются ценностями  всегда временными
> и служебными, а не первичными.]

> Страшный  и  плодотворный  опыт  страдания,  данный двадцатым веком,
> незаметно  сделал  анахронизмом  тот  экуменизм, с которого этот век
> начинался  -  экуменизм, вдохновлявшийся видением Церкви как дерева,
> создавший пресловутую  теорию   ветвей: христианство-де  разделилось
> на  ветви,  но  они вполне равноправны. Произошел некоторый духовный
> переворот,  поставивший  многое  на  место  -  переворот  на  уровне
> личности. В частности, стало понятно, что  нам только кажется, будто
> единство Церкви    +образуется+   -   образуется  из единства   меня
> с собратом,   из  единства  приходской общины, из единств  различных
> больших и малых церквей. На самом деле, единство Церкви +образует+ -
> образует наше  единство.   Оно  является  источником,  а  не устьем,
> благодаря  единству  Церкви  Христовой  только и возможно  появление
> любых общин, братств и приходов. Она - лоза, а мы - гроздья, которых
> может  и  не быть и которые, во всяком случае, уж верно  не снабжают
> лозу соками, а снабжаются от нее.  Только классическая теория ветвей
> не  слишком  соответствует  евангельскому образу: во-первых, потому,
> что  самостоятельными гроздьями считают слишком большие образования,
> а  не  "двоих  или  троих  собравшихся  во имя Христово", во-вторых,
> потому,    что   создается    ощущение,  что  единый   ствол   более
> не существует. А на самом  деле  -  Церковь пребывает единой,  и это
> не  искупление  и даже не оправдание, а именно глубочайшее обвинение
> нашим  раздорам.    Если   бы  они  противоречили  только   прошлому
> или   будущему   идеалу  единства  -  ну,  бывает,  дело  житейское,
> историческое.   Но   раздоры   противоречат   реальному,   открытому
> для всякого верующего во Христа единству - а такое противоречие есть
> уже кощунство или, по крайней мере, глупость и нетрезвость.

> Двадцатый  век  сделал окончательно несбыточными мечты слить воедино
> ценности  всех  религий,  которыми  жил  конец  девятнадцатого века.
> Теперь видно - видно эмоционально, и сразу стало логически понятно -
> что такого рода "экуменизм" и  экуменизмом  не является,  ибо  стоит
> вне  Церкви,  как,  впрочем,  вне  всех  религий.  Сторонники такого
> "экуменизма"  [(впрочем, они этим словом практически не пользуются)]
> сравнивают  содержание  религий  с водой, разлитой по сосудам разной
> формы,  и предлагают слить  их  вместе.  Но   куда? Сделать еще один
> сосуд  - таких попыток много было за последние сто лет, и они только
> увеличивают количество посуды. Или просто перебить все горшки? Будет
> одна-единственная  грязная лужа. Впрочем, к счастью, не будет - ведь
> на  самом деле воды религий отличаются не формами сосудов, а вкусом,
> цветом,  чистотой,  есть  религии,  в  которых  /вода  Истины вообще
> заморожена, а есть - в которых она уже/ давно перешла в газообразное
> состояние  или,  просто  говоря, испарилась. "Где вы, богини прежних
> дней..."

> Хотя  экуменизм   как явление не может быть  успешен  или неуспешен,
> но  личность его переживает, и переживает именно как череду провалов
> и крушений. Радостно только само вхождение в экуменизм, самое первое
> обнаружение  того,    что  единство  Церкви есть  не просто  строчка
> в  Символе  веры,  а реальность,   позволяющая   общаться  с членами
> иных  христианских  конфессий.  Каждый "экуменист" имел свой медовый
> месяц,   когда  обнаружил,   что  католики   -  или  протестанты   -
> или  православные  -  тоже  христиане. Но слова  "экуменист" недаром
> не  существует   (во всяком  случае, в Церкви), и недаром я беру его
> в кавычки    -  ибо такой медовый месяц очень  скоро  заканчивается,
> и  человек  упирается  именно  в непреодолимость внешних разделений.
> Более  того,  он  сталкивается  с  тем,  что экуменизм принципиально
> возможен  лишь  для  меньшинства и для многих из этого меньшинства -
> лишь  как  эпизод.  А  всё  дело  именно  в том, что экуменизм <...>
> возможен   в   особой   экзистенциальной   ситуации   -  в  ситуации
> бесцельности,   духовного туризма.  Но все  не могут быть туристами,
> и  очень  немногие  могут  быть  туристами постоянно (обычно вопреки
> своей  воле,  это  очень тяжелая судьба). Поэтому большинство членов
> того   или   иного   христианского  исповедания  сохраняют  холодную
> настороженность  (это  в  лучшем  случае,  вообще  же  и  ксенофобии
> предостаточно) по отношению к исповеданиям другим. Поэтому участники
> "международной  научно-практической  конференции" в Почаевской Лавре
> [по  униатству]  первым  пунктом постановили: "Учитывая многовековую
> практику   лицемерия   Ватиканской  политики,  поддерживаем  решение
> Блаженнейшего   Иерусалимского   Патриарха   Диодора  о  прекращении
> экуменических  связей,  угрожающих самому существованию Православия"
> (Украинский  православный  вестник.  Май 1991, N3(13), с.З). Поэтому
> один   мой  знакомый,  ученый  богослов,  дружески,  с  наслаждением
> пообщавшись  с  западными  богословами,  затем  вернувшись в обычную
> ситуацию,  в  которой  цель  его - поиск и защита истины, со вздохом
> заметил:  "А всё-таки они вроде попугая,  который   подражает  речи,
> не   понимая   ее".   Поэтому   экуменические  контакты  то  и  дело
> заканчиваются  переходом  в  конфессию,  которая стала Объектом этих
> контактов,  -  человек  из  временного туристического статуса входит
> таким   образом    в постоянную    ситуацию,    только уже   другую,
> чем  первоначальная.  Поэтому  один  и  тот же православный архиерей
> может утром лобызать кардинала, а днем распекать своего подчиненного
> за симпатии  к  католицизму.  Всё  это   не от лицемерия,  а  именно
> от  искренности  людей,  которые  в  различных  ситуациях ведут себя
> по-разному.

(продолжение следует)

                        [ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
                          опубликовано:
                          (а) Размышления о разном.
                          М.: Ирина, 1992
                          (б) Журнал "Истина и Жизнь"
                          ## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm;
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen1.htm.
                          (2 печатные пубикации представляют собой
                          различные редакции текста. Здесь
                          представлена "сводная" версия.
                          Фразы, отсутствующие в (б), заключены здесь
                          в квадратные скобки. Фразы, отсутствующие
                          в (а), заключены здесь в наклонные скобки.)
                          Выделение  подчеркиванием  сделано
                          редактором рассылки. ]

 





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда Иисус подъехал к тому месту,
 где начинался спуск с Масличной горы,
 вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога
 за все чудеса, которые они видели,
 ликуя и восклицая:
 "Благословен идущий
    во имя Господа Царь!
  Мир на небе
    и слава в вышних небесах!"
 Фарисеи из толпы сказали Ему: "Учитель, уйми Своих учеников!"
 Он возразил:
 "Поверьте, если умолкнут они, закричат камни".
 Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город,
 заплакал о его судьбе и сказал:
 "О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!
 Но ныне от глаз твоих он скрыт.
 И вот наступят дни,
 когда враги окружат тебя земляными валами,
 возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон,
 тебя и жителей твоих сотрут с лица земли
 и не оставят от тебя камня на камне -
 из-за того, что не узнал ты время,
 когда Бог предлагал тебе спасение".
 Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
 "В Писании сказано:
  'Дом Мой будет домом молитвы',
  а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:37-46)
                                * * *
"Воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия;
 вознесшись – подарил свободу от Самого Себя для встречи с Собой".
                                                                (Я.К.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2342.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»